13 лет назад 2 августа 2005 в 19:03 55

Кто как не профессиональный веб-дизайнер сможет лучше всего рассказать о скрытых от новичка моментах работы, поделиться опытом, предостеречь от ошибок? Мы обратились к руководителям и ведущим специалистам нескольких самых обычных веб-студий – усилиями подобных коллективов выполняется сегодня львиная доля заказов на создание веб-сайтов.

Сергей Соловьев, студия WEBSERdesign (www.webser.ru), руководитель проектов, зам. директора
По образованию я программист. Закончил МЭИ, факультет автоматики и вычислительной техники, разрабатывал программное обеспечение для автоматизации графики. В 1995 году мне предложили новую работу в российско-американской компании, связанной с интернет-разработками. Я понятия не имел, что такое сайтостроительство и с чем его “едят”. Но так как мало кто в то время в России занимался интернет-проектами, да и интернет был чем-то диковинным, то учебные материалы пришлось поискать. Ни книг, ни пособий никаких не было. Пришлось даже консультироваться у специалистов одного из тогдашних интернет-провайдеров.

В результате свой первый проект (веб-сайт какой-то фирмы по производству напольных покрытий), состоящий из пяти-шести страниц с Java-Script-“наворотами”, я сделал спустя две недели после начала работы. Все пришлось учить на лету, подсматривая решения у готовых зарубежных сайтов. После этого я работал в нескольких компаниях, занимаясь разработкой интернет-проектов различной сложности и как веб-дизайнер, и как постановщик задач, и как руководитель проектами. Работая в различных компаниях, я параллельно занимался собственными разработками, реализуя в них свои какие-то задумки, дизайнерские находки и т. д. И наступил момент, когда это перевесило официальную деятельность. Этот момент и можно считать рождением студии WEBSERdesign. В настоящее время в студии работает четыре человека, и периодически мы используем внештатных сотрудников в зависимости от потребностей интернет-проектов.

Леонид Тарасов, студия “Силуэт” (www.1web.ru), генеральный директор
Веб-дизайном я начал интересоваться еще более пяти лет назад на прошлой своей работе, где занимался полиграфическим дизайном. В руки попал простой текстовый файлик с описанием основ HTML. Через некоторое время я начал регулярно посещать сайт Лебедева и читать его “Порки” и “Ководство”. Естественно, моя страничка почти сразу же изменилась. А через пару месяцев меня пригласили работать верстальщиком в студию, где уже работал мой знакомый. Через некоторое время в студии начались некоторые проблемы с персоналом, и мне пришлось взять на себя дизайн сайтов. С тех пор как учредитель назначил меня директором студии, я успел поработать еще как верстальщик, дизайнер, продавец, программист и специалист по продвижению сайтов. В настоящее время в студии работает (штатно или внештатно) двенадцать человек.

Александр Трубочкин, студия “Гольфстрим” (www.gs-studio.com), коммерческий директор
Все получилось совершенно случайно, в 2000 году, когда мы с друзьями отдыхали в Болгарии и было достаточно времени поговорить обо всем прекрасном – о природе, о женщинах, о знаменитых зарубежных дизайнерах. Когда зашла речь о российском интернете, было принято решение создать веб-дизайн-студию, поскольку ничего прекрасного в нашей Сети не было.

Изначально студию “Гольфстрим” мы создали втроем, вместе учились в Московском институте электронной техники на факультете электроники и компьютерных технологий. В процессе учебы и после окончания института каждый из нас работал в области разработок программного обеспечения, а с появлением интернета стали осваивать его технологии. Конечно, для грамотного изготовления веб-сайтов пришлось немало потрудиться и прочитать много дополнительной литературы, особенно зарубежных авторов, о веб-дизайне и тенденциях его развития. Сегодня в офисе веб-студии “Гольфстрим” работают шесть человек.

