13 лет назад 2 августа 2005 в 14:53 49

В далеком 1995 году, когда деревья были выше, трава зеленее, а интернет преимущественно текстовым, мало кому известная компания FutureWave, состоящая всего лишь из десяти энтузиастов, выпустила продукт под названием FutureSplash Animator 1.0…

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ТЕОРИЯ
Прошлое

Помимо возможностей для анимирования векторной графики в состав пакета FutureSplash Animator 1.0 входил модуль, позволяющий интегрировать готовые анимационные изображения в HTML-страницы и просматривать их непосредственно в браузере (при наличии соответствующего плагина). Программа позволяла оперировать символами (логическими элементами изображения), создавать покадровую анимацию и использовать примитивные действия (остановку/запуск воспроизведения, переход по ссылке и т. д.) при щелчке мышью по символам. Самостоятельно программа просуществовала недолго – меньше года. Затем ее приобрела компания Macromedia, после чего значительно доработала и дала ей другое название. Так в 1996 году появился Macromedia Flash 1.0. Название Flash (вспышка), собственно, и образовано сокращением старого имени – FutureSplash.

То ли название получилось удачным, то ли анимация для интернета к тому моменту оказалась именно тем, чего не хватало рынку, но технология пошла вперед семимильными шагами. Конечно, рынок был завоеван далеко не сразу. Компания выпустила еще две версии продукта: 2.0 в 1997 году и 3.0 в 1998. От версии к версии технология росла и развивалась. Расширились возможности работы с объектами (бывшие символы), появилась возможность создавать клипы (movie clips) различных видов, накладывать прозрачность и цветность, использовать потоковый сжатый звук (MP3), добавился внешний проигрыватель .SWF-файлов. Количество пользовательских машин с браузерами, в которых был установлен Flash-плагин, росло не по дням, а по часам. В немалой степени этому способствовал небольшой размер плагина (около 350 кб), его мультиплатформенность, а также растущее количество Flash-контента. Окончательной победой технологии стало включение плагина в стандартную поставку сначала Netscape Navigator, а затем и Internet Explorer.

В четвертой версии (1999 год) продукт приблизился к тому воплощению, которое сейчас знакомо каждому. Кардинально изменился интерфейс редактора, став значительно удобнее. Не зря многие пользователи находили в нем сходство с интерфейсом продуктов Adobe (например, Photoshop). Заметила это и сама Adobe, устроив по этому поводу судебное разбирательство. Чем все закончилось, так никто и не понял, но с тех пор интерфейс Macromedia Flash пошел по своему, самобытному пути, но об этом позже.

Настоящим прорывом стал ActionScript. Помните простые действия в FutureSplash? Набор их расширялся от версии к версии, но качественных изменений не происходило. ActionScript вывел технологию на новый уровень. Появилась возможность управлять всеми свойствами клипов, их взаимодействием, создавать по-настоящему интерактивный контент. Новые возможности привели к взрывному росту популярности Flash. С каждым днем количество различных сайтов, мультфильмов, онлайновых сервисов росло как снежный ком. К 2000 году Flash-плагины были установлены у 93% пользователей интернета.

В том же году Macromedia выпустила очередную версию своего продукта – Macromedia Flash 5.0. И снова огромное количество нововведений. Полностью переработанный интерфейс. И, самое главное, улучшенный ActionScript, стандартизированный и расширенный. Технология приобретает тот вид, под которым она известна и поныне.

Настоящее
В 2002 году Macromedia выпускает шестую версию своего продукта – Macromedia Flash MX. Из нововведений – как всегда улучшение интерфейса, дальнейшее расширение ActionScript, поддержка компонентов пользовательского интерфейса, XML, потокового видео. Последнее позволяет значительно расширить возможности коммуникации между сервером и клиентскими приложениями, что, в свою очередь, способствует дальнейшему росту популярности Flash. ActionScript становится полноценным языком программирования, есть даже возможность объектно-ориентированного программирования, правда, в зачаточном состоянии. Все эти новшества позволяют создавать приложения с недостижимым ранее уровнем интерактивности, чем немедленно начинают пользоваться разработчики: появляется огромное количество различных сервисов – от онлайновых многопользовательских игр (www.destinysphere.ru) до поисковых машин с графическим представлением результатов (www.musicplasma.com).

