11 лет назад 10 октября 2007 в 21:23 38

Не остаться без штанов

Автор: Макс Еховский

Собрать супернавороченный игровой компьютер можно без труда: были бы деньги, а алгоритм выбора компонентов невероятно прост – покупай все топовое. В результате такого губительного для финансов рейда, возможно, не удастся получить идеально сбалансированную систему, но она точно будет самой крутой. Куда сложнее собрать игровой компьютер, когда бюджет сильно ограничен, и важной оказывается каждая деталь, каждая мелочь. Мы попытались проанализировать текущую ситуацию.

ГРАФИЧЕСКИЙ АДАПТЕР

Правильная игровая система начинается с правильного графического ускорителя. Именно этот компонент задает общий тон и определяет все ключевые характеристики системы. Выбрав тот или иной графический адаптер, надо будет лишь соблюсти баланс, подобрав под него остальные компоненты системы. То есть фактически именно выбор графического ускорителя определяет что у нас получится в итоге, является ключевым. Так что построение нашей игровой системы мы начнем конечно же с выбора графического адаптера.

Как бы мы ни старались избежать неоправданных затрат, будет обидно собрать компьютер, на котором совсем не пойдут новые интересные игры. Поэтому выбирая этот компонент мы руководствовались прежде всего тем, что ни в коем случае нельзя приобретать слабый адаптер, чтобы буквально через пару месяцев понять, что удовольствия от игр на такой системе очень не много. Выбрав изначально недорогой и не слишком производительный адаптер, мы дабы соблюсти баланс выберем и остальные компоненты не высокой, но достаточной производительности, и в итоге получим недорогую, но не слишком интересную систему. Опираясь на эти рассуждения и перебирая варианты, которые в настоящий момент присутствуют на рынке, мы пришли к выводу, что максимально оправданным будет приобретение видеокарт на основе двух чипов, которые совсем недавно были очень близки к топовым: NVIDIA GeForce 7900GS и ATI Radeon X1950 Pro.

Чего греха таить, из этой пары именно 7900GS нам кажется наиболее оптимальным вариантом. При цене порядка 170 долларов за карту с памятью объемом 512 Мб мы получаем решение, которое будет быстрее NVIDIA GeForce 8600GTS в DirectX 9 играх. Лишаемся поддержки DX 10? Да. Но поверьте, пока новый API выйдет в массы и сколь-нибудь существенно повлияет на рынок, пройдет немало времени, и вы уже точно соберетесь апгрейдить свою игровую систему. Так что давайте решать проблемы по мере их поступления – этот принцип поможет нам сэкономить немало денег, времени и сил.

Карты на ATI Radeon X1950 Pro вообще-то быстрее решений на 7900GS, но только если речь идет об использовании на штатных частотах. Разгоняются горячие чипы ATI куда хуже чипов NVIDIA, и если грамотно подойти к этому вопросу, мы без проблем получим больше производительности от 7900GS, и при этом карта останется тихой, в отличие от X1950 Pro, которые и без разгона сильно шумят.

Из конкретных продуктов рекомендуем обратить внимание на Palit 7900GS Sonic с быстрой памятью, отличным разгонным потенциалом и неплохой оригинальной системой охлаждения. Если вдруг такую карту найти не удастся, смотрите на неразогнанные платы известных брендов – платить за заводской разгон вряд ли имеет смысл, вы с этим справитесь сами. Если все же решите купить ATI Radeon X1950 Pro, обратите внимание на, Sapphire Radeon X1950 Pro, Palit Radeon X1950 Pro Super и Gigabyte GV-RX195P256D-RH. Последние две интересны нестандартными, производительными и менее шумными кулерами.

ПРОЦЕССОР

Вторым по значимости компонентом, определяющим производительность игровой системы, безусловно является процессор. Любопытно, что здесь ситуация очень похожа на ситуацию с графическими адаптерами.