Денис Невенчанный, студия Art.Delight (www.artdelight.ru), ведущий специалист
У меня высшее техническое образование. После окончания Новосибирского государственного технического университета в 2000 году увлекся интернетом и в частности созданием сайтов. Изучал все по книгам, купленным в магазине – в университете этому не обучали. Меня всегда интересовало, как все устроено и как это работает. Сначала постиг азы HTML, потом JavaScript, PHP, MySQL и так далее. Несколько лет работал фрилансером, приобретая опыт и оттачивая свои навыки. Мысль о создании студии была с самого начала. Так получилось, что команда единомышленников нашлась сама собой. Мы собрались вместе, придумали название, создали сайт и начали предлагать свои услуги на рынке. Появились первые заказы, мы успешно их выполнили. В первое время заказов было немного. Чтобы держаться на плаву, я и другие сотрудники студии параллельно работали на других работах. С течением времени заказов стало больше, возрос и “вес”.
Конец врезки

С какими сложностями и проблемами организационного плана вы сталкивались при создании студии и сталкиваетесь сегодня?
Денис Невенчанный: Особых организационных проблем не возникало. В некотором смысле нам повезло. Очень многие моменты нам не пришлось продумывать с нуля. Студия создавалась на основе уже существующего предприятия, владелец которого согласился с перспективностью этого направления и позволил работать от имени своего предприятия – нам не пришлось искать бухгалтера, юриста, чтобы создавать новые договоры. Эти специалисты уже были в нашем распоряжении. Нужно было только спросить, как правильно построить работу с точки зрения закона.

Леонид Тарасов: При создании студии самым сложным был вопрос, где взять грамотный персонал. Сейчас же главная проблема – объяснить заказчику, что сайт должен быть маркетинговым инструментом, а не разноцветным светофором, который сверкает и подмигивает, но не продает.

Александр Трубочкин: Вначале это, конечно же, неоднозначная и неполная постановка задачи и, как следствие, сложность исполнения. Сейчас это несвоевременное предоставление заказчиком контента.

Легализация небольшой компании веб-дизайнеров, организация и регистрация своей фирмы – нужно ли это, что это дает, с какими сложностями здесь можно столкнуться?

Сергей Соловьев: В эпоху становления интернет-разработок как одной из сфер бизнеса на фоне всеобщей “серости” и “черности” бизнеса в России многие веб-студии работали по правилам того времени, что было выгодно как заказчикам (различные компании), так и разработчикам (веб-студии). Это позволяло проводить гибкую и выгодную для обеих сторон ценовую политику и систему расчетов. Да и не было особой надобности в легализации деятельности, если иметь в виду все сложности и проблемы, связанные как с регистрацией студии, так и с предоставлением отчетностей в различные инстанции.

В настоящее время ситуация в корне изменилась. Бизнес становится все более прозрачным, сфера интернет-разработок из зоны рискового капиталовложения превратилась в зону стабильных доходов, все больше заказчиков не хотят работать с нелегальными разработчиками без подписания официальных договоров с четко прописанными обязанностями обеих сторон. Все это заставляет и веб-студии работать прозрачнее, играть по правилам новой реальности. Это не значит, что рынок “серых” разработок совсем исчез, но то, что он значительно сократился, очевидно.

Кроме того, с развитием интернет-технологий, повышением требований к срокам и качеству интернет-разработок возникло разделение труда по специализациям (дизайнер, HTML-кодировщик, программист, промоутер и т. д.). Интернет-проектирование поставлено на поток, что приводит к снижению себестоимости разработок (за счет большего количества сайтов, использования готовых решений и т. д.), и малым студиям все сложнее конкурировать с крупными разработчиками как в первичных разработках, так и в дальнейшем их сопровождении.

Д.Н.: Разумеется, регистрация нужна, закон нужно соблюдать. Как таковых сложностей с оформлением и регистрацией подобного бизнеса не существует. Но не каждая студия решается зарегистрироваться в качестве самостоятельного предприятия. В основном это связано с низкой ценовой планкой, которую поначалу устанавливает практически любой коллектив. Небольшие обороты не позволяют платить налоги должным образом. С другой стороны, отсутствие регистрации не дает возможности работать с крупными заказчиками.

Как вы раскручивались?
С.С.: Работа в сегменте рынка интернет-технологий, который уже достаточно плотно заполнен, предполагает использование всех возможностей рекламы своей деятельности. В случае с нашей студией немного легче – мы трудимся на рынке интернет-разработок достаточно давно, и наши работы частично облегчают нам действия по рекламе студии. Кроме того, существует довольно много бесплатных инструментов по оценке содержания страниц на предмет их “вкусности” для поисковых роботов. Могу порекомендовать один из них: бесплатный сервис по анализу продвижения сайта www.be1.ru/stat.

