15 лет назад 4 января 2004 в 3:14 125

Писать об операционной системе, которой фактически не существует, – дело неблагодарное. Ведь до осенней конференции профессиональных разработчиков Microsoft (PDC) практически вся информация о Longhorn сводилась лишь к слухам, наборам непонятно откуда взявшихся скриншотов и нескольким “утекшим” альфа-версиям системы. К тому же до выхода ОС остается еще по крайней мере год, а за это время многое может измениться. Однако проанализировать сведения о Longhorn, имеющиеся на сегодняшний день, все же стоит.

РАБОЧИЙ СТОЛ
Графическое оформление Windows XP уже стало культовым, поэтому вполне логично было бы ожидать от Microsoft чего-либо подобного и в Windows Longhorn. К сожалению, скриншоты “Рабочего стола” ранних альфа-версий системы выглядели не очень впечатляюще, однако ситуация с “фирменным” стилем Longhorn потихоньку улучшается. Так, последний доступный на данный момент билд 4051 содержит симпатичную тему Slate, напоминающую Luna из Windows XP, но выдержанную в серых тонах. Впрочем, не исключено, что Slate не войдет в финальную версию Longhorn, так что вопрос о “новом платье” Windows пока остается открытым.

Одним из наиболее интересных нововведений интерфейса новой ОС является боковая панель Sidebar, занимающая значительную часть экрана. Панель является многофункциональной и вмещает такие “полезные мелочи”, как аналоговые часы, менеджер виртуальных рабочих столов, панель быстрого запуска. Пользователь может добавлять собственные элементы (называемые тайлами) и по своему усмотрению настраивать панель, которой теперь отводится роль едва ли не большая, чем “Панели задач”.

Следует отметить, что сама по себе идея создания многофункциональных панелей далеко не нова, а подобные решения уже несколько лет успешно применялись в альтернативных оболочках и расширениях Windows (SharpE, Hoverdesk и Litestep). Несмотря на это, новшество было воспринято “на ура”, а вскоре появились и программы, подражающие Sidebar, например Smart Bar (www.smartbarxp.com).

Пока рано судить о том, насколько хорошо будет реализована боковая панель в окончательной версии Longhorn, но возможность иметь все необходимые локальные и сетевые ресурсы под рукой наверняка придется по вкусу многим. С другой стороны, у Sidebar есть и очевидные недостатки. К примеру, пользователю наверняка придется метаться между желанием получить возможность наглядной индикации множества полезных элементов и нежеланием мириться с потерей немалой части экрана, занимаемой панелью. Впрочем, настроенная соответствующим образом, она сможет стать весьма полезным элементом интерфейса.

AVALON
Новый графический “движок” Avalon, пришедший на смену GDI/GDI+, судя по всему, удивит даже искушенного пользователя. Совершенно новый интерфейс будет содержать многочисленные изменения GUI (Graphical User Interface), что позволит не только добавить новые возможности программам, но и облегчить работу с системой. Раньше программы выводили изображение на экран независимо друг от друга. Longhorn же запишет результат действия программы в специальный буфер, произведет все необходимые расчеты и только после этого выведет изображение на экран.

Подобный подход позволит избежать таких проблем, как плохая прорисовка окон (попробуйте открыть, окно, скажем, Winamp и быстро перетащить его в другую область экрана – за ним наверняка появится “шлейф”, состоящий из промежуточных положений окна) и работа с полупрозрачностью (использование полупрозрачных элементов требует немалых ресурсов системы, а одновременное использование нескольких анимированных полупрозрачных элементов в одной области экрана может вызвать немало проблем). Кроме того, к изображению можно будет применять различные эффекты: изменять цвета, вращать, масштабировать, добавлять тень или же изменять его геометрию.

Продемонстрированные на конференции WinHEC несколько копий фильма, вращающихся на одном экране, выглядели довольно забавно (если забыть о том, что фанаты BeOS показывали подобное несколько лет назад, причем на совсем других компьютерах). Разумеется, имея такие средства для работы с изображениями, Microsoft получит широкие возможности для создания различных анимированных эффектов окон, которые вряд ли теперь ограничатся классическими fade и roll.

