12 лет назад 17 июля 2006 в 1:41 66

Рано или поздно всякий, даже самый наивный обладатель струйного принтера понимает, что деньги, потраченные им на покупку устройства, – ничто по сравнению с расходами на картриджи и бумагу (конечно, при условии, что на принтере активно печатают). И тогда желание воспользоваться “неродными” расходными материалами возникает совершенно непроизвольно. И действительно – почему бы нет? Что нам мешает?

Мешают несколько вещей. Во-первых, всякий уважающий себя производитель струйных принтеров считает своим долгом при всяком удобном случае призвать нас использовать только “родные”, фирменные расходные материалы, мотивируя тем, что только в этом случае гарантирован результат надлежащего качества. Спорить с этим бессмысленно: тестируя принтеры для фотопечати (UP Special #11, 2005), мы сами убедились в том, что максимально точную цветопередачу можно получить лишь на фирменной фотобумаге, химический состав которой рассчитан на использование фирменных же чернил.

Во-вторых, компания Epson без разговоров лишит нас гарантии на печатающую головку в случае установки в принтер “совместимых” картриджей. И приходится признать, что это не прихоть. В отличие, например, от принтеров HP, где головка встроена в картридж и меняется вместе с ним, в струйных принтерах Epson печатающая головка является частью самого принтера. И если из-за применения чернил с другой химической формулой или просто низкого качества тончайшие сопла головки окажутся забитыми, компания совершенно справедливо откажется от гарантийного обслуживания испорченного устройства.

И, наконец, третья мешающая нам вещь заключается в том, что совместимые картриджи для струйных принтеров производятся множеством компаний. И даже если мы однажды решаемся на разведку боем и покупаем комплект “неродных” чернильниц, то совсем не факт, что нам достанется достойная замена чернилам фирменным. А получив некачественный результат, мы лишь убедимся в справедливости рекомендаций производителя и пойдем отдавать деньги за новый фирменный комплект.
С первыми двумя факторами все понятно – мы не в состоянии что-нибудь изменить: здесь каждый сам решает, что для него важнее. Но вот взять на тест совместимые картриджи наиболее популярных производителей и избавить вас от необходимости разведки боем нам вполне по силам. Собственно, это мы и решили сделать.

ЧТО И КАК МЫ ТЕСТИРОВАЛИ
Пообщавшись с несколькими продавцами расходных материалов на Савеловском рынке, мы выяснили, что наибольшей популярностью сейчас пользуются шестикрасочный комплект Epson T0481 – T0486, применяемый в принтерах серий Stylus Photo R200/R300, и комплект картриджей HP C6578D (трехцветный) плюс HP C6615D (черный) для принтеров HP DeskJet 920c/930c/950c/970cxi/990cxi/1220c. Именно на них мы и решили остановиться. Для взятого на тест Epson Stylus Photo R300 удалось раздобыть совместимые комплекты, выпускаемые под марками GoodWill, Black Diamond и ProfiLine. Для HP DeskJet 1220c мы не нашли Black Diamond, зато нам попался комплект компании Imagine Graphics.

Используемые при тестировании установки в драйверах принтеров
Epson Stylus Photo R300
Качество печати – наилучшее фото
Тип бумаги – Premium Glossy Photo Paper
Управление цветом – ICM
Быстрая печать – выключена

HP DeskJet 1220C
Качество печати – наивысшее
Тип бумаги – HP Premium Plus Photo Paper, Glossy
Функция PhotoREt – включена
Цветовой профиль – sRGB
Быстрая печать – выключена

В качестве эталонных использовались отпечатки, сделанные с оригинальными картриджами. После смены картриджей обязательно выполнялось выравнивание и прочистка головок (на Epson R300 эта процедура каждый раз проводилась трижды, чтобы полностью избавиться от предыдущих чернил с другой химической формулой). Затем печатался один снимок формата А4, который не рассматривался как результат теста, и уже после этого выполнялась печать тестовых снимков.

Таблица IT8.7/4 Visual и визуальная оценка точности цветопередачи
По началу для оценки точности цветопередачи мы решили использовать калибровочную таблицу IT8.7/4 Visual, но очень быстро отказались от этой затеи. Дело в том, что в этой таблице собрано большое количество сложных составных цветов, и при прямом визуальном сравнении довольно проблематично составить суммарную оценку по множеству часто небольших отличий. В итоге, даже если возникает ощущение близких цветов в отпечатках тестовых таблиц, на реальных фотоснимках разница может оказаться катастрофической.

