9 лет назад 10 июня 2009 в 21:50 69

Преимущества и классификация зеркальных камер

Андрей Клемин

klemin@mail.ru

Купишь компактный цифровик, поиграешься год-другой и разочаруешься. Хочется большего, как в глянцевых журналах, как у профессионалов. Может, пора купить зеркалку, тогда и снимки будут лучше всех?! А может, ничего хорошего и нет в этих громоздких камерах, главное – умение? Попробуем разобраться.

В то время как одна часть фотолюбителей задает вопрос: зачем вообще нужен зеркальный фотоаппарат, если многие компактные камеры превосходят их по некоторым характеристикам, другая часть нашла однозначный ответ: покупай зеркалку, и снимки будут качественные, как у профессионалов. Ошибаются и те, и другие. Но обо всем по порядку.

Для начала разберемся, что такое зеркальный фотоаппарат и в чем его преимущества. Любой объектив строит оптическое изображение перевернутым, слева направо и сверху вниз. Увидеть это изображение можно в той же плоскости, где располагается светочувствительный материал, или матрица. Это означает, что для визирования изображения в видоискателе нужно вытащить из фотоаппарата матрицу, установить на ее место матовое стекло и рассматривать изображение на нем, пытаясь сфокусировать объектив и определить границы кадра. Ну а перед съемкой необходимо вернуть матрицу на место, сделать кадр и снова ее вытащить. В позапрошлом веке такими были все пленочные фотоаппараты: громоздкие, неудобные, категорически непригодные для репортажной съемки. Чтобы избежать этих неудобств, был придуман параллаксный видоискатель – рамка, система линз, а иногда и второй объектив, с помощью которого можно просто определить границы кадра. Фотоаппараты стали мобильнее, но что делать, если нужно на глаз оценить действие фильтра или использовать сменный объектив? Для решения этой задачи в фотоаппарат и установили зеркало. Во время визирования зеркало отражает строимое объективом изображение на матовое стекло видоискателя. В момент съемки зеркало поднимается, и те же самые лучи попадают на фотопленку или матрицу. Новая конструкция оказалась революционной, предоставив возможность фотографу точно контролировать границы кадра и резкость, менять объективы и видеть действие светофильтров. Кстати сказать, первая пленочная зеркальная фотокамера появилась на свет всего 73 года назад в Германии.

Появление цифровых камер сделало зеркальный видоискатель не таким уж необходимым элементом фотоаппарата. Ведь теперь любая “мыльница” отображает на ЖК-мониторе именно то изображение, которое создает объектив камеры. Вроде бы и зеркало теперь в конструкции не требуется. Но пока это лишь иллюзия. Зеркальный видоискатель, как и прежде, вне конкуренции! Попробуем разобраться в главных преимуществах зеркальной конструкции цифровика.

ПРЕИМУЩЕСТВА ЗЕРКАЛА

Сменная оптика

Как и много лет назад, сменная оптика под любые нужды и с любыми характеристиками – преимущество фотоаппаратов зеркальной конструкции. Нарушать этот стереотип производители пока не торопятся. Но попытки предпринимаются – например, в прошлом году на рынке появилась фотокамера Panasonic Lumix DMC-G1 со сменной оптикой, не имеющая зеркального видоискателя. Она оснащена только электронным (EVF), псевдозеркальным видоискателем. Но пока это редкость, почти исключение из правил. Сменная оптика – одно из главных достоинств зеркальных фотоаппаратов. А ведь объектив задает характер изображения в большей степени, чем сама камера. Выразительные портреты с резким изображением глаз и размытым фоном получаются при использовании светосильных объективов с минимальной диафрагмой 1,4 – 1,8. Эти же объективы, пропуская больше света, позволят фотографировать в комнате или в вечернее время на улице без вспышки. Супертелеобъективы с огромным зумом смогут приблизить изображение сильнее, чем многие компактные камеры. Сверхширокоугольный объектив “рыбий глаз” позволяет показать на одном снимке салон автомобиля или кабинку лифта, отображая пространство под углом 180 градусов (по диагонали кадра), как некоторые дверные глазки. На каждый вид съемок найдется подходящий объектив. Поэтому максимум преимуществ зеркального фотоаппарата можно получить, лишь предусмотрев покупку двух-четырех дополнительных объективов.

