11 лет назад 10 августа 2007 в 0:59 44


Автор: Арсений Мирный


Что общего между игровым гигантом Electronic Arts и простыми поклонниками серии Command & Conquer? И у тех, и у других зеленый цвет вызывает чувства, близкие к религиозному экстазу.

Однако если фантазии поклонников при виде зеленого густо обрастают кристаллами тибериума, то людям, принимающим решения в EA, мерещатся купюры крупного и не очень достоинства в астрономических количествах. За всю историю тайтла плоды этого гармоничного единения получались самого разного качества: все началось с откровения, которым стала С&С: Tiberian Dawn, потом не менее весело отстрелялась серия C&C: Red Alert, после чего случился провал в виде C&C: Tiberian Sun, который был настолько серьезным, что даже не самые пессимистично настроенные специалисты выразили опасения, что, возможно, не придется больше геймерам покомандовать армиями GDI и NOD. Отчасти эти опасения оправдались – в C&C: Generals не было ни зеленых кристаллов, ни двух вышеупомянутых противоборствующих сторон. Зато были США, исламисты и Китай. Трио выступило так бодро и, главное, политически актуально, что заставило одобрительно цокать языками даже тех, кто до этого к C&C относился как к фантастической RTS-сказке для малых детей. Аудитория вселенной C&C получила подкрепление, согласное на все, даже на возвращение sci-fi-сеттинга, только бы разнузданная стратегическая 3D-вечеринка продолжалась. И этим преимуществом не преминули воспользоваться создатели из EA Los Angeles, выкатив на всеобщее обозрение клетку с могучим, но ласковым зверем – Command & Conquer 3: Tiberium Wars.

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ СЮЖЕТЕЦ

Своей бешеной популярностью серия Command & Conquer, прежде всего, обязана оригинальному научно-фантастическому сеттингу, который переносит игрока в мир, где происходит противостояние двух полярных сил: силы United Nations Global Defense Initiative (или GDI), олицетворяющей светлую сторону, а так же Brotherhood of NOD – полурелигиозной террористической группировки, обладающей огромной военной мощью и харизматичным, воскресающим из серии в серию лидером Кейном. Гибнут люди не за металл, но за кристалл под мифологическим названием тибериум. Минерал попал на Землю вместе с метеоритом, упавшим возле реки Тибр и тут же стал разрастаться по всей Земле, вытягивая из земли полезные ископаемые и превращая их в зеленые радиоактивные кристаллы. Люди научились перерабатывать их в ресурсы и могли бы жить дальше не заморачиваясь на строительство нефтяных и газовых вышек, а просто собирая и перерабатывая тибериум. Собственно примерно такие цели ставят перед собой лидеры GDI: исследовать возможности использования зеленой субстанции в бизнес-целях и обезопасить планету от ее вредного влияния. Но у NOD, как водится совсем другие мысли на этот счет, они с помощью тибериума планируют “вступить в новую эпоху” и создать новый мир свободы равенства, ну и конечно, братства, основанных на инопланетной заразе. Будучи прямым продолжением Command & Conquer: Tiberian Sun, сюжет C&C: Tiberium Wars рассказывает о событиях, произошедших спустя десятилетия после завершения “тибериевого солнца”. А произошло вот что: планета поделена на зоны. Синие зоны – место, где нет тибериума, где живут законопослушные и добрые граждане, желающие мира во всем мире. Синих мест на глобусе C&C удручающе мало. Красные зоны – это полностью мертвая и непригодная для жизни земля. Там только Тибериум. Желтая зона – ни то ни се. Тибериум там, конечно, есть, но жить можно, хоть и не очень хорошо. Именно в желтых зонах обитают NOD, но им больше нравится не жить и строить капитализм, а воевать, чем они, собственно, и занимаются.