Отпечатки делались на фирменной глянцевой бумаге Epson Ultra Glossy Photo Paper и HP Premium Plus Photo Paper. Для оценки качества цветопередачи и ширины цветового охвата использовалась разработанная ранее для теста фотопринтеров тестовая таблица и четыре фотоснимка: три цветных и один черно-белый. По цветным легко определить верность цветопередачи и проработку деталей в тенях, а на черно-белом отпечатке хорошо видно общее смещение цветового тона.

EPSON STYLUS PHOTO R300/R320
Комплект состоит из шести картриджей (Epson T0481 – T0486). Стоимость одного оригинального картриджа – $16.

Картриджи GoodWill ($4,6 за штуку)

Сравнивая цену этих картриджей со стоимостью оригинальных, сразу понимаешь, что сэкономить можно серьезно. Цветастая, довольно дешевого вида упаковка с попугаем на картинке. На упаковке – солянка: “Собрано в Китае”, российский штрихкод и надписи “Использованы чернила ведущих компаний США”, “Посетите нас на www.gwill.com” и “This product is not manufactured by EPSON”. В верхнем левом углу – название модели картриджа, соответствующее названию фирменных картриджей EPSON.
В противовес несуразным аляповатым цветастым упаковкам сами чернильницы GoodWill для Epson Stylus Photo R300/R320 сделаны хорошо. Светло-серый пластик высокого качества, аккуратная плата контроллера, надежный замок крепления, понятные и приличного вида информационные наклейки с элементами, цвет которых соответствует цвету чернил.

Первое отличие, на которое мы обратили внимание – отсутствие на стикерах названия модели картриджа, которое обязательно указывается на фирменных картриджах Epson (в данном случае T0481 – T0486). Эти номера, но без буквы “T” и первого нуля мы обнаружили на платах контроллеров. В принципе никто не мешает менять картриджи, ориентируясь только по цвету, но было бы лучше, если бы номера моделей были указаны явно. Тем более что у чернильниц нет уникальных торцевых выступов, и поэтому любой из картриджей можно установить в любое посадочное место в блоке головок. Например, ориентируясь только по цвету, легко перепутать Cyan с Light Cyan и Magenta с Light Magenta.

Следующее отличие от фирменных чернильниц – воздушный канал на верхней стенке картриджа, закрытый специальной удаляемой пленкой. Серебристый хвостик с надписью “Peel Off First” нужно обязательно убрать перед установкой. В фирменных картриджах воздушный канал снабжен клапаном, который автоматически открывается при установке картриджа и закрывается, если картридж вынуть.
И последнее, очень важное конструктивное отличие картриджей GoodWill для Stylus Photo R300/R320 – отсутствие фиксирующего выступа на торце, с помощью которого картридж плотно закрепляется в блоке головок. Без этого выступа чернильницы, к сожалению, болтаются в посадочных местах.
То, что чернила GoodWill заваливают цветопередачу в область синих тонов – это еще полбеды.

Вторая половина заключается в том, что совершенно естественно динамический диапазон оказывается заметно суженным, снимки становятся менее яркими, а в тенях возникают зоны перенасыщения – очень близкие градации темных тонов превращаются в сплошные одноцветные пятна. В результате мы получаем невыразительные, блеклые отпечатки с явно нарушенной цветопередачей. Конечно, можно попытаться построить для этих чернил цветовые профили и как минимум выровнять общий цветовой тон, но это приведет к тому, что цветовой диапазон окажется еще более узким. Резюме: используя картриджи GoodWill для Epson R300, можно серьезно сэкономить, но получить отпечатки хорошего фотографического качества нельзя.

Картриджи Black Diamond ($7,5 за штуку)
Упаковка картриджей Black Diamond выглядит чуть солиднее, чем упаковка GoodWill. На ней большими буквами выделено название модели чернильницы и объем (17 мл), но нет ни слова о том, где картридж сделан. На штрихкоде указано Соединенное Королевство и даже написано United Kingdom, но слова Made in отсутствуют – постеснялись все-таки.

Черно-белые наклейки с изображением бриллианта – единственное, что отличает чернильницы Black Diamond от чернильниц GoodWill. В остальном это абсолютная копия: те же пленка с хвостиком на воздуховоде и плата контроллера, точно так же выбиты на боковой крышке серийные номера. Судя по всему, собирали эти изделия на одном и том же заводе или, по крайней мере, на одинаковом оборудовании. Вот только черно-белые этикетки без названия модели – это уже сверхжесткий подход: картриджи даже по цвету отличить невозможно. Попробуйте теперь их не перепутать, устанавливая в блок головок.

