10 лет назад 10 сентября 2008 в 0:00 67

Железная составляющая

Автор: Руслан Шебуков

Gps-устройств сегодня очень много. что выбрать: коммуникатор или навигатор, телефон с gps или автонавигационную систему, gps-часы или антирадар с зашитыми координатами милицейских постов и видеокамер? или, может быть, и то, и другое? и третье? мы поможем вам разобраться.

Прежде всего, конечно, GPS – он для водителей. И говорить мы будем в первую очередь об этом – о GPS для автомобилистов. Для остальных людей GPS не так критично важен, хотя я, например, использую смартфон с GPS для того, чтобы найти в Москве нужный мне дом с хитрым обозначением 25а/31 стр. 11, который оказывается вообще не на той улице, и совсем не между строениями 10 и 12. За границей GPS тоже не лишний – в Барселоне, например, дом номер 125 легко может находиться между домом номер 25 и домом номер 178-212, а в Лондоне некоторые дома вообще не имеют числовых обозначений, а называются, к примеру, Charles Mansion, и ищи его где хочешь. Почтальоны-то знают, где он находится, а нам как быть?

Ну про туристов и рыболовов я вообще говорить не буду – это отдельная тема, которую мы, может быть, поднимем, когда доктор Менакер возвратится с ежегодной рыбалки в устье Волги и расскажет, какие технические средства не дали ему заблудиться на этот раз.

7 полезных советов насчет GPS

1. Никогда не доверяйтесь GPS полностью.

2. Используйте голосовые подсказки GPS-устройства только если вы уверены, что едете оптимальным маршрутом.

3. Не воспринимайте советы GPS-устройства буквально: если оно настаивает, чтобы вы резко повернули налево, а там бетонный забор, не поддавайтесь на провокацию.

4. Если вы еще неопытный пользователь GPS, прокладывайте маршрут заранее, а не во время езды, иначе можете попасть в аварию.

5. Не слишком отвлекайтесь на карту во время движения, просто иногда бросайте беглый взгляд – этого вполне достаточно, чтобы следовать верным маршрутом даже без голосовых подсказок.

6. Если спутники вдруг перестали ловиться во время движения, а вы совершенно не знаете, куда ехать, просто продолжайте движение примерно в ту же сторону, рано или поздно спутники найдутся, и маршрут будет автоматически перепроложен. Если же их нет подозрительно долго, попробуйте перегрузить устройство.

7. Не спорьте с GPS, он все равно вас не слышит.

Итак, вы задумались о приобретении GPS-устройства. Сначала определитесь, зачем оно вам. Если вы автомобилист и просто хотите электронную карту с подсказками, к которой вы не будете предъявлять больше никаких требований, наверное, вам лучше выбрать GPS-навигатор (английские названия устройства: Personal Navigation Assistant (PNA), Personal Navigation Device или Portable Navigation Device (PND), что то же самое). Это отдельное устройство, в которое зашита программа навигации и карта, которая обычно записывается на флэш-карточку типа SD. Стоят такие устройства недорого, выбор сейчас огромный, отличаются они друг от друга размерами, качеством сборки и компонентов, а также количеством дополнительных функций, которые все равно работают, как правило, плохо.

GPS-навигаторы

Сначала мы просто хотели протестировать как можно большее количество PND, чтобы выяснить, какая между ними разница, но уже после пятого устройства, мы поняли, что это бесполезная затея. Мало того, что почти на всех устройствах стоит одинаковое программное обеспечение, так там еще и стоит одинаковое железо – и не просто одни и те же чипы, часто вообще вся железная составляющая повторяется, как у бесчисленных клонов видеокарт NVIDIA.

Вместо этого мы решили рассказать о двух типах GPS-устройств (их не так много), используя в качестве примеров типичных представителей своего класса. А также о том, как расширить возможности этих устройств, то есть, грубо говоря, как их хакнуть.

Первый тип – самые простые GPS-навигаторы. Их на рынке больше всего – от брендовых до ноунеймов. От ноунеймов, как обычно, мы вас предостерегаем – поскольку вам может попасться как вполне нормальный, юзабельный девайс, так и полностью отстойный, причем все может погубить одна-единственная деталь – например, тусклый экран или отсутствие слота для SD-карты. Поэтому сразу переходим к брендам.