Д.Н.: Поисковые системы – основной поставщик заказчиков. В нашей студии промоушном в поисковых машинах занимается специальный человек, работу которого каждый может оценить в любой из известных поисковых систем.

А.Т.: Раскрутка необходима, так же как и портфолио, особенно если студия предлагает услуги по раскрутке других сайтов в поисковиках.

Сколько заказов можно (и нужно для нормального дохода) получить в течение месяца?
С.С.: Это зависит от аппетита студии. Как известно, всех денег не заработаешь, поэтому нужна золотая середина, чтобы количество выполняемых работ не сказывалось на их качестве. Кроме того, стоимость и сроки напрямую зависят от сложности проекта, условий его выполнения. На некоторые сложные работы с системами удаленного администрирования (Content Management Systems) требуется 1-1,5 месяца достаточно плотной работы. В это время малым студиям просто физически невозможно браться за что-нибудь еще. За счет использования проверенных внештатных сотрудников нам удается совмещать работу над двумя-тремя небольшими проектами одновременно, но это требует от меня, как руководителя, значительных усилий для обеспечения их выполнения. Доходы также зависят от аппетита сотрудников и ценовой политики студии. Можно за одну работу получить двухмесячный оклад для сотрудников, иногда необходимо выполнить два-три проекта.

Л.Т.: Количество заказов в месяц зависит только от того, сколько сотрудников занимается продвижением сайтов и сколько заказчиков сможет найти менеджер. Так что здесь не может быть стабильных цифр. Обычно для минимально возможного выживания требуется не менее трех заказов в месяц. Над одним заказом при должном к нему внимании необходимо работать примерно в течение месяца–полутора. Сейчас у нас в среднем пять-семь различных проектов в месяц. Поскольку эти проекты обычно находятся на разных стадиях выполнения, они не мешают друг другу.

Какого дохода могут ждать небольшие начинающие коллективы?
Д.Н.: Ситуацию с заказами на ранних этапах можно описать так: то пусто, то густо. Студия, существующая около года, вряд ли за это время выйдет на тот уровень, который позволит безбедно существовать. Придется частенько выполнять “чужие” заказы и работать “ради денег”.

А.Т.: Реального стабильного дохода нам пришлось ждать около двух лет, когда сформировался круг постоянных заказчиков.

На что нужно обращать внимание в первые месяцы своей работы?
Д.Н.: На дисциплину, умение выдерживать сроки.

А.Т.: Естественно, на работу с заказчиками и на качество и сроки своей работы. Поскольку даже устные договоренности уже являются обязательствами, которые должны быть соблюдены.

Сильно ли вы зависите от вкуса заказчика?
С.С.: Обычно мы выслушиваем в режиме вольного диалога все пожелания заказчика, а затем, на основе анализа разработок в этой сфере деятельности и учитывая высказанные пожелания, предлагаем различные по реализации и стоимости варианты решений. Естественно, идеальный случай, когда заказчик полностью полагается на профессионализм разработчиков. С такими легко работать.

Но часто клиент уже имеет представление, как все должно выглядеть и работать. При этом подчас не понимая всех противоречий при реализации задуманного. Приходится убеждать, идти на компромиссы – в любом случае приходим к общему решению, удовлетворяющему обе стороны. Часто это касается дизайнерских идей, и все доводы, что это должно нравиться и быть удобным для потенциальных посетителей сайта, натыкаются на твердое “хочу так”. Так что приходится иногда идти на поводу у заказчиков, максимально сглаживая их “хочу”. Впрочем, сейчас таких встречается все меньше и меньше.

Д.Н.: Безусловно, все требования и пожелания заказчика всегда принимаются во внимание, иначе просто невозможно создать “то, что понравится”. Иногда рождаются смелые нестандартные идеи, которые в той или иной степени расходятся с желаниями заказчика. Иногда клиенты соглашаются на подобные эксперименты, иногда нет. Часто приходится убеждать, идти на компромисс… К сожалению, статистика показывает, что в большинстве случаев клиент выбирает наименее удачный, на наш взгляд, вариант дизайна.

А.Т.: От чужих вкусов наша студия не зависит. Это еще одна причина, по которой мы не стремимся работать с каждым заказом. Ведь если к нам обращаются, значит заказчик хочет получить профессиональный продукт, который будет работать, и именно за это готов платить. Вот почему мы не допускаем участия заказчика в создании дизайна.