Каково было наше удивление, когда вместо вполне предсказуемого результата (мы, естественно, ожидали получить точные копии отпечатков, сделанных с чернильницами GoodWill) мы увидели отпечатки совершенно иного качества: цветопередача неидеальная, но заметно более точная, и динамический диапазон гораздо шире. До эталонных отпечатков им, конечно, далеко, но результат вытягивает уже хотя бы на троечку.

Резюме: если вам очень хочется сэкономить, и вы готовы ради этого пожертвовать точностью цветопередачи (и гарантией на печатающую головку), то Black Diamond – это минимум, с чего стоит начинать.

ProfiLine ($10 за штуку)
Комплект чернильниц ProfiLine достался нам в двух абсолютно разных по оформлению упаковках. Скорее всего, мы как раз попали на смену дизайна. Упаковку серого цвета мы определили как “новую”. Во-первых, потому что она выглядит привлекательнее, а во-вторых, потому что информации на ней больше, и размещена она правильнее. По этой упаковке легко идентифицировать и цвет, и номер модели, и страну производителя (Made in China).

Чернильницы ProfiLine конструктивно выполнены совершенно не так, как предыдущие. Единственное, что их объединяет – наличие воздушного канала, который необходимо открыть перед установкой, и вот тут нас поджидала неприятность. Стикеры сделаны на бумажной основе с тонким ламинатом сверху, и поэтому, когда отрывается часть стикера, закрывающая воздушный канал, отрывается кусок наклейки вместе со всем ламинирующим покрытием. Получается некрасиво и неаккуратно, как бы мы ни старались.

Уже во время установки обнаружился еще один нюанс: стикер на картриджах ProfiLine из “старой” упаковки выкрашен в цвет, соответствующий цвету чернил, а на картриджах из “новой” упаковки все стикеры синего цвета, и цвет чернил нигде не указан – только название модели. Благо в чужое гнездо чернильницу вставить нельзя – как и на фирменных картриджах, здесь есть уникальные для чернильницы каждого цвета торцевые выступы и фиксаторы. Приходится просто вставлять картридж во все посадочные места подряд, пока не найдется подходящее. Мы ради эксперимента попробовали установить картридж не на свое место. Ничего из этого не вышло. Важно, что при этом вакуумное отверстие осталось закрытым.

По качеству отпечатков чернильницы ProfiLine оказались заметно лучше предыдущих комплектов. Цвет по-прежнему смещен в сторону синих тонов, но это смещение менее заметно и получаемый цветовой охват шире. Это значит, есть смысл создавать цветовые профили и выравнивать цветопередачу в расчете на получение качественных отпечатков.

Epson & Co
Закончив тестирование совместимых картриджей для Epson R200/R300, нам хочется поделиться некоторыми общими впечатлениями, которые возникли у нас в процессе анализа результатов. От картриджа к картриджу мы фактически перешагивали из одного ценового диапазона в другой. Началось все с чернильниц стоимостью в три раза меньше оригинальных, дальше были чернильницы вдвое более дешевые, и цена последних оказалась лишь в полтора раза меньше. При этом качество отпечатков почти линейно следовало за ценой: чем дороже чернильницы, тем лучше результат. Наивысшее качество действительно получалось с оригинальными картриджами, стоимость которых отлично вписывается в построенную нами линейную зависимость.

По нашему мнению, картриджи GoodWill вообще не годятся для печати изображений фотографического качества. Их “потолок” – печать офисных документов (текст, диаграммы, графики). Чернильницы Black Diamond оказались не намного лучше: с ними уже можно пробовать печатать фотографии, но знайте, что приличного качества все равно ждать не стоит. Более-менее приличный результат можно ожидать при использовании картриджей ProfiLine, но у них разница в цене с оригинальными уже не такая значительная, а точность цветопередачи все-таки заметно ниже.

HP DeskJet 930c/950c/970cxi/990cxi/1220c
Комплект состоит из картриджей HP C6578D (трехцветный) и HP C6615D (черный). Стоимость оригинального картриджа C6578D – $34, C6615D – $28. Приступив к тестированию “совместимых” картриджей для HP DeskJet 1220C, мы, признаться, оказались в некотором замешательстве. Получив эталонные отпечатки и уже достав фирменные картриджи из принтера, мы стали сравнивать их с только что извлеченными из коробок картриджами ProfiLine и… не смогли найти ни одного отличия. Картриджи, конечно же, поставляются в своей, отличной от фирменной, упаковке и с собственными наклейками. Более того, кроме защитных пленок они снабжены еще и специальными транспортными скобами, позволяющими перевозить открытый картридж, не опасаясь пролить чернила, но на этом все отличия заканчиваются. Еще раз детально сравнив картриджи, мы лишь убедились в том, что перед нами “родные”, фирменные чернильницы HP с наклейками ProfiLine.