В настоящий момент хорошим вариантом будет AMD Athlon 64 X2 4400+, который при стандартных частотах окажется быстрее равных по цене процессоров Intel. К тому же приличная материнская плата для процессоров Socket AM2 обойдется дешевле плат платформы Intel. Вот только хорош этот вариант будет лишь в том случае, если мы не планируем разгонять процессор, потому что разогнать Athlon 64 X2 4400+, не прибегая к экстремальным мерам, удастся в лучшем случае до частот 2,7-2,8 ГГц, и тут он уже не конкурент процессорам Intel, которые при равных частотах оказываются производительнее. За те же деньги Intel предлагает процессор E2160, который на правильной материнской плате и с правильным блоком питания может разогнаться до 3,2 ГГц гарантированно, и до 3,5 ГГц и выше, если повезет. В любом случае после разгона у Athlon 64 X2 4400+ не останется никаких шансов, так что E2160 нам кажется предпочтительным вариантом, поскольку дает возможность за те же деньги получить большую производительность.

Говоря о процессорах Intel, хочется сделать еще несколько комментариев. Во-первых, процессор E2160 оборудован кеш-памятью второго уровня объемом 1 Мб. Он примерно на 15% медленнее, чем E4400 с кешем 2 Мб, и примерно на 20% отстает от E6320 с кешем 4 Мб. При покупке E2160 экономия составит примерно $35 по сравнению с первым, и примерно $90 по сравнению со вторым. Стоит ли экономить эти деньги? Пожалуй, да. Дело в том, что 15% процессорной производительности, во многих современных грамотно написанных играх превратятся в лучшем случае в 5-7% общей производительности системы, то есть, скорее всего, останутся незамеченными.

Во-вторых, обратите внимание, что частота шины у E2160 (как, впрочем, и у E4400) – 800 МГц, что, если мы рассчитываем на разгон, выгодно отличает его от E6320 с шиной 1066 МГц. Процессоры с быстрой шиной разгоняются сложнее, для разгона нужна материнская плата, которая будет стабильно работать на высоких частотах шины, а это уже слишком большие и возможно неоправданные в нашем случае расходы.

МАТЕРИНСКАЯ ПЛАТА

Выбирая материнскую плату для процессора AMD, стоит исходить из того, что в данном случае не так важны ее разгонные возможности, поскольку все равно сильно разогнать процессор не получится. На платформу AMD есть смысл ориентироваться, рассчитывая лишь на дефолтные возможности. Наилучшим вариантом будут платы на основе чипсетов NVIDIA 570 Ultra или NVIDIA 570 SLI. Вряд ли кто-то будет использовать SLI конфигурацию, поэтому без разницы, какой из двух чипсетов будет использован. Из конкретных продуктов стоит обратить внимание на ASUS M2N-E и Foxconn N570SM2AA-8EKRS2H.

А вот с платформой Intel придется немного повозиться. Если выбирать вариант подешевле, можно остановиться на чипсете Intel 965P. Но у нас не будет возможности фиксировать частоту памяти, поднимать уровень сигналов на шинах, чтобы улучшить стабильность работы системы в разогнанном состоянии, то есть мы сэкономим немного денег, но получим меньший разгонный потенциал. Так что, если хочется серьезно разогнать процессор, наш выбор – NVIDIA 650i SLI. Разница в стоимости составит примерно 30 долларов. Например, за 109 долларов можно приобрести прекрасно собранную ASUS P5B (Intel 965P), на которой есть все что необходимо. Разогнать процессор на это материнской плате можно, но экстремального разгона мы от нее не добьемся. То же в равной степени касается еще одного кандидата построенного на основе чипсета 965P – GigaByte GA-965P-S3 стоимостью 100 долларов. А вот два продукта тех же производителей ASUS P5N-E ($122) и GigaByte GA-N650SLI-DS4 ($135), построенные на NVIDIA 650i SLI, позволят выжать из процессора все соки – до последней капли.

ПАМЯТЬ

Приступать к выбору памяти стоит только после того, как мы сами себе ответим на один важный вопрос: чего мы хотим – получить производительную игровую систему за разумные деньги, или попрактиковаться в экстремальном разгоне? Если первое, то можно не выпендриваться, и не покупать суперпупероверклокерскую память, а просто купить пару модулей DDR2 6400 объемом по 512 Мб или по 1 Гб (кто что сможет осилить).

