10 лет назад 10 мая 2009 в 15:00 79

Подготовка к дачному сезону

Автор: Светлана Шляхтина

Специализированный софт для ландшафтного проектирования позволит даже новичку создать виртуальный проект сада, который после согласования со всеми домочадцами вы к всеобщему удовольствию воплотите на своем дачном участке, не прибегая к дорогостоящим услугам дизайнера.

БЕЗ КАРАНДАША

Создать проект можно и по старинке – карандашом на бумаге. Но при таком подходе переделывать свое творение придется неоднократно, и не факт, что оно в итоге действительно окажется воплощением вашей голубой мечты, ведь представить в объеме созданное на плане весьма трудно.

Другое дело – виртуальный ландшафтный проект, без какого-либо ущерба допускающий многократные переделки. Но главное даже не в этом. Виртуальный проект можно представить не только в виде обычного двумерного плана – по нему можно прогуляться, что позволит гораздо нагляднее представить конечный результат. Кроме того, здесь можно увидеть модель сада спустя несколько лет. Это поможет понять, правильно ли расположены растения с учетом характерной для них степени разрастания. Есть даже возможность просмотра в разное время года. Также во многих решениях при визуализации предусмотрено отображение тени – благодаря этому несложно скорректировать посадки растений с учетом их светолюбивости.

Технически для создания проекта достаточно схематично изобразить на плане дом и высадить вокруг него деревья и кустарники, создать газоны и разбить цветники, для чего потребуется всего лишь перетащить нужные объекты из библиотеки, разместить их на плане и указать возраст растений. А затем смоделировать прочие элементы садового декора: связать отдельные садовые зоны дорожками, установить забор, разместить фонари и светильники для освещения участка в ночное время, соорудить прудик и т. д.

В ЧЕМ ТВОРИТЬ

Выбор программ, предназначенных для проектирования и визуализации ландшафтных проектов, достаточно широк. Увы, многие из них ориентированы строго на ландшафтных дизайнеров и потому довольно сложны в освоении. А предназначенные для непрофессионалов утилиты в большинстве своем оставляют желать лучшего.

Но есть и исключения. Перебрав более десятка разнообразных ландшафтных программ, мы остановились на Realtime Landscaping Pro 4.2, “Наш Сад 9.Рубин”, TurboFLOORPLAN Landscape and Deck 12 и группе решений от компании Punch! Software: 3D Home Architect Landscape Design Deluxe 9, Punch Master Landscape and Home Design 10 и Punch! Super Home Suite 3.5.

Однако наиболее привлекательными выглядят программы Realtime Landscaping Pro и “Наш Сад 9.0 Рубин”. В пользу первой говорит большое количество трехмерных моделей растений (см. табл.) и невероятно удачно продуманная технология использования, благодаря чему подготовка проекта отнимает меньше времени, чем в других решениях. Кроме того, освоить данную программу несложно, да и к ресурсам она (в сравнении с конкурентами) довольно лояльна.

В свою очередь неоспоримым преимуществом программы “Наш Сад 9.0 Рубин” является русскоязычный интерфейс и наличие очень подробной и качественно подготовленной энциклопедии, содержащей справочную информацию об уходе за растениями, болезнях и вредителях. Но в данной программе при трехмерном просмотре отсутствует отображение тени, что может стать проблемой для многих садоводов-любителей, которые вряд ли хорошо ориентируются в отношении светолюбивости/теневыносливости растений. Кроме того, перечень доступных для использования растений в ней заметно меньше, чем в других решениях.

Две другие программы также не лишены недостатков. Так, TurboFLOORPLAN Landscape and Deck обладает широкой функциональностью и позволяет внедрять в проекты любые ландшафтные конструкции, но медлительна и очень требовательна к системным ресурсам. Что касается решений компании Punch! Software, то наибольшие возможности в плане ландшафтного проектирования представлены в программе Punch Master Landscape and Home Design, но и она по функциональности уступает перечисленным программам от других разработчиков.

Сравнение функциональности программ для ландшафтного проектирования

Realtime Landscaping Pro “Наш Сад 9.0 Рубин” TurboFLOORPLAN Landscape and Deck Решения от Punch! Software
Подготовка проекта
Технология создания С чистого листа, по фотографии С чистого листа (может быть использован отсканированный план в качестве подложки), по фотографии С чистого листа (может быть использован отсканированный план в качестве подложки) С чистого листа, по фотографии (последнее только в Punch Master Landscape and Home Design)
Общее количество растений, доступных для использования в проекте более 3,6 тыс. 660 Более 7,5 тыс. Более 2,3 тыс.
Поддержка импорта Объекты, выделенные из фотографий, 3D-модели Объекты, выделенные из фотографий, 3D-модели Объекты, выделенные из фотографий, 3D-модели Объекты, выделенные из фотографий или созданные в Punch! Cabinet Wizard
Добавление текстовых надписей со стрелками + + + +
Калькуляция сметы + + + +
Получение краткой информации о растениях + + + +
Получение подробной информации о растениях из энциклопедии + (более 15 тыс. растений) + (более 7,5 тыс. растений)
Просмотр и визуализация
Просмотр проекта в 3D-режиме + + + +
Отображение тени + + +
Дневной и ночной режимы просмотра + + + Только путем регулирования положения солнца
Просмотр проекта в разные сезоны + + (причем с указанием страны)
Просмотр проекта в разные годы + + + +
Создание презентации для демонстрации проекта + + +