С Imagine Graphics ситуация в точности повторилась – опять фирменные картриджи с другими стикерами. И только достав из коробок картриджи GoodWill, мы поняли, в чем дело: на простеньких наклеечках обнаружилась надпись “Remanufactured Ink Cartridge”. То есть перед нами почищенные, заправленные и упакованные в новые коробки картриджи производства HP. Теперь понятно, почему на этикетке картриджа ProfiLine нас настойчиво просят: “Пожалуйста, верните использованный картридж поставщику для утилизации”.

Ситуация почти анекдотичная, но вполне логичная – производить печатающие головки слишком сложно и накладно, да и наверняка и головки, и технология их производства запатентованы, так что куда проще перерабатывать сданные в утиль пустые картриджи. Что ж, давайте посмотрим, как это получается у трех разных компаний.

GoodWill GW-C6578A и GW-C6615D ($13 и $11)
При просмотре отпечатков, сделанных этим комплектом, у нас возникло ощущение, что печатались они не четырьмя, а тремя цветами – без черного. Все приметы именно этого способа печати налицо: и темно-коричневый оттенок черного цвета, и суженный цветовой охват, и пониженная контрастность отпечатков. Мы даже решили ради эксперимента распечатать простые цвета – вдруг проблемы с черным картриджем? Оказалось, что с ним все в порядке, а есть проблемы с цветопередачей, и связаны они явно со свойствами используемых чернил.

ProfiLine PL-78A и PL-15A ($16 и $14)
С комплектом ProfiLine нам пришлось повозиться. После стандартной процедуры выравнивания и прочистки головок мы получили цветной отпечаток формата А4 жуткого качества: так должна была бы выглядеть фотография, напечатанная в газете, а не отпечаток, сделанный нормальным струйным принтером. Пришлось несколько раз повторять процедуру чистки головок, только после этого разрешение получаемых отпечатков пришло в норму. Что же касается цветопередачи, то с комплектом ProfiLine нас ожидали те же проблемы, что и с GoodWill, правда, не настолько ярко выраженные – черный был заметно чернее, и в итоге снимки выглядели более контрастными и точными по цвету. Но сколько чернил нам пришлось потратить на то, чтобы элементарно заставить картриджи нормально работать!

Imagine Graphics 78 и 15 ($19 и $14)
К концу теста картриджей для HP DeskJet 1220c мы, если честно, уже ни на что не надеялись. И, как оказалось, зря. Первый же напечатанный комплектом Imagine Graphics снимок внес оживление в наши ряды – возникло ощущение, что мы перепутали эталонный отпечаток с тестовым, но подпись на обратной стороне эталона говорила о том, что все правильно.

На отпечатках, полученных с комплектом Imagine Graphics, при сохранении цветового баланса, контрастности и насыщенности изображений оказались гораздо лучше проработаны детали в тенях. Более того, при тщательном сравнении выяснилось, что цветопередача у последнего тестируемого комплекта точнее, чем у оригинальных картриджей. Кажется невероятным, но это факт.

Дошло до того, что мы всерьез стали задумываться, а оригинальные ли картриджи используются у нас в качестве эталонного комплекта? Выяснили – оригинальные. И только после этого мы обратили внимание на то, что упаковка картриджей Imagine Graphics разительно отличается от упаковок остальных комплектов: внятное оформление, недешевый картон и даже голографическая наклейка на коробке – все это явно свидетельствует о серьезном подходе к делу.

Recycled Business
Компании Epson приходится создавать новые эмблемы с изменяющимися цветами (Color Shifting Label) для защиты своих чернильниц от подделок. А вот компании HP это не требуется – подделка картриджей для струйных принтеров DeskJet и Photosmart попросту нерентабельна. Зато, как мы выяснили, здесь налажен бизнес по “утилизации” отработанных картриджей, что, пожалуй, даже хорошо – чем тратить деньги на уничтожение пустых картриджей, не лучше ли их использовать повторно? Другое дело, что разные компании-ресайклеры относятся к своей работе по-разному, и в итоге мы можем получить как малопригодные восстановленные комплекты (GoodWill и ProfiLine), так и комплекты, которые оказываются лучше оригинальных (Imagine Graphics).