9 лет назад 10 ноября 2009 в 1:10 86

CAMSPACE – УПРАВЛЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ ВЕБ-КАМЕРЫ

Автор: Сергей Трошин

Принципиально новые программы попадаются крайне редко. Найти в Сети очередной плейер или блокнот – пожалуйста, их, наверное, уже сотни. А вот что-то оригинальное…

Например, программу, предоставляющую пользователю абсолютно новый интерфейс управления компьютером? Такое чудо действительно бывает, мягко говоря, нечасто. А потому небольшая израильская утилита CamSpace, случайно обнаруженная на просторах интернета, сразу обратила на себя наше особое внимание.

Назначение у программы крайне необычное и в то же время очень интересное – она позволяет заменить мышку, клавиатуру или джойстик самой обычной веб-камерой, благодаря чему ПК плавно превращается в некое подобие игровой приставки Wii с ее контроллером Wiimote, поскольку для управления играми пользователю придется натурально размахивать перед камерой руками. Правда, принцип действия здесь, конечно, несколько иной, поскольку и “железо” различается: надо держать в руке не хитрый контроллер с акселерометром, а всего лишь какой-нибудь очень контрастный предмет, чтобы по его движениям веб-камера могла распознать, что же вы хотите сделать. Но зато свобода творчества открывается просто невероятная – вырезал из белой бумаги рулевое колесо-баранку, и вот у тебя уже руль для Need For Speed. Обмотал указательный и большой палец руки изолентой разного цвета – и можешь отстреливать врагов в Half Life просто целясь рукой в экран. Причем все происходит в объеме: программа обучена воспринимать перемещения по всем трем осям: X, Y, Z – а также всевозможные наклоны и вращения.

Как все это выглядит вживую, лучше всего посмотреть на сайте разработчиков или на YouTube (например, тут: www.youtube.com/watch?v=1PIDRVh4B-0) – народ наснимал уже огромное количество роликов, хотя сама программа пока еще не вышла из стадии бета-тестирования. Но, кстати говоря, несмотря на все еще продолжающийся процесс доводки, CamSpace уже заметили серьезные фирмы, и, например, для Samsung создан специальный сайт, где все управление осуществляется посредством распознавания движений веб-камерой, благодаря специальной надстройке ActiveX – есть и такой вариант, для работы через браузер (тут получается вообще что-то в духе фильма “Особое мнение”).

А в доводке программа действительно нуждается. Так, мы столкнулись с серьезными проблемами сразу же после установки. В частности, мастер, предназначенный для первоначального обучения работе с CamSpace, вылетал сразу же после выбора тестовой игры. Оказалось, что программа каким-то образом не переваривает установленный на данном ПК Adobe Flash, и в тот момент, когда в интерфейсе CamSpace должен был бы отображаться обучающий флэш-ролик, выдавалось сообщение об ошибке. Сайт разработчика ничем не помог, по крайней мере, в FAQ и местном форуме о такой проблеме ничего полезного найти не удалось. Попытки установить более старую, девятую версию Flash Player тоже ни к чему не привели, а вот полное удаление Adobe Flash воспроизведение сбойного ролика отключило, но зато сама CamSpace наконец-то заработала (в настройках программы воспроизведение этого видеоролика можно отключить, так что на самом деле удалять Flash было не обязательно). Кстати, без интернета запускать программу нет смысла, так как непосредственно в дистрибутиве никаких игр изначально нет – они подгружаются из Сети. На данный момент на сайте разработчиков мы обнаружили порядка 60 небольших “встроенных” игр (хотя программа почему-то успешно отрапортовала, что нашла более 250) типа всевозможных арканоидов и теннисов, а также около 30 готовых пресетов для игр “внешних”, вроде Need For Speed, Portal, TrackMania, FlightModelSimulator.

После того как мы разобрались с начальным обучающим мастером, обнаружилось, что “внешние” игры – это главным образом флэш-игры, и для работы с ними Adobe Flash надо ставить опять. Но, к счастью, если не возвращаться к тому злополучному мастеру, сбоев больше не будет. Гораздо хуже, что большая часть этих игр открывается в отдельном маленьком окне браузера, и развернуть его на весь экран невозможно.

Следующие проблемы, которые стоит отметить: чудовищная загрузка системы в Windows Vista (впрочем, тут может быть виноват конкретный компьютер, и на более мощном железе или более удачной софтовой конфигурации все пойдет нормально), а также серьезная требовательность к освещению. Вернее, к fps, выдаваемому веб-камерой, которое в свою очередь зависит от освещения, а также от выставленного разрешения. Как оказалось, при искусственном свете могут возникнуть проблемы – по крайней мере, вряд ли будет комфортно играть в гоночные симуляторы, если частота опроса такого виртуального джойстика окажется порядка 10-15 раз в секунду. Но зато мы выяснили, что для повышения fps вполне можно снизить разрешение камеры до 320х240 – мы при этом каких-то серьезных неудобств не испытали. Более того, во встроенных играх CamSpace воспроизводит движения игрока вообще практически идеально и без малейшей задержки.