Чтобы как-то завязать драму, в марте 2047 года NOD неожиданно запускает ядерную боеголовку и уничтожает главный военный центр GDI, располагающийся, как ни странно, не на Земле, но на ее орбите. Обезглавив военную верхушку GDI, NOD превратились в единственную суперсилу, которую поддерживает большая часть населения Земли (поскольку эта большая часть обитает как раз в желтых, а не в синих зонах). Впрочем, GDI не сдаются и не оставляют надежд на победу, а поэтому собирают рать и вступают в бой с безумными фанатиками. Так начинается новая, грандиозно кровопролитная и сумасшедшая, скорее всего, последняя – Третья Тибериевая Война. Победитель будет править миром со всеми бонусами. Вот только к концу игры, после прохождения кампаний за обе стороны оказывается, что претендентов на бонусы не два, а три. Третья – инопланетная раса Scrin, прибывающая на Землю в тот момент, когда вроде все уже кончено. E.T. заявляют свои права на Тибериум. Оказывается, это они заслали гадость на Землю, чтобы ее терраформировать под пригодные для себя условия. В общем, нужно сказать, что скучать во время игры геймеру не приходится. В отличие от предыдущих частей игры, над сюжетом товарищи из EA на этот раз поработали отменно.

Он, кстати, подается в фирменном Command & Conquer-стиле, в виде “живых” видеороликов между миссиями: “серьезные” военные брифинги, на которых – при игре за GDI – помятого вида Майкл Айронсайд (тот самый жутко харизматичный вояка из “Звездной пехоты” Пола Верхоувена) будет говорить, какой вы молодец, попутно замечая, что несмотря ни на что все равно стало только хуже. При игре за NOD Джош Холлоуэй, который выглядит так, как будто он – только что со съемочной площадки LOST (даже придурковатый хвостик на макушке не удосужился развязать), исполняя роль полевого командира, втирает вам перед какой-нибудь очередной самоубийственной миссией, что победа близка, и что он дико завидует вам, потому что не может сам пойти в бой.

Кроме брифингового видео, изредка предлагаются выпуски теленовостей, которые призваны заставить нас поверить в происходящее. Ну, или по крайней мере, посопереживать происходящему. Игра у актеров особенная: пафосная, трэшевая, как в хорошем B-movie. Такой ироничный подход создателей игры к своему детищу подкупает сразу. Как подкупает и картинка, которую можно увидеть после начала игры.

ХОРОШИЙ ВИД

Прежде всего, необходимо выразить отдельную благодарность создателям C&C:TW за то, как они вылизали игру на предмет ошибок. Их просто нет. Мне довелось поиграть и в пиратскую английскую версию, вышедшую еще весной, и в официальную русскую, вышедшую относительно недавно, и могу сказать, что если и есть в игре баги, то они невидимы, как спецподразделения NOD. Кроме того, радует щадящий подход создателей к пользовательскому железу, а, значит, и кошельку. На минимально допустимой конфигурации игра выглядит очень прилично, игровой процесс вполне может принести наслаждение. Правда потребуется немного терпения и элементарных пользовательских знаний, чтобы подкрутить настройки игры, если речь идет о бюджетном компьютере. В общем, спасибо весьма неприхотливому на предмет системных требований движку – в игре использован старый-добрый, но заметно усовершенствованный SAGE.

Хотя, конечно, если уж и играть в C&C, то играть нужно с двухъядерником и парой гигабайтных планок оперативной памяти. Без лишнего пафоса – это, пожалуй, самая красивая RTS из существующих на сегодняшний день. По уровню детализации она, конечно, может уступать, скажем, Company of Heroes, а по масштабности – Supreme Commander. Но, несмотря на это, C&C: Tiberium Wars остается вне конкуренции. Картинка живая, почти что совершенная. Взрывается все воистину по-голливудски, вода плещется и испускает солнечные зайчики, тибериум зловеще светится, боевые машины детализированы до последнего винтика. Добавьте сюда плавную анимацию солдат и весьма оригинально выполненные постройки (если не сказать грандиозно – как в инженерном, так и в визуальном смысле). Нельзя забыть и о разнообразном мире, где каждая зона отличается от другой: светлые просторные улицы футуристических мегаполисов синей зоны, тоскливые пустынные пейзажи со стремительно ползущими по песку тенями от облаков желтой зоны, натурально адские и внеземные инсталляции красной. Здесь своими глазами можно увидеть, как с тихим металлическим скрежетом разрастается Тибериум; где под мощным залпом рушатся постройки (хоть движок и не может просчитать процесс разрушения согласно законам физики, даже имеющиеся скрипты, снятые в 3D-редакторе, впечатляют). Иными словами, визуальная составляющая обеспечивает полное погружение в игровую реальность. Особо впечатлительным стоит смотреть на внутриигровые пейзажи с осторожностью – не дай Бог начнете писать стихи.