Нельзя не отметить такую полезную функцию, как масштабирование изображения. Если раньше возможностью качественно изменять размер графического фрагмента могли похвастаться немногие программы, то за счет использования более качественного (и, соответственно, медленного) алгоритма Windows сможет произвольно масштабировать изображения, будь то иконка на панели инструментов или даже целое окно. Потеря качества при этом будет минимальной, что раньше было практически невозможно: при изменении размера изображение разбивалось на квадратики, теряя важную информацию.

Для нормальной работы данной функции потребуется помощь 3D-ускорителя, поскольку сам алгоритм ресемплирования не отличается быстротой действия. Вообще, наличие современного 3D-ускорителя станет, похоже, обязательным требованием к компьютеру, работающему под управлением Longhorn, который, в отличие от нынешних версий Windows, будет “съедать” немалое количество системных ресурсов. После всего сказанного вы, наверное, не удивитесь, узнав, что новая графическая система Windows будет… векторной.

XAML
Еще одним интересным нововведением Longhorn станет XAML (Extensible Application Markup Language, расширяемый язык разметки приложений) – новый язык разметки, призванный, по мнению Microsoft, облегчить создание программ под Avalon. Код программы, созданной при помощи XAML, больше всего походит на HTML-страничку, что неудивительно: оба языка основаны на XML (Extensible Markup Language). Судя по всему, XAML действительно будет в немалой степени способствовать быстрой разработке интерфейсов программ, написанных под Longhorn.

Ведь для создания программы потребуется ядро, написанное на одном из языков программирования, а также XAML-часть, создать которую будет возможно вручную или же при помощи одного из визуальных редакторов. Неизвестно, насколько популярным станет нововведение, поскольку высокая скорость написания программы вовсе не означает ее высокое быстродействие. Многие еще помнят Mozilla с XUL, превращавшим работу с ней в кошмар на компьютерах, прекрасно работающих с другими браузерами.

WINFS
Основной файловой системой Longhorn станет вовсе не WinFS (Windows Future Storage), о которой в интернете ходило немало различных слухов, а старый добрый NTFS. Его наличие будет обязательным условием для запуска WinFS, представляющей собой, выражаясь словами Microsoft, “систему поиска и хранения данных”. WinFS, базирующаяся на технологии Yukon (новая версия Microsoft SQL Server) должна, по задумке Microsoft, поставить работу с файлами на совершенно новый уровень, позволяя осуществлять более эффективный поиск (который должен будет сравняться по возможностям с работой поисковых серверов интернета), а также доступ к данным и их организацию.

PALLADIUM
Наиболее спорным нововведением в Longhorn, похоже, станет Palladium, или NGSCB (Next Generation Secure Computing Base), новая среда, предназначенная для защиты программ и объектов интеллектуальной собственности от пиратства, а пользователей – от электронных атак и кражи конфиденциальной информации. По заявлению Microsoft, задачей Palladium, которая разрабатывается в сотрудничестве с Intel и AMD, является “большая защищенность данных, личной конфиденциальной информации и целостности системы”. Для полноценной работы NGSCB потребуются специальное “железо”, а также программное обеспечение.

Уже сейчас можно сделать ряд предположений относительно судьбы Palladium. Как известно, для борьбы с незаконным копированием звукозаписей Microsoft предлагает всем пользователям Windows формат Windows Media Audio, всячески расхваливая его несуществующие достоинства. С помощью Windows Media Player можно без особого труда создать копию любимого аудиодиска в формате WMA. Ан нет, почему-то многие предпочитают копировать диски, используя специальные программы вроде EAC или Cdex, хранить музыку в старом добром mp3, а слушать записи через Winamp.

Более того, те несчастные, кому не пришло в голову вовремя убрать галочку “protect content” при кодировании любимой песни в формат WMA, могут воспользоваться бесплатной программой freeme, удаляющей защиту DRM (Digital Rights Management)… Про взлом системы активации Windows XP, взлом Xbox, снятие защиты с DVD и прочих подвигах компьютерных энтузиастов не стоит даже упоминать. После всего этого возможность создания универсальной защищенной платформы обмена данными вряд ли покажется реальной. Что ж, поживем – увидим.

В принципе, неплохо было бы получить возможность обмениваться сообщениями или документами, зная, что никто, кроме отправителя и получателя не сможет их прочитать, или же работать в Сети, не опасаясь, что в это же время кто-то старательно перекачивает данные с вашего компьютера на свой. В конечном счете многое будет зависеть именно от того, как будет реализована платформа и какие преимущества получит пользователь при работе с ней.

ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ
Требования, предъявляемые к компьютеру, на котором будет установлен Longhorn, не отличаются скромностью, что, впрочем, характерно для программных продуктов Microsoft. Так, для запуска новой ОС наверняка придется запастись современным графическим ускорителем с как минимум 64 Мб оперативной памяти и монитором, работающим в режимах от 1024х768 пикселей. Для комфортной же работы объем видеопамяти придется увеличить как минимум вдвое.

Относительно требований к процессору и памяти можно предположить, что компьютер, купленный незадолго до выхода системы, то есть в 2005 году, будет в состоянии обеспечить работу Longhorn. Конечно, пока трудно судить, насколько быстрой будет новая операционная система, однако есть опасения, что новинки вроде WinFS или XAML крайне негативно скажутся на скорости работы компьютера. Кроме того, некоторые посетители PDC, получившие возможность пообщаться с последней версией Longhorn, отмечают ее неторопливость даже при том, что значительная часть нововведений в ней отсутствует.

До выхода Longhorn остается еще по крайней мере год. А нам остается лишь ждать и тешить себя надеждой, что на этот раз работа с новой Windows будет доставлять радость, а не лишние хлопоты…

Краткое описание технологий эпохи Longhorn

Основу Windows Longhorn составляют три технологии: Avalon (графика, интерфейс), WinFS (данные) и Indigo (сеть), информация о которых пока весьма скудна, противоречива и недалеко ушла от слухов.

Новая система организации данных, носящая кодовое имя WinFS (Windows Future Storage) и построенная на принципах, аналогичных реляционным СУБД (SQL Server), позволит полностью изменить принцип работы пользователя Longhorn с данными. Так, если в предыдущих версиях Windows пользователю надо было знать положение нужных документов в рабочих папках, то за счет использования WinFS он сможет сконцентрироваться на содержимом файла, а не на его физическом расположении.

Для того чтобы найти нужный документ, будет достаточно примерно представлять его содержимое (либо, например, знать автора или последнего обратившегося к нему пользователя), а WinFS возьмет на себя задачу по поиску и доступу к нужным файлам. Скажем, изображения, располагающиеся в виртуальной папке My Pictures, на самом деле могут быть разбросаны по всему диску.

При этом один и тот же документ может соответствовать нескольким тематическим разделам одновременно, например “Картинки” и “Вася”. Структурирование хранимых данных будет осуществляться за счет использования формата XML, а ядром новой системы хранения данных станет файловая система NTFS.

Indigo

Об основанном на веб-службах компоненте Indigo пока известно лишь то, что он будет отвечать за обмен данными между различными процессами системы и работу с интернет-сервисами, представляя собой развитие более ранней технологии .NET. Но уже сейчас можно предположить, что в результате применения революционных разработок многие программы, написанные специально для Longhorn, не будут совместимы с более ранними версиями Windows.

Avalon

Cвязь между пользователем и машиной будет осуществлять новый революционный “движок” – Avalon (Graphics Device Interface (GDI)), привносящий поддержку 3D в оболочку Windows. На его плечи ляжет работа по выводу данных и созданию пользовательского интерфейса – GUI, также носящего имя собственное – Aero. Новая векторная графическая подсистема будет обеспечивать вывод всей необходимой информации, будь то текст, графика или мультимедиа.

Новый “Рабочий стол” станет полностью трехмерным, а окна можно будет даже вращать вокруг своей оси. При этом пользователю станут доступны новые, свыше 120 точек на дюйм, разрешения экрана, а дебютирующий в Longhorn язык разметки XAML даст возможность программистам сосредоточиться на написании кода основного программы, в то время как дизайнеры получат удобное средство создания интерфейсов.

Athens

Athens – кодовое имя компьютера эпохи Longhorn, каким его представляют Microsoft и HP. Новый компьютер, по замыслу создателей будет способен работать 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, иметь минимальное энергопотребление и уровень шума. Сочетая в себе возможности нового мощного “железа”, плоскую панель высокого разрешения формата 16:10, видеокамеру и оснащенный всем необходимым для комфортной работы с мультимедиа и Сетью, этот компьютер под управлением Windows Longhorn позиционируется в качестве альтернативы обычным персональным компьютерам ценовой категории до $1500.