Посоветуйте, с чего надо начинать человеку, который стремится чего-то добиться в этой профессии?
С.С.: Сейчас много литературы по различным аспектам интернет-разработок. Проблем с изучением азов нет. Но я рекомендую брать готовые проекты и разбирать их “по косточкам”, беря на заметку решения по HTML-построению, хитростям веб-дизайна и т. д. Естественно, я не призываю к плагиату (это, к сожалению, явление распространенное), но учиться на примерах – в этом нет ничего зазорного.

А.Т.: Необходимым условием является набор базовых знаний – как минимум выучить Photoshop и HTML. А достаточным будет наличие вкуса и чувства стиля и богатое портфолио. Но в этой области очень большая конкуренция, поэтому я бы посоветовал сто раз подумать, прежде чем тратить свои силы на то, чтобы туда пробиться.

Веб-дизайнер должен уметь все делать сам или оптимальнее специализация – кодинг, графический дизайн и так далее?
С.С.: Сотрудникам в малых студиях приходится сочетать несколько специализаций: веб-дизайнер обычно исполняет обязанности и дизайнера, и HTML-кодера, а программист по совместительству становится еще и системным администратором. Это является серьезным тормозом в работе и развитии малых веб-студий. Главное, каждый специалист должен представлять работу другого, чтобы учитывать это в своей деятельности. Дизайнер должен понимать, что его идеи должны быть технологичны и хорошо укладываться в HTML-кодирование, HTML-кодировщик – делать это удобным для программирования и продвижения и т. д.

Д.Н.: При разделении труда руководителю проекта гораздо проще и удобнее управлять рабочим процессом. В то же время каждый работник должен знать и смежные области. Например, дизайнер должен владеть навыками кодинга, знать возможности программирования.

Л.Т.: Если дизайнер делает дизайн, то он должен учитывать, что верстальщику этот дизайн еще нужно верстать. Верстальщик, в свою очередь, должен понимать замысел дизайнера и сверстать так, чтобы шаблон соответствовал всем идеям дизайна. Кроме того, он должен учитывать совместимость шаблонов с программной частью сайта. Конечно же, и дизайнер, и верстальщик, и программист должны учитывать необходимость дальнейшего продвижения сайта.

Правда ли, что HTML-кодеры сегодня считаются едва ли не “неграми”? Какая специализация наиболее перспективна?
С.С.: Я не считаю HTML-кодеров “неграми”, просто они еще не доросли до дизайнеров или программистов. Это как бы ступенька в профессиональном развитии. Если у человека нет креативности или программного мышления, он так и останется на этапе кодера. Эта работа в крупных студиях достаточно хорошо оплачивается, и в этом нет ничего унизительного.

На сегодняшний день ощущается явный дефицит в профессиональных промоутерах. Никому уже не нужно просто наличие интернет-представительства (“чтобы все как у людей”) – сайт должен работать, быть на виду. Эта специализация сильно востребована, хорошо оплачиваема и достаточно перспективна. Отсутствие открытости в этой области и некая таинственность действа позволяет многим псевдопромоутерам “ловить рыбку в мутной воде”. Но рынок развивается, и я уверен, что скоро все встанет на свои места.

Д.Н.: Я бы так не сказал про HTML-кодеров-верстальщиков. Отлично выполнить верстку на HTML способен не каждый. Слишком много тонкостей и подводных камней. Это особенно актуально, когда встает проблема создания более-менее сложного кроссбраузерного приложения.

Л.Т.: Большая часть тех кодеров, о которых идет речь, являются “неграми” не потому, что их так много, а потому что код, который они делают, таков, что ничего достаточно сложного им поручить нельзя. Хороших специалистов в верстке намного меньше. Насчет наиболее перспективной специализации – я считаю, что это специалист смешанного профиля: дизайнер, верстальщик, юзабилист, продавец и маркетолог. Только при наличии всех этих знаний можно сделать грамотный сайт.

А.Т.: Да, правда. Их очень много и зачастую по сверстанному коду видно всю квалификацию исполнителя. Хороший HTML-кодер должен быть предельно аккуратным, внимательным и дотошным. Именно таких HTML-кодеров, к сожалению, не так часто можно встретить. Перспективен грамотный графический дизайнер, хорошо знающий Photoshop или Flash, с чувством стиля и креативным подходом.

