14 лет назад 29 мая 2005 в 17:44 65

Одним из главных завоеваний компьютерной революции стала доступность целого ряда инструментов, которые раньше использовались лишь весьма узким кругом специалистов. Компьютерные программы для создания и обработки текста, графики и звука позволяют любому желающему стать писателем, художником или композитором.

Несмотря на то что в большинстве случаев подобные занятия носят поверхностный, несистематический характер и имеют лишь отдаленное отношение к тому, чем занимается соответствующий специалист, они привели к глубоким изменениям профессионального мира. И теперь уже специалисты могут что-то перенять из арсенала любителей. Например, тот же компьютерный монтаж видео или музыки пришел на телестудии и радиостанции, будучи впервые опробованным в сфере непрофессионального применения. Но главные перемены благодаря компьютерной революции произошли в сфере дизайна.

Этапы большого пути
Точную дату рождения компьютерного дизайна назвать трудно. Условно ею можно считать 1959 год, когда компания IBM разработала первую коммерческую систему CAD (Computer-Aided Design) для американского автогиганта General Motors под названием DAC-1. Вот вехи дальнейшего пути:

– 1964 – CAD-системы авиастроительных компаний: CADAM у Lockheed и CADD у McDonnell Douglas. Тогда же они вместе с IBM, Rockwell,TRW и Rolls-Royce образовали консорциум проекта DEMAND – нового поколения систем промышленного проектирования.

– 1969 – компания Xerox создала первую компьютерную графическую оболочку.
– 1974 – компания DEC впервые использовала управляемый курсор в дисплейном терминале VT52.
– 1980 – Ханна и Барбера, крупнейшие продюсеры мультфильмов в США, начали использовать компьютерные технологии в анимации.
– 1982 – основана компания AutoDesk. В том же году ею выпущен программный пакет AutoCAD, который уже через год был адаптирован для работы на IBM PC.
– 1989 – выпущена первая версия графического редактора Photoshop.
– 1990 – компания AutoDesk создала программу трехмерной анимации 3D Studio.
– 1998 – появилась программа для анимации Maya.
– 1999 – Maya портирована для Macintosh.

ТОПЛИВО ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ТОРГОВЛИ
Дизайн – слово английское, в широком смысле оно означает “проектирование”, “конструирование”, “разработка”. В современном русском языке этот термин в таком значении используется редко. Чаще под ним подразумевают эстетику внешнего вида того или иного товара, его упаковки и сопровождающих материалов.

Дизайн – удивительное воплощение идеи “деньги из воздуха”. В самом деле, в качестве сырья он сегодня не использует ничего, кроме интеллектуального ресурса специалиста, времени работы за компьютером и потребляемой им электроэнергии. А получаемый результат – средства от реализации товаров, облагороженных его участием, – оказывается весьма впечатляющим. Если реклама – двигатель торговли, то дизайн – топливо для этого двигателя.

Интерес к этой области начался после Второй мировой войны в Японии, причем инициативу проявили, в первую очередь, крупные производящие компании. Дизайнерский бум в США и Европе начался десять лет спустя. В СССР же большинство производственников плохо разбиралось в этой проблеме. Вызвано это было тем, что товары народного потребления оставались для заводов побочной продукцией, которую заставляли выпускать “сверху”, да и они были в постоянном дефиците.

Спрос не нуждался в стимуляции. Никто не понимал, что дизайн – это нечто большее чем просто упаковка товара, что именно он заставляет людей менять еще, кажется, пригодный предмет обихода на другой, новый, отражающий последние веяния оформительской моды. Парадоксально, но факт: в официальном лексиконе советских времен понятия “дизайн” не было. Оно представляло собой скорее жаргонный термин, нежели общеупотребительное определение.

Вспомним старый анекдот:
– Вы кто?
– Дизайнер.
– Я вижу, что не Иванов. Я спрашиваю, чем занимаетесь?

Этим и ограничивалось знакомство советской бюрократии с неизвестной западной профессией.
Кем-то из отраслевых руководителей было предложено именовать отечественных дизайнеров “специалистами по технической эстетике”. Их, например, готовили в Строгановском училище, называя специальность “промграфикой” (очередной диковатый термин, удивительным образом укоренившийся и имеющий хождение и поныне). Существовало и специализированное учреждение, занимавшееся подобными вопросами, – Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ). К сожалению, нечеткость определения целей существования этого института и отсутствие масштабных задач, контролировавшихся государством, сводили на нет все благие намерения его сотрудников.

