Подготовка к дачному сезону
Автор: Светлана Шляхтина
Специализированный софт для ландшафтного проектирования позволит даже новичку создать виртуальный проект сада, который после согласования со всеми домочадцами вы к всеобщему удовольствию воплотите на своем дачном участке, не прибегая к дорогостоящим услугам дизайнера.
БЕЗ КАРАНДАША
Создать проект можно и по старинке – карандашом на бумаге. Но при таком подходе переделывать свое творение придется неоднократно, и не факт, что оно в итоге действительно окажется воплощением вашей голубой мечты, ведь представить в объеме созданное на плане весьма трудно.
Другое дело – виртуальный ландшафтный проект, без какого-либо ущерба допускающий многократные переделки. Но главное даже не в этом. Виртуальный проект можно представить не только в виде обычного двумерного плана – по нему можно прогуляться, что позволит гораздо нагляднее представить конечный результат. Кроме того, здесь можно увидеть модель сада спустя несколько лет. Это поможет понять, правильно ли расположены растения с учетом характерной для них степени разрастания. Есть даже возможность просмотра в разное время года. Также во многих решениях при визуализации предусмотрено отображение тени – благодаря этому несложно скорректировать посадки растений с учетом их светолюбивости.
Технически для создания проекта достаточно схематично изобразить на плане дом и высадить вокруг него деревья и кустарники, создать газоны и разбить цветники, для чего потребуется всего лишь перетащить нужные объекты из библиотеки, разместить их на плане и указать возраст растений. А затем смоделировать прочие элементы садового декора: связать отдельные садовые зоны дорожками, установить забор, разместить фонари и светильники для освещения участка в ночное время, соорудить прудик и т. д.
В ЧЕМ ТВОРИТЬ
Выбор программ, предназначенных для проектирования и визуализации ландшафтных проектов, достаточно широк. Увы, многие из них ориентированы строго на ландшафтных дизайнеров и потому довольно сложны в освоении. А предназначенные для непрофессионалов утилиты в большинстве своем оставляют желать лучшего.
Но есть и исключения. Перебрав более десятка разнообразных ландшафтных программ, мы остановились на Realtime Landscaping Pro 4.2, “Наш Сад 9.Рубин”, TurboFLOORPLAN Landscape and Deck 12 и группе решений от компании Punch! Software: 3D Home Architect Landscape Design Deluxe 9, Punch Master Landscape and Home Design 10 и Punch! Super Home Suite 3.5.
Однако наиболее привлекательными выглядят программы Realtime Landscaping Pro и “Наш Сад 9.0 Рубин”. В пользу первой говорит большое количество трехмерных моделей растений (см. табл.) и невероятно удачно продуманная технология использования, благодаря чему подготовка проекта отнимает меньше времени, чем в других решениях. Кроме того, освоить данную программу несложно, да и к ресурсам она (в сравнении с конкурентами) довольно лояльна.
В свою очередь неоспоримым преимуществом программы “Наш Сад 9.0 Рубин” является русскоязычный интерфейс и наличие очень подробной и качественно подготовленной энциклопедии, содержащей справочную информацию об уходе за растениями, болезнях и вредителях. Но в данной программе при трехмерном просмотре отсутствует отображение тени, что может стать проблемой для многих садоводов-любителей, которые вряд ли хорошо ориентируются в отношении светолюбивости/теневыносливости растений. Кроме того, перечень доступных для использования растений в ней заметно меньше, чем в других решениях.
Две другие программы также не лишены недостатков. Так, TurboFLOORPLAN Landscape and Deck обладает широкой функциональностью и позволяет внедрять в проекты любые ландшафтные конструкции, но медлительна и очень требовательна к системным ресурсам. Что касается решений компании Punch! Software, то наибольшие возможности в плане ландшафтного проектирования представлены в программе Punch Master Landscape and Home Design, но и она по функциональности уступает перечисленным программам от других разработчиков.
