12 лет назад 21 сентября 2006 в 21:06 73

По большому счету, создать настоящий домашний кинотеатр возможно лишь в том случае, если за основу взять устройство вывода изображения с диагональю никак не меньше полутора метров. А еще лучше, если диагональ будет метра два-три. Если учесть, что плазменная панель 62″ (то есть те самые минимальные полтора метра) стоит просто баснословных денег – порядка 8-10 тысяч долларов, то на данный момент единственным приемлемым вариантом для создания полноценного домашнего кинотеатра может быть только проектор – устройство, во многом повторяющее те аппараты, с которых началось большое кино.

ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОЕКТОРАХ
Многие свидетели тестирования недоумевали, как за лампу, упакованную в красивую коробку с набором портов на задней панели, можно заплатить полторы-две тысячи долларов. Наш выпускающий редактор оказался самым неравнодушным к проекторам, он искренне не мог понять, за что производители берут столь немалую сумму. Для него и всех, кому интересно, насколько высокотехнологичными устройствами являются проекторы, мы вкратце расскажем о применяемых технологиях.

DLP-проекторы
Технология DLP (Digital Light Processing) появилась в 1987 году в стенах микроэлектронного гиганта Texas Instruments. Доктор Ларри Хорнбек разработал технологию, которая 10 лет спустя стала основой для создания многих моделей проекторов – от недорогих бытовых до кинотеатральных стоимостью около 100 тыс. долларов.

Основой DLP-технологии является чип DMD (Digital Micromirror Device) – оптический полупроводник, поверхность которого состоит из множества микроскопических зеркал, упорядоченных в прямоугольный массив. Каждое из зеркал может независимо от соседей вращаться в диапазоне ±10-12 градусов и благодаря этому пребывать во включенном или выключенном состоянии. В первом случае зеркало отражает луч в нужном направлении так, что на экране появляется светящаяся точка.

В выключенном состоянии зеркало отражает свет в ином направлении – точка на экране становится темной. Промежуточные значения по интенсивности свечения пикселя получаются постоянным включением и выключением зеркальца DMD-чипа с очень высокой частотой. Каждый конкретный полутон задается соотношением между временами во включенном и выключенном состояниях.

В очень дорогих проекторах используются три DLP-чипа – каждый отвечает за свой компонент RGB-палитры. Лучи от чипов сводятся при помощи системы линз, призм и зеркал, формируя конечное изображение. Однако в недорогих устройствах присутствует только один DLP-чип, а RGB-палитра реализована при помощи цветового колеса. Цветовое колесо представляет собой диск, состоящий из трех цветных фильтров. Вращаясь, синхронизированный с DMD-чипом диск в каждый отдельный момент времени формирует на экране изображение только в одном цветовом канале.

Смешение получаемых картинок происходит уже за пределами проектора – в мозгу зрителя. Таким образом, изображение на экране – это последовательность разноцветных вспышек. В первых проекторах частота вращения цветового колеса составляла 60 об/мин, для уменьшения утомляемости зрителя частота со временем увеличивалась. Доведя частоту до отметки 180 об/с (10800 об/мин), производители остановились. Сейчас в дорогие модели вместо трехцветного колеса устанавливают шестицветное, частота смены цветовых компонент картинки на экране от данной хитрости возросла вдвое.

Неприятным моментом при работе DLP-проектора может быть эффект радуги – мерцание компонентов белого света. Сильнее всего эффект заметен при переходе от белого к черному цвету. Случается это из-за нечеткой синхронизации фазы цветового колеса и работы DMD-чипа. Компании Samsung и NuVision в будущем планируют использовать вместо лампы белого света и цветового колеса три цветных светодиода, исключив тем самым эффект радуги. Оговоримся сразу, что в тестируемых проекторах эффекта радуги мы не заметили. На практике DLP-проекторы примечательны высоким контрастом получаемого изображения. Что касается использования технологии, DLP является собственностью разработчика, и DMD-чипы составляют около 5% от общего объема продукции Texas Instruments.