Одним из главных достижений ВНИИТЭ можно считать кузов микроавтобуса РАФ, который нам долгое время преподносили как шедевр отечественного промышленного дизайна. При этом, естественно, умалчивали о том, каких проблем стоило внедрение идеи в жизнь и что на самом деле осталось от некогда амбициозного начинания. Ведь тогда художники не могли спорить с министерствами, Госпланом, заводами. Проект был сильно усечен и оказался всего-навсего странным компромиссом между тем, чего хотели дизайнеры, и тем, что могли производственники.

В наши дни дизайн и реклама вышли на первое место по степени популярности в списке творческих профессий. Сегодня компьютер для дизайнера – не просто инструмент, это своеобразное продолжение специалиста. С известной долей допущения в этом случае можно говорить о симбиозе человека и машины. Некоторые, впрочем, рассматривают эти отношения как паразитирование компьютера на интеллекте homo sapiens.

ПЕРЕМЕНЫ В СПЕЦИАЛИЗАЦИЯХ
Локомотивом компьютерного переворота в дизайне стала компания Apple, впервые предложившая потребителю возможности обработки изображений и верстку при помощи настольной издательской системы (desktop publishing). Этому способствовали два обстоятельства: дружелюбная графическая операционная среда и использование мыши.

Не удивительно, что главной сферой применения компьютерного дизайна сначала на Macintosh, а затем и на ПК стало редакционное дело, ведь текстовый редактор – одна из первых программ, которую устанавливают на компьютер и часто используют впоследствии.

Эдисон нашего времени
Первая мышь была спроектирована еще в 1968 году Дугласом Энгельбартом, который назвал ее “индикатором координатного положения для дисплейных систем”. Это изобретение опередило время: оно оставалось невостребованным вплоть до 1984 года, когда компания Apple популяризовала мышь, включив ее в состав комплекта своего массового компьютера Macintosh.

С ростом популярности графических интерфейсов в операционных средах MS-DOS, UNIX, OS/2 происходило увеличение “мышиного поголовья” в мире ПК и рабочих станций. Кстати, оригинальную “оконную” концепцию графических оболочек разработал тоже Энгельбарт. В своей речи в Массачусетском технологическом институте глава Microsoft Билл Гейтс воздал почести этим идеям изобретателя. А в одной из публикаций компьютерного журнала Byte об Энгельбарте сказано: “Не будет преувеличением назвать его Томасом Эдисоном нашего времени”.

Издательское дело
Развитие программных инструментов для редактирования текстов, обработки изображений и верстки изменило работу издательств до неузнаваемости.

В докомпьютерные времена они принимали тексты в машинописном виде и жестко требовали от авторов, чтобы рукописи не содержали исправлений и помарок. С приходом компьютеров надобность в этом в большинстве случаев отпала. Материалы стали принимать в электронном виде (на диске или по электронной почте).

Еще 25 лет назад в редакциях газет и журналов, в институтах, министерствах и других организациях были распространены так называемые “машбюро”, где десятки женщин переносили рукописные слова на бумагу, создавая пишущими машинками страшный грохот. Где все это теперь? Нынче в офисах машинистку именуют оператором компьютера, а в редакциях – наборщицей. Типографские наборщики в старом смысле этого слова (те, кто собирал литеры в строки и готовил полосу) вымирают так же, как технология высокой печати.

Одновременно изменился смысл профессии корректора. Раньше эти специалисты занимались сверкой текста, набранного в типографии, с рукописью, подготовленной издательством. В современной практике корректоры занимаются отловом орфографических и пунктуационных ошибок. В докомпьютерную эпоху оригинал-макет готовили в редакции несколько специалистов: художник, макетировщик и технический редактор. Он представлял собой бумажный эскиз – своеобразную графическую инструкцию для типографии, в которой было указано, как и куда следует поместить при наборе каждый материал, куда поставить иллюстрацию. В соответствии с этим макетом типография верстала полосы издания.

Теперь и верстка, и макетирование объединены в одну ступень производственного цикла: оригинал-макет издания, готовящийся на компьютере, включает в себя не только расположение текста по полосам, но и его оформление, создание сносок и ссылок, сбор оглавления, набор формул и вставку иллюстраций.

