9 лет назад 10 июля 2009 в 17:12 74

Игровое кресло Playseats Evolution и руль Logitech G25 Racing Wheel

Макс Еховский

Руль Logitech G25 Racing Wheel появился, страшно сказать, три года назад. Игровое кресло Playseats Evolution массово производится с 2002 года. И знаете, что удивительно? Ничего лучше с тех пор так и не придумали. Не это ли показатель истинной культовости?

Автосимуляторы никогда не были моим любимым игровым жанром. Пялиться в экран размером меньше стекла в двери автомобиля, судорожно нажимать на кнопки клавиатуры и воображать, будто летишь на Lamborghini Gallardo по ночному городу – увольте. О какой реалистичности ощущений может идти речь? Однажды пытаясь понять, от чего так прутся виртуальные гонщики, я даже решился на покупку руля с обратной связью, но очень быстро выяснил массу подробностей, о которых предпочел бы не знать.

Во-первых, руль нужно куда-то прикручивать, и компьютерный стол для этой цели – не самый подходящий вариант. Прикладываемое в азарте игры усилие элементарно срывает практически любое крепление и к тому же портит покрытие стола – это как минимум. Кроме того, механизм обратной связи занимает приличное пространство, и сколько-нибудь удобно разместить руль, клавиатуру, мышь и монитор на обычном компьютерном столе не так-то просто.

Во-вторых, если компьютер используется не только для виртуальных рейсингов, то всякий раз после игры руль со всеми причиндалами нужно отвинчивать (если он сам не отвалился в процессе) и куда-то убирать.

В-третьих, блок педалей в подавляющем большинстве моделей слишком легкий и практически никак не крепится к полу, а потому постоянно норовит уехать из-под ваших ног, чем лично меня доводит до белого каления.

Ну и в-четвертых, в большинстве рулей с обратной связью мощность используемых двигателей настолько мала, что эффекты отдачи выглядят ну совсем нереально. Вырвать рулевое колесо из рук (или хотя бы попытаться это сделать) при сильном боковом ударе способен разве что толстячок Logitech Momo, который я за это, признаться, полюбил и долгое время считал единственным более-менее достойным вариантом, несмотря на жутко мягкие педали, стандартный небольшой угол поворота (240 градусов), отсутствие нормального переключателя передач и педали сцепления.

В общем, покупка руля так и не сделала меня заядлым виртуальным рейсером, и я с этим практически смирился, но неожиданно одна за другой произошли три важные вещи, которые все перевернули с ног на голову.

СНАЧАЛА ПОЯВИЛОСЬ КРЕСЛО

Случилось это так. Мне позвонили и предложили на тест настоящее автомобильное кресло болида A1GP. Настоящее кресло болида – ни больше ни меньше! Мог я отказаться? Конечно, нет. Оказалось, что такие кресла, разработанные специально для использования с игровыми комплектами рулей, производит голландская компания Playseats (www.playseats.com). Она была основана бывшим гонщиком и настоящим фанатом гонок Фернандо Смитом, однажды притащившим домой автомобильное кресло Spargo и установившим его на металлическое основание перед компьютером.

Кресло прибыло в коробке размером 40x50x60 сантиметров. Я поначалу даже не поверил, что в ящик такого размера может поместиться кресло из спортивного автомобиля. Но все объяснилось очень просто. Конструкция Playseats Evolution полностью разборная за исключением самого сиденья, которое не разбирается, но складывается. Собственно, складывается спинка, в легком трубчатом каркасе которой есть шарнирный механизм с двумя мощными штыревыми фиксаторами. Этот нехитрый, но очень надежный механизм спрятан сзади под обшивкой, которая крепится липучками. Складывается и раскладывается спинка элементарно, а сиденье в сложенном виде занимает совсем не много места.

Кроме черного обтянутого искусственной кожей сиденья в коробке оказался набор из некоторого количества металлических деталей, инструкция по сборке, крепежные винты, пластиковые монтажные стяжки, запас липучек и два шестигранных ключа. Для того чтобы спокойно и без спешки собрать кресло, мне понадобилось 20 минут и не понадобились липучки и инструкция – конструкция настолько проста, что все понятно и без поясняющих картинок.