LCD-проекторы
Логично предположить, что основой LCD-проекторов являются жидкокристаллические матрицы. В каждом устройстве их три – по одной для каждого основного цвета палитры. Белый свет галогенной лампы расщепляется на три компонента призмой, и полученные пучки направляются на матрицы. Каждая из матриц формирует часть картинки своего цветового канала, далее лучи при помощи призмы снова сводятся и оптической системой проектора выводятся на экран.

Подвидом LCD-технологии является 3LCD-технология, применяемая, к примеру, в проекторах Epson. В таких проекторах спектр расщепляется светоизбирательными зеркалами, отражающими свет только определенного диапазона частот; свет оставшегося спектра проходит через зеркало. Таким методом сначала выделяется красный цвет, потом зеленый, далее синий. Каждый из пучков подается на матрицы, и итоговая картинка снова собирается призмой.

LCD-проекторы бюджетного сегмента часто уступают DLP-конкурентам по контрастности при одинаковом уровне яркости. Известно, что в LCD-системах пучок идет через матрицу, а в DLP отражается или не отражается от зеркальной матрицы – контраст получается заметно выше. В последние годы LCD-проекторы получили динамическую диафрагму, и контрастность получаемого изображения достигла уровня DLP-проекторов, что позволило превзойти DLP по качеству получаемой картинки в целом.

CRT-проекторы
Редкие на сегодняшний день электронно-лучевые проекторы имеют предельно простую конструкцию. Изображение в них формируется небольшой электронно-лучевой трубкой высокой яркости, а система линз фокусирует изображение на экран. Для получения более яркой и правдоподобной картинки в последних моделях проекторов использованы трубки трех RGB-цветов. Несмотря на огромный ресурс, отличную цветопередачу и настоящий черный цвет, CRT-проекторы широкого распространения не получили по целому ряду причин.

Использование ЭЛТ в проекторах существенно увеличивало их вес, делая устройства исключительно стационарными. Низкий уровень яркости трубок вынуждал смотреть кино в полной темноте. А правильно сфокусировать изображение от трех трубок было сложно, на настройку требовалось много времени. И даже после настройки изображение грешило несведением лучей по краям, хотя в центре картинка была идеальна. Найти CRT-проекторы в рознице сегодня крайне сложно.

Тестируемые проекторы относятся к классу бытовых и в розницу стоят не более 2000 долларов, то есть дешевле средней 42-дюймовой плазменной панели. По заявлениям производителей, эти проекторы способны высветить 300-дюймовый экран.

Epson EMP-TW520
В новом 3LCD-проекторе Epson все сделано по-домашнему. Белый корпус с плавными округлыми формами напоминает пылесос, скрещенный с DVD-плейером, но при этом от каждого из прародителей взято самое лучшее. Дизайн корпуса настолько мягкий и приятный, что EMP-TW520 должен вписаться в абсолютно любую обстановку. Пульт ДУ, которым комплектуется устройство, оказывается таким же домашним, как сам проектор. Белый, аккуратный пластиковый брусок с округлыми краями удобно лежит в руке, а расположение кнопок кажется весьма логичным. Мягкая розовая подсветка кнопок пульта действует успокаивающе. В Epson EMP-TW520 все сделано для достижения максимального комфорта при использовании дома, и на деловой презентации он, скорее всего, будет выглядеть нелепо.

Клавиши управления, разместившиеся на верхней крышке, те же, что и на пульте, но прикасаться к ним придется только в исключительном случае: поскольку инфракрасные приемники расположены на задней и передней панелях аппарата, EMP-TW520 управляется с пульта при любом расположении проектора. Набор портов на задней панели позволяет подключить самую разнообразную аппаратуру. EMP-TW520 имеет входы D-Sub, S-Video, компонентный, композитный и даже цифровой HDMI.
Для тестирования хватило D-Sub-интерфейса. Настройка фокуса и масштаба изображения на экране производится двумя колесиками на объективе.