Есть ли смысл в использовании визуальных редакторов в профессиональном дизайне?
С.С.: Когда-то считалось верхом совершенства все писать ручками – даже в объявлениях требовалось “умение писать HTML-коды в текстовых редакторах”. Меня всегда это удивляло – зачем копать котлован лопатой, если есть экскаватор! Уже тогда существовали довольно удачные HTML-редакторы, экономящие кучу времени и позволяющие избежать “очепяток” – например, HomeSite, DreamWeaver т. д. Другое дело – профессиональное их использование.

Всякие WYSIWYG-редакторы дают кучу избыточного HTML-кода (FrontPage от Microsoft – 40-50% (!!!)). Все это в конечном счете сказывается на читаемости HTML-кода, “весе” страниц, редактируемости. Так повелось, что с самого начала работы мы выбрали HomeSite (тогда еще от Alliare). С различными дополнениями (TopStyle, HTML Validator и т. д.) он полностью удовлетворял (и продолжает) нашим требованиям. Пробовал работать в DreamWeaver от Macromedia – не понравилось, хотя иногда использовал его для написания некоторых Java-Script-решений. Кроме того, за счет некоторой автоматизации он дает 10-15% избыточности кода.

Если веб-дизайн не является вашей сферой деятельности, то для создания своей домашней странички можете смело воспользоваться тем же самым FrontPage. Но если вы хотите серьезно работать в сфере интернет-разработок, рекомендую использовать HomeSite (уже от Macromedia).

Д.Н.: На мой взгляд, в профессиональном кодинге визуальным редакторам абсолютно нет места. При работе с такими редакторами нет полного контроля над кодом, он получается неоптимизированным, можно сказать, “кривым”. Вот почему от верстальщиков всегда требуется “знание кода, умение читать код”, а главное – “умение писать код руками”. В последней версии редактора HomeSite, например, даже исчезла функция визуальной верстки, в то время как в предыдущей такая возможность присутствовала.

Л.Т.: Смысл есть в тех случаях, когда верстальщик еще не знает толком HTML-кода. Или когда требуется ввести очень большой объем данных. В этих случаях они полезны. Во всех остальных – только замедляют работу. Лично я когда-то давно пользовался DreamWeaver. Но как только заметил, что правки в коде мне проще вводить руками, я перешел на EditPlus.

А.Т.: Нет, нет и еще раз нет. Только те, кто не хочет задумываться над качеством конечного продукта или не до конца освоил верстку веб-страниц, работают с WYSIWYG. Мы используем HomeSite с отключенной визуальной вкладкой. Пока еще нет такой среды визуальной компоновки, которая бы по оптимальности и корректности превосходила HTML-код, составленный вручную.

Каким новейшим веб-технологиям надо уделить повышенное внимание?
Д.Н.: Сейчас, как всем известно, развивается технология XML и ей сопутствующие. Эту технологию нужно осваивать. За ней будущее. Что касается самого веб-дизайна, то последние годы мода на дизайн в русском интернете задается небезызвестной студией со штрих-кодом. С одной стороны это безусловный плюс, русский интернет выделяется своим отточенным и уже сложившимся стилем. А с другой стороны, некоторые заказчики, насмотревшись таких сайтов, приходят и говорят: “Хотим как у них!”. Таким образом, процесс реализации дизайнерской идеи с самого начала ограничивается.

Л.Т.: Я думаю, что требуется уделить внимание XML, XSL и программированию. Вероятно, через некоторое время стоит начать присматриваться к веб-сервисам и дизайну для портативных устройств.

Используете ли вы в своей работе готовые и открытые Content Management Systems или всегда делаете движки сайтов с нуля?
С.С.: Изначально мы использовали свои собственные разработки Content Management Systems (CMS), так как готовые не давали возможности реализовать в полной мере требования к сложным интернет-проектам. Это не позволяло нам, как малой студии с ограниченными людскими ресурсами, вести несколько проектов одновременно, удлиняло сроки разработок. В настоящее время появились довольно интересные по функциональности и ценам CMS-разработки, и мы рассматриваем возможность использования одной из них в качестве базовой для своих интернет-проектов.

Д.Н.: Мы не используем готовые CMS. Программистами нашей студии был разработан собственный CMS, который постоянно совершенствуется и дополняется.