Изменился и смысл профессии верстальщика. Этот специалист стал заменять собой одновременно и типографского наборщика, и художника-макетировщика, и технического редактора. Его работа – не просто размещение материалов, но и то, что называют полиграфическим дизайном – компоновка всех материалов с учетом эстетики издания. Поэтому в практике кадровых служб часто встречается словосочетание “верстальщик-дизайнер”. С одной стороны, это предъявляет к нему особые требования, без которых в прежние времена можно было обойтись, а с другой – приводит к тому, что многие верстальщики считают себя “белой костью” в составе редакции.

В современном компьютеризованном издательском процессе вся допечатная подготовка (препресс) остается “на совести” редакции. Причем это включает не только уже рассмотренные нами этапы, но и технологически более сложные – цветоделение и фотовывод (на фотонаборную машину). Собственно говоря, деление цветов в иллюстрациях на базовые компоненты (голубой, пурпурный, желтый и черный) было отдельной операцией в высокой и глубокой печати, когда изготавливались четыре отдельных клише для каждой из составляющих.

Во всех системах компьютерной верстки этот процесс выполняется в момент создания файлов для фотовывода. Обеспечением последнего и контролем качества получаемых пленок для копирования на офсетные формы занимается представитель относительно новой профессии – препресс-инженер. Если издательство экономит на таком специалисте, его функции часто выполняет тот же верстальщик.

Графика
Изобразительный дизайн – область модная. В ней заинтересованы не только издательства, но и вообще все коммерческие предприятия, поскольку им необходима эстетика упаковки товара, оформление каталогов, рекламных материалов, на худой конец, просто разработка логотипов и товарных знаков. Применение компьютеров в этой отрасли позволило художникам не только отказаться от привычных карандашей, кистей и красок, но и использовать приемы, ранее недоступные.

Упростились и трудоемкие операции. В самом деле, попробуйте от руки нарисовать идеальный круг, треугольник или квадрат! А в специальных программах это делается элементарно. Прогресс в графическом компьютерном дизайне связан, прежде всего, с программными продуктами компании Adobe. Впитав опыт более примитивных предшественников, ее флагманские пакеты Photoshop и Illustrator де-факто определили стандарт на инструментарий и приемы обработки изображений.

Широкое распространение графических редакторов привело, с одной стороны, к появлению значительного числа людей, считающих себя дизайнерами, а с другой – к тому, что в их среде у многих отмечается явный недостаток профессионализма. Такие люди полагают, что само умение пользоваться графическими пакетами уже позволяет им называться дизайнерами. На самом деле для этого требуется не столько освоение каких-нибудь программ (этому никогда не поздно научиться), сколько знание принципов композиции, сочетания цветов, форм и размеров объектов и обязательно наличие хорошего художественного вкуса.

Интернет
Распространение ПК по миру и интернет-бум привели не только к появлению ранее не существовавших специалистов по информационным технологиям, которые сегодня работают в соответствующих отделах любого более-менее крупного предприятия, но и к рождению новых специальностей с приставкой “веб-”. Представители профессии “веб-дизайнер” в начале эволюции появились только потому, что возникла потребность в оформлении интернет-сайтов, которые превратились в виртуальную визитную карточку и важный рекламный ресурс организаций и частных лиц.

Исторически веб-дизайнер возник как симбиоз программиста, использовавшего гипертекстовый язык описания страниц (HTML), и специалиста по компьютерной графике. Причем постепенно первая составляющая утратила свои главенствующие позиции, а вторая стала намного более значимой. В практическом смысле поначалу веб-дизайн означал разработку внешнего вида сайта и его разделов – так сказать, оригинал-макета интернет-ресурса.

Повседневную работу, связанную с его наполнением и изменением содержимого, выполнял другой специалист – веб-верстальщик, достаточно далекий от дизайна и тяготевший к программированию. Но постепенно, под влиянием тех же тенденций, которые меняют штатную структуру и должностные обязанности в редакциях, произошел аналогичный дрейф: веб-верстальщик все чаще стал выполнять работу, связанную с эстетическим оформлением страниц, то есть взял на себя еще и роль дизайнера.

Практика работы с веб-сайтами вообще имеет много общего с издательским делом и копирует или переиначивает на свой лад многие его составляющие. Помимо верстальщика и дизайнера содержанием сайтов занимаются веб-писатели, веб-журналисты и веб-редакторы. Правда, в отличие от обычной редакции, где всем руководит главный редактор, аналогичная должность для сайта называется веб-мастер.

