13 лет назад 3 августа 2005 в 21:38 52

При реальной многоканальной записи с использованием профессионального звукорежиссерского пульта существует возможность запоминать положения и изменения регуляторов громкости, панорамы и других эффектов с последующим автоматическим воспроизведением этих параметров. Возможность эта, реализованная аппаратно, позволяет звукорежиссеру в одночасье стать подобием многорукого Шивы и микшировать десятки треков в автоматическом режиме.

Без подобных возможностей современные программные аудиоредакторы не были бы актуальны. Компьютерная автоматизация, таким образом, напрашивается сама собой, так как позволяет удобно отображать записываемые изменения. Графические отображения изменений регуляторов называются огибающими автоматизации. Cubаse SX позволяет удобно записывать, редактировать и воспроизводить подобные действия.

АВТОМАТИЗАЦИЯ С ПОЛЩЕЛЧКА
Если щелкнуть на значке “+” в левом нижнем углу любого аудиотрека, то появится отображение подтрека. Выбрав мышью инструмент Draw (иконка с карандашом) и проведя по открывшемуся подтреку, получим свою первую огибающую автоматизации. Проще этого вряд ли можно что-то придумать. Теперь эта дорожка будет воспроизводиться согласно нашей кривой. По умолчанию это будет огибающая громкости, но можно прочертить подобную линию для панорамы. (Для удобства разработчики присвоили огибающим громкости и панорамы синий и зеленый цвета соответственно.) Число подтреков этим не ограничивается.

При необходимости можно автоматизировать и любые другие параметры из предложенного ниспадающего списка в поле подтрека и добавлять, если требуется, новые подтреки с параметрами автоматизации. В этом же списке можно выбрать Remove Parameter (удалить данные автоматизации) или же Remove Unused Parameters (скрыть все подтреки без автоматизации). Нажатие/отжатие кнопки с буквой “R” (Read Enable) как на самом треке, так и на подтреках приводит к включению или отключению автоматизации на треке или подтреке. Там же расположена кнопка “Mute Automation”, которая работает аналогично кнопке Mute, только действует на мьютирование и размьютирование автоматизации, а не трека.

ПАРАМЕТР УРОВНЯ АВТОМАТИЗАЦИИ В ОСНОВНЫХ НАСТРОЙКАХ
Существенным моментом при работе со звуком может оказаться спрятанный в основных настройках ползунок Automation Reduction Level (главное меню программы File > Preferences > Editing). Регулировка этого параметра обеспечивает большую или меньшую гладкость для огибающих (речь идет о том, будут ли они более ломаные с большим количеством узлов или наоборот).

ФОРМЫ ОГИБАЮЩИХ
Интересной возможностью при работе с автоматизацией является выбор формы из панели инструментов (правее кнопки Draw). Так, можно выбрать синусоиду (Sine) для автоматизации панорамы. Тогда при включенных параметрах Snap и Use Quantize для 1/8 мы получим синусоиду, построенную согласно нашему ритму относительно восьмых такта. Если мы установим Use Quantize для ?, то относительно четвертых такта и т. д. На слух это будет восприниматься как панорамный стереоэффект, согласованный с темпом; звук будет гулять из одного канала в другой в соответствии с выбранным нами ритмом.

Не все знают о такой возможности, как копирование фрагмента трека с сохранением параметров автоматизации. Для этого достаточно просто установить галочку напротив параметра Automation follows Events из пункта Edit главного меню. После этого скопированный фрагмент унаследует свойства автоматизации своего родителя.

АВТОМАТИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЛАГИНОВ
Один из самых приятных моментов, связанных с автоматизацией в Cubase, это возможность осуществлять ее не только по отношению к заданным по умолчанию параметрам (громкость, панорама), но и к управлению эффектами любых подключенных плагинов. Делается это путем следующих нехитрых манипуляций. Нажимаем на кнопку “e” (Edit Audio Channel Settings) в окне трека, выбираем режим Normal в появившемся окне редактирования, подключаем стандартным образом плагин выбором из списка. Щелкнув правой клавишей мыши по окну плагина, выставляем его в режим Always on Top.

На панели инструментов основного окна проекта (справа от символа ломаной кривой) расположен список режимов автоматизации. Выберем Touch Fader. Теперь запустим запись автоматизации нажатием кнопок-атрибутов “R” (Read Enable) и “W” (Write Enable) в окне плагина. В ходе воспроизведения выбранного трека можно как угодно двигать ручки с параметрами плагина. Ваши действия будут записаны. После выхода из режима записи (отожмите кнопку “W”) при следующем воспроизведении компьютер в точности повторит сделанные вами перемещения регуляторов. Не забудьте только выбрать ваш плагин в подтреке автоматизации – теперь он появится в списке параметров наряду с панорамой и громкостью.

Возможные режимы записи автоматизации
– Touch Fader – запись автоматизации стартует непосредственно в тот момент, когда вы начинаете перемещать ручку регулятора плагина (мышью, естественно), и прекращается после того, как вы отпустите ручку и оставите регулятор в покое.
– Autolatch – запись автоматизации стартует в тот момент, когда вы начинаете перемещать ручку регулятора плагина, и прекращается только после отжатия кнопки трека “W” (Write Enable).
– X-Over – запись автоматизации стартует непосредственно в тот момент, когда вы начинаете перемещать ручку регулятора плагина, и прекращается после того, как записываемая огибающая встретится с существующей огибающей автоматизации этого же параметра. Этот режим полезен, когда нужно подредактировать уже записанные огибающие, чтобы избежать резких скачков.

Начиная со второй версии в Cubase были добавлены еще два режима записи автоматизации: деструктивный режим Overwrite и Trim, применяющийся только для автоматизации параметра громкости.

Заметим, что описывать вышеуказанные операции гораздо сложнее, чем осуществлять. В эпоху, когда файлы помощи Readme будут вытеснены файлами просмотра Watchme, возможно, удастся в большей степени автоматизировать процесс обучения и познания.