Шестигранные ключи нужны для сборки трех основных частей: легкой каркасной конструкции, к которой прикручивается сиденье, стойки для крепления руля и подставки для блока педалей. Эти три основных модуля в собранном виде стыкуются между собой и фиксируются регулировочными винтами с большими пластиковыми набалдашниками. Благодаря такой конструкции можно независимо изменять расстояние от сиденья до подставки педалей и до руля, а также высоту и наклон рулевой колонки. Так что подстроить виртуальный спорткар под свое собственное представление о комфорте не составляет никакого труда. Кроме того, модульная конструкция позволяет при необходимости минимизировать место, занимаемое креслом: достаточно сложить спинку сиденья, отпустить два фиксирующих винта и разобрать кресло на компактные составные части.

Кресло в сборе. Я уже успел убрать упаковочную бумагу и уселся на черное сиденье с логотипом Playseats. Сидеть в правильном спортивном кресле с боковыми поддержками и анатомически выгнутой спинкой очень удобно.

ПОТОМ ПОЯВИЛСЯ РУЛЬ

Но это был не просто руль. Это был Logitech G25 Racing Wheel – лучший из когда-либо выпускавшихся игровых комплектов.

Начнем с того, что выглядит набор, состоящий из руля, блока педалей и отдельного блока переключения передач, просто потрясающе: металл, настоящая кожа, прочный и приятный на ощупь пластик. После того как подержишься за баранку G25, после кожаной оплетки на металлическом рулевом колесе и набалдашнике ручки шестиступенчатого переключателя передач, брать в руки какой-нибудь пластиковый руль просто не захочешь.

Правильной формы и размера подрульные шифтеры, выполненные из металла, нажимаются очень мягко и точно – вот вам реальные переключатели скорости для Lamborghini, Ferrari и прочих авто с роботизированными коробками передач – переключать им скорости одно удовольствие.

“Пятки” педалей, рычаги и основание тяжелого педального блока тоже металлические. И как же это приятно, что педалей, как положено, три, и каждая из них имеет собственную мягкость нажатия: как и в настоящих автомобилях, максимальное усилие требуется для тормоза, усилие чуть поменьше для сцепления, и самым мягким оказывается газ. Возникает полное ощущение, что жмешь педали дорогого спорткара.

Но самый убойный аргумент G25 – угол поворота рулевого колеса, который составляет ни много ни мало 900 градусов. Что это значит? Это значит, что руль делает ровно два с половиной оборота от левого крайнего положения колес до правого, и именно 2,5 оборота в среднем делает рулевое колесо в подавляющем большинстве серийных легковых автомобилей, то есть у нас есть шанс получить куда более реалистичные ощущения от управления виртуальным автомобилем, чем при использовании игровых рулей, баранка которых не в состоянии сделать даже один полный оборот. (Где вы видели современный дорожный автомобиль, который выворачивает колеса до упора, стоит чуть повернуть руль?)

Кстати, угол поворота 200-240 градусов, так любимый производителями компьютерных рулей, взят не с потолка: на такой угол поворачиваются рули болидов Formula 1. Но есть очень много неплохих игр – как автосимуляторов, так и гоночных аркад, – которые не имеют никакого отношения к “Формуле” и в которых, соответственно, болидов нет, зато в них полным-полно обычных дорожных автомобилей и их спортивных модификаций, и рули этих авто, за редким исключением, делают гораздо больше одного оборота.

Вообще, полный угол поворота руля – это отдельный разговор. По большому счету оптимальный максимальный угол зависит от средней скорости автомобиля: чем выше средняя скорость, тем меньше должен быть предельный угол поворота руля. Вот и получается у очень быстрой Formula 1 руль вертится всего на 3/4 оборота, у раллийных автомобилей он делает 1,5-2 оборота, а у большинства дорожных – 2,3-2,8. Прелесть Logitech G25 Racing Wheel в том, что он в состоянии эмулировать любой из перечисленных вариантов: буквально в два клика через комплектную утилиту можно изменить угол в пределах от 40 до 900 градусов. Так что если в игре много разных автомобилей, как, например, в Test Drive Unlimited или NFS: Carbon, то для любого из них найдется подходящий угол поворота. А если говорить об ощущениях, то управление обычной дорожной машиной при нормальной эмуляции со стороны игры на 900 градусах очень похоже на реальное.

