13 лет назад 9 декабря 2005 в 16:36 51

КОГДА МЫ СЛЫШИМ СЛОВО “ЭКСТРИМ”, ПЕРЕД ГЛАЗАМИ ВСПЛЫВАЮТ ОБРАЗЫ МЕЛЬКАЮЩИХ В НЕВЕРОЯТНЫХ ПРЫЖКАХ СПОРТСМЕНОВ-БЕСПРЕДЕЛЬЩИКОВ. ЗА ПРЕДЕЛЫ ГРАНИЦ ЗВУКА РЕШИЛИ ШАГНУТЬ И РАЗРАБОТЧИКИ ULTIMATE SOUND BANK, INC. (WWW.ULTIMATESOUNDBANK.COM), СОЗДАВ X-TREME FX (INSTANT SOUND DESIGN TOOL).

Несмотря на более чем грозное название, пакет сугубо мирный. Предназначен он, главным образом, для создания спецэффектов при озвучивании кинофильма. Но X-treme FX подойдет не только профессиональным музыкантам, звукорежиссерам и диджеям всех мастей, но и любому обладателю домашнего видеоархива. Ведь даже с высококачественной цифровой видеокамерой вам не удастся по-настоящему насладиться всеми DVD-радостями – прежде всего, из-за непрофессионального качества любительского звука. С этой программой премию “Оскар” по спецэффектам вы, может быть, и не получите, но рассчитывать на удивление и восхищение ваших соседей или коллег по работе точно сможете.

Аппетит программы впечатляет: она требует аж 9 Гб на винчестере! А еще Windows 2000/XP, хост-программу с поддержкой VST 2.0, Dxi, RTAS PC (Cubase SX, Samplitude или Pro Tools), аудиокарту с низким значением latency (11 мс или меньшим) и поддержкой ASIO. Рекомендуется RAM: 1 Гб и выше. CPU: 2 ГГц Athlon/Duron или Pentium IV и выше. Мощность процессора открывает доступ к настройкам полифонии, и поверьте, за использование 5128 звуков и эффектов высшего качества это не так уж много.

Подключается X-treme FX как обычный VST-инструмент. Представленная в MIDI-формате информация интерпретируется программой в зависимости от выбранного вами банка библиотеки звуков. Для удобства звуки сгруппированы следующим образом: 00 – Atmospheres, 01 – Scenes, 02 – Unreal, 03 – Science Fiction, 04 – Sub & Drones, 05 – Natural, 06 – Urban, 07 – Foleys, 08 – Musical. Большинство из этих библиотек дадут вам почувствовать себя персонажем “Матрицы” или “Властелина Колец”, так как они нафаршированы гиперголливудской начинкой. Чего стоят названия Romantic Alien и Merlin at Work (Atmospheres) или War in the City (Scenes)? Unreal и Science Fiction продолжают добрые традиции “Звездных войн” и “Обители зла”, заманивая пользователей в лабиринты меню Evil Impressions, Horror, Zombie, Lazers Guns.

Довольно подробно представлена физиология роботов и пришельцев, так что не удивляйтесь, если где-нибудь в дебрях Science Fiction>Cyber Machines>Mad Machines вы наткнетесь на уринирующего кислотой робота. Сторонники земной реальности больше оценят меню Natural и Urban, так как именно здесь их ждут пейзажи раннего утра с чирикающими птичками, долины гейзеров, дожди, а также шумы и дыхание большого города. Сэмплы этих банков выглядят наиболее убедительно (по крайней мере, с точки зрения землянина). Библиотека Foleys содержит скрипы дверей, звонки, звон стаканов, денег, шум стиральной машины и т. д. Musical способна удовлетворить запросы авторов литературно-музыкальных постановок, радиоспектаклей и аудиокниг.

На большее сэмплы этой библиотеки не то чтобы не тянут – просто они имеют слишком фактурное, конкретно-прикладное назначение. В действительности это, скорее, просто эффекты с использованием музыкальных инструментов. Помимо указанных библиотек есть еще одна: 09 – Extras Presets, – включающая в себя по умолчанию пустые Internet Presets и User Presets для интернетных и пользовательских библиотек соответственно.

Надо сказать, что сами файлы пресетов весят немного (суммарно около 38 Мб). Основной вес в программном пакете приходится на X-treme FX1.dat и X-treme FX2.dat по 4,5 Гб каждый. Понятно, что пресеты без этих двух файлов не загрузятся, поэтому пользовательские сэмплы внедрить со стороны просто так не выйдет. Получается, что User Presets по логике должны пополняться за счет сохранения существующих сэмплов с другими аудионастройками. Что же представляют собой эти имеющиеся в распоряжении настройки, и как вообще работает сэмплер?

Во-первых, загрузка сэмплов может происходить двумя способами. Можно загрузить отдельный звук, причем каждой клавише MIDI-клавиатуры будет соответствовать этот же самый сэмпл, только в другой тональности. Так как загрузка сэмплов дело не очень быстрое, то удобно загружать не сам звук, а целое меню с банком звуков. Чтобы загрузить банк сэмплов, нужно выбрать из списка начинающуюся с “+” верхнюю строчку последнего вложенного меню – скажем, Urban>Marine Boats>+Marine Boats Menu. В этом случае каждой клавише MIDI-клавиатуры будут подставлены различные, хоть и родственные по теме, сэмплы в своих “родных” тональностях. Этот режим подходит, когда нужно выбрать звук или когда хочется записать сложную партию эффектов в реальном режиме времени, пользуясь различными звуками одного банка.

Еще одной важной особенностью является двухслойная архитектура программы, то есть возможность одновременного использования двух слоев звуков. Понятие слоя здесь аналогично слою в Photoshop. Слои переключаются кнопками панели A и B соответственно, в каждый из них загружаются сэмплы.

При этом некоторые параметры звука регулируются независимо от выбора слоя, а некоторые касаются обоих одновременно. Независимо регулируются: уровень громкости, панорама, высота тона (включая тонкую подстройку), один из четырех фильтров (трех LPF (Low Pass) и одного HPF (High Pass)), атака, время звучания и глубина, а также параметры пяти низкочастотных модуляторов LFO (Low Frequency Oscillators): Pitch, Filter, Amplifier, Drive и Pan (два общих и два на каждый слой по выбору).

Общими являются регулировки огибающей Velocity, настройки полифонии, режимы выбора октавы, режимы Bend и 32 bit, общий фильтр Master Filter, настройки эффектов FX1 и FX2 (видимо, здесь прослеживается связь с увесистыми X-treme FX1.dat и X-treme FX2.dat). Cлои можно отключать и включать кнопкой MUTE.

Кнопка LINK позволяет менять режим совместного редактирования слоев на раздельный. Индикатор EDIT показывает величину редактируемого в настоящий момент параметра либо указывает активность однослойного/двухслойного режима. MEMORY показывает, сколько памяти съедено текущим пресетом, а MIDI – прохождения MIDI-сигнала.

Подводя итог, констатируем появление единственного в своем роде монстра спецэффектов, силой и комплекцией напоминающего борца сумо. Пакет огромен, но это не недостаток, а его основное достоинство, так как именно количество и качество входящих в набор пресетов делает его таким громоздким. В качестве иллюстрации использования эффектов этого сэмплера в музыке можете прослушать песню “Алло!” на нашем диске.