14 лет назад 23 ноября 2004 в 1:07 68

Программы, с которыми мы хотим вас познакомить, трудно отнести к категории новинок. Для музыканта это, скорее, испытанные повседневные инструменты, как Photoshop для человека, занимающегося обработкой фотографий.

Они оказались в поле нашего зрения по двум причинам. Во-первых, тема виртуальных ударных кажется вполне логичным развитием этой рубрики (предыдущие ее выпуски касались VST-плагинов гитар и клавишных). Во-вторых, нет смысла рассматривать новинки, не дающие пользователю явных качественных или функциональных преимуществ.

Мы расскажем о трех программных продуктах, иллюстрирующих концептуально разные подходы к решению одной и той же задачи. Каждая из реализаций имеет свои преимущества и недостатки в зависимости от разной степени подготовки и уровня потребностей пользователей.

SPECTRASONICS STYLUS
В Upgrade Special #5 была описана программа Steinberg Groove Agent, которая позволяла сопоставить одной MIDI-ноте довольно сложный ритмический рисунок. Программный пакет STYLUS (Vinyl Groove Module) от компании Spectrasonics (www.spectrasonics.net/instruments/stylus.html) является еще одной реализацией этого подхода для “ленивого” пользователя. Несмотря на достаточно скромный интерфейс и отсутствие некоторых эффектных функций, присутствующих в Groove Agent (таких как возможность на ходу включать/выключать определенные группы ударных инструментов), продукт от Spectrasonics является более профессиональным благодаря высокому качеству используемых лупов.

За серьезное качество надо платить, причем в немалой степени и дисковым пространством. Дистрибутив занимает 5 CD, а после его установки на жестком диске вы обнаружите в каталоге Stylus Data файл Stylus.dat объемом 3,2 Гб. Идеология программы состоит в том, чтобы обеспечить пользователя максимальным количеством готовых ритмических рисунков с высоким качеством оцифровки, сведя к минимуму потребности пользователя к редакции. Профессиональный подход проявляется также в том, что почти все ритмические рисунки имеют несколько вариаций.

Это очень существенный момент для создания серьезной музыкальной композиции. Самыми важными пунктами меню для подбора основного ритма являются Groove Menus и Swing Menus – в них содержатся готовые ритмические рисунки, сгруппированные по темпам от 50 до 180 ударов в минуту. При выборе определенного подменю получаем набор готовых ритмов в заданном темпе, каждой клавише на MIDI -клавиатуре присвоен свой ритмический рисунок, причем белым клавишам назначены в основном основные ритмы, а черным – вариации. Партия барабанов в окне MIDI -редактора выглядит как одна нажатая на рояле нота. В пунктах Breakbeats Loops и Perc Loops ритмы сгруппированы по-другому: при переходе на клавиатуре от одной ноты к другой меняется не ритмический рисунок, а темп.

Остальные пункты меню Groove Control служат для выбора не лупа, а сэмпла (одиночного удара по барабану и тарелке). В качестве бонусов имеются пункты для спецэффектов: скретчей, хлопков, скрипа винила и т. д. Внешняя панель снабжена дополнительными регулировками для изменения панорамы, скорости удара, тональной подстройки, а также параметров резонанса и частотных фильтров. Полезной возможностью является отображение занимаемого в мегабайтах объема загруженного выбора меню и переключение в 32-битный режим.

Большим достоинством этого пакета является и то, что если он действительно содержит необходимый пользователю ритм, то тот в свою очередь будет гарантированно хорошо звучать и иметь все необходимые вариации. Пользователь вряд ли сможет оплатить расходы барабанщику такого уровня и запись в специализированной студии.

Такого качества он не получит в Groove Agent. Все лупы сыграны с максимальным живым грувом и оставляют очень хорошее впечатление. Самое приятное, что они очень хорошо сведены и при своей плотности не перегружают фонограмму, сохраняя легкость и прозрачность звучания. Пользователь при этом избавляется от всех хлопот: все, что ему надо сделать – нарисовать в MIDI-редакторе сплошную горизонтальную линию напротив выбранной ноты и наслаждаться качеством звучания.