Точный выбор положения светового пятна на экране осуществляется другими колесиками, вынесенными на корпус. После получения четкого изображения входим в меню, где настраиваются яркость, контраст, гамма, геометрия, четкость, цветовая температура, режим работы, поворот изображения и масса других параметров. Именно из меню мы узнали, что проектор способен выводить правильное изображение на экран, расположенный под углом к аппарату. После настройки полученные параметры можно сохранить в памяти устройства, используя один из десяти предназначенных для этого слотов. Даже если EMP-TW520 будет эксплуатироваться в одном помещении, создать несколько профилей изображения будет нелишним – они пригодятся при разном освещении.

При выключенном свете и задвинутых жалюзи проектируемое изображение удивило нас сочностью и точностью передачи цветов. При небольшом размере (до 2-3 метров по диагонали) изображение было настолько ярким, что мало отличалось от демонстрируемого жидкокристаллическими панелями. А благодаря высокому физическому разрешению (1280×720) оно получалось четким и подробным. При полностью включенном освещении изображение на экране, конечно же, высветляется, но не полностью – текст, например, остается читаемым. При приглушенном свете для легкости восприятия происходящего на экране необходимо использовать проектор на полной мощности, а в темноте достаточно работы в тихом режиме. При уменьшении накала лампы кулер крутится медленней, и проектор при этом почти не слышно.

Почему-то на Epson EMP-TW520 хочется смотреть хорошие добрые мультики, что мы с удовольствием и делали довольно долгое время. Этот проектор очень хорошо подходит для домашнего использования, при удачном дизайне и отличном изображении (благодаря использованию 3LCD-технологии) TW520 можно разместить в любой предоставленной ему нише – перпендикулярно к экрану при этом ставить необязательно.

Panasonic PT-AE900E
Дизайнеры Matsushita Electric домашний кинотеатральный проектор видят совершенно иным – даже отдаленно не похожим на описанный выше. Дизайн проектора – дань классическому Hi-Fi: строгие линии корпуса, изготовленного из высококачественного серебристого пластика, и алюминиевые кнопки управления. Такой аппарат будет приятен глазу ценителя компьютерного железа.

К нашему удивлению производитель укомплектовал проектор универсальным обучаемым пультом дистанционного управления. Большой и достаточно тяжелый (вес с батарейками – 170 г) пульт способен управлять различной аудио– и видеоаппаратурой от многих производителей и даже способен воспринять извне и записать в памяти неизвестные ему ранее сигналы. Для большего удобства пользователь может создать макрос для одновременного включения/выключения нескольких устройств одновременно. Схема работы пульта во многом удобна, если опустить некоторые моменты, которые в рамках нашего тестирования описывать не имеет смысла, иначе получится отдельный материал о пульте. Заметим лишь, что главная недоработка пульта PC-AE900E – недостаточно яркая и неравномерная голубая подсветка клавиш и дисплея. ИК-приемник на устройстве один – спереди, управлять проектором сзади придется при помощи кнопок на корпусе.

Управление фокусировкой и изменение фокусного расстояния производятся кольцами, расположенными на объективе. Рядом с ним установлен джойстик, с помощью которого можно сдвигать объектив по горизонтали и по вертикали. Настройка трапецеидальных искажений по вертикали доступна из меню, настраивать горизонтальные искажения, как в Epson, нельзя. Зато само меню PC-AE900E заметно продуманнее и подробнее, настроек больше.

Для быстрого изменения параметров изображения аппарат имеет семь предустановленных профилей, переключаться между которыми можно в несколько нажатий на пульте. Применив один из профилей, настойчивый пользователь вправе выбрать несколько опорных цветов, последовательно настраивая насыщенность, оттенок и яркость каждого из них. На каждый из семи профилей можно сохранить три пользовательские настройки. Глобальные настройки изображения можно сохранять в пользовательские профили. Также для каждого профиля текущие настройки запоминаются автоматически.

