10 лет назад 10 марта 2009 в 18:05 91


Классификация Home Theater PC

Автор: Макс Еховский

Неразбериха вокруг понятия Home Theater PC возникла из-за того, что среди приписываемых этим устройствам свойств существуют как обязательные, так и те, которые можно вольно трактовать или которые могут присутствовать только при определенных условиях. Например, никто не станет спорить с тем, что медиацентр должен производить как можно меньше шума, а в идеале быть бесшумным. Но поскольку идеал вещь на практике труднодостижимая, а определение “производить как можно меньше шума” каждый понимает по-своему (кому-то пять вентиляторов в корпусе не помеха, а кому-то шума одного трехдюймового жесткого диска много), получается, что никаких внятных ограничений на уровень шума, производимого HTPC, не существует. Или, например, бесконечный спор о том, нужна ли в медиацентре мощная игровая видеокарта, и должен ли он кроме всего прочего заменять собой игровую консоль. Или насколько качественным должен быть звуковой тракт, и обязательно ли устанавливать дорогой аудиоадаптер, или достаточно интегрированного.

Чаще всего споры эти ничем не заканчиваются, и стороны остаются при своем мнении, что, в общем, неудивительно, но если систематизировать все имеющиеся сведения об HTPC и разделить устройства на отдельные классы, то может получиться, что поводов для споров не останется.

GENERAL HTPC

Медиацентр, или Home Theater PC – это универсальный аудио/видеопроигрыватель, построенный на основе персонального компьютера, который должен уметь: воспроизводить любые цифровые аудио– и видеоформаты, включая Blu-ray и HD-рипы с разрешением Full HD (1920×1080), поддерживать воспроизведение защищенного лицензионного контента (HDCP/DRM), обеспечивать прием аналоговых и DVB-T телевизионных каналов с возможностью записи выбранных программ по расписанию, воспроизводить онлайн-контент – потоковое видео и интернет-радио. Кроме того, в перечень обязательных функций медиацентра есть смысл включить веб-серфинг и чтение RSS-каналов.

Несмотря на то что HTPC – это, по сути своей, компьютер, выглядеть он должен, как компонент Hi-Fi-системы, и управляться с помощью пульта дистанционного управления. Беспроводная клавиатура и, возможно, мышь нужны, по большому счету, лишь для удобного веб-серфинга или быстрого поиска контента и потому используются от случая к случаю.

Устройства, отвечающие описанным выше требованиям, относятся к первому классу, который можно назвать общим – General HTPC.

Поскольку с перечисленными задачами может справиться система, построенная на основе современных встроенных графических ядер и процессора с небольшим по нынешним меркам уровнем производительности, у нас есть возможность сделать если не бесшумную, то очень тихую систему с одним-двумя тихоходными вентиляторами и одним жестким диском. Важно отметить, что HTPC общего класса не предназначены для “тяжелых” игр, и к их звуковому тракту не предъявляется никаких особых требований, а значит, вполне могут использоваться встроенные аудиочипы или недорогие дискретные звуковые адаптеры. Также важно, что нет особой необходимости добиваться абсолютно бесшумной работы устройства (создание полностью пассивной системы охлаждения и использование SSD-дисков требует серьезных финансовых затрат), достаточно просто низкого уровня шума.

GAMING HTPC

Второй класс HTPC необходим, чтобы удовлетворить потребности тех, кто считает, что медиацентр без мощной игровой видеокарты – деньги, выброшенные на ветер. И здесь, чтобы не наломать дров, нужно помнить, что HTPC – это, прежде всего, универсальный медиапроигрыватель, он не может и не должен быть заменой геймерской станции, и максимум, на что стоит рассчитывать, это производительность на уровне среднего игрового компьютера.

Основной проблемой, которая не позволяет в обязательном порядке включать мощный игровой графический адаптер в состав медиацентра, является необходимость обеспечения низкого уровня шума. Реализация серьезных игровых возможностей – это определенные требования к производительности центрального процессора, графической подсистемы, мощности блока питания и, как следствие, большое количество выделяемого тепла, которое невозможно отвести бесшумно от компонентов, размещенных в корпусе относительно небольших размеров. Именно поэтому HTPC может взять на себя роль игровой консоли, но не сможет заменить игровой компьютер высокого класса.