Хорошие объективы зачастую стоят дороже камеры, но у многих производителей в линейке есть и бюджетные модели – например, светосильный объектив Canon EF 50 mm F/1.8 за весьма скромные пять тысяч рублей. Аналогичный, но профессиональный и еще более светосильный объектив Canon EF 50 mm f/1.2 L USM стоит в десять раз дороже. Если же желания покупать дополнительные объективы у вас нет, быть может, и от покупки зеркалки стоит отказаться, так как полностью оценить ее достоинства вы не сможете.

Автофокусировка

Если вы снимали цифровой “мыльницей”, наверное, замечали, как долго она иногда фокусируется на нужный объект, особенно если тот плохо освещен. Этот недостаток объясняется невысокими характеристиками оптики многих компактных камер и использованием основной “съемочной” светочувствительной матрицы в качестве датчика автофокуса. У зеркальных фотоаппаратов автофокусировка быстрее и чувствительнее, поскольку во многих объективах используются более быстрые и тихие ультразвуковые моторы, а за фокусировку отвечает специальный датчик, расположенный в камере за зеркалом. Такой датчик, оценивающий резкость изображения, создаваемого объективом – тоже достоинство усовершенствованной зеркальной конструкции.

Размер матрицы

Наибольшее распространение в зеркальных фотоаппаратах получили светочувствительные матрицы двух размеров: полнокадровые (размер матрицы примерно соответствует размеру кадра на обычной фотопленке 35 мм – 24х36 мм) в профессиональных зеркалках и полукадровые (около 23х16 мм) в любительских и полупрофессиональных камерах. В компактных камерах размер матрицы существенно ниже – всего 6х8 мм и меньше. Использование столь маленьких матриц в “компактах” имеет два негативных последствия. Во-первых, снижается их светочувствительность и растет шум, что ухудшает качество изображения. Во-вторых, для обеспечения привычного угла поля зрения фотоаппарата приходится использовать оптику с малым фокусным расстоянием, непригодную для размытия фона при съемке портрета согласно канонам жанра. Таким образом, чем больше светочувствительная матрица фотоаппарата, тем лучше!

Плюс “мелочи”

Помимо перечисленных достоинств у любого зеркального фотоаппарата классом выше “компакта” есть многочисленные другие: больший ресурс работы (износостойкость, прочность, надежность), более высокая скорость съемки, более качественное и приятное изображение в видоискателе, поддержка различных современных режимов и технологий, приятная эргономика, широкий ассортимент различных дополнительных аксессуаров и многое другое. Сегодня все самые передовые технологии обычно сначала появляются в зеркальных камерах, а затем в камерах попроще.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод: зеркальный фотоаппарат обеспечивает более высокое качество изображения, он удобнее и надежнее в процессе съемки. Но полностью ощутить эти преимущества смогут наиболее увлеченные фотолюбители, готовые потратить немного средств на дополнительные объективы и принадлежности.

Если серьезных фотографических планов нет, быть может, компактная “мыльница” будет даже предпочтительнее. Она самодостаточна, мала, ее всегда можно носить с собой. Встроенный объектив предотвратит попадание пыли внутрь камеры. Да и благодаря цене и размерам к компактной камере можно относиться менее трепетно, снимая рискованные и необычные кадры.

Зеркальный фотоаппарат напоминает конструктор, который можно развивать, делая его более универсальным, или, наоборот, адаптировать под какой-то один вид съемки. А это потребует некоторых фотографических знаний и средств. Если же таковых устремлений у вас нет, вы, скорее всего, получите дорогой, тяжелый, громоздкий фотоаппарат с кучей бесполезных режимов, снимающий в некоторых случаях хуже “мыльницы”. Нужно четко осознавать, что зеркалка сама по себе не сотворит чуда, снимки не станут намного лучше лишь потому, что вы сделали их крутым зеркальным фотоаппаратом. Нет, разница, конечно, будет. Но она, скорее всего, окажется значительно скромнее ваших ожиданий.