Самым, по моим наблюдениям, популярным производителем GPS-навигаторов в нашей стране является тайваньская компания Mitac, которая выпускает свои устройства под брендом Mio. В линейке Mio есть все типы устройств – от самых простых до насколько возможно сложных. Самое простое – С220. Только GPS-навигация, и ничего больше. 3,5-дюймовый дисплей (320х240), компактные размеры, слот для SD-карты, в память устройства зашита программа MioMap v3.3, которая является клоном iGO 2006, что в принципе неплохо. В комплекте – карты Москвы, области и Петербурга. Стоит около 7,5 тыс рублей. Все. Обновленная версия – С230 – отличается другим корпусом и новой программой – Be-On-Road чешского производства, адаптированной специально под условия нашей страны. То есть, в отличие от iGO, на карте Be-On-Road есть корпуса, строения и прочие специфические обозначения, характерные для Москвы. Но насколько она хороша в использовании, я не скажу, потому что мне пока не представилась возможность опробовать ее в полевых условиях. Скажу только, что программа не поддерживает оповещения о радарах, что в свете последних указов партии и правительства* выглядит не очень привлекательным параметром.

Кроме Mio C220 из устройств этого класса можно порекомендовать Nexx NNS-3500 и JJ Connect 300, которые стоят около 5 тыс. рублей, а работают не хуже – более того, с официальной прошивкой они умеют проигрывать аудио– и видеофайлы с SD-карты. В остальном же они практически идентичны.

Другой тип навигаторов – немного более продвинутый. Обычно отличается большим дисплеем (4,3”, разрешение 480х272), наличием Bluetooth для организации hands-free, более шустрым процессором и опционально некоторыми примочками вроде возможности беспроводного подключения камеры заднего вида (JJ-Connect Autonavigator 4000W Camera) или FM-трансмиттера для беспроводной передачи звука на аудиосистему автомобиля (ASUS R700). Конечно, это все существенно увеличивает стоимость устройства, но тут уж каждый сам за себя решает – дорого 12 тыс. рублей за автонавигатор или нет.

Интересно, что независимо от стоимости устройства практически все они устроены одинаково, и везде стоит Windows CE – как правило, версии 5.0 (на старых моделях – 4.2). А это значит, что возможности навигатора можно значительно расширить, применив одну из нескольких методик. Сами методики я здесь приводить не буду – для каждого устройства они свои – но на форуме сайта 4pda.ru все расписано подробнейшим образом. Я же здесь опишу, что изменяется в результате “хака”.

Лучше всего методика “взлома” устройства отработана на навигаторах Mio – серий с320, с520 и с720. На других устройствах “разлочка” действует схожим образом. Почему все это в кавычках? Потому что по сути здесь ничего не хакается и не ломается. Просто устройству даются некие инструкции, которые позволяют выйти в операционную систему и из-под нее загрузить другие приложения, написанные для Windows CE.

Как правило, эти инструкции записываются вместе с приложениями и программной оболочкой на SD-карту, после чего карта вставляется в слот, устройству делается хард-ресет (о том, как сделать хард-ресет на любом портативном устройстве, читайте на www.hardreset.eu), и вы можете пользоваться всеми открывшимися в одно мгновение неограниченными возможностями системы Билла Гейтса.

Что же это за возможности?

Во-первых, вы можете поставить на GPS-устройство неограниченное количество программ навигации и переключаться между ними в любое время.

Во-вторых, значительно расширяются мультимедийные возможности устройств. Дело в том, что обычно в GPS-устройствах стоят программные медиаплейеры, пользоваться которыми практически невозможно – из-за неудобства интерфейса, катастрофически недостаточного количества кодеков и неудовлетворительного качества проигрывания файлов – как звуковых, так и видео. В то же время под мобильные версии Windows написано много хороших программных плейеров, каждый из которых может быть установлен на GPS-навигатор.

В-третьих, ваш навигатор, если он оборудован модулем Bluetooth, может выходить в интернет. Почта, браузер, загрузка актуальной информации по пробкам – все это становится доступным владельцам даже самых дешевых GPS-навигаторов.

В-четвертых, вы получаете массу полезных и приятных утилит – от часов, которые синхронизируются через интернет, до диктофона, скайпа и ICQ. И, само собой, виртуальную клавиатуру. То есть фактически вы пользуетесь всеми преимуществами КПК, заплатив его половинную стоимость, и при этом формат вашего устройства как нельзя лучше подходит для основного использования – в качестве автомобильного навигатора.

