15 лет назад 26 января 2005 в 17:52 226

В природе встречаются два вида звуковых карт. Первые ориентированы на широкую публику, которая любит, чтобы звук был “пять один”, чтобы был EAX и чтобы были доступны эффекты. Ну, знаете, “эффекты”. Покупатели другого типа знают, что даже две хороших колонки стоят немалых денег, и потому предпочитают хорошую стереопару пластмассовому кинотеатру. Собственно, людям этого типа и будут интересны звуковые карты, которые мы назвали “Продуктами года”.

ЛУЧШАЯ ПОЛУПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ESI Juli@
Эта карта стоит относительно недорого, но при этом обеспечивает отменное качество сигнала. В сети даже существует мнение, что эта карта при своей очень скромной цене (около $180) по качеству сигнала почти не уступает Lynx Two – очень серьезной двухканальной профессиональной карте стоимостью около тысячи долларов. Но важно не это, а то, что между килобаксовой Lynx Two и бюджетными стереофоническими картами типа M-Audio Audiophile или Echo MIA до появления этой карты была пустота – более дорогие решения отличаются от карт базового уровня только количеством входов и выходов, которые любителям музыки и музыкантам-самопальщикам даром не нужны. Так что ее появление пришлось как нельзя кстати: если ее уровень и не дотягивает до самых дорогих аудиокарт, то, по крайней мере, сопоставим с уровнем устройств следующей ценовой категории.

Чем именно отличается качество звука? В первую очередь, очень невысоким уровнем шумов. По этому параметру карта приближается к популярной профессиональной карте RME HDSP с внешним блоком Multiface (среди “средних” профессиональных карт Hammerfull DSP – одна из лучших, хотя стоит она почти столько же, сколько стоят топовые звуковые карты). Видимо, этим обусловлены две особенности звучания карты – отличная прорисовка мельчайших деталей записей и превосходная динамика. А от этого в первую очередь зависит выразительность звучания инструментов. Часто бывает так, что эти мелкие детали “стираются” по вине аппаратуры, и тогда композиция теряет свою привлекательность. Остаются только ноты, эмоции уходят. Нарастание сигнала карта тоже передает достаточно точно, благодаря чему хорошо различимы тонкие градации между плавными и резкими звуками, и звучание инструментов получается очень ярким, живым.

Другая особенность Juli@ – отличная ситуация с гармоническими искажениями: на графиках измерений заметна только вторая гармоника, все остальные не выходят за уровень шумов. Уровень второй гармоники очень невелик, потому характерной тембральной окраски не наблюдается. Передача тембров инструментов чрезвычайно правильная – впрочем, это не такая уж редкость для хорошей профессиональной карты. Но тем не менее, бывает и по-другому.

Качество входов и прилагающихся к ним трактов у Juli@ нисколько не хуже, что для бюджетной карты опять же редкость. При наличии прямых рук и умения обращаться с программным обеспечением карта позволит без проблем оцифровать старые записи. Препятствий для записи с помощью этой карты инструментов или вокала также нет.

И еще о двух приятностях. Первая: карта оснащена коннекторами двух различных типов, RCA и TRS (Jack), что позволяет использовать ее с разными аппаратами, не прибегая к помощи переходников. Чтобы добиться этого и разместить на карте стандартных размеров восемь крупногабаритных гнезд, наряду с цифровыми оптическими и MIDI-разъемами, разработчики исполнили финт ушами и разделили карту на две отдельных части, которые соединяются между собой через специальные разъемы. В зависимости от того, с какой стороны подключена меньшая часть платы, активны либо бытовые коннекторы-тюльпаны, которые находятся с одной стороны звуковой карты, либо коннекторы TRS. Не знаю, кому как, а мне бы доставило удовольствие сознание того, что в моем PC установлена не только качественная, но и оригинальная карта.

Приятность номер два – фирменная функция, которой снабжены многие звуковые карты Audiotrak и ESI, под названием DirectWire. По идее, она предназначена для музыкантов и должна облегчать коммутацию между различными программами для работы со звуком, но ее возможности могут найти применение у всех, кого достали всевозможные защиты авторских прав от людей, вполне легально купивших диски. Если игра, за которую вы заплатили свои кровные, не позволяет вам выдрать саундтрек, чтобы послушать его в плейере, вы можете соединить нужные логические входы-выходы между собой виртуальным шнуром и сделать запись нужного трека, минуя цифро-аналоговые и аналого-цифровые преобразования, то есть не теряя в качестве записи композиции.