Процедура настройки CamSpace для простых игр с веб-камерой примитивна. Следуя указаниям мастера, надо сначала убрать из поля зрения предмет, который будет вашим виртуальным манипулятором, а затем показать ей его. Главное – подобрать размер и цвет этого предмета таким образом, чтобы он ярко выделялся на общем фоне (который в идеале должен быть однотонным). Это может быть даже красная банка кока-колы. Или, скажем, ярко-синяя гантель – чтобы не просто насиживать геморрой за компьютером, а еще и мышцы качать. Короче, яркий цветной параллелепипед подойдет лучше всего. Ну а дальше все понятно: вы двигаете перед объективом камеры этим предметом, а его проекция внутри игры с точностью до миллиметра повторяет все ваши движения. Если же вы включили опцию виртуального джойстика, то, соответственно, ваши движения воспринимаются как работа джойстиком или, например, рулевым колесом в NFS.

Один весьма интересный момент подобного способа управления уже вскользь нами упоминался – это игра в шутеры. CamSpace способна воспринимать сразу несколько управляющих объектов (собственно, в ее арсенале немало мини-игр на двоих), причем на каждый из них можно назначить разное действие. Например, обматываете большой палец правой руки синей изолентой, а указательный – красной. Теперь запускаете свой любимый шутер и буквально целитесь в экран. Как только вы “нажимаете на курок” указательным пальцем, красный маркер на нем теряется из вида камеры и система воспринимает это как команду для выстрела. Большой палец при этом смотрит вверх, и его перемещения влево-вправо отвечают за наводку на цель. Кстати, обратите внимание: приближение и удаление объекта от камеры также является управляющим – оно отвечает еще за одну ось и в шутерах, например, будет означать движение вперед-назад.

В качестве полноценной, то есть “внешней”, игры для тестирования CamSpace мы выбрали не самую свежую вариацию NFS – во-первых, к ней уже есть готовые пресеты, во-вторых, она уже установлена и даже частично была пройдена, и в третьих, достаточно прилично работает даже на стареньком ноутбуке автора. Но, к сожалению, тут добиться такого же идеала, как во флэш-играх, не удалось. Поначалу все шло как по маслу. “Спаривание” CamSpace происходит точно так же (учтите только, что предмет лучше всего брать такого цвета, который больше не встречается в кадре, например красного; а вот желтый программа может путать с вашим лицом или руками), после чего в окне самой CamSpace виртуальный руль движется абсолютно синхронно с движениями управляющего предмета. Но вот в игру почему-то это все передается с заметной задержкой, из-за чего управление динамичными автосимуляторами становится почти невозможным.

Впрочем, это может быть связано со слабой тестовой системой – попробуйте поэкспериментировать сами. Но в любом случае придется серьезно привыкать. Управление газом, например, путем перемещения предмета ближе-дальше от камеры требует немалого чутья. Кроме того, если верить видеороликам с YouTube, во время игры можно выводить в один из углов экрана изображение с веб-камеры – этакая “картинка в картинке”, что на начальном этапе знакомства с программой удобно. В NFS нам такого добиться не удалось – картинка с камеры лишь периодически еле мерцала в правом нижнем углу. Однако, опять же, вполне возможно, что во всех этих странностях виновата тестовая система. Да и поправку на бета-версию делать надо. Будем надеяться, что финальный релиз отшлифуют как надо.

Как видите, программа презабавнейшая и имеет немалый потенциал, особенно если станет чуть более популярной, более надежной и к ней появится больше мини-игр и готовых пресетов (которые на самом деле может создавать самостоятельно любой пользователь). Конечно, руки при этом устают гораздо сильнее, нежели при стандартных манипуляциях мышкой, но играя в ту же Wii, порой вообще можно мокрые от пота футболки менять каждые полчаса. Если уж ваш удел – виртуальный спорт, то уж хотя бы так стоит спасаться от неприятных последствий гиподинамии и ожирения. Главное, чтобы ваши родные не вызвали скорую помощь из ближайшей “дурки”, после того как увидят вас с картонным рулем в руках или целящимся пальцем в экран. Впрочем, возможны варианты – после того как родственники поймут, что компьютер вашу стрельбу пальцем действительно распознает, санитары могут потребоваться именно им.