Л.Т.: Наша студия развивает открытую систему управления сайтами “Master-X”. При ее разработке мы старались, в первую очередь, сделать ее максимально простой и удобной для пользователей. Такой, чтобы ей могла воспользоваться секретарша, знакомая только с Word. Во-вторых, мы старались применять только стандартные вещи – HTML, JavaScript, XML, XSLT, SQL и т. д. Сейчас при помощи нашей системы, имея утвержденный дизайн, можно не торопясь сделать готовый сайт за два–три дня. При условии доплаты за срочность, разумеется.

Какие инструменты вы используете в своей работе?
С.С.: На различных стадиях разработки мы используем несколько наборов инструментов. Графика: Photoshop, FireWorks, Adobe Illustrator, FreeHand, Ulead Smart Saver, ArtIcons PRO плюс специальные приложения и фильтры. Анимация: Flash, Ulead GIF Animator, Anim FX и т. д. HTML-кодирование: HomeSite, DreamWeaver. Начинающему веб-разработчику я бы рекомендовал следующий джентльменский набор: Adobe Photoshop, Macromedia Flash для графики и Macromedia HomeSite в качестве HTML-редактора.

Д.Н.: Для работы с изображениями – пакет программ Adobe CS. Для верстки и программирования – программы EditPlus2 и HomeSite. Для создания иллюстраций используются графические планшеты Wacom Intous и программы Painter IX и Photoshop CS.

Л.Т.: На самом деле никаких особых изысков не нужно. Вот что использую в работе лично я. Железо: из нестандартного разве что кожаный коврик для мыши (очень рекомендую, кстати:-)). Программы: Photoshop, EditPlus, Opera, Mozilla, IE.

А.Т.: Прежде всего, это хороший монитор с достаточно большим экранным разрешением, а главное – с качественной цветопередачей. Компьютер должен иметь хорошую и дорогую видеокарту и большое количество оперативной памяти. Это, пожалуй, основное, чем должен обладать компьютер веб-дизайнера. Ну и конечно, хорошую оптическую мышь и коврик, чтобы было приятно работать.

Какие ошибки начинающих веб-дизайнеров чаще всего режут глаз на любительских сайтах в интернете?
С.С.: Наиболее часто встречающиеся ошибки веб-дизайнеров можно без труда найти в Сети. Я бы выделил (как основную) огромное желание применения сразу всех достижений современных интернет-технологий (графическая и программная анимации, звук, картинки, слои и т. д.) на своих страницах. Получается этакая ярмарка тщеславия – “смотрите, я все могу”. Чувство меры, вкус и профессионализм – вот основные критерии для начинающих. Мне всегда больше нравились футболки одного цвета с маленьким значком Nike в уголке, чем аляповатые с надписью Boss через всю грудь…

Д.Н.: Аляповатость и непродуманность – вот те слова, которыми можно охарактеризовать сайты начинающих веб-дизайнеров. Ошибки… это не столько ошибки, сколько попытка сделать что-то как у всех. Когда человек отходит от такого отношения к работе, у него действительно что-то получается.

Л.Т.: Ошибки – делать сверкающие, переливающиеся, бросающиеся в глаза и выцарапывающие их с корнем сайты без идеи. Десяток разных шрифтов на странице, шрифты разной ширины, отсутствие какого-либо стиля или смешение стилей… Кроме того, начинающие дизайнеры забывают о том, что сайт – это не просто куча картинок. Сайт – это, в первую очередь, текст, а уже потом графические изыски.

Какие советы вы хотели бы дать нашим читателям? Что стоит почитать начинающим?

Л.Т.: Почитать – руководство Лебедева. Кроме того, советую искать качественный дизайн и медитировать над ним до появления света в глазах. После этого делать васепупкинский дизайн будет просто противно…

А.Т.: “Веб-дизайн” Дмитрия Кирсанова и “Энциклопедия интернет-рекламы” Тимофея Бокарева.
Д.Н.: Разумеется, не обойтись без тематической литературы, которая позволяет начинающему веб-дизайнеру развивать свой талант в нужном направлении. Почитать можно Дмитрия Кирсанова, Стивена Круга, Якоба Нильсона, “Ководство” Лебедева.

Совет в данном вопросе, пожалуй, только один: не бойтесь делать что-то свое, подходите к вопросу создания с чувством, с желанием сделать это лучше и понятнее, и в то же самое время – красиво. Секретов нет: включаешь голову и работаешь.