Мы не хотим сказать, что память невозможно разогнать – возможно, конечно, но насколько это целесообразно? Какой реальный прирост производительности мы в итоге получим от этого разгона в играх? Ответ простой – почти никакой. Именно поэтому мы выбирали под хорошо разгоняемые процессоры Intel материнские платы на чипсете NVIDIA 650i SLI, который позволяет фиксировать частоту шины памяти. Упражняться с памятью, подбирая модули/напряжения/тайминги практически не имеет смысла, особенно на платформе Intel – прирост производительности будет незначительным, а затраты серьезно ударят по карману. Так что нужно найти недорогую память на чипах Hynix, Samsung или недорогие модели OCZ, с таймингами не хуже чем 5-5-5-12, и обязательно пару, чтобы она работала в двухканальном режиме, и все будет хорошо.

А вот для платформы AMD подобрать идеальную память куда сложнее. Есть такой параметр, который называется Command Rate, и от его значения серьезно зависит скорость работы подсистемы памяти. Например, скорость записи при Command Rate равном двум тактам (2Т) падает примерно на 30% по сравнению со скоростью записи при значении 1Т. Но подобрать модули которые стабильно работать с параметром Command Rate равным 1Т весьма непросто: нужно выискивать информацию по конкретным чипам, используемым в модулях, а затем искать модули памяти, построенные именно на этих чипах. Так что если вы выбрали платформу AMD, у вас есть два варианта: заниматься поисками и экспериментами, или… просто купить недорогие стабильные модули памяти DDR2 6400.

Кстати, на работу подсистемы памяти платформы Intel параметр Command Rate почти не влияет, поскольку контроллер здесь внешний, в отличие от платформы AMD, где контроллер является частью процессора.

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ПРОЦЕССОРА

Вопрос охлаждения процессора нам нужно решить тихо и со вкусом. Относительно недорогим и достаточно эффективным решением уже долгое время остается Thermaltake Big Typhoon. При стоимости порядка 36 долларов этот огромный кулер, состоящий из основания, оребрения, надетого на шесть тепловых трубок, и 120-миллиметрового вентилятора, не только справляется с охлаждением процессора, но и обдувает все элементы, находящиеся вокруг процессорного разъема. Учитывая, что мы выбирали недорогие материнские платы, обдув элементов питания процессорного ядра нам только на руку.

Примерно за эти же деньги можно приобрести полностью медный, красивый, тихий и не менее эффективный Zalman CNPS9500. Его плюсы – большая производительности и компактность. Вот только глобальный обдув элементов питания процессора придется организовывать отдельно.

КОРПУС И БП

Говорено много раз, но никогда не вредно повторить: экономия на корпусе – преступление перед собственным чувством прекрасного, а экономия на БП – просто глупость. Купив дешевый корпус, мы обеспечиваем себе мучительную сборку, ужасный внешний вид компьютера и в довершение всего никудышный блок питания, который может погубить с таким усердием подобранные компоненты. Первым делом плохой БП обречет на страдания жесткий диск. Потом он заставит страдать мосфеты на материнской плате, процессор и графический чип. Потом в дело пойдут мосты, ну и далее со всеми остановками. Поверьте: убить систему плохим блоком питания – раз плюнуть, тем более систему, которая будет серьезно нагружаться. Поэтому постарайтесь не экономить на корпусе, по крайне мере, не засовывайте железо в китайский корпус за 40 долларов.

Наилучшим и самым дорогим вариантом является покупка высококлассного корпуса без БП и отдельно – блока питания с необходимой гарантированной мощностью. Стоимость такого решения будет зависеть от выбранных компонентов, но в любом случае это будет очень дорогое решение. В нашем случае логичнее не шиковать и выбрать корпус известного и надежного производителя с установленным блоком питания.