По контрастности Panasonic превосходит проектор Epson, но уступает ему по качеству цветопередачи. На тестовых шаблонах градиентные заливки отображаются с заметной лесенкой, хотя слабые градации цвета остаются различимыми как в темной, так и в светлой областях. Четкость картинки высокая, при этом она выглядит монолитной, пиксели практически неотделимы друг от друга – результат работы фирменной технологии SmoothScreen.

Смотреть выдаваемое Panasonic PT-AE900E видео приятно, изображение качественное и ровное. Возможных артефактов из-за хроматических аберраций объектива нет. Вентилятор, работающий в недрах аппарата, чуть слышим в режиме полной мощности и практически бесшумен в тихом режиме. При работе корпус PT-AE900E остается теплым, областей локального перегрева, как это бывает с другими устройствами, нет. Panasonic PT-AE900E приятен во всем – любители качественных продуктов оценят его работу и уровень исполнения аппарата. А отличный многофункциональный пульт заставит выбросить в мусоропровод пульты от большей части домашней аппаратуры, и это хорошо – туда им и дорога.

ViewSonic PJ256D
Компания ViewSoniс предоставила не тест целых три проектора. Самый компактный из них – PJ256D – мы долго не решались включать в тест, но все же включили, поскольку устройство оказалось уникальным и во многом интересным. Сразу скажем, что постоянно смотреть видео с помощью PJ256D не очень комфортно. Ультрапортативный проектор весом всего один килограмм предназначен для работы: проведения презентаций в любом месте, где есть белая вертикальная поверхность и электрическая сеть. В коробке с устройством мы обнаружили сумку, в которую и предполагается упаковывать проектор во время поездок.

Для большего удобства проведения презентаций пульт имеет лазерную указку, при подключении проектора по USB-шине пульт может дублировать кнопки мыши. Высокая четкость управления обеспечивается парой ИК-приемников, расположенных на передней и задней частях корпуса. Однако нас больше интересовало, насколько уместен кажущийся игрушечным DLP-проектор в домашнем применении. Для подключения к домашней аппаратуре PJ256D имеет всего три интерфейса: D-Sub, S-Video и композитный видеовходы. Опций в меню аппарата немного, поэтому настройка проходит быстро.

Тестирование качества изображения показало, что цветопередача у PJ256D далека от идеальной. Маленький аппарат не смог выдать ровную и честную палитру. Мы постарались исправить положение регулировкой цвета из меню по шести возможным каналам, ситуация улучшилась, но получить видимое различие на экране между близкими полутонами не удалось. Применяемая DLP-технология позволяет получить высококонтрастное изображение, необходимое для качественного отображения текста и таблиц.

Лампа средней мощности (150 Вт) оказалась неспособной просветить изображение при дневном свете – необходим как минимум полумрак, чтобы можно было воспринимать проецируемую на экран информацию. Даже несмотря на крайне низкий уровень шума, ViewSonic PJ256D так и не смог стать домашним. Портативный проектор для презентаций подтвердил свое предназначение.

ViewSonic PJ406D
Нечасто приходится видеть проектор стоимостью менее $1000, обычно такое высокотехнологичное устройство с точной оптикой стоит гораздо дороже. А вот PJ406D в рознице можно найти всего за 750 долларов и даже дешевле. За столь невысокую цену пользователь получает DLP-проектор с физическим разрешением 800×600.

В любом недорогом, но достаточно качественном проекторе, как было рассказано выше, обычно используется DMD-чип производства Texas Instruments. PJ406D – не исключение. Для снижения цены конечного продукта инженерам компании пришлось при создании аппарата экономить на многих компонентах. Как и у предыдущей модели, у этого проектора всего три порта: D-Sub, S-Video и композитный. Большая часть удешевлений спрятана от наших глаз внутри скромного неброского корпуса, но даже пульт с полупрозрачными клавишами остался без подсветки. Забавно видеть вход “мини-джек” на задней панели – в PJ406D встроен двухваттный динамик. Для озвучивания небольших презентаций этого будет вполне достаточно.

