14 лет назад 19 сентября 2004 в 2:40 67

В статье “Многоканальное очарование” (UPS #5) мы уже касались темы использования специализированных виртуальных комбиков (колонок) для записи гитары в домашних условиях. Настало время повнимательнее присмотреться к тому, что происходит на рынке гитарных программ-плагинов.

На всякий случай напомним суть проблемы. В студийных условиях гитары почти никогда не записывают в линию. Для получения качественного звука сигнал снимают микрофоном с комбика (колонки), на который (которую) выводится специальным образом обработанный гитарный звук. Благодаря этому удается передать атаку раскаченного мембраной звукового сигнала, которую при записи в линию просто не услышать. На запись гитары таким способом уходит много сил и времени, так как результат зависит от качества и от правильного подбора гитары, микрофона и комбика, не говоря уж об опыте звукорежиссера.

Рассматриваемые программы имитируют студийные условия на дому, предлагая широкий выбор виртуальных обработок, способных при помощи компьютера превратить условный звук вашей балалайки в визг гитары а-ля AC/DC. Итак, кто из попавшихся нам на глаза прирожденных убийц классических технологий записи гитар окажется убедительнее конкурентов:

– последняя реинкарнация широко известной программы от IK Multimedia AmpliTube, носящая номер версии 1.3.0 (www.amplitube.com; в UPS #5 мы упоминали более раннюю версию – 1.1.1);
– зеленый новичок GreenMachineAmp II, релиз 1.01, от Патрика Вурра (www.greenmachine.pwuq.net/forum);
– Rock Amp Legends VST v1.0 от Nomad Factory (nomadfactory.com/products/rockamp);
– Guitar Rig v.1.0.0 от Native Instruments (www.native-instruments.com)?

При ближайшем рассмотрении новинок оказывается, что конкурентами назвать их так же трудно, как сравнивать боксеров разных весовых категорий или доказывать преимущества кухонного комбайна перед открывалкой. Каждый из плагинов по-своему пытается решить поставленные задачи и наверняка не будет лишним в хозяйстве. Звуки разные нужны, тем более разным людям, а “хуже” и “лучше” в отношении музыки – во многом субъективные характеристики.

Итак, AmpliTube может быть установлен в версиях DirectX, VST, RTAS во всех системах Windows от 98 до XP. При этом версия DirectX не работает с хостами-программами Soundforge, Wavelab, Logic, но полностью совместима с Cubase SX, Nuendo 2 и Samplitude. Программа после установки на диске занимает до 9 Мб, из них 5 Мб документации в формате PDF, в том числе на японском языке. Для реальной же работы достаточно около 3,5 Мб. AmpliTube существует достаточно давно, поэтому в интернете можно найти много настроек-пресетов помимо стандартных.

Работа организована в трех модулях. Основной Amp-модуль содержит семь типов обработки входного сигнала, четыре типа мощности колонок, девять моделей комбиков и выбор между двумя типами микрофона (динамический и конденсаторный). Во втором Stomp-модуле расположены основные гитарные эффекты: Wah-Wah, Chorus, Delay, Flanger, Overdrive. Третий PostFX-модуль содержит параметрический эквалайзер, стерео-Delay и стереоревербератор.

В конечном итоге мы имеем порядка 1260 комбинаций различных настроек звука для любителей покрутить ручки и около 200 стандартных настроек, уже доступных из меню (из них, правда, чисто гитарных чуть меньше ста, остальные для обработки баса и других эффектов). Качество 32-битной эмуляции, реализованной в AmpliTube, отличается добротностью и особых нареканий не вызывает. Cреди настроек есть и более или менее удачные, но взыскательный профессионал во многих случаях услышит разницу со студийной гитарной записью.

Обидно, что разработчики, будучи пионерами виртуального гитарописания, не продемонстрировали хоть сколько-нибудь существенных отличий новой версии программы от той, что была нам известна и год назад. Исправлены какие-то внутренние ошибки, улучшены алгоритмы, программа меньше виснет, но по-прежнему очень требовательна к ресурсам процессора и памяти. Год в мире программного обеспечения – слишком большой срок, чтобы безболезненно почивать на лаврах. На пятки начинают наступать даже разработчики-любители.