Начать нужно, пожалуй, с корпусов Foxconn. У этого производителя достаточно недорогих, добротно скроенных корпусов с блоками питания мощностью от 400 Вт (для нашей системы это минимально допустимая мощность; желательно, чтобы она была выше – не забывайте, что производители указывают максимальную мощность). Дальше можно посмотреть корпуса ASUS, которые в среднем несколько дороже. Ну и, наконец, есть смысл присмотреться к уже достаточно дорогим корпусам Chieftec. Они, скорее, предназначены для построения серверов, но выглядят неплохо и великолепно собраны. Блоки питания, устанавливаемые в корпуса перечисленных производителей, работают достаточно надежно и, если их не перегружать, обеспечивают неплохую стабильность.

Выбор оружия: клавиатура и мышь

Ни для кого не секрет, что для игрового компьютера нужны проводные устройства ввода. В первую очередь это касается мыши, от разрешающей способности, скорости и точности позиционирования которой напрямую зависит качество игрового процесса. И хорошо бы здесь разориться на Logitech MX518 – одну из лучших игровых мышей. При стоимости порядка 48 долларов этот оптический манипулятор с разрешением датчика 1600 dpi обеспечивает очень быстрый отклик, и действительно позволяет полностью погрузиться в игру.

Рекомендовать к покупке одну из игровых клавиатур мы не станем – в большинстве случаев удобной стандартной клавиатуры будет вполне достаточно. И только если вам необходима возможность привязки сложных макросов к отдельным клавишам прямо в ходе игрового процесса, есть смысл подумать о приобретении таких игровых монстров, как Logitech G11 или G15.

ЖЕСТКИЙ ДИСК

Для того чтобы добиться от системы максимальной производительности, конечно, можно поставить 150-гигабайтный жесткий диск Western Digital WD1500ADFD со скоростью вращения шпинделя 10000 оборотов в минуту и временем доступа 4,6 мс. Но готовы ли вы отдать за него почти 250 долларов, то есть заплатить больше чем по 1,5 доллара за гигабайт? Наверное, логичнее будет купить за 110-140 долларов обычный винчестер емкостью 400-500 Гб и не обращать внимания на то, что в игре при переходе на следующий уровень приходится немного подождать.

Скоростные характеристики, безусловно, сыграют свою роль, но в реальных условиях разницы между современными винчестерами со скоростью вращения дисков 7200 об/минуту разных производителей почувствовать практически нереально. Поэтому в качестве критериев для выбора скорее нужно апеллировать к цене, сроку гарантии и надежности.

Максимально надежными можно считать диски так называемых серверных серий (NS у Seagate, MaxLine Pro у Maxtor, YR и YS у Western Digital) с заявленной наработкой на отказ 1-1,2 миллиона часов. Тут, правда, есть одна тонкость: так называемая “детская смертность”, то есть вероятность того, что жесткий диск “умрет” в первые месяцы использования, абсолютно равна для дисков всех производителей и для всех серий без разбора, в том числе и серверных. Так что, даже выбирая диск с высокой заявленной наработкой на отказ, не стоит пренебрегать возможностью бэкапить ценные данные. Кстати, один из главных врагов жестких дисков – высокая температура, поэтому есть смысл позаботиться об отдельном охлаждении винчестеров: большой, медленно вращающийся вентилятор может значительно продлить срок их службы. Что же касается статистики надежности последних моделей разных марок, то лидерами по надежности в настоящий момент считаются диски Seagate и Western Digital.

ОПТИЧЕСКИЙ ПРИВОД

Ну вот мы и добрались до последнего компонента нашей игровой системы –оптического привода. Мультиформатные DVD-рекордеры независимо от производителя стоят сейчас одинаково недорого, но мы рекомендуем две модели: у Pioneer есть DVR-212, а у Benq – DW1670. У обоих приводов неплохие скоростные формулы и приличный набор функциональных возможностей. В отличие от продукта BenQ, у привода Pioneer SATA-интерфейс, что делает его более привлекательным: максимально легкая установка и тонкий кабель, который не будет мешать свободному перемещению потоков воздуха в корпусе.

Все компоненты выбраны, осталось найти место (или места) где их можно приобрести по самым низким ценам (не в ущерб сроку гарантии, конечно), привезти домой и собрать. На какие бы из предложенных компонентов ни пал в итоге ваш выбор, мы абсолютно уверены в одном – собранный компьютер оправдает каждую вложенную в него копейку.