Процессор при использовании STYLUS во время воспроизведения сессию почти не грузит. Правда, сами библиотеки при поиске нужного ритма загружаются долго, но это можно пережить. Основным же минусом пакета является то, что он, как черный ящик, является вещью в себе. Вам не удастся поменять бочку или рабочий барабан в готовом рисунке, можно только выбрать совершенно другой ритм, то есть поменять рисунок целиком. MIDI-файл из одной ноты мало пригоден для редактирования.

Более глубокое исследование показало, что в системе (подкаталоги Groove Control\Stylus\Stylus Breakbeat MIDI Files и Groove Control\Stylus\Stylus Percussion MIDI Files) все же содержатся нормальные MIDI -файлы, работающие по принципу “один удар – один звук”. Но имеются серьезные подозрения, что и они не совсем “честные” и звучать с другим набором звуков не будут.

Объяснить это можно тем, что, скорее всего, созданы эти файлы были не при помощи сигналов MIDI-датчиков, прикрепленных к барабанам во время записи, а из порезанного по пикам волны уже записанного живого лупа. Это значит, что в одной MIDI-ноте может одновременно звучать и рабочий барабан и тарелка, и эхо от бас-бочки, что почти наверняка является серьезным препятствием для реализации алгоритма гибкого редактирования ритмических составляющих лупа внутри программы. Такая MIDI-партия будет хорошо звучать только со своими “родными” звуками.

NATIVE INSTRUMENTS BATTERY
Следующий инструмент Battery от Native Instruments Software Synthesis (www.native-instruments.com) этого недостатка лишен. Он предназначен для тех, кто не ищет легких путей и способен забить барабанные партии в виде MIDI-последовательностей самостоятельно. Каждой забиваемой ноте будет соответствовать один удар.

У этой идеологии также есть свои минусы. Во-первых, забитый ритм не будет звучать так же хорошо, как сыгранный живым барабанщиком. Второй минус заключается в том, что даже качественные сами по себе сэмплы различных барабанов не всегда стыкуются между собой и могут не сложиться единую ритмическую партию, для этого их надо еще сводить. Впрочем, оценка того, насколько эти недостатки существенны, зависит от конкретных задач потенциального пользователя. Например, если нужно забить очень примитивный ритм, имитация живого грува и не требуется.

Живой грув может не понадобиться и профессионалу, которого привлекает обратная задача: создание авангардного ритмического рисунка в духе группы Prodigy, живому барабанщику неподвластного. Battery также идеально подходит для того, чтобы дополнить имеющийся живой барабанный луп несколькими ударами (например, добавить звук тарелки или для барабанный брейк). Об устранении проблемы совместимости сэмплов между собой некоторые мудрые головы уже позаботились.

В интернете имеются многочисленные наборы (kits) сбалансированных по звуку барабанных сэмплов, записанных, как правило, в одной студии с определенной акустикой: Blue Jay Large Amb Kit, Stereo Kit Small и др. С их помощью вы сможете по-разному воспроизвести один и тот же забитый в формате MIDI ритм, подставив тот или иной звуковой набор-кит – иными словами, на ходу поменять виртуальную ударную установку на другую или изменить акустические параметры виртуального помещения.

Справедливости ради следует отметить, что существует множество программ по основным функциям аналогичных Battery. Однако в плане продуманности организации работы и совершенства возможностей отстройки и редакции отдельного сэмпла Battery даст сто очков вперед многим из них. Программа гарантирует поддержку сэмплов в форматах AKAI, AKAI MPC-2000, SF2, LM4, AIFF, SDII (формат SoundDesigner только для MAC), WAV и MAP с битностью от 8 до 32, поддерживает работу с большим количеством различных аудиодрайверов от традиционных ASIO, DirectSound, DXi и MME до DirectConnect (Pro Tools), MAS (MOTO Audio System) и SoundManager (Apple), позволяет одновременно работать с 54 ячейками матрицы 6 x 9, каждая из которых может содержать до 127 сэмплерных слоев.
Для чего может понадобиться работа со слоями звуков?

