14 лет назад 29 мая 2005 в 17:29 85

Великое множество художников и дизайнеров уже давно не представляют себе процесс каждодневного труда без графического планшета. Мы решили познакомиться с тремя такими устройствами производства фирмы WACOM.

Спектр предлагаемых пользователям планшетов довольно широк, однако не все они одинаково интересны. Часть предназначена для сугубо инженерных работ, часть (те, что совмещены с ЖК-монитором) стоит сумасшедших денег. Если выбрать из оставшегося лучших представителей каждого класса, то вот и они, наши сегодняшние гости: Intuos3 и Graphire3 формата А5 и Volito формата А6. Все трое – продукты японской фирмы WACOM, производящей более двух третей графических планшетов, используемых сегодня в настольных издательских системах и сферах графического искусства. Мы не ставили себе целью сравнить рабочие параметры выбранных планшетов – отличное качество продукции компании широко известно и признано профессиональными пользователями. Мы пытались, скорее, оценить впечатления от знакомства с этими аппаратами.

Тестовый стенд
Hardware – Pentium III 1133 МГц, 512 Мб RAM, видеокарта GIGABYTE MAYA RADEON 9000 PRO 64 Мб, монитор ViewSonic PF775, режим 1152×864 @ 85 Гц @ 32 бит
Software – Corel Painter 8, а также ПО, входящее в комплект поставки планшетов

WACOM intuos3 A5
Технические характеристики
Размеры планшета – 345x262x13 мм
Рабочая зона – 152×203 мм
Длина кабеля – 2,5 м
Чувствительность – 1024 уровня
Разрешение – 5080 lpi
Точность – ±0,254 мм
Комплект поставки – планшет WACOM Intuos3 A5
– ручка Grip Pen (плюс три насадки)
– пятикнопочная мышка
– графический редактор Corel Painter Essentials 2

WACOM INTUOS3 A5
Планшетом WACOM Intuos2 формата А6 автор пользуется уже года два-три, и довольна как его работой, так и элегантным внешним видом. В свое время, когда пришлось выбирать между Intuos2 и намного более дешевым Graphire2, именно строгий эргономичный дизайн первого стал главным аргументом в его пользу. И вот Intuos3. Извлеченный из кучи коробок и непрозрачного пакета планшет, вопреки ожиданию, оказался совершенно непохожим на Intuos2 – роскошного темно-серого цвета с прозрачным и гладким пластиковым покрытием поверхности основного корпуса и шероховатой пленкой на рабочем поле.

Эта разница позволяет чувствовать границы рабочей плоскости, не глядя на планшет. На Intuos2 такого удобства нет, зато пластик, его покрывающий, полупрозрачный, как калька (можно подложить под него картинку и перерисовать ее). На Intuos3 пластик совершенно непрозрачный. Видимо, производители решили, что, коль скоро планшетом будут пользоваться профессионалы, перерисовать картинку, просто глядя на образец, для них не составит никакого труда. (Хорошо бы это покрытие оказалось более прочным – “калечка” на Intuos2 за годы работы была изрядно поцарапана резвым пером, которое сменило уже несколько наконечников.)

Но самое главное, на планшете слева и справа обнаружились какие-то клавиши и полоски без опознавательных знаков. В руководстве по установке на бесстрастном английском языке (вообще, попавший на тестирование экземпляр явно не отличался любовью к русскому – мы еще про установку драйверов расскажем) сообщалось, что это клавиши ExpressKeys и сенсорные полоски Touch Strips. ExpressKeys – две четырехкнопочные клавиатуры, которые функционируют как часто используемые в работе клавиши Ctrl, Alt, Shift и пробел.

А Touch Strips – сенсорные полоски, которые отзываются на прикосновение пальца и работают как панель прокрутки с предварительными настройками, позволяющими менять масштаб и прокручивать документы в различных приложениях. Кроме того, функциональность как клавиш, так и полосок можно настраивать для каждого приложения в новой панели управления драйвера в зависимости от своих индивидуальных потребностей. Не нужно тянуться к клавиатуре, чтобы получить прямой доступ к таким функциям, как панорамирование и изменение масштаба, вырезка, копирование, вставка, удаление, отмена операций – а это уже существенная экономия рабочего времени.

Ручка поначалу показалась длинноватой и какой-то тонкой, но когда она оказалась в руках, стало ясно, что форму изменили не зря: она стала намного удобней, нескользкая резиновая часть доходит до ладони, а ближе к наконечнику имеется специальное утолщение, на которое комфортно опираются пальцы, удерживая перо. Благодаря этому рисовать можно часами, и рука совсем не устает. На обратном конце – “ластик” (сами знаете для чего). Ну и, как обычно, на корпусе располагается кнопка-коромысло – двухпозиционный переключатель DuoSwitch, каждую позицию которого можно запрограммировать. А еще ручка чувствительна к наклону. Угол наклона в 60 градусов в любую сторону позволяет точно имитировать реальные инструменты, обеспечивая комфортную работу.