К сожалению, эффективность работы интернет-издательств ниже, чем издательств книжных или газетно-журнальных – качество материалов, степень их проработки часто оставляют желать лучшего (по крайней мере, на отечественных сайтах). Но это дело временное. Ведь в отличие от “бумажной” периодической печати у веб-сайтов есть неоспоримые преимущества в деле информирования читательской аудитории, а именно: оперативность, доступность, наглядность, удобство в пользовании ссылочным аппаратом.

В течение последних десяти лет мы становимся свидетелями того, что те читатели, которые имеют компьютер с доступом в интернет, предпочитают электронные средства массовой информации “бумажным”. Победа Паутины в этом соревновании предопределена, по крайней мере, для изданий информационно-аналитической направленности. Начало гибели газет положило распространение радио и телевидения, затем к ним присоединился веб. О печальном положении традиционных СМИ свидетельствуют неуклонно сокращающиеся продажи и число подписчиков периодических изданий и как следствие – падение тиражей.

Трехмерное моделирование и промышленный дизайн
Одним из важнейших приобретений, которым мы обязаны компьютеру, является трехмерное моделирование (3D modeling). Создание объектов в изометрической проекции и манипуляции с ними создали исключительно выгодные условия для работы конструкторов, архитекторов, аниматоров.
В сфере промышленного проектирования это привело не только к сокращению времени, затрачиваемого на путь от эскизного проекта до макета изделия, но и сделало ненужными многие ранее существовавшие этапы. Оказалась не у дел профессия чертежника, отпала необходимость в многочисленных расчетах и проверках – нынче все, что требуется для конструирования машин и механизмов, исполняют соответствующие программные приложения.

Конструкторские бюро освободились от кульманов и заполнились рабочими станциями. Теперь, пользуясь системами компьютерного проектирования (CAD), разработчик может в течение нескольких дней воплотить свои решения сначала в пластике или картоне, а затем и в металле. Появилось и особое название для новой ипостаси инженера-конструктора – 3D-модельер.

Огромный рывок вперед произошел в прикладной электронике. Раньше инженеру требовалось сначала рассчитать параметры той или иной электронной схемы, собрать ее из отдельных элементов, протестировать, а затем передать другим специалистам для того, чтобы изготовить печатную плату. Теперь схема собирается в “виртуальном режиме” при помощи специализированных программ, которые не только сами рассчитывают требуемые параметры элементов, но и располагают их максимально удобно. В докомпьютерные времена на путь от идеи нового устройства до ее воплощения в “железе” уходило несколько недель. Теперь он сократился до нескольких часов.

Огромным подспорьем стали компьютеры для архитекторов и мастеров ландшафтного дизайна. Нельзя сказать, чтобы в этой области информатизация привела к качественному изменению профессиональных составляющих, но то, что она обеспечила специалистов наиболее совершенными инструментами – это факт.

Как правило, программы архитектурного проектирования используют множество готовых элементов наподобие детского строительного конструктора. Меняя цвет и фактуру этих элементов, можно создать любой интерьер и возвести любое здание. В наиболее продвинутых приложениях можно рассчитывать нагрузку на компоненты конструкции, создавать оптимальные варианты систем вентиляции, водоснабжения, канализации, учитывать освещенность помещений через оконные проемы.
Такие программы интересны даже любителям, которые могут использовать их еще до этапа профессионального проектирования своего нового жилища.

Анимация
Наступил момент, когда компьютеры стало возможно использовать в качестве инструмента для создания мультипликационных фильмов и клипов. Здесь, как и в кинематографии вообще, они попросту незаменимы. После многих лет мучительно кропотливого труда по рисованию мультиков от руки художники получили, наконец, возможность заняться подлинным творчеством.

При этом произошел резкий качественный скачок. Раньше художники-мультипликаторы были просто не в состоянии создавать иллюзию трехмерности в своих произведениях – на это ушло бы фантастическое количество времени. После появления уже первых анимационных пакетов предлагаемые ими возможности по созданию трехмерных объектов и героев были немедленно реализованы. А сегодня в мире насчитывается несколько десятков анимационных студий, которые работают исключительно с подобными программами и создают с их помощью полнометражные фильмы (вспомним знаменитого “Шрека”).

Впрочем, и большой кинематограф не устоял перед соблазном использовать новые возможности. Теперь в деле создания спецэффектов уже не столь востребованы, как раньше, каскадеры, специалисты по пиротехнике и другим спецэффектам. Эту работу все чаще берут на себя мастера компьютерной анимации и компьютерного монтажа. Из года в год их вклад в кинематографию возрастает, а мастерство совершенствуется. Компьютер завоевал и “великую иллюзию” ХХ века.