Но самое главное – вы больше не привязаны к зашитым в устройство программам. Что это значит – не мне вам рассказывать.

GPS-коммуникаторы

Наверное, здесь не имеет смысла рассказывать обо всех возможностях коммуникаторов – мы и так пишем о них довольно часто. Я лучше предостерегу вас от возможных ошибок.

Приобретя GPS-коммуникатор, вы избавляетесь от необходимости что-либо “разлочивать” и соединять устройство по Bluetooth с телефоном в поисках интернета, но платите за это гораздо большие деньги, а получаете менее удобный формфактор и экран в 2,8 или 3,5 дюйма с разрешением (уже как правило) 640х480, что не слишком хорошо, когда речь идет об отображении дорожной ситуации – надписи на экране получаются слишком мелкими, да и сама карта с расстояния уже в полметра становится неудобочитаемой.

Как правило, для коммуникатора нужно отдельно покупать держатель в автомобиль, и часто это становится проблемой. Дело даже не в том, что за держатель нужно платить отдельные деньги, а в том, что их выбор на рынке довольно скуден, и часто они отвратительного качества. Они плохо крепятся к стеклу, дрожат, шатаются и все время норовят отвалиться. А вы рискуете разбить дорогое устройство.

То же касается зарядных устройств. Коммуникаторы не так долго работают от встроенного аккумулятора с наибольшей яркостью экрана и в нещадном режиме эксплуатации центрального процессора – а именно в таком режиме приходится работать коммуникатору, когда вы используете его в качестве GPS-навигатора. Можно купить зарядку с гнездом для автомобильного прикуривателя, но во-первых, вы рискуете не найти подходящий разъем для коммуникатора, а во-вторых, нарваться на некачественное изделие и погубить ваше устройство – однажды это произошло со мной (правда, устройство было не моим, но на то и существуют тесты, не правда ли?).

<rover s7>

Наконец, органы управления коммуникатором расположены вертикально, а навигацией удобнее пользоваться, когда экран в ширину больше, чем в длину. Это, казалось бы, не очень существенный недостаток, но вы не поверите, сколько мелких неудобств он причиняет, если навигацией вы пользуетесь постоянно.

Я протестировал множество коммуникаторов, и могу с полной ответственностью заявить, что это не самый лучший вариант для автонавигации. Но если вы хотите универсальное устройство, а в автомобиле проводите не так уж много времени и при этом не скованы рамками тесного бюджета, то коммуникатор – в общем, вполне приемлемый выбор. Тем не менее, если вам действительно необходим и коммуникатор, и навигационное устройство, я бы вам посоветовал приобрести оба устройства, а не совмещать два в одном. Лично же я склоняюсь скорее к выбору смартфона, нежели коммуникатора.

Смартфоны

С помощью смартфона прежде всего приятнее звонить. Формфактор и эргономика устройства позволяет это делать куда более удобно, чем в коммуникаторах. Да и набирать SMS с клавиатуры телефона и при помощи T9 у меня тоже получается быстрее. Приложений для смартфонов в последнее время пишется даже больше, чем для коммуникаторов. Да и вообще смартфоны гораздо лучше выглядят. Но вот пользоваться смартфоном в качестве автонавигатора я бы не стал советовать.

В первую очередь, конечно, из-за маленького экрана. Во-вторую, из-за не слишком широкого выбора программ, написанных для смартфонов. Nokia только недавно выкупила Navteq и стала полноправной владелицей Symbian, и сделать удобный софт для навигации ей только предстоит. Я уверен, что у нее это прекрасно получится – как ни у кого другого, но это будет позже. Сегодня же то, что стоит в качестве навигационной программы в смартфонах Nokia со встроенным GPS, не позволяет насладиться навигацией в полной мере. Вот для чего отлично годится Nokia Maps – так это для пеших прогулок в незнакомых городах.

Встроенные автомобильные GPS-системы

Но лучше всего, если GPS-устройство встроено непосредственно в автомобиль. Не нужно его каждый раз устанавливать и опять снимать, никаких присосок и держателей, большой экран и полная интеграция автомобилем. В общем, все преимущества налицо.