Для того чтобы превратить первый класс Home Theater PC во второй, нам понадобятся: более производительный центральный процессор (но его термальный пакет не должен превышать 65 Вт), более мощный блок питания, графический адаптер уровня не выше NVIDIA GeForce GTX 260 / ATI Radeon HD 4870 и, самое главное, технологии, позволяющие динамически управлять производительностью системы. Представьте себе, что в HTPC со встроенным графическим ядром установлен еще и мощный дискретный игровой адаптер, который, пока мы серфим интернет, слушаем музыку или смотрим фильмы, находится в выключенном состоянии и включается лишь тогда, когда запускаются игровые приложения. В задачах, в которых важен низкий уровень шума (прослушивание музыки, просмотр фильмов), мы получаем почти бесшумное устройство, и вместе с тем в играх в нашем распоряжении оказывается высокая 3D-производительность при вполне допустимом среднем уровне шума. Идеальная схема. Беда лишь в том, что точно попадающая под это описание технология NVIDIA HybridPower, входящая в состав NVIDIA Hybrid SLI, похоже, исчезла, так и не успев как следует проявиться. Как раз в тот момент, когда шла работа над темой этого номера, в Сети появились сообщения о том, что компания NVIDIA отказывается от поддержки Hybrid SLI в новых продуктах, поскольку та не нашла должного отклика со стороны потребителей. Так что нам остается надеяться, что новые технологии управления производительностью в зависимости от текущей нагрузки, разрабатываемые ATI/NVIDIA, будут эффективны и не заставят нас тратиться на дорогие и сложные системы охлаждения.

В любом случае по сравнению с первым классом Gaming HTPC более шумные и дорогие устройства.

HI-FI HTPC

К сожалению, то, что принято называть Hi-Fi применительно к компьютерам, не имеет никакого отношения к аудиосистемам класса Hi-Fi, что, в общем, неверно. Более того, нет готовых коммерческих проектов, в которых в полном объеме были бы реализованы идеи Hi-Fi HTPC, так что эта ниша свободна и ждет энтузиастов.

Hi-Fi HTPC – это, безусловно, самый дорогой класс устройств, предназначенный для тех, кто точно знает, что свойства соединительного кабеля влияют на звуковой сигнал и могут изменять его до неузнаваемости, и кому необходимо получить от медиацентра максимально чистое и честное звучание. Для этих людей качество звукового тракта и уровень шума HTPC являются ключевыми, и поэтому в такие устройства должны устанавливаться дорогие профессиональные или полупрофессиональные аудиоадаптеры и панели коммутации, позволяющие передавать аудиосигнал на Hi-Fi-усилитель с минимальными потерями. Уровень шума Hi-Fi HTPC необходимо довести до нуля или снизить до максимально близкого к нему значения. Также нужно встроенное в корпус устройство отображения информации, поскольку большую часть времени компьютеры этого класса должны использоваться только как источник аудиосигнала без включения основного устройства отображения (проектора, телевизора, плазменной или LCD-панелей).

Скорее всего, для полноценной реализации потребуется не только тщательный подбор компонентов, но и разработка корпуса, который должен выглядеть, как компонент Hi-Fi-системы, пассивно охлаждать основные элементы компьютера (процессор, северный мост со встроенным графическим ядром, элементы блока питания), иметь расширенные возможности коммутации и обеспечивать экранирование аудиотракта. Учитывая высокую вероятность построения полностью пассивной системы охлаждения, наиболее логичным будет применение в Hi-Fi HTPC мобильных процессоров с достаточной производительностью и малым уровнем выделяемой тепловой энергии. В качестве устройства хранения информации можно использовать жесткие диски формфакторов 1,8″ и 2,5″, причем в идеале это должны быть твердотельные накопители. Очевидно, что стоимость устройств этого класса будет сильно зависеть от степени фанатизма разработчика.

Всего три класса, и существование каждого из них вполне оправданно. Если же ваш медиацентр не вписывается ни в один из этих классов, значит, скорее всего, он не имеет отношения к Home Theater PC.