ЧЬЕ ЗЕРКАЛО ЛУЧШЕ

При выборе зеркальной камеры очень важно правильно определиться с компанией-производителем. Почему важна фирма? Все очень просто. Как только вы приобретете фотоаппарат какой-то фирмы, про другие компании и их фототехнику можете смело забыть. Дополнительные принадлежности и аксессуары разных фирм, объективы, вспышки, аккумуляторы не совместимы между разными системами. Объектив Canon не подойдет к камере Nikon, а вспышка Sony не совместима с фотоаппаратом любой другой компании. У каждой фирмы свои уникальные гнезда крепления и электронные технологии, что гарантирует несовместимость систем-“конструкторов” разных компаний. Кое-что иногда можно использовать посредством хитрых переходников и усовершенствований, но почти всегда с какими-то ограничениями и неудобствами. Надежда остается лишь на сторонних производителей, изготавливающих схожие аксессуары для разных компаний, или адаптеры-переходники, позволяющие хоть как-то совместить несовместимое – скажем, установить на фотоаппарат Canon объектив от старенького “Зенита”.

Представьте: приобрели вы камеру, вспышку, два-три объектива фирмы “А”, как вдруг снимки с фотоаппаратов фирмы “Б” вам понравились больше своей цветопередачей. Или, скажем, фирма “Б” выпустила новую современную камеру с уникальными характеристиками, вам хочется такую, вы готовы продать свою и купить новую, а в модельном ряду фирмы “А” подобной камеры нет и не предвидится. Продавать все накопленное под систему “А” оборудование и переходить на новую непонятную систему фирмы “Б” крайне невыгодно и неудобно. Тут и производители постарались, сделав управление камерой совсем не таким, как у конкурентов. Камеры каждой фирмы имеют характерное для всех моделей компании расположение кнопок, обозначение режимов и т. д. В результате в камере другой фирмы вам все кажется неудобным, непонятным – просто отвратительным. Немногие решаются полностью перейти с системы одной фирмы на другую. Поэтому, отдавая предпочтение конкретному фотоаппарату, обратите внимание на наличие, цену и доступность производимых для него аксессуаров, прежде всего объективов, внешних вспышек, аккумуляторов и батарейных блоков. Ведь это выбор практически на всю жизнь.

Кроме того, каждой компании свойственен свой подход к обработке цифрового изображения внутри фотоаппарата, что определяет качество будущего снимка, его резкость, цветопередачу. Сейчас в интернете можно найти множество сайтов, позволяющих увидеть снимки, сделанные той или иной камерой. Например, если на www.flickr.com задать поиск по тэгу с названием интересующего вас фотоаппарата, найдутся тысячи сделанных им снимков. Попробуйте, сравните фотографии с разных камер и тогда, быть может, сразу определитесь с фирмой.

Эргономические характеристики камеры, дизайн, организация меню – это дело вкуса. Но здесь, конечно, лучше подержать камеру в руке, ведь многое зависит от размера вашей кисти и силы. А вот режимы съемки настолько близки, и так редко встречаются уникальные характеристики, что говорить о них стоит лишь при выборе камеры для профессиональных нужд, где та или иная характеристика имеет решающее значение. Например, серийная съемка под HDTV, реализованная в Canon EOS 5D Mark II, которая пока остается диковинкой. Но не прошло и полгода, как режимами видеосъемки обзавелись любительские зеркальные камеры Nikon и Canon.

Для среднестатистического фотографа даже самый простой любительский зеркальный фотоаппарат обладает таким потенциалом режимов и настроек, что использовать их все вряд ли когда придется.

КЛАССЫ ЗЕРКАЛОК

Однако фотоаппараты отличаются не только качеством изображения, дизайном и названием фирмы на корпусе. Если вы определились с брендом, пора выбрать класс цифрового фотоаппарата. Здесь модельный ряд строго разделен по ценовым категориям. Каждый класс фотоаппаратов рассчитан на определенный круг пользователей – потенциальных потребителей. И для того чтобы фотограф не купил более дешевую модель, а потратился на полагающийся ему по статусу фотоаппарат, между классами помимо ценовой есть весьма существенная разница в характеристиках.