Наконец, о минусах. За несколько месяцев эксплуатации карты мне удалось обнаружить всего один недостаток. Хотя он в большей или меньшей степени характерен для всех бюджетных звуковых карт и потому нисколько не умаляет достоинств Juli@, его обязательно нужно иметь в виду. Juli@ очень восприимчива к различным наводкам. И поскольку за исключением этого минуса качество тракта очень высокое, на графиках измерений этой карты можно обнаружить все паразитные составляющие, которые вносят в сигнал различные элементы PC.

На практике это выражается в том, что в одних компьютерах динамический диапазон ESI Juli@ составляет 106 дБ, на других – 99 дБ. (Эти цифры взяты из результатов измерений в 24-битном режиме. На практике он почти не используется, но для иллюстрации восприимчивости карты к наводкам он подходит как нельзя лучше.) Как видим, тлетворное влияние различных внутрикомпьютерных излучателей помех может здорово подпортить на редкость высокое качество сигнала Juli@.

Что по этому поводу можно предпринять? Если вы собираете новую машину и хотите поставить в нее качественную двухканальную карту, примите во внимание и наводки. Полной информации по этому поводу сейчас найти нельзя, нет ее и у нас – мы проводим работу по сбору материала на эту тему. Пока же можем сказать только одно: неплохо показали себя недорогие модели корпусов Inwin. Также имейте в виду, что покупка дорогого корпуса с мощным БП избавит вас от проблем – многие решения высокого класса дают довольно много наводок.

Что касается материнских плат, то здесь рекомендация будет такая же, как и для тех, у кого компьютер уже есть – озадачьтесь коротким шнуром и тестом RMAA (audio.rightmark.org), и если результаты теста noise level окажутся низкими (на графике над прямой шумов появятся следы посторонних примесей, вроде единичных пиков или “волн” шумов), поэкспериментируйте с различными комплектующими и интегрированными в материнскую плату устройствами. Отключайте ненужные интегрированные устройства, перемещайте устройства с интерфейсом PCI по разным слотам, как и саму карту, и мониторьте изменения на соответствующем графике. Скорее всего, проблему удастся решить.

ЛУЧШАЯ МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ
Terratec Aureon 7.1 Universe

В свое время немецкая компания Terratec уже выпускала мультимедийную карту очень высокого класса, которая носила название Terratec 6Fire, но в последовавшей за ней линейке карт Aureon (которая вышла почти два года назад) не было ни одной модели, которая могла бы стать достойной заменой устаревающему лидеру. И вот спустя полтора года к неплохим, но не выдающимся мультимедийным картам Sky, Space и Fun, присоединилась достойная флагманская карта – Universe. На наш взгляд, эта карта – лучшая из всех мультимедийных звуковых карт, которые когда-либо видели свет.

Такую высокую оценку мы даем ей в первую очередь за очень хорошее качество звука. До появления Universe планку первенства держала карта M-Audio Revolution 7.1, которая несколько превосходила по качеству звучания Audigy2 (у карт Creative гораздо более высокий уровень нелинейных искажений. Конечно, их не настолько много, чтобы резать слух, но звучание Audigy2 имеет излишне агрессивную окраску). Тем не менее можно было говорить о том, что Revolution и Audigy2 – карты примерно одного уровня.

Universe же значительно превосходит обе эти модели, тут даже прислушиваться не нужно. Различия заметны сразу, практически на любой хорошей акустике, включая качественные, но недорогие мультимедийные стереосистемы не дороже ста долларов (таких колонок сейчас не так уж мало). Эта карта гораздо ближе к хорошим профессиональным картам базового уровня, чем к мультимедиа. От лучших карт прошлого года Universe отличается примерно тем же, чем отличается Juli@ от своих конкурентов-одноклассников – лучшей динамикой. Звучание кажется не только более энергичным и выразительным, но и более прозрачным, ярким – вероятно, имеет место лучшая передача импульса. На словах вроде отличий получается вроде бы не много, но на практике они очень и очень весомы.
В принципе, уже этого было бы достаточно для того, чтобы многие высоко оценили новую карту.