Звезды
Попытались мы задать аналогичные вопросы и нескольким признанным звездам российского веб-дизайна. Ответ получили только от Артемия Лебедева: “Прошу меня извинить, но отвечать на такие вопросы у меня нет ни времени, ни желания”.

Софт веб-дизайнера
евгений яворских avst@hot.ee

Corel Painter IX
Пакет Corel Painter IX (www.corel.com/painterix) заслужено считается наиболее продвинутым в области рисования и создания иллюстраций. Действительно, галерея работ на сайте разработчиков наглядно подтверждает возможности продукта, отраженные в рекламном слогане “Made by hand”. Умелые руки создают в Corel Painter не только рисунки, но и брошюры, иллюстрации, текстуры и прочие художественные материалы. Другими словами, этот графический редактор позволяет имитировать традиционные техники рисования в цифровом дизайне.

Corel Painter IX позволяет создавать настоящие произведения искусства

Ни один из аналогов не имеет уникальной системы письма маслом Oils Painting System и функции рисования с привязкой к траектории Snap-to-Path Painting. Фотографам пригодится инструмент быстрого клонирования элементов Quick Clone и богатый набор кистей. Если фотомастер привык к Photoshop, то работа в Painter не станет проблемой благодаря похожему интерфейсу и абсолютной совместимости с другими редакторами, включая поддержку слоев, масок и альфа-каналов. Отдельно следует сказать о справочных и учебных материалах программы, выполненных художниками мирового уровня – эти мануалы сами по себе являются произведениями искусства. Не забыты и пользователи Mac OS, для которых выпущены специальные плагины Painter XI.

ArtIcons
Казалось бы, что может быть проще, чем нарисовать крохотный значок-иконку. Часть пользователей предпочитает готовые коллекции таких “малышей”, другая создает значки своими руками, используя специализированные продукты. Одним из лучших в своем классе является ArtIcons (www.aha-soft.com/rus/articons), обладающий встроенную поддержку русского языка. При наличии художественных способностей и малой толики вкуса любому юзеру под силу создание и редактирование значков с 32-битным цветом и 8-битным альфа-каналом в стиле Windows XP. Всевозможные графические инструменты и эффекты удобно сгруппированы в главном меню и панелях. Поддерживается большинство популярных графических форматов, включая Adobe Photoshop PSD – программа понимает и многослойные рисунки.

Отдельно следует сказать об умении извлекать и сохранять иконки из системных и EXE-файлов, причем данная процедура чрезвычайно проста и наглядна. Более того, ArtIcons умеет изменять иконки внутри исполняемых файлов, что под силу только специальным приложениям для работы с системными ресурсами.

Anim-FX
Можно по-разному относиться к Flash-анимации на веб-страницах, но, невзирая на жесткую критику со стороны консервативной части Сети, интерактивные элементы не собираются сдавать своих позиций. Небольшая программа Anim-FX (www.mix-fix.com) – одна из наиболее популярных для создания текстовых заставок во Flash-формате. Главным козырем продукта является необычайная простота и наглядность, однако созданные Flash-элементы (всевозможные splash-заставки, баннеры и прочее) выглядят вполне профессионально. Anim-FX содержит более шестидесяти встроенных эффектов, применение которых дает свободу для творчества. Пять строк для ввода текста вкупе с возможностью изменения цвета фона и заданием нужных гиперссылок ставят это приложение в разряд настольных для каждого веб-мастера. Ко всему прочему веб-дизайнер без труда укажет программе, в каком типе окна запускать страницу по заданному URL. Правда, несмотря на все мыслимые ухищрения, Anim-FX отказывается корректно отображать русские шрифты.

CSE HTML Validator Pro
Извечная головная боль веб-мастера – корректное отображение страниц в различных браузерах. Последствия хорошо известны: посетитель, использующий старый или экзотический браузер, просто-напросто покинет страницу. Даже при выявлении неверного кода не всегда удается найти решение проблемы. В этом случае на помощь придет HTML Validator Pro (www.htmlvalidator.com), прекрасно осведомленный о требованиях и спецификациях языков HTML и XHTML.