Попробуем разобраться в этих различиях, условно разделив ассортимент камер на пять классов. Условно, потому что единого подхода к классификации нет ни у фотографов, ни у производителей. Даже понятие “профессиональный фотоаппарат” весьма условное. Что это – фотоаппарат, которым можно зарабатывать? Камера, рассчитанная на интенсивное использование? Фотоаппарат, дающий изображение высокого профессионального качества? Думаю, каждый выберет для себя свой ответ и найдет аргументы в его пользу.

Любительский зеркальный фотоаппарат начального уровня

Это, как несложно догадаться, самая дешевая и простая зеркальная фотокамера в модельном ряду. Разрабатывая такой фотоаппарат, производитель старается сделать его себестоимость как можно ниже. Такие фотоаппараты, как класс зеркалок, появились позже всех. Зачастую это немного урезанная и упрощенная любительская зеркалка. Модель оснащается полукадровой матрицей, отличается упрощенным дизайном и функциональностью. Разрешение таких фотоаппаратов в настоящее время – 10 Мпикс. Фотоаппарат имеет ручные и автоматические режимы съемки, встроенную фотовспышку. В них используются карточки памяти SecureDigital, реже CompactFlash. Несмотря на простоту, в фотоаппаратах этого класса есть все, что может понадобиться увлеченному фотолюбителю, включая ручные режимы съемки и некоторые более тонкие настройки. Даже такой простой фотоаппарат стоимостью в районе 20 тысяч рублей способен сделать снимок профессионального качества, который впоследствии будет сложно отличить от снимка, сделанного профессиональной моделью.

Любительский зеркальный фотоаппарат

Более полноценный любительский фотоаппарат. Отличается от младшего класса наличием матрицы с более высоким разрешением – порядка 12 Мпикс., а также элементами, улучшающими внешний вид и эргономику камеры. Благодаря этому фотоаппарат выглядит чуть приятнее и солиднее. За скромное улучшение характеристик придется добавить шесть-семь тысяч рублей.

Полупрофессиональный зеркальный фотоаппарат

Если различия между двумя предыдущими классами незначительны, то здесь они более существенны, что сказывается и на цене – теперь она составляет порядка 50 тысяч рублей. Пожалуй, это самый многочисленный и распространенный класс фотоаппаратов. Дело в том, что полупрофессиональный фотоаппарат предусматривает как любительское, так и не особенно интенсивное профессиональное использование. В народе такой фотоаппарат имеет славу “недорогой рабочей лошадки”. Как и младшие модели, эти камеры оснащаются полукадровыми матрицами, но с еще большим разрешением – порядка 15 Мпикс. Фотоаппарат становится несколько массивнее и значительно удобнее. Существенно улучшается эргономика камеры, ее прочность и функциональность. Поскольку фотоаппарат подразумевает любительское использование, он имеет характерные для таких камер сюжетные экспонометрические программы и встроенную вспышку. От профессиональных камер модель получает ЖК-дисплей на верхней панели камеры, позволяющий видеть и осуществлять основные настройки фотоаппарата без помощи монитора. На смену карточкам памяти SecureDigital чаще приходят CompactFlash. Изображение в видоискателе становится немного светлее, точнее и крупнее.

Профессиональный зеркальный фотоаппарат начального уровня

Еще более прочная и надежная фотокамера с элементами влаго- и пылезащищенности. Так как фотоаппарат в первую очередь нацелен на опытных фотографов, в нем, как и в старших профессиональных моделях, отсутствует встроенная фотовспышка и сюжетные программы съемки. Но главное достоинство и отличие – это полнокадровая светочувствительная матрица с разрешением более 20 Мпикс. при достаточно умеренной цене в районе 100 тысяч рублей. Изображение в видоискателе становится еще более крупным и точным. Конечно, фотоаппарат не так прочен и надежен, как профессиональные модели классом выше, но это вовсе не делает его любительским. Он рассчитан на студийную и не очень интенсивную городскую репортажную съемку, на съемки с не очень большим бюджетом. Поэтому его компактный в сравнении с профессиональными моделями корпус, меньший вес и цену можно считать достоинствами, а не недостатками. Это профессиональный класс фотоаппаратов, нацеленный на вполне определенный круг фотографов.