А вот для чего: скажем, используя два сэмпла рабочего барабана (мягкий и жесткий), вы можете сделать так, чтобы рабочий барабан звучал мягко при скоростных характеристиках велосити от 1 до 105 и жестко в диапазоне от 106 до 127. Для этого вам понадобиться закрепить за одной ячейкой два слоя с указанными порогами для велосити. Чтобы переход от мягкого к жесткому сэмплу рабочего барабана звучал еще более естественно, вы можете добавить еще один слой для третьего сэмпла в переходном диапазоне велосити от 75 до 115. При этом в зонах пересечения от 75 до 105 и от 106 до 115 будут микшироваться два разных звука – мягкий со средним и средний с жестким соответственно (надо только активизировать переключатель FADE).

Помимо этого Battery позволяет подстраивать звуки по высоте (pitchbend), регулировать параметры vibrato и aftertouch, регулировать параметры атаки, раздувания и затухания звука, циклически воспроизводить фрагмент сэмпла, замыкая его в петлю, и многое другое. Все изменения параметров осуществляются достаточно гибко и гораздо удобней, чем стандартными средствами MIDI-редактора, чьи возможности гораздо более ограничены.

Само собой, вы сможете прослушивать результаты редакции в реальном времени и сохранять их для последующего использования, создав свой собственный барабанный kit. Можно сказать, что Battery – просто монстр, способный удовлетворить потребности даже самого прихотливого пользователя в плане обработки исходного звука (сэмпла). В этом смысле он с успехом может использоваться не только для барабанов, но и для обработки всевозможных спецэффектов.

MUSICLAB SLICY DRUMMER И FILL-IN DRUMMER
Третья программная реализация нашего обзора от MusicLab (www.musiclab.com) ориентирована на использование универсальных MIDI-форматных библиотек. В отличие от STYLUS, паттерны от MusicLab могут быть преобразованы в “честные” MIDI, которые, по идее, должны особенно хорошо звучать с качественными сэмплами. Последние пользователь может взять из какого-нибудь kit для той же Battery. Возможность редактировать отдельные партии ударных заставляет вспомнить Groove Agent, однако тут имеет место совершенно иной подход к решению задачи. Для записи ударных предполагается использовать два независимых отдельных модуля MusicLab Slicy Drummer и MusicLab Fill-In Drummer.

С помощью первого можно быстро нарезать (“наслайсить”) драм-лупы в разных стилях, а второй поможет создать различные брейки для партии ударных (интро, филлы и эндинги). Помимо сотни готовых ритмических рисунков для создания вариаций разработчики предлагают в модуле Slicy использование уникальной интеллектуальной технологии Intelligent Drum Rhythm Compose technology (IDRC) и технологию Fill Modifying System для модуля Fill-In. Обе технологии ориентированы на генерацию вариаций, что позволяет вдохнуть в заданный ритм живое дыхание.

Еще одной особенностью этих программ является то, что они основаны на MIDI Plugins (MFX) technology, доставшейся нам в наследство от секвенсеров Cakewalk SONAR, Pro Audio, Guitar Studio и других хостов, применяющих модуль FXpansion DR-008. Чтобы установить SlicyDrummer (Fill-InDrummer) под Cubase SX, вам понадобится библиотека MFX Wrapper (mfxwrapper.dll), которую нужно скопировать в подкаталог Cubase_SX\Components. После установки MFX wrapper и модулей от MusicLab любой из них при необходимости можно вызвать из меню Insert (Send) MIDI-трека как эффект, а не как инструмент VST.

Модуль Fill-In Drummer имеет схожий интерфейс и схожие возможности с учетом специфики использования. И в том и другом модуле радует функция Drag from here, позволяющая легко переводить паттерн от MusicLab в привычный MIDI-трек Cubase SX обычным перетаскиванием мышки. Теперь на полученный трек можно повесить Battery и заниматься отстройкой звучания отдельных сэмплов до полного самоудовлетворения. Занимают Fill и Slicy соответственно 1 и 3 Мб дискового пространства.