РИСУЕМ ДОМ

Попробуем собственноручно создать виртуальный ландшафтный проект в программе Realtime Landscaping Pro. Сделать это можно двумя способами: с чистого листа либо на базе реальных фотографий. Первый вариант применяется, когда на участке еще никаких строений и насаждений нет, второй – если такого рода объекты уже имеются. В обоих случаях процесс может быть существенно ускорен благодаря встроенным мастерам. Например, при создании проекта с чистого листа достаточно указать размер участка, выбрать стили дома и забора и определить их месторасположение относительно друг друга на плане. Результатом станет получение редактируемого типового проекта сада с домом, внутренним двориком, забором и подъездной дорожкой.

Независимо от способа создания проекта, прежде всего нужно создать рельеф местности, то есть сформировать имеющиеся на участке возвышенности и склоны. Процесс этот небыстрый, ведь придется последовательно очертить на плане приподнимаемые либо опускаемые области и применить к ним соответствующие преобразования. Однако при наличии карты высот все гораздо проще, поскольку тогда требуется лишь наложить сетку высот на соответствующую территорию на двумерном плане и загрузить карту высот. Зато дом соорудить можно с космической скоростью, вызвав встроенного мастера и установив подходящее по стилю типовое строение, чем мы и ограничимся. Если же ни один тип строений вам не приглянулся (например, если у вашего виртуального дома предполагаются фрагменты стен криволинейной формы), то возможно и самостоятельное проектирование. Но сделать это быстро уже не получится – вначале придется возвести каркасы стен, затем на них пристроить крышу, окна и двери. В принципе, все это тоже несложно, поскольку названные элементы формируются из редактируемых базовых объектов, примерно так же, как в детском конструкторе. После возведения дома нужно текстурировать его отдельные элементы, можно даже наложить текстуры, сделанные из реальных фотографий, для большей правдоподобности.

Закончив с домом, обычно переходят к внедрению в проект таких объектов, как заборы, беседки, ворота и т. п. Сделать это можно в двумерном представлении (то есть на плане) либо в перспективном. Никаких сложностей на этом этапе не предвидится – например, в случае забора формируется кривая нужной формы и для нее выбирается желаемый шаблон из встроенных заготовок.

Затем могут быть добавлены подпорные стенки и живые изгороди, а также единичные камни, бордюры из них и растения с учетом их возраста. Растения могут быть двух типов: 3D-модели и вырезанные из фотографий двумерные изображения. Последние корректно внедряются в проект, автоматически вращаясь при изменении ракурса обзора сцены, и выглядят даже более реалистично, чем модели, зато последние при трехмерном просмотре колышутся под воздействием ветра, что для результата, конечно, не принципиально, но зато впечатление производит.

Наконец, переходим к водным элементам, вроде небольшого водоема, ручья, фонтанов либо даже настоящего бассейна, и настраиваем освещение, расставляя декоративные фонари вдоль дорожек, на стене у входной двери дома, у ворот и т. д. При желании можно добавить в проект какие-то дополнительные декоративные конструкции: скамейки, арки, вазоны с цветами… Все внедряемые объекты настраиваемы. По умолчанию для любого из них открывается сокращенный список параметров (это удобно для любителей), но имеется и расширенный список, обеспечивающий более тонкую настройку.

Все задействованные в проекте элементы обычно берутся из встроенной библиотеки, однако можно создавать свои шаблоны и сохранять их в базе. Также имеется инструментарий для импорта 3D-моделей, причем для упрощения (так как многие зачастую не представляют себе, где такие модели можно взять) предусмотрено скачивание из базы свободных моделей Google 3D Warehouse.

Созданный план можно просмотреть в перспективной проекции и в виде объемного изображения с вполне реалистичным освещением и тенями, то есть совершить настоящую виртуальную прогулку по проекту. При просмотре растительные объекты (если это 3D-модели) будут колыхаться под воздействием ветра, иногда мимо будут пролетать птицы или бабочки, а по воде пробегать рябь. Можно увидеть трехмерный пейзаж в дневное и ночное время, а также спустя указанное число лет. Допускается создание скриншотов – они сохраняются в BMP-файлах и могут быть распечатаны. План проекта также распечатывается и по нему несложно создать AVI-презентацию. Предусмотрена функция составления сметы, которую можно распечатать и экспортировать в текстовый файл. Так что остается только получить одобрение родственников и приступать к работам!