14 лет назад 1 июня 2005 в 2:10 94

Практически любая работа в аудиоредакторе построена на использовании музыкальных фраз (лупов). Современные редакторы звука дают пользователям мощные и одновременно простые в управлении средства манипуляции аудиофрагментами, с которыми нужно лишь уметь обращаться.

Многие из следующих примеров касаются работы не только в Cubase SX, но и в других программах. Любая удобная фишка, появляющаяся в одной системе аудиоредактирования, тут же перенимается конкурентами, улучшается или дорабатывается, затем заимствуется повторно и так до бесконечности. Cubase SX является своего рода законодателем мод в сфере реализации всяких неведомых ранее удобств.

Основная концепция Cubase SX состоит в том, чтобы строить работу с аудио и MIDI на одних и тех же принципах и достигнуть в итоге такой же легкости управления аудиосообщениями, как и в случае с MIDI, ликвидировав тем самым различия в редактировании.

Пересчет темпа с помощью одного движения мышкой при использовании Object Selection модификации Sizing Applies Time Stretch. Это один из наиболее часто применяемых приемов при работе с лупами в Cubase SX. Данная задача возникает, когда, скажем, темп вашей песни 120 ударов в минуту, а ритмический рисунок, который вы хотите использовать, отличается на несколько единиц.

Активизируйте данный режим на верхней панели (вместо кнопочки с указателем мыши появится стрелочка-указатель с часами). Теперь хватайте пересчитываемый луп за хвост и тащите до требуемой тактовой черты. Если у вас не получилось, проверьте, выставлена ли функция Snap (кнопка с изображением сетки) в режим Events. Обратите внимание на то, чтобы луп изначально был выставлен по сетке и ровно обрезан, а также используйте нужный вам алгоритм пересчета Audio-Time Stretch Tool в Preferences. Кстати, бывает, что в зависимости от музыкальной фразы лучше других работает совсем не тот алгоритм, на который вы рассчитывали. Проверьте работу каждого из алгоритмов на маленьком фрагменте и выберите лучший.

Темпонезависимый луп. Следующий пример иллюстрирует более сложный прием, связанный как раз с попыткой работать с аудиофайлами, как с MIDI. Одним из преимуществ MIDI является темпонезависимость. Изменение темпа не приводит к необходимости перезабивать MIDI-сообщение, оно автоматически остается привязанным к сетке нового темпа. Для того чтобы реализовать нечто подобное для аудиофайлов, используется та же идея привязки к сетке темпа, что и для MIDI, только аудиофайл перед этим необходимо разрезать в местах пиковых значений громкости на фрагменты (слайсы).

Сделать разбиение можно, конечно же, и самостоятельно (как деды делали), используя инструмент “ножницы” (Split), но Cubase предлагает и более интересную возможность – режим Hitpoint Mode (нужно дважды щелкнуть по аудиофрагменту, чтобы попасть в Sample Editor и выбрать режим Hitpoint нажатием соответствующей кнопки на панели). После завершения процесса сканирования можно подстроить чувствительность алгоритма обнаружения пиков регулятором Hitpoint Sensitivity. Если пики вашего лупа практически совпадают с сеткой темпа, можете привязаться прямо к ней, используя ниспадающий список Use.

В поле Bars должно быть указано количество тактов, равное длине лупа. Вызов из контекстного меню Advanced/Create Audio Slices или Advanced/Divide Audio Events довершает процесс пиконарезания. Если теперь параметр аудиотрека Timebase (кнопка с нотой в окне Inspector аудиотрека) выставлен как Musical, то слайсы будут автоматически сдвигаться или раздвигаться в зависимости от изменения темпа. На практике чаще всего темпонезависимым нужно делать ритмический кусок партий барабанов или баса.

Вполне вероятно, что эксперименты в режиме Hitpoint позволят вам сэкономить время на поиск нужного по темпу лупа барабанов или избежать потери качества исходного звука при пересчете темпа. Кстати сказать, существуют и сторонние программы для создания темпонезависимых лупов (например, ReCycle). Принципы их работы и интерфейс очень близки к тому, что мы видим в Cubase.

Латаем дыры. Реализация описанного выше подхода к созданию темпонезависимых аудиофрагментов может привести к побочным эффектам, сильно ощутимым на слух. Так, если темп проекта меньше исходного темпа лупа, то между аудиослайсами будут слышны неестественные паузы. Эти дыры надо чем-то затыкать. Тут на помощь приходит команда Audio/Advanced/Close Gaps из главного меню или Advanced/Close Gaps из контекстного меню (если щелкнуть мышкой на музыкальном фрагменте, предшествующем заполняемой паузе).

После этого запустится довольно сложный алгоритм – будет сгенерирована недостающая форма волны для заполнения паузы (в общем-то, это подвид растяжения левого аудиофрагмента). Заметная медлительность программы в данном случае простительна. Результат того стоит. От нежелательных пауз удается практически полностью избавиться. Надо сказать, что этот метод залатывания дыр можно с успехом применять и в других случаях, когда встречается подобная проблема.

Например, во время исполнения сложной партии была случайно сыграна лишняя нота, а после ее удаления осталась пауза. В некоторых случаях этот способ можно применять и при реставрации старинной фонограммы для вырезания некоторых артефактов звучания. Жизнь сама может подсказать вам другие варианты применения этой мощной возможности. Главное, что вы о ней уже знаете.

Примечание: Указанные команды работают практически с самых первых версий Cubase SX, возможны лишь различия в способе вызова этих команд. Так, в зависимости от вашей версии вызов функций может осуществляться не из меню Advanced, а из Audio.