11 лет назад 10 сентября 2007 в 0:00 68

автор: Cергей Трошин

В отличие от рулей, геймпадов и прочих игровых манипуляторов джойстики – устройства универсальные. Их вполне можно использовать не только в авиасимуляторах, но и во всевозможных аркадах, автогонках, спортивных играх. Одними из лучших (если не лучшими) по праву считаются джойстики компании Logitech.

Logitech force 3d pro

Этот джойстик – самый крутой. У него есть все, что только можно придумать: 12 кнопок, переключатель видов Hat Switch, Force Feedback (FF), мини-ручка газа для игры в авиасимуляторы, а сам стик (то есть ручка джойстика) вращается вокруг своей вертикальной оси, что очень удобно в авиасимуляторах – на это движение так и хочется назначить контроль руля направления. Эта функция называется Twist Handle, и до ее появления управлять рулем направления (если не было педалей) обычно приходилось с клавиатуры, что было довольно гнусно.

Сам джойстик очень устойчив, сделан качественно, из хорошего пластика. Тестовый режим FF (моторы запитываются от отдельного адаптера питания) поражает разнообразием и точностью имитации эффектов отдачи. Это лучшая реализация обратной связи в джойстиках. Движение стика по квадрату – это тоже очень хорошо. В результате при управлении не остается мертвых зон в углах, как это бывает, если движения стика ограничены круговой траекторией. В общем, все было бы просто здорово, но, к сожалению, чувствительность показалась мне несколько завышенной – в NFS никак не удавалось держать машину прямо, а FF только усугублял ситуацию. Так что этот режим не для автогонок. Вот в шутерах или авиасимуляторах это должно сработать. Ощущать отдачу при каждом выстреле – это приятно. Пожалуй, проблема в том, что у джойстика практически нет мертвой зоны – микроскопическое его отклонение от вертикали вызывает довольно заметный поворот колес машины. Конечно, можно настроить моторы FF на автоматическое центрирование стика, но это не сильно улучшает ситуацию – все равно тактильно центр почти не ощущается. Точно так же абсолютно не чувствуется центральное (нейтральное) положение регулятора газа.

Logitech Extreme 3d pro

А вот взяв в руки более простую модель – Extreme 3D Pro, который отличается от предыдущего джойстика, похоже, только отсутствием обратной связи и некоторыми элементами внешнего оформления, сразу понимаешь, чего же так не хватало Force 3D Pro в автосимуляторах – хороших центрирующих пружин. В Extreme 3D Pro стик всегда возвращается строго в центр благодаря пружинам, сила которых подобрана практически идеально – и рука не устает, и всегда чувствуешь нейтральное положение стика. Отпустил стик – машина движется строго прямолинейно. В результате сразу появляется другой уровень контроля в NFS – машину больше не бросает из стороны в сторону. Серводвигатели в Force 3D Pro при включении режима центрирования справлялись с этой задачей плохо. С силой самой обычной пружины им не тягаться. Так что если для вас наличие FF не является критичным условием (а отдача на самом деле быстро надоедает и, скорее, мешает в большинстве игр), то Extreme 3D Pro – идеальный и наиболее универсальный вариант. Здесь абсолютно тот же набор кнопок, функция Twist Handle (вращение стика вокруг вертикальной оси), хороший вес и устойчивость, эргономичный упор для руки – кисть не устанет, поскольку лежит на ручке стика. Обратите внимание: кисть взрослого человека – для ребенка агрегат все же будет великоват. Разве что регулятор газа опять-таки не имеет тактильно выраженного центрального положения.

Logitech Attack 3

С виду это бюджетный вариант. Никаких особых наворотов, всего лишь 11 кнопок и колесико управления газом. Но главное его достоинство – абсолютная симметричность, благодаря чему он становится незаменим для левшей. Вернее, он одинаково эргономичен как в правой, так и в левой руке. Правда, эта симметричность оказывается палкой о двух концах – те кнопки, которые расположены справа от стика, правша оперативно нажать уже не сможет. Так же, как и левша – те, что слева. Они ведь оказываются как раз под рукой, лежащей на стике. В результате получаем три бездействующие кнопки, и общее их число можно сразу сократить до восьми. Если учесть довольно странное отсутствие такой полезной вещи, как Hat Switch (Twist Handle тоже нет), то функционально джойстик явно проигрывает двум первым.

Сделана эта модель попроще двух предыдущих, при тряске что-то внутри не очень приятно гремит, а основание несколько меньше, чем у вышеописанных агрегатов, поэтому устойчивость при резких рывках похуже. Впрочем, все это становится вторичным в играх – у джойстика хорошая центрирующая пружина и вполн достойная разрешающая способность, что позволяет достаточно точно управлять и машиной в автогонках, и штурмовиком в авиасимуляторах. Стик, как и у предыдущих двух джойстиков, движется по квадрату, так что мертвых зон и здесь не будет. В общем, для левшей это оптимальный вариант.