До ее появления люди, которые хотели найти многоканальное решение с высоким качеством звука, хотя бы и без всяких EAX, очень скоро обнаруживали, что вариантов у них очень немного, точнее – почти нет: кроме звуковых карт линейки Waveterminal 192 производства компании ESI, ничего подходящего не было. Цена решения вопроса была от двухсот до трехсот долларов в зависимости от модели карты – не слишком щадящая сумма. Если же в дополнение к качественному воспроизведению звуковых дорожек фильмов непременно хотелось получить качественную звуковую картину в играх, требовалось разориться еще на несколько десятков долларов, чтобы установить себе Audigy – отсутствие поддержки игровых потоков картой может приводить к тому, что часть звуковой информации будет просто “выпадать”.

Aureon 7.1 Universe почти не уступает Waveterminal и при этом поддерживает открытые версии EAX. Этого вполне достаточно для того, чтобы обеспечить воспроизведение всех звуковых потоков, и наложить на них большую часть эффектов. Что касается закрытой, продвинутой версии стандарта (Advanced HD), то она отличается от более ранней версии шестью дополнительными эффектами, которые хотя и способствуют украшению звуковой картины в игре, но не играют такой серьезной роли, как базовые эффекты. А что более значимо – новые реверберационные навороты или качество воспроизведения звуков, большой вопрос. Лично нам звуковое оформление игр в исполнении этой карты нравится больше, чем в исполнении Audigy2, с фирменными драйверами и соответственно с поддержкой EAX Advanced HD (использование альтернативного драйвера kX с Audigy2 приводит к улучшению звучания, но лишает пользователя поддержки эффектов EAX).

Дополнительным бонусом к этим двум достоинствам карты можно считать внешний блок, предназначенный для установки в пятидюймовый отсек. Мы не можем приравнять его к главным достоинствам, несмотря на то что, по-видимому, именно его разработчики Universe считают главным достоинством карты (вероятно, внешняя панель должна сделать карту интересной для музыкантов-любителей). По идее, вынесенная в отдельный корпус аналоговая часть должна обладать более высоким качеством сигнала, чем та, что смонтирована на плате, воткнутой в разъем PCI. Однако на практике нередко случается, что ожидаемого результата нет и качество сигнала на выходах примерно одинаковое. Terratec Aureon 7.1 Universe – не исключение: качество воспроизведения звука через тракт внешней панели не лучше, чем через основной.

Качество записи через “внешние” входы получается неплохим, но не более того (примерно таким же, как у “верхних” моделей Audigy2 с внешними блоками, и как у предшественницы Universe – Terratec DMX 6Fire). Тягаться с хорошими бюджетными картами, ориентированными на меломанов и музыкантов-любителей, Aureon 7.1 Universe не сможет. Так что внешняя панель интересна главным образом улучшенным “юзабилити”. Она будет удобна для подключения наушников и гарнитур: не придется путешествовать пешком под стол, чтобы воткнуть штекеры в гнезда звуковой карты, да и регуляторы уровня сигнала всегда будут под рукой. Для записи звука она подойдет только тем, кто изначально не предъявляет высоких требований к качеству входного тракта – если же для вас этот параметр важен, лучше обратить свое внимание на “полупрофессиональные” карты.

Наконец, о минусах. По большому счету, их нет. С некоторой натяжкой можно назвать недостатком отсутствие в драйверах карты эффектов для калибровки акустических систем. Еще некоторое время назад это действительно было важно, однако последние версии программных проигрывателей WinDVD и PowerDVD оснащены собственным инструментарием для калибровки многоканальной акустики. Так что на этот недостаток можно закрыть глаза.

Взвешивая достоинства и посредственные особенности этой карты, мы не могли не признать ее чрезвычайно удачной. Производителям наконец удалось выпустить звуковую карту, которую можно было бы подключить к хорошей акустике или наушникам и получить по-настоящему высокое качество звука и при прослушивании музыки, и при просмотре фильмов, и при погружении в игровую реальность. Поэтому мы награждаем Terratec Aureon 7.1 Universe почетным титулом лучшей мультимедийной карты года, поскольку номинации “Лучшая мультимедийная звуковая карта всех времен” не предусмотрено идеей нашего спецвыпуска.