Так, создатель GreenMachineAmp II, житель города Киля, реализовал более скромную, но все же симпатичную виртуальную примочку, выполненную в едином наглядном зеленом интерфейсе. GreenMachineAmp II имеет на своем борту лимитер, эквалайзер, основные гитарные эффекты Tremolo, Wah-Wah, Chorus, Delay, Reverb и много других полезных настроек, фильтров, переключателей для предварительной и последующей обработки гитарного звука, в том числе регулировок атаки сигнала.

Правда, выбор режимов усиления сигнала несколько упрощен до скромного выбора между моделями US Tube и British Tube, а также нескольких типов по мощности и способам обработки, но зато уделено повышенное внимание виртуальной индикации сигнала. GreenMachineAmp II укомплектована 40 пресетами с достаточно интересной музыкальной окраской. Хорошо выполненная, удобная программа. Ничего сверхъестественного, но разработчик-энтузиаст не зря трудился, своего пользователя она найдет. GreenMachineAmp II, как и AmpliTube, работает под операционными системами Windows от 98 до XP и занимает 3,5 Мб на диске, но является исключительно VST-плагином. Содержит небольшой help в формате chm.

Nomad Factory Rock Amp Legends обладает лаконичным, если не сказать аскетичным интерфейсом, за которым скрывается поддержка 18 различных режимов подзвучки, мощный эквалайзер, расширитель стереобазы, компрессор, фильтр шумов, обработки Tremolo, Modulator (объединяет режимы обработок Chorus, Phaser), Delay и 80 различных первоклассных пресетов. На субъективный взгляд автора, уровень моделирования сигнала этим прибором качественно превосходит AmpliTube.

Видимо, программная реализация предусматривает более совершенные алгоритмы обработки звука, приближающего его к естественному звучанию. В результате мы имеем мощный прибор для выполнения достаточно широкого спектра задач. Готовые шаблоны звуков понравятся очень многим гитаристам. Впрочем, возможностей коррекции тоже хватает. VST-версия весит около 6,6 Мб + 1,5 Мб документации в формате PDF, работает в тех же Windows от 98 до XP, к ресурсам процессора не требовательна. Казалось бы, что еще для счастья надо?

Но счастья много не бывает. Лишнее тому доказательство – программа Guitar Rig от Native Instruments. Появления на рынке этого программного продукта ждали долго. Он анонсировался чуть ли не год назад, но выход все время задерживался. Оказывается, не зря. Авторы нашумевших Absynth, Battery, B4 и других известных музыкальных продуктов разродились настоящим тяжелоатлетом. Правда, 160 Мб из 200-мегабайтного дистрибутива составляют образцы музыкальных лупов, а сам плагин весит 14 Мб для VST и столько же для каждой из DirectX- и standalone-версий.

В наличии имеется 25 виртуальных моделей качественных гитарных приборов, которые можно по-разному коммутировать между собой, и возможность записи гитары прямо из программы с поддержкой ASIO без использования хост-программы (при желании с использованием метронома). Таких широких возможностей комбинирования моделей виртуальных комбиков и моделей виртуальных микрофонов мы еще не видели: в AmpliTube можно выбрать только тип микрофона (конденсаторный или динамический), до реализации конкретных моделей дело не дошло.

Помимо этого можно: произвольно изменять положение микрофона (в AmpliTube только 2 положения) относительно центра комбика, а также приближать и отдалять микрофон от него; произвольно изменять размер любой из моделей комбиков, фактически моделируя свою, еще не существующую; выбирать тип используемого инструмента (скажем, акустическая или электрогитара – всего 12 типов), характер звука (теплый, холодный – всего 17 оттенков), стиль обработки (рок, поп – всего 17 типов). Все это легко проделывается через весьма наглядный (включает реалистичные изображения моделей комбиков, микрофонов, виртуальных приборов и дек) и в то же время хорошо продуманный графический интерфейс. Управление осуществляется мышкой.

Добавим, что в программе присутствуют такие полезные мелочи, как индикатор степени загрузки процессора. Процессор, надо сказать, грузится довольно сильно, но значительно меньше, чем в AmpliTube. В одной и той же специальной тестовой рабочей сессии AmpliTube намертво повесил Cubase уже после подключения второй копии, при этом та же сессия Cubase тянула 4 копии Guitar Rig и повисла только при загрузке пятой, причем систему удалось вернуть к жизни без перезагрузки.

Отдельно следует отметить высокое качество шаблонов-пресетов: далеко не в каждой профессиональной студии вам сделают такой звук на живых колонках. Это позволяет с уверенностью рекомендовать Guitar Rig для включения в джентльменский набор софта любой профессиональной студии.