14 лет назад 20 октября 2004 в 3:18 72

В прошлом номере Upgrade Special в разделе, посвященном новинкам программного обеспечения для компьютерной аудиозаписи, мы рассматривали некоторые специализированные утилиты, призванные облегчить запись и обработку звука гитары в домашних условиях. На этот раз пришла пора уделить внимание виртуальным клавишным инструментам.

Музыкальная мода в отношении звучания клавишных инструментов в современной музыке наиболее капризна. За два года морально устаревает практически любой звук. Чем эффектнее тембр, тем быстрее он начинает использоваться чуть ли не всеми исполнителями и, как следствие, быстрее приедается. Но не зря говорят, что новое – это хорошо забытое старое.

Мода имеет тенденцию повторяться, только уже на ином витке. У музыкантов-синтезаторщиков прошлого выбор был не особенно велик, инструменты стоили дорого, а компьютеров еще не было и в помине. Новое время не только принесло новые возможности, но и расширило круг решаемых задач. В наши дни все больше тех, кто борется уже даже не за эффектную броскость самого звука, но скорее за музыкальную целостность и стильность.

А в этом случае чем больше в запасе различных клавишных программ с разнообразными наборами звуков, тем точнее в итоге можно подобрать клавишный подклад или тембр солирующего фортепьянного инструмента относительно музыкального характера композиции, тем вероятнее найти не слишком назойливое, более долговечное звучание.

Если же песня рассчитана на поверхностный кратковременный эффект, то тут тем более приходится гоняться только за свежим софтом, имеющим в своем арсенале очередные звучки-фишки и позволяющим накручивать свои собственные пресеты. Так что независимо от различных мотивов потребителей спрос на новые программы виртуальных клавишных по-прежнему высок.

– Во многих музыкальных форумах весны-лета этого года активно обсуждался KORG Legacy Collection (www.korg.com). В наследство от KORG нам досталось два легендарных аналоговых синтезатора MS-20 и Polysix, любимый многими векторный синтезатор WAVESTATION, а также программный модуль Legacy Cell, не имеющий “живых” аналогов инструмент (программный гибрид настроек упомянутых выше модулей MS-20 и Polysix).

– Монофонический синтезатор MS-20 (прообраз нашего виртуального) известен музыкальной общественности с 1978 года. С этого времени он успел полюбиться многим своим жирным звуком, агрессивными аналоговыми фильтрами и широкими возможностями регулировки звука. Двухосцилляторный потомок почти полностью копирует предка, но при этом обладает современными преимуществами вроде поддержки до 32 голосов полифонии и до 16 унисонных голосов (с функцией detune/spread).

– Polysix появился в 1981 году как шестиголосный полифонический синтезатор., Полнозвучные отличительные стринги и пады этого безусловного хита 80-х часто можно услышать и в наши дни. Программный Polysix обладает теми же многоголосными характеристиками, что и его программный брат MS-20, плюс гибкие настройки модуляций, функция spread для регулировки пространственного распространения эффектов. Все это, включая реорганизованные новыми переключателями возможности интерфейса, делает его синтезатором для производства современной музыки.

– Legacy Cell представляет собой программную реализацию полностью новых комбинаций эффектов MS-20 и Polysix, до этого времени невозможных. Структурно это можно представить, как пять новых комбинаций синтезаторов (MS-20 + Polysix, 2 x MS-20, 2 x Polysix, 1 x MS-20, 1 x Polysix), плюс два инсерт-эффекта и два мастер-эффекта. Таким образом, Legacy Cell можно рассматривать как совершенно отдельный синтезатор. Вы можете свободно определить кривые для velocity, чтобы переключаться между комбинациями синтезаторов и выбирать до 19 различных алгоритмов для инсерт- и мастер-эффектов.

В Legacy Cell имеется секция контроллера, чтобы назначать любой синтезатор или параметр эффекта, предоставляющего вам фактически бесконечные возможности для производства музыки. Маститые проектировщики компании KORG попытались выжать все возможное, чтобы адаптировать звучание классического KORG к требованиям современной музыкальной сцены.

– WAVESTATION, с его системой прогрессивного векторного синтеза (advanced vector synthesis system), комбинирующей сдвиги многочисленных сложных волновых форм, в 1990 году был признан американской прессой “инновацией аппаратных средств года”. Программная реализация WAVESTATION предусматривает все 484 формы волны и 55 эффектов “железного” прародителя с 32 цифровыми генераторами, 32 цифровыми фильтрами, 64 контроллерами фильтра огибающей и 64 LFO (генераторы фильтров низких частот), которые позволяют безукоризненно приблизиться к трехмерности звука WAVESTATION. Программа имеет великое множество готовых пресетов, возможность импорта данных в формат .SYX.