Нашлись и сменные перья-наконечники. Однако если к Intuos2 полагалось шесть одинаковых белых перьев, как и в самой ручке, то здесь таких всего три. Зато обнаружились два совершенно необычных: серое с пружиной у тупого конца (оказалось, что это “мазковое” перо, которое хорошо передает тончайшие нюансы мазков кистью) и черное, шершавое, похожее на угольную палочку даже на ощупь (“наконечник-фломастер”, имеющий большее трение о поверхность планшета, что обеспечивает очень естественные ощущения при рисовании). А подставка под перо стала похожей на старинную чернильницу-непроливайку с углублениями с противоположных сторон, чтобы перышко можно было укладывать на бок.

Мышка оказалась пятикнопочной, тоже вся из себя “хай-тек”, краси-и-и-вая. И крутая до невозможности – обеспечивает разрешение 5080 dpi. Но своя, родная, обитающая прямо на столе, ближе к телу. Кому как, а автору все-таки проще не заносить мышь на поверхность планшета. Как-то уютней, когда в любой момент, не задумываясь, можно взять в руки перо, и оно будет безотказно работать, не спотыкаясь о позабытую на поле мышку физически и виртуально.

Компакт-дисков было всего два. Один из них установочный, с драйверами. Все тот же Quick Start Guide настоятельно советовал прежде, чем совать его в дисковод, удалить драйверы к другим планшетам. Хорошо, удалили. Закрывается лоток, выполняется автозапуск, открывается окно с инструкциями по установке драйверов. На португальском (как определил призванный на подмогу муж-полиглот) языке. Впрочем, слов было немного, и они, не без помощи мужа, оказались вполне понятны, да еще имелись и анимированные картинки, чтобы уж сомнений никаких не оставалось, что куда, для чего и в какой последовательности. По ходу установки воткнули в компьютер и длиннющий USB-кабель – почти 2,5 метра, так что, если устанешь сидеть, можно откинуться на спинку кресла или переползти на диван, где и устроиться с комфортом, разместив планшет у себя на коленях.

Драйверы позволяют настроить чувствительность планшета под “тяжесть” вашей руки, запрограммировать функции мышки и ручки (причем отдельно под каждое выбранное вами приложение), задать функции кнопок ExpressKeys и Touch Strip, создать выпадающее меню с наиболее востребованными функциями приложения, подстроить планшет для работы в системе с несколькими мониторами. И вот роскошная вещица в работе. Загорелся индикатор рабочего состояния. Синий! А на каждое прикосновение пера отзывается зеленым. Быстрее устанавливаем со второго диска графический редактор Corel Painter Essentials 2 (вы, возможно, встретите где-нибудь упоминание о том, что в комплекте к Intuos3 идет Corel Painter 8. Ага, конечно. Еще бы 9 сказали. Напишут же такое!) – и рисовать!

Несомненно, Essentials 2 полностью использует все возможности Intuos3: и аэрограф, и чувствительность к давлению и наклону пера, и ластик, к тому же поддерживает слои, обеспечивая максимальную гибкость при работе. Но, сказать по правде, это дразнилка, чтобы разжечь ваш аппетит к Painter 8, до которого (с некоторой доплатой) и предлагается апгрейдить лицензионный экземпляр программы Corel Painter Essentials 2. Культурно! Впрочем, если вы еще не пробовали на вкус Painter в полной версии, прилагаемый софт может вас устроить – все самое необходимое для работы в нем имеется.

Первое неприятное ощущение: перо привычно скользит по планшету, а на мониторе почти ничего не происходит, курсор вяло болтается где-то посередине. Неужели что-то не так встало? Потом пришло-таки понимание, что при работе на формате А5 амплитуда движений руки должна быть несколько шире, и все наладилось, хотя физических усилий с непривычки потребовалось значительно больше.

Пробуем полосу прокрутки. Какая же прелесть! Однако вдруг рисунок, набросанный штрихами 50-процентной прозрачности, начинает стремительно набирать тон. Неужели чудо-полосочка может влиять на значение прозрачности? Ан нет, это на каком-то неуловимом моменте при изменении масштаба происходит дублирование активного слоя – и вот на палитре вырос целый столбец одинаковых слоев с одним и тем же названием Layer 1. Приходится удалять. Через некоторое время история повторяется. Хотелось бы понять, отчего происходит такое размножение слоев, но, увы, автору это не удалось.