И, наконец, в 2004 году выходит последняя на данный момент версия – Macromedia Flash MX 2004 – и ее разновидность – Macromedia Flash MX 2004 Pro. Внешне отличия чисто косметические: слегка приукрашенный интерфейс, расширенные наборы компонентов и т. д. Но это впечатление обманчиво. В новой версии продукта введена поддержка ActionScript 2.0. Для неискушенного пользователя это звучит обыденно, на самом же деле компании удалась очередная революция! Наконец-то введена полноценная поддержка ООП, значительно расширены наборы встроенных классов, ужесточены правила языка, что в целом ставит его на один уровень с такими монстрами, как С++ и Java (конечно, в ограниченных условиях).

На первый взгляд, для художника или аниматора эти изменения малозначимы, пусть этому радуются программисты. Однако это ошибка, причем весьма распространенная. Компонентная система в MX 2004 продумана до мелочей. Процесс использования компонентов сторонних разработчиков упрощен до предела. В интернете великое множество ресурсов, на которых можно скачать компоненты с подробными инструкциями по применению, значительно упрощающие воплощение практически любой, даже самой смелой идеи.

Будущее
На недавно прошедшей конференции Flashforward 2005 компания Macromedia поделилась своими планами относительно дальнейшего развития технологии Flash. Следующим инструментом разработки c порядковым номером 8 станет продукт под кодовым названием 8ball. Обещается огромное количество нововведений, касающихся как интерфейса, так и среды разработки в целом. Делается упор на улучшение качества потокового видео. Кроме того, анонсирован новый Flash Player 8 – Maelstorm. Он ожидается уже в течение этого года. По заявлениям разработчиков, значительно повышена его производительность, а также четкость отображения шрифтов, векторной графики и потокового видео.

Продолжается экспансия технологии Flash и на мобильные платформы. Flash Lite и FlashCast – технологии, позволяющие соответственно создавать и воспроизводить Flash-ролики для мобильных устройств. По словам представителей Macromedia, ими уже достигнуты соглашения с крупнейшими производителями мобильных телефонов о внедрении новой технологии.

Говоря о будущем технологии Flash, нельзя не упомянуть о самом значительном событии в истории компании Macromedia. В середине апреля компания Adobe Systems объявила о приобретении компании Macromedia. Сумма сделки составила 3,4 млрд (!!!) долларов. Хотелось бы верить заявлениям представителей компании Adobe о том, что разработка Flash, Flex и ColdFusion будет продолжаться. И это несмотря на то что Adobe совместно с W3C продвигает альтернативный формат SVG, который отчасти является конкурентом Flash. Вот что сказал один из директоров Adobe Брюс Чизн: “Клиенты требуют интегрированные и комплексные решения для реализации своих творческих задач. Теперь Adobe сможет воплотить свое видение в реальность”.
Что ж, поживем – увидим…

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ПРАКТИКА
Малая распространенность альтернативных редакторов объясняется очень просто: в них редко возникает необходимость. Нет ничего такого, что нельзя было бы сделать на Macromedia Flash, но можно на альтернативном редакторе. Есть только одно исключение – 3D-анимация. Хотя при определенном навыке можно справиться и с этой задачей. Кроме того, спрос на другие редакторы вне России вполне объясним, учитывая цены на продукты Macromedia. Например, в США Macromedia Flash MX Professional 2004 стоит от 699 долларов. Альтернативные же пакеты обойдутся дешевле в разы. Кроме того, только Flash MX поддерживает ActionScript 2.0. В других же редакторах ActionScript либо не поддерживается вовсе, либо поддерживается в сильно урезанном виде. Единственное преимущество альтернативных редакторов Flash – быстрота и простота выполнения строго определенной задачи. Как правило, в ущерб качеству. Но давайте обо всем по порядку.