ЗНАКОМАЯ ДОРОЖКА

Впрочем, как бы ни была прекрасна графика, есть еще игровой процесс, который должен соответствовать определенным эталонам. Даже с оговоркой на то, что у серии C&C всегда были, так сказать, свои эталоны по части идеологии настоящей стратегической игры (соберем огромную армию и закатаем их в асфальт, потому что это весело), нужно сказать, что и здесь Command & Conquer 3 не подкачала, а даже наоборот – подтянулась. Многие упрекают эту игру в старомодности, очевидно путая, значение этого слова со значением слова стиль. У C&C есть свой стиль, который отражается на игровом процессе. И Tiberium Wars действительно играется и чувствуется почти так же, как и ее именитые и не очень сестры. Хотя стоит признать, что и революции от этой игры ждать не приходится: во-первых, потому что ее никто не обещал (это не в правилах EA – пытаться экспериментировать на таком дорогом миллионам платежеспособных сердец тайтле); во-вторых, потому что, если честно, она тут и не нужна! Это же C&C! Какая революция?! Эта игра не должна будить в вас гениального тактика-стратега, она должна дать вам возможность поиграться в тактика-стратега и от души повеселиться в этой должности. Достаточно того, что игровой процесс такой же увлекательный и динамичный, как раньше. Просто в EA взяли классику, подрихтовали и подкрасили ее, а больше тут и ненужно ничего придумывать.

Игра приятно удивляет своей продолжительностью. Все-таки пройти три десятка миссий с разными условиями, юнитами и прочим-прочим – это не поле перейти. Миссии довольно типичны, пожалуй, местами даже однообразны: уничтожаем базы, уничтожаем отдельные объекты, устраиваем диверсии, держимся сколько можем, пока не прибудет подкрепление – все в каноне, как в старые добрые времена. Правда в игре существует система дополнительных заданий в рамках каждой миссии. Но их можно выполнять, а можно и не выполнять – особой беды не будет, как, впрочем, и радости. В любом случае, скука начнет вас одолевать ближе к концу игры, когда до финальных роликов останется пара уровней. Ради мира во всем мире можно и потерпеть. Только один дружеский совет: уровнем сложности, балансом и искусственным интеллектом в C&C:TW все отлично. Но только если вы не играете на самом легком уровне сложности. В этом случае мозги у компьютера выключаются напрочь, так что чтобы не портить и продлить удовольствие от игры, начинать лучше сразу со среднего уровня.

НА БАЛАНСЕ

Враждующие стороны сильно отличаются друг от друга. У GDI умеет быстро создавать огромные армии пехоты, ВВС, танков и БТРов. Главный козырь братства NOD – это скорость и скрытность. Приятная часть – NOD любят поэкспериментировать в деле соединения высоких технологий и тибериумом. Получаются занятные штуки. Так что чисто “физически” NOD, конечно, слабее GDI, но с другой стороны – хитрости им не занимать. Кроме того, у них есть отличное военные формирования – фанатики. Эти ребята несут в себе заряд взрывчатки и, не моргнув глазом, нажимают на кнопку, если поблизости окажется противник. Выглядят они, конечно, слегка глуповато, зато могут подрывать легкую бронетехнику и уничтожать пехоту отрядами, а это дорого стоит.

В общем главное преимущество и одной, и другой, и третьей стороны – это вы и то, как вы будете управлять этими сторонами. Такое положение вещей – верный сигнал к тому, что в игре все более менее сбалансировано.

C&C 3: Tiberium Wars – это RTS, которая, в отличие от Tiberium Sun, удалась на славу. Она дает поклонникам то, чего они все это – немалое, надо заметить, – время ждали: GDI, NOD, тибериум.

А тех, кто не понимает, что такое тибериум и как это важно – завалить, наконец, Кейна, можно смело отправлять лесом, поскольку эти люди не ценят прошлое.