11 лет назад 10 ноября 2007 в 18:53 39

Автор: Арсений Мирный

Игра: BioShock

Жанр: Генно-модифицированный подводный FPS с элементами RPG

Платформа: PC

Разработчики: 2K Boston и 2K Australia

Издатель:2K Games

Издатель в России:1C

Официальный сайт: www.2kgames.com/bioshock

Минимальные системные требования: Pentium 4/Athlon 64 2,5 ГГц, 1 Гб памяти, 3D-ускоритель со 128 Мб памяти и поддержкой шейдеров 3.0, 7,5 Гб на винчестере, Windows XP SP2 или Vista, интернет-соединение.

Возрастной рейтинг: 17+

К тому времени, как пишется эта статья, игра BioShock продалась тиражом уже более 1,5 млн. экземпляров, а 2K Games успела пообещать, что раз в два года будет радовать геймеров продолжениями этой игры. И продолжать есть что, поскольку первенец серии, по сути, открыл разработчикам компьютерных игр новый сеттинг – ретрофутуристический триллер

ВОСТОРГ – ДЕЛО ТОНКОЕ

В представлении доктора Эндрю Райана, одного из центральных персонажей игры BioShock, идеальное общество будущего – это общество, которое составляют только гении от науки и искусства и в котором нет места посредственностям, поскольку они, по мнению Райана, живут и питаются за счет первых. Люди “высшей” категории требуют соответствующих условий, поэтому доктор построил целый город, укрытый от посторонних глаз под толщей соленой воды, прямо на дне океана. Свое детище Райан назвал Rapture (“восторг” на диалекте восточноевропейских славянских племен), и поначалу все шло отлично. Город населили свободные от уз морали ученые и принялись экспериментировать с чудо-веществом ADAM. Его добывали из особого вида моллюска, состоящего из клеток, похожих на стволовые клетки людей. Вещество способно практически мгновенно изменять генетический код человека, наделяя его сверхъестественными умениями вроде телекинеза, супербыстрой регенерации, способности высекать электричество прямо из пальцев и т. д. Однако праздник “свободной генетики” продолжался до тех пор, пока предприимчивый Фрэнк Фонтэйн, спекулировавший на продажах ADAM, не накопил достаточно ресурсов, чтобы попытаться выступить против Райана. В результате безмерного применения препарата в ходе гражданской войны славные восторгчане превратились в сплайсеров – голодных до дозы психов, готовых ради “Адама” на все. Райан, будучи оптимистом, нашел в этом плюс и разработал новую технологию по добыче “Адама” из трупов, которую назвал “Маленькие сестры”.

Суть ее заключалась в том, что маленькая зомбированная девочка с огромным шприцом ходит в поисках трупов и вытаскивает из них заветную субстанцию. Чтобы с ребенком ничего не приключилось, в ней самой находится некоторое количество “Адама”, которое восстанавливает ее здоровье. Плюс повсюду за ней ходит “Большой папочка” – чувак в пуленепробиваемом водолазном костюме с огромной пушкой наперевес, который легко переходит от полного безразличия к неудержимой агрессии по отношению к любому, кто посмеет тронуть его самого или “сестричку”. Всего по Восторгу бродит 21 девочка.

Вдобавок ко всему в 1958 году Атлас – главарь местного пролетарского движения – поднял против Райана восстание, что окончательно уничтожило остатки порядка в городе и утопило его в крови. Именно в таком упадочном состоянии спустя два года город обнаруживает главный герой игры – Джек. Его самолет разбился, и он, оказавшись единственным выжившим, находит батисферу, которая привозит его в Восторг.

В общем, над сюжетом Bioshock подумали крепко. В условия компьютерной игры он вписался весьма органично и смотрится отлично вместе с местной атмосферой и геймплеем.

НА ДНЕ

Атмосферу, царящую в Восторге, можно охарактеризовать примерно так: апокалипсис. Опустевшие подводные высотки, на которых еще горят неоновые рекламные вывески, роскошные некогда интерьеры, теперь разгромленные и заляпанные большим количеством крови – все это, выполненное преимущественно в стиле ар-деко, пышет злой иронией и тоской. Декорации символизируют процветание, стремление вверх, безграничность возможностей человека, его способность преодолевать любые преграды – таков характер ар-деко. Происходящее в этих декорациях обнаруживает больное общество, гипертрофированную копию того, что живет на суше, только с более безжалостными и сумасшедшими членами.

Антагонисту приходится практически в одиночку бороться за спасение. Все, что у него есть – это голос того самого Атласа, доносящийся из рации и дающий разной степени полезности советы, а также небольшой арсенал огнестрельного и генетического оружия. Основной арсенал представлен во всех смыслах классически: массивный разводной ключ, револьвер, ручной пулемет Томпсона, дробовик, гранатомет, арбалет и распыляющее всевозможные жидкости оружие. Каждый вид оружия имеет по три вида боеприпасов, что, конечно, вносит в отстрел супостатов некоторое разнообразие и возможность выбора, но не радует так же, как плазмиды – те самые возможности, которые дает человеку ADAM. Геймплей предполагает умелое комбинированное использование этих двух видов оружия, благо переключаться между ними можно очень быстро. Комбинированное – значит, к примеру, шокировать врага электрическим разрядом из пальцев, а потом добить простым гаечным ключом, или превратить его в глыбу льда, а потом тем же ключом раскрошить на осколки.