Чтобы вам не было стыдно перед посетителями своего ресурса, есть смысл загрузить страницы в программу и проверить синтаксис кода. Грубые, принципиальные ошибки приложение выделит коричневым цветом, другие, не столь “криминальные” параметры будут отмечены желтым. В нижней части окна будет предложено решение проблемы по каждой ошибочной строке с указанием типа языка, “обидевшегося” на неверный код. То же относится и к проверке написания параметров CSS-файлов, причем в этом случае рекомендуется установка программы Top Style. Для большей точности приложение имеет встроенный инструмент проверки правописания.

Macromedia FreeHand
В отличие от своих главных конкурентов – CorelDraw! и Adobe Illustrator – этот редактор векторной графики чрезвычайно толерантен к системным ресурсам, расходуя всего лишь 5 Мб оперативной памяти. Причем интерфейс продукта нетипичен для линейки Macromedia MX. Второе преимущество FreeHand (www.macromedia.com) – удобство и наглядность: все основные панели инструментов сгруппированы в единую панель главного окна, которая убирается одним щелчком. Панель Object радует своей функциональностью, поскольку большинство настроек и параметров осуществляется именно здесь (в других векторных редакторах многие атрибуты приходится менять в различных панелях, что отнимает много времени).

Традиционные спецэффекты представлены небольшой группой фильтров как векторных, влияющих исключительно на векторные объекты, так и растровых, годных для любых объектов. К одному объекту можно одновременно применять несколько эффектов, причем результат использования этих фильтров может быть разным в зависимости от их положения в иерархическом дереве упоминавшейся панели Object. Наибольший интерес представляет инструмент Extrude, встречающийся в аналогах (например, в CorelDraw), однако разработчики из Macromedia сделали его весьма оригинальным, прибавив к нему несколько уникальных фирменных настроек. Было бы странным отсутствие поддержки Flash – при желании веб-дизайнер может создать небольшой флэш-сайт исключительно в среде FreeHand.

Macromedia Fireworks MX 2004
Компания Macromedia поступила весьма здраво, выпустив своеобразный гибрид векторной и растровой графики с элементами HTML-редактора. Действительно, зачем покупать и устанавливать несколько приложений, когда практически все задачи по созданию и оптимизации веб-графики можно выполнить в одном продукте.

Во-первых, Fireworks MX (www.macromedia.com) позволяет создать все графическое наполнение будущего веб-ресурса. Во-вторых, при необходимости большие изображения можно разделить на части посредством инструмента Slice Tool и разместить их в ячейках таблицы (это намного уменьшит скорость загрузки страницы в целом). В-третьих, программа имеет средства для создания интерактивных элементов: всевозможных rollover-кнопок, всплывающих окон, “горячих” областей с назначением гиперссылок и динамических меню навигации. Причем для этого вовсе не обязательно знание JavaScript.

В плане возможностей работы с графикой Fireworks MX наступает на пятки классику жанра – Photoshop. В наличии поддержка слоев, масок, смешивания и других возможностей. Более того, в среде Fireworks доступно создание анимации, и в отличие от Photoshop нам не потребуется дополнительный продукт (Image Ready).

Adobe Illustrator CS2
Сложно сказать, как сложится судьба того же FreeHand после покупки компании Macromedia софтверным монстром по имени Adobe Software – время покажет. Но как бы там ни было, а заслуженные лавры одного из лучших инструментов для работы с векторной графикой по праву принадлежат Adobe Illustrator (www.adobe.com). Любимый продукт веб-дизайнеров, специалистов видеомонтажа и полиграфистов обладает фирменными инструментами Live Trace и Live Paint и полностью поддерживает формат Scalable Vector Graphics Tiny (SVG-t) для вывода материалов на мобильные устройства. Illustrator можно считать чемпионом по встроенным средствам работы с трехмерными объектами и шрифтами – пользователь сможет выполнять сглаживание неровностей и применять трехмерные спецэффекты для оживления текста.

Конечно же, программа нацелена, в первую очередь, на тесную интеграцию с родной технологией Adobe PDF, однако не забывает о поддержке Flash (возможно, это было сделано с корыстным расчетом на будущее), в то время как продукты от Macromedia не очень-то дружат с PDF. Отдельной похвалы заслуживают встроенные библиотеки шаблонов, собранные в 17 тематических групп, причем каждая заготовка выполнена в многослойном формате и открыта для редактирования любому, кто знаком с азами работы в Photoshop.