Профессиональный зеркальный фотоаппарат

Все достижения в области разработки фотоаппаратов и все самое лучшее на текущий момент времени находит свое отражение в профессиональных камерах с заоблачными ценами – порядка 300 тысяч рублей. Профессиональная зеркальная камера рассчитана на интенсивную репортажную работу, она имеет более прочный, влаго- и пылезащищенный корпус с еще большим ресурсом работы. Фотоаппарат превращается в массивный всепогодный “вездеход”. Камеры этого класса имеют встроенную вертикальную рукоятку, внутри которой располагается более емкий аккумулятор. На задней панели появляется второй ЖК-дисплей, необходимый для того, чтобы фотограф реже прибегал к помощи монитора. Для этих же целей предназначены и дополнительные, более массивные кнопки и переключатели. Изображение в видоискателе полностью соответствует границам кадра. Камера становится достаточно тяжелой.

У лидеров фотопрома в модельном ряду зачастую представлено по две профессиональных модели. Одна с меньшим разрешением, благодаря чему достигается более скоростная серийная съемка. Вторая – с максимальным разрешением и чуть более скромной серийной съемкой.

ПОКОЛЕНИЯ ЗЕРКАЛОК

Теперь, когда мы можем более осознанно ориентироваться в брендах и классах фотоаппаратов, стоит сделать одно весьма важное дополнение о поколениях камер. Дело в том, что рынок цифровых фотоаппаратов стремительно развивается, характеристики камер улучшаются: растет разрешение матриц, улучшаются алгоритмы обработки изображения, включая шумоподавление, появляются новые функции, а уже опробованные приходят из старших камер в младшие модели. Срок жизни цифровой зеркалки составляет всего один-два года. Как только на рынке появляется старшая модель, предыдущая снимается с производства, становится устаревшим, предшествующим поколением. Например, в 2007 году на рынке появилась полупрофессиональная камера Canon EOS 40D, а уже через год новая модель в этом классе – Canon EOS 50D. Это означает, что за год камера 40D морально устарела и уже не соответствует технологиям дня сегодняшнего. Вместе с номером модели меняется и ее начинка: матрица, процессор, организация и вид меню, скорость работы, режимы и функции. Как правило, камеры одного поколения, но разных классов очень близки между собой. Новый режим или меню появляется сразу во всем модельном ряду. Обращайте на это внимание и старайтесь не покупать камеры прошлых поколений. Зачем тратиться на заведомо устаревший фотоаппарат, особенно если учесть, что цена на предыдущие модели снижается незначительно.

Если вы решите купить камеру прошлого поколения вместо последнего – посмотрите, какие режимы и характеристики вы потеряете. Если будете выбирать между камерой более низкого уровня ведущего бренда и камерой уровнем выше от слабого бренда – обратите внимание на ухудшение характеристик, перспективы развития и доступность аксессуаров. Если дилемма встанет между камерой подешевле с дорогим объективом и дорогой камерой с объективом попроще – помните, что через год фотоаппарат в любом случае устареет, а вот хороший объектив прослужит еще долго.

Стоит также заметить, что зеркальные фотоаппараты могут продаваться в комплекте с объективом (kit) и без него – только корпус камеры (body). Конечно же, фотоаппараты обычно комплектуются самыми простыми и дешевыми объективами. Но если это ваша первая камера и оптики к ней у вас нет, все же зачастую лучше купить kit (“комплект”). Как бы плох ни был штатный объектив, в комплекте он стоит дешевле и с честью отработает свою цену, пусть даже в качестве запасного объектива.

Как бы поступил я, какую камеру выбрал, имея ограниченный бюджет? Пожалуй, я бы предпочел камеру от одного из трех лидеров фоторынка, последнего поколения, более низкого класса (если придется выбирать между камерой покруче и вторым объективом), в комплекте со штатным объективом и вторым объективом более высокого класса и подходящего для того жанра съемок, в котором я собираюсь чаще всего снимать (светосильный портретник, широкоугольный объектив для интерьеров и пейзажа и т. д.). Если планируется репортажная съемка, в бюджет непременно следует включить внешнюю фотовспышку.