Macromedia Flash
Подробный обзор Flash MX 2004 выходит за рамки данной статьи – тема настолько необъятна, что для подробного ее раскрытия потребуется формат книги. Но кратко рассмотреть основные возможности программы и принципы создания Flash-роликов все же необходимо для того, чтобы определиться с терминологией и во всей полноте оценить плюсы и минусы альтернативных редакторов.

Итак, Flash MX позволяет создавать анимированные векторные изображения, внедрять в них интерактивные элементы управления, озвучивать получившиеся ролики и управлять всеми свойствами объектов в сцене при помощи встроенного языка программирования ActionScript 2.0.
Графика в Flash MX создается при помощи встроенного векторного редактора, достаточно мощного, хотя и уступающего, скажем, Adobe Illustrator. Впрочем, Flash MX предоставляет возможность импорта изображений практически из любого векторного файла.

Основным рабочим элементом Flash-ролика является сцена (scene) – место, которое мы видим перед собой, когда рисуем, где размещаются все объекты ролика. Сцен может быть несколько, совершенно независимых, есть возможность переключаться между ними в процессе воспроизведения. Несколько графических элементов можно объединить в символ (symbol). Символы хранятся в библиотеке (symbol library), из которой их можно помещать на сцену, редактировать или удалять. Они бывают трех видов: графические (graphic), анимационные (movie clip) и кнопки (button). Графический символ – это просто статичный рисунок, анимационный – движущийся рисунок, кнопка – символ, реагирующий на щелчок мышью. Внутрь символов можно помещать другие символы. Если символ из библиотеки поместить на сцену или в другой символ, получается его воплощение (instance). Воплощений символа может быть сколько угодно. При этом если вы измените символ, изменятся и все его воплощения.

Flash не был бы Flash без анимации. Что такое анимация? Это последовательность быстро сменяющихся картинок, которые немного друг от друга отличаются. К счастью, для того чтобы изготовить, к примеру, баннер, рисовать сотни картинок нам не придется. За нас это сделает программа. В верхней части окна Flash есть шкала времени (timeline) – на ней изображена последовательность кадров для каждого слоя. По умолчанию мы всегда рисуем в первом кадре. Если как-либо изменить объект в другом, нужном нам кадре, недостающие кадры Flash дорисует автоматически. Такой кадр именуется ключевым (keyframe), а сам процесс называется твининг (tweening) . Твининг бывает основан на позиции (motion tweening) и форме (shape tweening). В первом случае Flash достраивает кадры, основываясь на изменении позиции, размеров и поворота предмета, во втором – на изменении формы. В обоих случаях можно плавно изменять цветность (tint) и прозрачность (alpha).

Время вспомнить о самом мощном инструменте Flash – ActionScript. В прошлом всего лишь система простеньких команд, ныне это мощнейший язык программирования, семантически сходный с Java. Как бы многим ни хотелось, совсем во Flash MX без него не обойтись. Хотя рядовому пользователю (художнику, аниматору) нужно запомнить всего несколько команд, таких как, например, stop(), play(), nextFrame() и т. д. Для программиста же открываются поистине необъятные возможности. Достаточно вспомнить огромное количество различных игр и приложений, созданных на Flash.

У нового пользователя интерфейс и структура элементов программы вызывают состояние, близкое к панике. В свое время автор испытал это на себе. На самом деле, все не так страшно, нужно лишь немного привыкнуть. После того как логическое взаимоотношение элементов складывается в голове в стройную картину, от работы начинаешь получать ни с чем не сравнимое удовольствие.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ РЕДАКТОРЫ
CoolButton Tool

www.buttontool.com
Простейшая программа для создания анимированных меню. Меню – группа кнопок, расположенных в определенном порядке и так или иначе реагирующих на действия пользователя. Кнопки можно располагать рядами горизонтально, вертикально или произвольно. Вид кнопок, конечно, настраивается, но выбор небогат: можно вписать в кнопку текст, выбрать один из нескольких стилей (прозрачная, плоская, выпуклая или вдавленная), подобрать нужный цвет, наложить картинку, назначить действие при нажатии/отпускании кнопки мыши и добавить звуковые эффекты. Список действий также невелик. Достоинство программы – ее же главный недостаток: потрясающая простота. Освоение всех “тонкостей” займет 5-10 минут в зависимости от опыта пользователя. Таким образом, программа вполне подходит для украшательств домашней страницы.