Все встроенные навигационные устройства делятся на две части: те, которые встроил производитель и те, которые изготовлены сторонними фирмами. “Штатные” системы мы сейчас разбирать не будем – во-первых, потому что это не имеет особого смысла: их владельцы и так пользуются навигацией, какой бы хорошей или плохой она ни была, а во-вторых, что, как правило, штатные системы нельзя модернизировать, а если и можно, то владельцы слишком боятся потерять гарантию, поскольку цена на такие устройства нешуточная.

Поэтому поговорим о нештатных устройствах. Отличный пример – головные устройства Phantom производства некоего международного холдинга Stopol. По сути компания выпускает только одно устройство, но в разных корпусах – чтобы они могли быть встроены в автомобили различных марок. Основная модель Phantom называется DVM-130G, и она подходит по типоразмеру в любой автомобиль, в котором штатное головное устройство имеет формат 2-DIN. Обычно это автомобили недорогих марок. Что же касается машин подороже, то их производители делают типоразмеры для автомагнитол (головных устройств) нестандартными, и для них изготавливаются производные DVM-130G, которые, кроме типоразмера отличаются названием и дизайном, который подходит к интерьеру тех марок, для которых они предназначены.

Модели автомобилей, в которые встраиваются устройства Phantom

FORD FOCUS II

FORD FUSION

FORD C-MAX

FORD S-MAX

FORD GALAXY

FORD TRANSIT

FORD FIESTA

MAZDA 3

MAZDA 6

NISSAN QASHQAI

NISSAN X-TRAIL

NISSAN TIIDA

NISSAN MICRA

NISSAN NOTE

HONDA CIVIC 4D

VW PASSAT B6

VW JETTA

VW GOLF

VW TOURAN

VW CADDY

HONDA CR-V

TOYOTA PRADO

TOYOTA CAMRY

TOYOTA COROLLA

TOYOTA RAV4

TOYOTA AVENSIS

TOYOTA AURIS

TOYOTA LC100

CHEVROLET EPICA

HYUNDAI SANTAFE

SKODA OCTAVIA

Что умеет Phantom?

Если одной фразой – все то же, что умеет устройство на Windows CE, правда, с некоторыми оговорками. Конечно же, в Phantom есть свое программное обеспечение, и довольно кривое. Кроме навигационной программы, поставляемой отдельно на SD-картах (обычно это iGO 2006 или Автоспутник), здесь установлен медиаплейер, который умеет проигрывать MP3 и некоторые типы видеофайлов, имеется телевизионный модуль, CD и DVD-проигрыватель (поддерживается Dolby Digital 5.1), есть bluetooth (используется для hands free и беспроводной передачи звука с мобильного телефона или другого устройства, оборудованного bluetooth), возможность подключения двух камер (заднего и переднего вида) и парковочных радаров, которые могут действовать в связке с камерой, а также датчиков давления в шинах (датчики продаются отдельно). В комплекте также идет отдельная антенна для GPS, антенна для радио-телевидения, и также, что совсем нелишне, шнур для подключения и зарядки iPod, который транслирует звук в устройство не по аналоговому, а по цифровому каналу. Все удовольствие стоит около 20 000 рублей, то есть столько же, сколько хороший коммуникатор.

Запустить на устройстве любую GPS-программу можно легко – достаточно скопировать ее на SD-карту и прописать путь к исполняемому файлу в текстовом файлике HBS.txt. Есть также и возможность заставить устройство запускать любые программы под Windows CE.

А вот чего нет, так это возможности выхода в интернет, поскольку существующая прошивка не позволяет сторонним программам видеть bluetooth-модуль. Будет ли решена эта проблема в будущем – неизвестно, производители не признаются, хотя их представители регулярно посещают форум на www.stopol.biz. Разрешение 7-дюймового экрана – 480х234, что не так уж и много для такого размера. Наконец, экран у устройства не слишком яркий, в солнечную погоду не очень хорошо видно. Но в общем и целом устойство вполне оправдывает свои деньги – их можно заплатить за одну возможность встроенной навигации, не говоря уже обо всем остальном.

*Если кто проспал последние полгода, напомню, что с 1 июля 2008 года штрафы на превышение скорости будут выписывать не только инспектора ДПС, но и автоматические камеры, установленные в разных частях Москвы и Московской области – даже в самых с точки зрения здравого смысла идиотских (например, непосредственно перед большими и красивыми, в ярких новогодних лампочках, стационарными постами ДПС).