Настройка проектора затянулась, так как меню аппарата насыщено различными опциями. После настройки мы сразу заметили недостаточную сочность картинки, тестовые градиенты выглядели мелкой лесенкой, близкие полутона сливались. Странным было видеть ненатуральный черный цвет – он получался серым, уменьшение яркости проектора ситуацию не спасало. Учитывая, что перед нами DLP-проектор, в котором пиксели могут просто не светиться, остается сетовать на несовершенную оптическую систему устройства, магическим образом допускающую засветку экрана. Одинаковые тонкие линии в зависимости от расположения на экране могли иметь разную толщину, при частом повторении линий появлялись муар и дрожание. С помощью настроек в меню нам удалось устранить лишь второе.

Просмотр видео показал, что, несмотря на выявленные недостатки, проектор вполне годится для применения в недорогом домашнем кинотеатре. Будучи дешевле ближайших конкурентов в два и более раза, PJ406D не намного хуже их. Найти более экономичный вариант по соотношению цена/диагональ экрана просто невозможно.

ViewSonic PJ656
Самый старший из представленных проекторов компании. По дизайну и оснащению PJ656 оказывается вполне обычным бытовым проектором среднего ценового диапазона. Черный матовый неброский корпус будет одинаково уместен и дома, и в конференц-зале. Единственным дизайнерским изыском является объектив аппарата, утопленный в корпус.

По традиции к проектору ViewSonic в комплекте идет сумка с вышитым логотипом компании. И, очевидно, также по традиции пульт ДУ лишен подсветки. По количеству интерфейсов ViewSonic PJ656 оказался вполне типичным представителем своего класса: два D-Sub, S-Video, композитный и компонентный видеовходы, аудиовход для подключения встроенного одноваттного динамика. Один из D-Sub-портов может работать на выход, то есть выдавать на внешнее устройство (монитор, например) то, что выводится на экран. Подключая проектор по USB, мы можем с пульта управления дублировать функции мыши.

В отличие от уже описанных моделей PJ656 основан не на DLP-, а на 3LCD-технологии, физическое разрешение составляет 1024×768 пикселей. Впрочем, на вход можно подавать сигнал с разрешением вплоть до 1600×1200, проектор сам ресэмплирует изображение и выдает правильную картинку. Благодаря применению трех матриц изображение получается сочное и яркое, цветовые переходы на градиентах практически идеальные.

Смотреть видео после небольшой настройки аппарата становится приятно, несмотря на невысокую контрастность изображения. К сожалению, PJ656 также теряет черный цвет. При любых настройках контрастности и яркости добиться нормального черного мы не смогли, экран пересвечивается, и черные области получаются серыми. По этой же причине в темной области цветовой палитры различия между близкими полутонами незаметны. При работе PJ656 был самым громким, только переключение в тихий режим позволило снизить шумовой фон до приемлемого уровня.

Весит аппарат чуть менее трех килограммов, что позволяет нам точно определить сферу применения устройства. PJ656 будет полезен тем людям, которые вынуждены периодически возить проектор на презентационные мероприятия, но не против отдохнуть после работы, просмотрев DVD с последним блокбастером.

Acer PH730
Еще при тестировании мониторов было замечено, что дизайнерское подразделение Acer кардинально изменило облик устройств компании: корпуса стали выглядеть современными и привлекательными, пропала былая топорность и спартанский аскетизм. PH730 – очень стильный аппарат. Дизайн его корпуса заслуживает только положительных эпитетов. В новом проекторе Acer реализовано то, чего ждали от многих других производителей – например встроенная шторка объектива вместо привычной крышечки, которую постоянно снимать неудобно, а потерять легко. Даже сумка оказалась лучшей из тех, что шли в комплекте с тестируемыми аппаратами.

Пульт устройства приятный, но восхищения не вызывает – он лишен подсветки (хотя на аппарате клавиши подсвечены) и слишком длинный, чтобы им было легко пользоваться. Тем не менее при подключении проектора к USB-порту компьютера с пульта можно управлять не только кнопками мыши, но и перемещением курсора – манипулятором Stick-point, который применяется в некоторых ноутбуках.
Настройка проектора простая и незамысловатая. В меню есть функции, позволяющие исправить вертикальные и горизонтальные трапецеидальные искажения. Таким образом, PH730 может стоять под углом к экрану.