Если говорить субъективно, то серьезной похвалы заслуживает реализация WAVESTATION и качество его пресетов. Пады от этой программы пригодятся не одному музыканту. Модуль Legacy Cell таит в себе много возможностей для любителей глубокой редакции звука, но, к сожалению, он довольно прожорлив в плане ресурсов. Отсутствие первых двух блюд (MS-20 и Polysix) из комплексного меню KORG вполне можно пережить, если только вы не фанат “олдскул”. Впрочем, сильно мешать они тоже не будут.

EVE VSTti Synth от Dash Signature (www.dashsignature.com) рискует стать мегахитом этого года. Он основан на принципиально новом “движке воспроизведения” SAS (Semi Additive Synthesis), способном смешивать различные волновые формы, комбинируя библиотеки сэмплов различных клавишных инструментов, включая электрофортепьяно, органы и другие старинные звуки аналоговых клавишных прошлых лет. Это сочетание мощных аналоговых эффектов прошлого и полифонических технологий будущего. Дело тут не в количестве настроек, а в поразительном качестве звучания.

Чтобы оценить масштаб явления, достаточно привести лишь список ставших живой классикой инструментов, запрограммированных в EVE: Yamaha CP70B (1978 – 1986), Hohner Clavinet D6 (1971 – 1980), Rhodes 73 Mk1 (1970 – 1979), Suitcase 88 Mk1 (1965 – 1981), Wurlitzer EP200 (1955 – 1985), Mellotron M400 (1970 – 1986), KORG PE2000 (1976 – 1979), ARP Solina String Ensemble (1974 – 1981), KORG MkII (1981 – 1983), Hammond B3 (1955 – 1974), KORG CX3 (1980 – 1983), Vox Continental (1961 – 1967) плюс несколько самостоятельных аналоговых волновых форм и полный набор электронных барабанов. И это еще не все.

Существует множество качественных внешних библиотек (к сожалению, в основном платных), интегрируемых в EVE: Alpha Zero Synthesizer, HQS (с сайта производителя) или, скажем, четырехтомный Wusik Famous Keys (входят ARP, Chroma Polaris, Elka, EML, Juno, Roland Modular, Matrix 12, Oscar, Waldorf, Roland Jupiter, D50 and JV80. SY77, Prophet VS, FK1 и FK2, D50, TX81Z, DX7, Wavestation, DW8000, Roland 202, Hammond B3, Casio CZ, Alesis D4, JP6, Mellotron, Micro XT, MiniKorg, Moog Basses, Moog Source, Oberheim, Odyssey, Arp Omni, Polaris Ominous, Pro 52 Saws и другие цифровые формы 80-х) (www.wusik.com). На сегодняшний день EVE можно назвать одним из лидеров в этом классе программ по качеству звука.

Хотелось бы упомянуть еще об одном легендарном органе прошлых лет. Речь пойдет о двух ремейках на Moog Modular и MiniMoog. Оба синтезатора были созданы Бобом Мугом, первый – в 1967-м, второй – в 1971-м. В том же порядке, правда с меньшим интервалом, увидели свет Arturia Moog Modular V (девять генераторов, три фильтра, два низкочастотных генератора LFO, шесть генераторов огибающей, VCA, 3х8 пошаговый секвенсер) и Arturia Minimoog V (стереозвук, 32-голосная полифония, функция soft clipping, просчет с точностью 64 бит, частота вывода звука до 96 кГц, три генератора (пять форм волн), низкочастотный генератор LFO, фильтр (24 дБ/окт), генератор шума, два генератора огибающей типа ADS(R), VCA, микшер, матрица модуляции с шестью различными видами соединений, арпеджио, стереодилэй, трехрежимный хорус, возможность подключения внешнего источника звука и внешнего синтезатора/фильтра).

Фирма Arturia сохранила интерфейс оригинальных синтезаторов, поэтому управление опутанного проводами Modular более неуклюже, нежели у его младшего собрата. К тому же последний имеет в наличии более качественные пресеты (их около 500). В любом случае эта программа – разумная альтернатива “живому moog” за $4000. Между прочим, сам Роберт Муг посчитал ремейк от Anturia лучшей программной реализацией своего детища.

Напоследок хотелось бы отметить несколько встроенных клавишных плагинов, по умолчанию появившихся при переходе от версии Cubase SX 2.0.2 к версии Cubase SX 2.2.0.
– Monologue – монофонический аналоговый синтезатор, основанный на физическом моделировании и предлагающий насыщенные, богатые и красочные звуки без загрузки на ваших компьютерах CPU. Используется для баса и лида.

– Tonic – аналоговый фильтр моделирования: универсальный аналоговый фильтр на базе монофонического фильтра Monologue, добавляет мощные функции модуляции и не грузит CPU.

– Embracer – синтезатор полифонических падов, штука поинтереснее Monologue и Tonic. Прост, но функционален. Наиболее важная особенность – управление пространственным surround-эффектом (один переключатель от стерео к surround и для контроля ширины распространения пада от моно к стерео и 360-градусному surround). Пристальный взор контроллера eye-controller помогает вам представить, как звук будет смешан с эффектом и помещен в микс.