Новый планшет имеет просто фантастическое разрешение – 5080 lpi, что вдвое больше, чем у Intuos2. Наверное, именно поэтому на рисунке, который был начат на Intuos2 и продолжен на Intuos3 при тех же настройках, штрихи вдруг оказались значительно ярче. Чтобы добиться визуального соответствия, пришлось уменьшить значение прозрачности с 50 до 25 %. Если не брать это в расчет, то можно сказать, что разницы между двумя планшетами не чувствуется. Слишком это тонкие для восприятия вещи. Хотя если работать с картинкой с очень большими линейными размерами, отличие наверняка станет весьма заметным.

Ну что же, Intuos3 формата А5 – вещица славная. Но рядовому полиграфическому дизайнеру все-таки ближе формат А6 (говорят, там все то же, что и на А5, только кнопочная панель одна) – и места на столе занимает значительно меньше, и руками не нужно сильно размахивать, да и стоит не в пример дешевле. Так что автор теперь мечтает о скромном Intuos3 с рабочим окошком 4х5″ и фантастическими возможностями творческого роста.

WACOM Graphire3 Studio XL (A5)
Технические характеристики
Размеры планшета – 275,5×256,8×18,1 мм
Рабочая зона – 208,8×150,8 мм
Длина кабеля – 1,5 м
Чувствительность – 512 уровней
Разрешение – 2032 lpi
Точность – ± 0,5 мм
Комплект поставки
– WACOM Graphire3 Studio XL (A5)
– ручка: 145x?12,5 мм, 11 г, две программируемые кнопки
– трехкнопочная мышь с колесом прокрутки
– набор драйверов, Adobe Photoshop Elements 2.0, Pinnacle Studio 8 SE, penPalette LE Multimedia, ACDSee 5.0/1.65

WACOM GRAPHIRE3 STUDIO XL (A5)
Следующим на очереди стоял обновленный WACOM Graphire3 формата А5, разработанный, как пишет производитель, “для интенсивной работы с графикой, воплощения серьезных художественных идей, редактирования видео и фотоизображения. Высокие технические параметры Graphire3 способны обеспечить максимальную эффективность выполнения вышеуказанных работ”. Несмотря на это, планшет позиционируется как бюджетный, и даже в формате А5 он вполне доступен по цене.

Инсталляция прошла легко, все инструкции, в отличие от Intuos3, на русском языке. Кроме драйверов в комплектации к Graphire3 Studio XL имеются: Adobe Photoshop Elements 2.0 (с купоном, при наличии которого можно апгрейдить его до третьей версии, однако только в том случае, если вы успеете купить этот продукт до 31 марта 2005 года – именно такой срок указан на купоне), Pinnacle Studio 8 SE (понадобится, если вы работаете с видео), penPalette LE демо-плагины для Adobe Photoshop Elements, ACDSee 5.0/1.65.

У нового Graphire – строгие формы, никаких кокетливых изгибов, цветных вставочек. Выглядит, пожалуй, даже элегантнее, чем Intuos3. Нам на тестирование достался экземпляр цвета “синий сапфир”, но бывают еще “белый жемчуг” и “серый графит”. По сравнению с Intuos3 Graphire занимает на столе гораздо меньше места.

На корпусе имеется прозрачная крышка для перерисовки, а сверху еще и дополнительный держатель для пера (видимо, для тех случаев, когда планшет понадобится куда-нибудь нести). Основной же держатель – не на корпусе – стильный, из прозрачного пластика. Само перо после забав с комплектом Intuos3 показалось слишком легким, несерьезным, пластик на ощупь чуть шершавый, очень не хватает резиновой вставки. Но форма не без затей – вполне эргономична, имеется двухпозиционная программируемая кнопочка. Дополнительных наконечников нет! А что же делать, если наконечник стерся? Менять всю ручку?

Мышь выглядит вполне прилично, с колесиком. Места для маневра на рабочем поле планшета ей вполне хватает. Рисовать неожиданно легко и приятно. Перо не встречает никакого сопротивления, скользя по гладкому пластику. (Может, и правда наконечник не будет стачиваться?) Но на самом пластике, к сожалению, остаются следы. Они пока еще малозаметны, но что будет спустя полгода ежедневного рисования? Оранжевый индикатор рабочего состояния отзывается на прикосновение пера зеленым цветом. Рука лежит на планшете очень комфортно благодаря плавно закругленному скосу корпуса.

Кроме отсутствия сопротивления поверхности перу, отличий от предыдущей модели при рисовании не обнаружилось. Жирные при нажиме штрихи так же послушно сходят на нет при ослаблении давления, но при выполнении подписи в режиме инструмента Pens получился весьма впечатляющий результат: разница в толщине линий просто поразительная. Гораздо больше, чем на Intuos. Видимо, это связано как раз с пресловутым числом степеней нажима – 512 все-таки меньше, нежели 1024.