Как и положено DLP-проектору, черный цвет, получаемый при помощи PH730, действительно черный, а картинка контрастная и яркая. Переход между полутонами мягкий – такой, что при просмотре фильмов не возникает ненужных артефактов, свойственных проекторам с малым цветовым охватом. Масса настроек изображения позволяет достичь максимально натуралистичных цветов.

На случай использования PH730 при проведении презентаций в корпус проектора встроены два динамика общей мощностью 3 Вт. Однако более уместным Acer будет дома, так как богатый набор портов позволит подключить его к любой аппаратуре. На задней панели PH730 расположились: D-Sub, DVI, HDMI, S-Video, компонентный и композитный видеовходы.

Acer в лице PH730 показала, что компания развивается и устройства становятся интереснее не только по дизайну, но и в эксплуатации – даже по уровню шума PH730 оказался самым тихим.

ЧЕМ СВЕТИТЬ НА СТЕНУ?
Выбрать проектор для домашнего кинотеатра, оказывается, совсем не сложно. Если комната оформлена в нежных и спокойных тонах, вы любите хороший, натуральный цвет и хотите, чтобы был отработан каждый вложенный рубль – отличным выбором будет 3LCD-проектор Epson EMP-TW520. Если у вас повышенные требования к контрастности изображения, обратите внимание на более дорогой Panasonic PT-AE900E, благодаря фирменным технологиям и динамической диафрагме выдающий монолитную картинку с заоблачной контрастностью 5500:1 и к тому же управляемый отличным универсальным пультом.

Проектор Acer оставил очень приятное впечатление. PH730 демонстрирует отменное изображение с хорошей цветопередачей. Из устройств ViewSonic для домашнего применения подходит PJ406D (крайне недорогой, но добротный аппарат) и PJ656 – универсал весом менее 3 кг, приобретать который стоит, если нет возможности найти Epson или Acer.

Технические характеристики тестируемых проекторов
Epson EMP-TW520 Panasonic PT-AE900E ViewSonic PJ256D ViewSonic PJ406D ViewSonic PJ656 Acer PH730
Технология 3LCD 3LCD DLP DLP 3LCD DLP
Физическое разрешение 1280×720 1280×720 1024×768 800×600 1024×768 1280×768
Максимальное разрешение (с компрессией) 1920×1080 1920×1080 1280×1024 1280×1024 1280×1024 1600×1200
Яркость, люмен 1400 1100 1500 1900 2100 1200 (960 в тихом режиме)
Контрастность 4000:1 5500:1 2000:1 2000:1 400:1 2500:1
Размер проецируемого изображения по диагонали, дюйм 30 – 300 40 – 300 32 – 246 35 – 254 30 – 300 29,2 – 300
Видеоинтерфейсы D-Sub, S-Video, HDMI, компонентный вход, композитный вход D-Sub, S-Video, Scart, HDMI, компонентный вход D-Sub, S-Video, композитный вход D-Sub, S-Video, композитный вход 2xD-Sub, S-Video, компонентный вход, композитный вход D-Sub, DVI-D, S-Video, HDMI, компонентный вход, композитный вход
Мощность лампы, Вт 170 130 156 200 180 230
Ресурс лампы (в нормальном/экономичном режиме), ч 1700/3000 Н/Д 2000/4000 1500/3000 2000/4000 2000/4000
Аудио Нет Нет Нет 1 динамик мощностью 2 Вт 1 динамик мощностью 1 Вт 2 динамика мощностью 3 Вт
Габариты, мм 406х143×327 335x95x270 198x57x148 238x97x211 306x97x249 350x119x282
Вес, кг 5,2 3,6 1 2,05 2,8 3,5
Цена, $ 1500 2000 1500 750 1500 1820
Сайт производителя www.epson.ru www.panasonic.ru www.viewsonic.ru www.viewsonic.ru www.viewsonic.ru www.acer.ru