Кроме двух основных видов оружия в игре есть еще так называемые “тоники” – пассивные умения, делящиеся на три вида: физические (делают героя быстрее и сильнее), боевые (усиливают действие плазмид) и инженерные (улучшают хакерские умения персонажа). Все они оказываются хорошим подспорьем в неравном бою с обитателями Восторга, особенно учитывая тот факт, что устроить мясорубку в игре не удастся, потому что количество боеприпасов как к огнестрельному, так и к генетическому оружию строго ограниченно. Ограничение диктует характер геймплея, не свойственный большинству шутеров от первого лица. В Bioshock необходимо думать над тем, как расправиться с врагом. Особенно когда речь заходит о целой банде сплайсеров. Расстреливать каждого не хватит никаких патронов и здоровья, каким бы видом боеприпасов ни стрелял револьвер, завалить сплайсера с одного выстрела получится только точным попаданием в голову, что практически невозможно, учитывая дикую скорость, с которой они передвигаются. С другой стороны, дизайнеры почти всегда оставляют лазейку для наблюдательных игроков. Если сплайсеры стоят, например, в воде, а у игрока есть возможность вырабатывать электричество из рук, то выход очевиден, как и в том случае, когда толпа монстров стоит в луже бензина, а у игрока есть возможность швыряться файерболлами.

Но как нигде солдатская смекалка требуется от игрока в битвах с “Большими папочками”. На первый взгляд эти черти кажутся неубиваемыми. Поначалу встречи с монстрами можно избегать довольно легко: пока вы не предпринимаете ничего против него или “сестрички”, он просто не будет вас замечать, но стоит только сделать один неосторожный выстрел (а сделать его придется не раз по ходу игры), как все меняется в худшую для вас сторону. Несмотря на свои огромные габариты, двигаются “Бигдэддиз” молниеносно. Кроме того, они отлично знают местность, на которой находятся, и не устают преследовать. Одолеть “папочку” простым огнестрельным огнем невозможно – такой подход чреват очередным рестартом. Победа над “Большим папочкой” дает возможность уподобиться богу и решить участь “сестрички”. Ее можно убить, вырвав из ее тела заветного моллюска (160 единиц), либо помиловать, освободить от гипноза и отпустить. За это тоже дают ADAM, но в два раза меньше (80 единиц). У игры две концовки, и какая из них уготована конкретному игроку, зависит от того, как он поступает с девочками по ходу игры. В любом случае битвы с “Большими папочками” не избежать, и в них средства хороши все и сразу.

БИЗНЕС И ХАКИНГ

Отличным подспорьем в битве с монстрами являются местные охранные системы, представленные в виде камер слежения, автономных наземных и мобильных орудий. Изначально они настроены против игрока, но очень хорошо поддаются хакингу и быстро переходят на светлую сторону силы. Процесс взлома представлен в форме мини-аркады, похожей на Pipe Dream: из разрозненных кусочков труб нужно составить одну целую, ведущую из точки “А” в “Б”. Такая схема распространяется и на почти все торговые автоматы, присутствующие в игре. С их помощью можно покупать или получать бесплатно всевозможную амуницию и апгрейды. Чем дороже вещи, которыми торгует автомат, тем больше здоровья он отнимет в случае неудачного взлома. Ну а если есть такая штука, как Autohack tool, то рисковать не обязательно – любой сейф, автомат или медицинский модуль будет взломан.

ЦВЕТЕНИЕ ПЛЕСЕНИ

О том, как выглядит BioShock, было спето уже немало песен, но лишний раз не помешает, поскольку игра невообразимо красива. Первое, чем она удивляет – умопомрачительной красоты водой. Она, если так можно выразиться, живая и умеет весьма аутентично переливаться и отображать окружающий мир. Освещение тоже выше всяких похвал, хоть оно и довольно скудное в большинстве локаций. Видно, что с особым вниманием дизайнеры отнеслись к прорисовке сплайсеров и трупов, в изобилии разбросанных по улицам умирающего города: одного взгляда достаточно, чтобы понять, как умер “тот парень”. Звуковое сопровождение игры под стать видеоряду. Мир Райана постоянно звучит: где-то в глубинах коридора что-то бормочет сплайсер, в соседнем корпусе глухо раздается женский голос, делающий объявление через интерком, где-то совсем рядом ломаются перекрытия, льется вода, ну и, конечно, раздается низкий стон “Большого папочки”, вышедшего на пару с “сестричкой” собирать урожай ADAM. Звук вообще играет чуть ли не главную роль в нагнетании ужаса на игрока. Спокойно в Восторге себя можно почувствовать, только когда убедишься, что сплайсеров в отдельно взятом помещении не осталось.

Иными словами, Восторг умирает красочно, помпезно – так, как подобает умирать красивой утопии о лучшей жизни. И стараниями 2K Games на свет явился если не шедевр, то проект очень близкий к этому статусу. По крайней мере, он показал оригинальный дизайн и совершенно новую историю вкупе с по-настоящему страшной атмосферой. Многие издания уже успели наградить BioShock титулом “Игра года”, и, несомненно, она достойна комплиментов в свой адрес.