14 лет назад 30 мая 2005 в 17:48 90

В нашем новом цикле статей, посвященных работе со звуком, вы не найдете фантастических рецептов создания шедевра звукозаписи за пять минут или похудения на 20 кг за три дня. Не заменят они и серьезный учебник. Зато, возможно, сэкономят время и усилия на поиск простых готовых решений при работе со звуком в некоторых популярных программных приложениях.

Одним из безусловных лидеров среди приложений такого рода является Cubase SX. Оговоримся, что многие приемы для Cubase SX автоматически подходят и для работы с Nuendo, так как оба аудиосеквенсера принадлежат перу компании Steinberg.

Как перемещать фрагменты фонограмм с трека на трек, сохраняя ту же позицию относительно начала фонограммы?
Вопрос сформулирован неуклюже, но более изящную и вместе с тем точную формулировку подобрать довольно трудно. Поясним его актуальность на конкретном примере. Допустим, вы собираете одну дорожку из разных дублей, например, вокала. Ясно, что если вы перемещаете кусочек голосовой дорожки из второго куплета на чистовой трек, то вам нужно, чтобы он попал точно под фонограмму второго куплета.

Иными словами, перемещая кусочки фонограмм по вертикали (с трека на трек), вы хотите сохранять ту же горизонтальную позицию (точный отступ от начала песни). Если выполнять перемещения при помощи мыши, удерживая клавишу Ctrl в нажатом положении, то нежелательного горизонтального смещения не произойдет, и вы получите именно то, что хотели – ваш фрагмент попадет на новый трек так же ритмически точно, как и был записан. Если вы до сих пор делали это как-то по-другому, то этот совет сбережет вам не один десяток секунд, кликов и нажатий клавиатуры в повседневной работе, а также пару сотен нервных клеток, которые, к сожалению, апгрейду не подлежат.

Что такое функция Crossfade?
Удивительно, но встречаются пользователи, которые не знают о существовании этой полезной функции микширования двух аудиофрагментов на одном треке. Необходимость ее использования возникает, когда нужно заставить звучать одновременно два перехлестывающихся участка фонограммы: первый звучит на затухание (Fade out), а второй плавно набирает громкость (Fade In). В этом случае нет необходимости в размещении этих кусочков на разных треках.

Достаточно расположить участки фонограммы “внахлест”, выбрать Audio > Crossfade из главного или контекстного меню, и мы получим два смикшированных участка фонограммы на одном треке. Двойной щелчок мыши по области пересечения приведет нас к настройкам параметров микширования, где можно задать амплитудные формы огибающих для каждого из участков. Примечательно, что непосредственно в самом окне проекта можно изменять мышкой границы области Crossfade и легко подобрать нужное звучание.

Что делать, если погиб файл проекта или повреждены имена аудиофайлов?
О плохом не хочется думать, но иногда полезно быть готовым к худшему, чтобы встретить беду во всеоружии и знать, как в этом случае поступить. Приведем реальный случай из личной практики. В одной студии мне сбросили промежуточный результат работы в виде сессии со всеми, в том числе и подвергавшимися редакции, аудиофайлами. Сессия была нарезана на CD. Но, как оказалось, в программе WinOnCD (альтернатива Nero) была отключена поддержка длинных имен файлов.

В результате имена всех аудиофайлов превратились в восьмисимвольные DOSовские спагетти с тильдой на конце. Как вам ситуация? Есть файл проекта, который при открытии не может найти свои аудиофайлы. Есть аудиофайлы, которые сами по себе не открываются, да еще и названы так, что не ясно, каким партиям инструментов они соответствуют. Есть сроки сдачи работы, которые поджимают настолько, что нет времени возвращаться в студию и перенарезать диск. Следующая последовательность действий реально спасла ситуацию.

Итак, чтобы решить подобную проблему, нужно:
– создать новый проект;
– в этом проекте создать аудиотрек (первоначально пустой, просто нажать клавишу “A”);
– войти из главного меню в Project > Pool;
– в открывшемся окне кликнуть по папке Audio, а затем выбрать Import из шапки окна (откроется стандартное окно Explorer для выбора пути к аудиофайлам; после выбора всех необходимых для восстанавливаемого проекта аудиофайлов мы должны увидеть их список в каталоге Audio окна Pool);
– выделить весь список мышью и вызвать правой клавишей контекстное меню Insert Into Project > At Origin;
– на вопрос “Insert objects on the track or insert each on different track?” ответить “Differrent tracks”.

В идеале вы восстановите свой исходный проект. При этом выбор опции At Origin должен привести к тому, что каждый аудиофрагмент будет начинаться с того места, где он находился в оригинальной сессии. Следует обратить внимание на второй пункт наших плясок с бубном (создание пустого аудиотрека). Если пропустить этот нюанс, то ваша версия Cubase SX может не задать вам последний вопрос о размещении объектов на разных треках, и все импортируемые файлы попадут на один трек.

Как видите, при решении проблемы мы игнорировали само существование файла проекта Cubase SX с расширением CPR. Это свидетельствует в пользу применения этого алгоритма не только в ситуации с поврежденными именами аудиофайлов, но и в случае отсутствия или повреждения самого файла проекта.

Как безопасно уменьшить объем, занимаемый файлами проекта на жестком диске?
Вопрос, набивший пользователям не одну шишку. В ходе работы над проектом на жестком диске наряду с полезной информацией сохраняются все черновые дубли, устаревшие варианты редакций и прочий ненужный хлам. Как от него избавиться, не удалив ничего жизненно важного? Решать этот вопрос в Cubase SX можно по-разному.

Во-первых, используя Remove Unused Media из контекстного меню Pool окна. Выбрав в качестве варианта удаления Trash, вы отправите весь хлам в корзину пула, которую, в свою очередь, можно очистить контекстной командой Empty Trash. Вариант очистки Erase освободит физическое пространство на диске за счет уничтожения ненужной информации. Этот метод хорош, если вы не используете одни и те же аудиофайлы в разных проектах или в разных версиях проекта. В противном случае он вряд ли покажется вам безопасным.

Более надежным и эффективным представляется использование варианта запуска из главного меню File > Save Project To New Folder. Этот вариант требует больше времени и наличия достаточного количества свободного места на диске. Зато сессия займет действительно минимальный объем, если помимо параметров Remove Unused Media активизировать Minimize Audio Files (минимизировать аудиофайлы) и Freeze Edits (оставить только последний вариант редакции). После завершения процедуры копирования (это важно!) не редактируйте ничего в вашей сессии (в этом случае будет меняться ее новый вариант) и не удаляйте никакие файлы внешними программами или средствами Windows до выхода из Cubase.

Вообще, всегда придерживайтесь следующих простых правил грамотного стиля работы:
– не удаляйте, не копируйте, не дефрагментируйте ничего во время работы Cubase;
– не запускайте никаких других программ, которые что-то пишут на диск, во время работы Cubase, особенно это касается всяких планировщиков дефрагментации жесткого диска по расписанию и прочих потенциально опасных средств;
– не увлекайтесь созданием большого количества промежуточных версий одного и того же проекта с использованием общих файлов, снабжайте версии комментариями Project > Notepad;
– после сохранения проекта в другом каталоге сразу же выходите из Cubase;
– используйте метод сохранения проекта в другом каталоге для создания финальной версии, обязательно делайте архивную копию финальной версии на CD-R;
– если в ходе работы вы пользовались файлами из других источников или что-то переносили, проверьте в пуле финальной версии отсутствие ссылок на временные каталоги или сменные носители информации, прежде чем что-то удалять с жесткого диска.