Firestarter
www.coffecup.com
Наверное, самая известная программа в этой нише. Едва ли не ровесник самого Macromedia Flash. В отличие от последнего Firestarter за эти годы почти не изменился. Программа ненамного сложнее CoolButton Tool, зато интерфейс гораздо наглядней. В верхнем ряду располагаются кнопки инструментов, справа – панель свойств, снизу – нечто вроде раскадровки (timeline) Macromedia Flash, но с предельно ограниченной функциональностью. Из инструментов присутствует добавление текста, произвольной картинки, звука, графического примитива, активной области, конвертирование и вставка анимированного GIF-файла.

Выбор графических примитивов невелик: прямоугольник, круг, треугольник и линза. После создания примитива можно изменить его размер. Поворот на определенный угол и прочие излишества не предусмотрены. Активной называется область, при щелчке мыши выполняющая какое-либо действие. Список действий максимально прост. Можно перейти по ссылке, на следующий/предыдущий кадр, приостановить/запустить воспроизведение. Действие можно также назначить текущему кадру. Кстати, эти действия в программе громко именуются ActionScript. Но, как мы знаем, это мало соответствует истине. К созданным объектам можно применять эффекты. Набор эффектов ожидаемо прост: изменение позиции, размеров, цвета объекта на протяжении нескольких кадров.

KoolMoves
www.koolmoves.com
Полноценный альтернативный Flash-редактор, практически ничем не уступающий Macromedia Flash версии, скажем так, четвертой. Конечно же, нет такого удобного интерфейса, не так глубоко продуман механизм оперирования символами, но для работы вполне годится. Удобный векторный редактор, поддержка градиентов, библиотека символов, поддержка полноценного ActionScript (!). ActionScript тоже где-то на уровне четвертой версии Macromedia Flash. Зато здесь есть масса того, чего в Macromedia Flash никогда не было. Это и автоматические анимационные эффекты для текста и графики, и выполнение Javascript-команд, и до предела упрощенный механизм команд управления воспроизведением. Обилие, разнообразие и простота наложения эффектов просто поражает воображение.

Неопытный пользователь Macromedia Flash может потратить на изготовление эффекта разлетающегося текста не один час, здесь же это делается буквально двумя щелчками мыши. Конечно, на освоение всех возможностей редактора понадобится немало времени, но для достижения сравнимого результата – все же гораздо меньше, чем в случае с Macromedia Flash.

Если ваша задача – нарисовать Flash-баннер или простой анимированный элемент дизайна для сайта, то KoolMoves – то, что вам нужно. Вполне приличный векторный редактор, обилие текстовых эффектов и простота их наложения значительно ускорят получение желаемого результата. Не стоит забывать и о поддержке ActionScript (или упрощенных команд; для тех, кто не хочет забивать себе голову всякими программистскими штучками), что позволяет значительно расширить диапазон применения этого редактора.

Swift3D
www.erain.com
Строго говоря, Flash-редактором эта программа не является. В базовом виде это простой 3D-редактор, с возможностью 3D-анимации и экспорта результатов в формат.SWFT для последующего импорта в Macromedia Flash при помощи специального плагина. Но самое главное его достоинство – возможность импорта 3D-объектов из больших 3D-редакторов (3D Studio MAX, Maya, LightWave и т. д.). Существуют также отдельные плагины для всех известных 3D-редакторов, при помощи которых можно делать рендеринг сцен прямо в SWF-файлы.