Еще один тест – гордость экспериментатора: под прозрачную крышку была подложена открытка и торжественно перерисована. Причем дважды – при разных масштабах, поскольку результат получился любопытный. Если линейные размеры документа достаточно велики, а масштаб при этом 100%, то срисованная картинка получается маленькая. И это логично – на мониторе-то видна только небольшая часть листа. А если тот же документ масштабировать так, чтобы он был виден полностью? Правильно. Картинка наша получится тоже на весь лист. То есть из почтовой марки (если, конечно, вы сумеете ее скопировать) можно сделать целый плакат!

Вывод такой: очень комфортное рисование. Отрываться не хочется. Чувства говорят – это лучшее из когда-либо пробованного, и только разум бунтует, напоминая о пресловутой разнице между 512 и 1024. И если бы еще решился вопрос со сменными наконечниками…

WACOM Volito (A6)
Технические характеристики
Размеры планшета – 224,1х221,0х22,3 мм
Рабочая зона – 127,6х92,8 мм
Длина кабеля – 1,5 м
Чувствительность – 512 уровней
Разрешение – 1000 lpi
Точность – ± 0,5 мм
Комплект поставки
– планшет WACOM Volito A6
– ручка с одной программируемой кнопкой
– набор драйверов, графический редактор Corel Painter Classic, JustWrite Office – позволяет делать рукописные заметки или рисунки прямо в документах MS Office (без PowerPoint не работает), ArcSoft Photoimpression/ArcSoft Funhouce – для обработки фотографий.

WACOM VOLITO (A6)
Последним испытывается Volito — самая младшая бюджетная модель от WACOM. В отличие от остальных планшетов семейств Intuos, Cintiq и Graphire, которые позиционируются как устройства для “творческих профессионалов”, этот планшет рекламируется как “универсальный мышезаменитель”. Видимо, именно поэтому для его продвижения существует специализированный сайт www.my-volito.com. Весь такой зелененький. Там имеется специальный раздел, откуда можно скачать обои для Рабочего стола, скринсейвер, подходящие по теме цветные накладки на планшет (любимый сюжет – скелет мыши на проводе). Не устроят готовые – можно по шаблону нарисовать самому при помощи того же планшета. И распечатать на принтере. И приклеить на планшет.

Отличия от предыдущих планшетов начинаются с упаковки – в данном случае спартанской донельзя. Никакой тебе сложной системы взаимодействующих картонных ниш, распорок и карманчиков – пластиковый параллелепипед, планшет, перо, диски – и все! Еще одна емкость явно предназначена для мыши, но в нашем комплекте ее не было.

Планшет вполне симпатичный, полупрозрачный, что придает ему некоторую игрушечность. Такое же игрушечное перо с одной программируемой кнопкой. Без ластика. Стационарный держатель для пера, выполненный прямо на планшете, доставит некоторые неудобства тем, кто кладет это устройство на выдвижную полку компьютерного стола (с вставленным в держатель пером полку не задвинешь). Софт установился без проблем, все русифицировано, только демонстрационные картинки, в отличие от предыдущих экземпляров, черно-белые.

Пробуем рисовать. Некоторая приладка руки, связанная с изменением размера рабочего поля, и через несколько минут уже перестаешь замечать, какой планшет под рукой – дорогой или дешевый. Пленка на планшете прозрачная – так и хочется что-нибудь перерисовать. Однако для образца годится только маленькое изображение – меньше рабочего поля примерно на 15 мм с каждой стороны. Неудобно. Уж лучше отсканировать и работать с картинкой в цифровом режиме. Отсутствие ластика прошло совершенно незамеченным – когда было очень нужно, просто выбирался подходящий инструмент из списка.

В общем, рисуется вполне комфортно и качественно. Визуальных отличий от картинок, выполненных на предыдущих планшетах, нет.

После целого дня увлекательного рисования напрашиваются такие выводы. Планшет Volito по техническим характеристикам не уступает Graphire2, которым, кстати, пользуется множество художников. Нельзя подключить к Mac? А у многих дома “Маки” стоят? Нет мышки? Да что с ней делать-то на таком формате?

Только увеличение цены выйдет… Словом, если вы уже давно хотите планшет и не страдаете болезненным самолюбием, смело приобретайте планшет Volito в “безмышевой” комплектации и работайте на нем в свое удовольствие. А когда сможете позволить себе более дорогой, этот подарите сыну-дочке-племяннику – представители младшего поколения с радостью примут у вас эстафету общения с чудесным устройством.

Что касается семейства Intuos, то это область превосходных степеней – больше точности, больше мощности, больше свободы творчества. Такой планшет может стать реальным продолжением творческой личности большого художника.