Сравнение функциональности программ для ландшафтного проектирования
Realtime Landscaping Pro | “Наш Сад 9.0 Рубин” | TurboFLOORPLAN Landscape and Deck | Решения от Punch! Software | |
Подготовка проекта | ||||
Технология создания | С чистого листа, по фотографии | С чистого листа (может быть использован отсканированный план в качестве подложки), по фотографии | С чистого листа (может быть использован отсканированный план в качестве подложки) | С чистого листа, по фотографии (последнее только в Punch Master Landscape and Home Design) |
Общее количество растений, доступных для использования в проекте | более 3,6 тыс. | 660 | Более 7,5 тыс. | Более 2,3 тыс. |
Поддержка импорта | Объекты, выделенные из фотографий, 3D-модели | Объекты, выделенные из фотографий, 3D-модели | Объекты, выделенные из фотографий, 3D-модели | Объекты, выделенные из фотографий или созданные в Punch! Cabinet Wizard |
Добавление текстовых надписей со стрелками | + | + | + | + |
Калькуляция сметы | + | + | + | + |
Получение краткой информации о растениях | + | + | + | + |
Получение подробной информации о растениях из энциклопедии | – | + (более 15 тыс. растений) | + (более 7,5 тыс. растений) | – |
Просмотр и визуализация | ||||
Просмотр проекта в 3D-режиме | + | + | + | + |
Отображение тени | + | – | + | + |
Дневной и ночной режимы просмотра | + | + | + | Только путем регулирования положения солнца |
Просмотр проекта в разные сезоны | – | + | + (причем с указанием страны) | – |
Просмотр проекта в разные годы | + | + | + | + |
Создание презентации для демонстрации проекта | + | + | + | – |
РИСУЕМ ДОМ
Попробуем собственноручно создать виртуальный ландшафтный проект в программе Realtime Landscaping Pro. Сделать это можно двумя способами: с чистого листа либо на базе реальных фотографий. Первый вариант применяется, когда на участке еще никаких строений и насаждений нет, второй – если такого рода объекты уже имеются. В обоих случаях процесс может быть существенно ускорен благодаря встроенным мастерам. Например, при создании проекта с чистого листа достаточно указать размер участка, выбрать стили дома и забора и определить их месторасположение относительно друг друга на плане. Результатом станет получение редактируемого типового проекта сада с домом, внутренним двориком, забором и подъездной дорожкой.
Независимо от способа создания проекта, прежде всего нужно создать рельеф местности, то есть сформировать имеющиеся на участке возвышенности и склоны. Процесс этот небыстрый, ведь придется последовательно очертить на плане приподнимаемые либо опускаемые области и применить к ним соответствующие преобразования. Однако при наличии карты высот все гораздо проще, поскольку тогда требуется лишь наложить сетку высот на соответствующую территорию на двумерном плане и загрузить карту высот. Зато дом соорудить можно с космической скоростью, вызвав встроенного мастера и установив подходящее по стилю типовое строение, чем мы и ограничимся. Если же ни один тип строений вам не приглянулся (например, если у вашего виртуального дома предполагаются фрагменты стен криволинейной формы), то возможно и самостоятельное проектирование. Но сделать это быстро уже не получится – вначале придется возвести каркасы стен, затем на них пристроить крышу, окна и двери. В принципе, все это тоже несложно, поскольку названные элементы формируются из редактируемых базовых объектов, примерно так же, как в детском конструкторе. После возведения дома нужно текстурировать его отдельные элементы, можно даже наложить текстуры, сделанные из реальных фотографий, для большей правдоподобности.
Закончив с домом, обычно переходят к внедрению в проект таких объектов, как заборы, беседки, ворота и т. п. Сделать это можно в двумерном представлении (то есть на плане) либо в перспективном. Никаких сложностей на этом этапе не предвидится – например, в случае забора формируется кривая нужной формы и для нее выбирается желаемый шаблон из встроенных заготовок.
Затем могут быть добавлены подпорные стенки и живые изгороди, а также единичные камни, бордюры из них и растения с учетом их возраста. Растения могут быть двух типов: 3D-модели и вырезанные из фотографий двумерные изображения. Последние корректно внедряются в проект, автоматически вращаясь при изменении ракурса обзора сцены, и выглядят даже более реалистично, чем модели, зато последние при трехмерном просмотре колышутся под воздействием ветра, что для результата, конечно, не принципиально, но зато впечатление производит.
Наконец, переходим к водным элементам, вроде небольшого водоема, ручья, фонтанов либо даже настоящего бассейна, и настраиваем освещение, расставляя декоративные фонари вдоль дорожек, на стене у входной двери дома, у ворот и т. д. При желании можно добавить в проект какие-то дополнительные декоративные конструкции: скамейки, арки, вазоны с цветами… Все внедряемые объекты настраиваемы. По умолчанию для любого из них открывается сокращенный список параметров (это удобно для любителей), но имеется и расширенный список, обеспечивающий более тонкую настройку.
Все задействованные в проекте элементы обычно берутся из встроенной библиотеки, однако можно создавать свои шаблоны и сохранять их в базе. Также имеется инструментарий для импорта 3D-моделей, причем для упрощения (так как многие зачастую не представляют себе, где такие модели можно взять) предусмотрено скачивание из базы свободных моделей Google 3D Warehouse.
Созданный план можно просмотреть в перспективной проекции и в виде объемного изображения с вполне реалистичным освещением и тенями, то есть совершить настоящую виртуальную прогулку по проекту. При просмотре растительные объекты (если это 3D-модели) будут колыхаться под воздействием ветра, иногда мимо будут пролетать птицы или бабочки, а по воде пробегать рябь. Можно увидеть трехмерный пейзаж в дневное и ночное время, а также спустя указанное число лет. Допускается создание скриншотов – они сохраняются в BMP-файлах и могут быть распечатаны. План проекта также распечатывается и по нему несложно создать AVI-презентацию. Предусмотрена функция составления сметы, которую можно распечатать и экспортировать в текстовый файл. Так что остается только получить одобрение родственников и приступать к работам!