С неординарной задачей покадрового перевода трехмерных сцен в двухмерные векторные файлы программа справляется просто блестяще. Изобилие настроек позволяет добиться практически любого результата. Есть возможность получить результат в виде простых закрашенных полигонов, полигонов с контурами, с закраской несколькими цветами (как это делается в классической мультипликации) и полноценным эффектом трехмерности с бликами, тенями и отражениями (этот эффект достигается путем наложения множества градиентов)! При этом интерфейс прост и понятен любому пользователю, даже не знакомому с техникой 3D-моделирования.

R.A.V.E
www.corel.com
Лавры Macromedia не дают покоя всем крупным компаниям, основным направлением которых является производство векторных редакторов. Конечно, Corel Corporation не могла остаться в стороне. R.A.V.E. тоже не является самостоятельным редактором, это “довесок” к большому пакету CorelDraw. Функционально это вполне законченный продукт для анимирования векторных изображений. Вроде как есть все, но в минимальном объеме. Несомненным достоинством является редактор – все-таки стандарт в мире векторной графики. А вот поддержки ActionScript нет, есть только простейшие действия. Если вы знакомы с CorelDraw, процесс создания простых баннеров и заставок не составит никакого труда. Если нет – лучше и не приступать. Другими словами, начинать знакомство с Flash с программы R.A.V.E. стоит только в том случае, если вы уже на ты с CorelDraw или главной вашей целью является изучение именно CorelDraw, а не технологии Flash.

LiveMotion2
www.adobe.com
В тяжелой конкурентной борьбе долгое время не сдавалась и Adobe. LiveMotion2 – полноценный Flash-редактор с огромным количеством возможностей и совершенно иным подходом к созданию Flash-роликов. К сожалению, с ноября 2003 года распространение и поддержка этого продукта прекращены. Adobe объясняла это тем, что в ее деятельности существуют другие, более перспективные направления. Теперь истинные мотивы Adobe становятся понятны (напомним, что недавно Adobe поглотила Macromedia). Что ж, будем надеяться, что следующая версия Adobe/Macromedia Flash совместит в себе лучшие черты этих разных, но по-своему лучших продуктов.

Описывать все, что есть в LiveMotion2, не имеет смысла. Грубо говоря, есть все, что было в Macromedia Flash 5, и даже больше. Продукты Adobe недаром являются стандартом в отрасли векторной и растровой графики (вспомним Adobe Photoshop и Illustrator). Тем, кто знаком с продуктами Adobe, встроенный редактор принесет глубокое моральное удовлетворение. Тем, кто не знаком, предоставляется замечательный шанс освоить азы работы с продуктами семейства Adobe, благо интерфейс стандартизирован. Управление анимацией реализовано очень похоже на другой продукт Adobe – Premier.

Есть полноценная поддержка ActionScript и даже его расширения, специфичные для этого продукта. Одним словом, если вы хотите использовать всю мощь технологии Flash (правда, только до пятой версии), но испытываете стойкое отвращение к продуктам Macromedia, то LiveMotion2 – ваш выбор. Программа подойдет вам и в том случае, если вы в совершенстве владеете Adobe Illustrator и у вас вдруг возникла необходимость нарисовать что-нибудь эдакое – баннер или анимационную заставку. Потратив минимум усилий, вы получите нужный результат.

Конечно, ни один из рассмотренных нами продуктов не поддерживает ActionScript 2.0, потоковое видео, XML… Но не всегда и не всем нужны такие сложности. Если вам необходимо сделать меню или простенькую анимационную вставку для домашней странички и навсегда забыть про Flash, воспользуйтесь CoolButton Tool или Firestarter. Если вы хотите сделать то же самое, но только красиво и качественно, вам поможет KoolMoves.

Если вы дизайнер-полиграфист, но по работе иногда приходится делать баннеры или элементы дизайна веб-страниц, выберите Corel R.A.V.E. или Adobe LiveMotion2 (в зависимости от того, продукцию какой фирмы вы предпочитаете). Swift 3D поможет вам перенести трехмерные сцены и анимацию в ваш Flash-проект. Ну а если вы всерьез решили освоить технологию Flash, у вас просто не остается выбора – на данный момент Macromedia Flash не имеет аналогов. И, как нам кажется, они вряд ли появятся в обозримом будущем.