Поклонникам и противникам NFS: Carbon

Руль с углом поворота 900 градусов – шикарнейшая вещь, возможностями которой нужно умело пользоваться. Например, большой угол поворота очень сильно облегчает вождение мощных и тяжелых заднеприводных автомобилей – так называемых Muscle Car: высокая точность угла обеспечивает куда более комфортное управление. Но 900 градусов на Lamborghini Galardo в условиях гонки на предельных скоростях превращается в кромешный ад. Здесь куда более уместен угол 240-280 градусов, то есть близкий к углу болидов Formula 1. Тот же грузовик, уходящий от копов в одной из Challenge Series, куда круче вести рулем с большим углом поворота – совсем иные ощущения.

Если вы прошли весь NFS: Carbon и вам показалось, что игре не хватает сложности, просто попробуйте пройти ее еще раз, но поставьте полный угол поворота руля. Сложность даже очень простых гонок возрастет на порядок, и любого заноса или сильного бокового удара окажется достаточно, чтобы досрочно вывести вас из гонки. А если вам и этого будет мало – выключайте подрулевые шифтеры и полностью переходите на механическую коробку передач – тут уж никому мало не покажется.

PLAYSEATS EVOLUTION + LOGITECH G25 =…

Чтобы избавиться от бесконечного скольжения по полу, в педальном блоке Logitech G25 есть специальная выдвигающаяся платформа с шипами, которая способна удерживать блок на ковровом покрытии. Чтобы надежно закрепить руль, в Logitech G25 использовано переработанное усиленное крепление. Но союз Playseats Evolution и Logitech G25 Racing Wheel настолько идеален, что эти две небесполезные, в общем, вещи оказываются не нужны: болтовые крепления руля и блока педалей – и никогда в жизни ни рулевая колонка, ни педали не будут соскальзывать с подставок. Что может быть удобнее и надежнее?

Еще 20 минут трачу на прикручивание блока педалей и руля, аккуратную укладку кабелей и фиксацию их с помощью монтажных стяжек из комплекта. По ходу понимаю, что переключатель передач крепить некуда. Компания Playseats выпускает специальную подставку для “коробки передач” G25, которая крепится как раз там, где нужно – у основания кресла, но это, к сожалению, опциональная фишка, которая пока не поставляется в Россию. Надеюсь, что это временная проблема, потому что крепления этого очень не хватает.

ЯВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ, ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ

Собственно, это не совсем явление. Просто именно в тот момент, когда привезли сначала кресло, а потом и руль, я занимался тестом прокторов для домашнего кинотеатра и, собрав суперкар, вдруг понял, чего ему не хватает.

Подключаю компьютер к проектору, сажусь в низкое спортивное кресло, минут пять трачу на подстройку высоты руля и расстояния до педалей – и понеслось: NFS: Carbon, Race – The WTCC Game, Test Drive Unlimited, GTR 2 FIA GT Racing Game…

Напрасно все вокруг пытались выдернуть меня и как-то наладить общение – единственное, о чем я мог говорить – о марках автомобилей, правильном входе в поворот, дрифтах, приемистости и управляемости. И о том, что в Test Drive Unlimited и полноценных автосимуляторах вроде GTR 2 и Race WTCC можно смело активизировать сцепление, и попробуй только резко бросить его на первых передачах – машина элементарно заглохнет, как, собственно, ей и положено. И еще о том, что механизм обратной связи у Logitech G25 невероятно мощный. Два тихих двигателя обеспечивают такую отдачу, что настроение противников в NFS: Carbon становится абсолютно очевидным с первых же секунд гонки. Главная задача – удержать руль в руках, потому что бьют со всех сторон, причем очень грамотно и сильно. Кстати, во многих играх, которые “знают” Logitech G25 и умеют им управлять, по умолчанию эффект отдачи выставлен на минимальное значение, в то время как для всех остальных рулей он установлен на максимум, что само по себе говорит о многом.

Идеален ли Logitech G25 Racing Wheel? На мой взгляд, почти. Единственное, на что могу посетовать после длительной “езды” – недостаточная четкость фиксации передачи в шестиступенчатом блоке переключения. В остальном G25 просто великолепен, особенно в комплекте с Playseats Evolution: эта пара – отличный виртуальный суперкар. Я теперь всем так и говорю: у меня дома стоял суперкар, причем не один.