12 лет назад 16 июня 2006 в 21:14 53

Уже давно мы не испытывали подобных сложностей при тестировании. Материальная база нашей лаборатории постепенно улучшается и по количеству устройств скоро сравняется с космической. Однако в случае с парой карт на базе процессоров семейства radeon x1900 мы неожиданно поняли, что все же отстали от жизни.

Мы просто не смогли начать тестирование двух Sapphire Radeon 1900XTX в конфигурации Crossfire, и знаете почему? Все имеющиеся в нашем распоряжении блоки питания не смогли прокормить тестовый стенд с “твиксом” из двух новых радеонов! 480-ваттный Thermaltake отключался сразу же после инициализации 3D-режима. Ну это ладно: ATI рекомендует использовать блоки питания мощностью 550 Вт и выше, и мы зря надеялись, что этого БП хватит. Но у нас ведь был еще блок производства FSP Group номинальной мощностью как раз 550 Вт, и уж его-то должно было хватить.

Но нет, пара канадских монстров с легкостью отправила его обратно на полку. Система запускала 3D-приложения, некоторое время работала и потом сама выключалась – срабатывала защита БП от перегрузки. В общем, нам пришлось реально задуматься. Каждой карте для работы нужен ток порядка 10 ампер по линии 12 вольт, то есть пара монстров Radeon X1900 потребляет 240 ватт по 12 вольтам. Очевидно, что далеко не все блоки способны на стабильную работу при такой нагрузке. И вот на следующий день в лабораторию прибыл лакированный красавец – 680-ваттный Thermaltakе, с которым мы наконец-то смогли продолжить тестирование.

Конфигурация тестового стенда
Процессор – AMD Athlon 64 FX-60 (2×2,6 ГГц, 2×1 Мб кэш)
Материнская плата – Sapphire PURE Crossfire Advantage PC-A9RD580Adv (ATI Crossfire Xpress 3200)
Оперативная память – 2×512 Мб Hynix PC3200 (200 МГц, 2,0-3-3-6_1T)
Винчестер – Seagate Barracuda 7200.7 SATA 120 Гб
Программное обеспечение
– Microsoft Windows XP Professional Service Pack 2
– DirectX 9.0c February
– ATI Catalyst 6.3

Sapphire Radeon X1900XTX
Мы уже писали об XT-версии данной карты (см. #4(28)), и XTX, собственно говоря, ничем качественно не отличается. Тот же дизайн печатной платы, та же система охлаждения, тот же чип R580 и тот же рекордный объем набортной видеопамяти – 512 Мб. Отличия только количественные: XTX-вариант имеет более высокие частоты – 650 МГц против 625 у XT для видеопроцессора и 1,55 ГГц против 1,45 ГГц для памяти. Можно сказать, что XTX – это официально разогнанный XT.
Турбинная конструкция кулера достаточно эффективно отводит тепло от карты, но ядро при этом успевает прогреться до температуры порядка 80-90 градусов. Гул от турбины при 100-процентной нагрузке ужасен, нормальный человек его не вытерпит. Тут мы видим два решения проблемы: прослушивание громкой музыки во время игры или использование системы водяного охлаждения.

Sapphire Radeon X1900 Crossfire
В отличие от симметричной NVIDIA-технологии SLI, когда обе карты равноправны, для создания тандема на базе решений компании ATI нам необходима мастер-карта. Она будет координировать работу связки и соединять полученные куски картинки. От обычной карты она отличается дополнительным блоком, именуемым Crossfire Composition Engine. Внешне ее легко определить по нестандартному разъему DMS-59, к которому подключается Y-кабель, соединяющий карты и выводящий итоговое изображение на монитор. Частоты мастер-карты совпадают с частотами XT-варианта, поэтому при работе в тандеме X1900XTX автоматически снижает частоты до уровня X1900XT, то есть покупка X1900XTX для использования в Crossfire-конфигурации неоправданна.

Результаты тестов
3DMark03 3DMark05 3DMark06 Normal 3DMark06 High F.E.A.R. Normal, fps F.E.A.R. High, fps Quake 4, fps
Normal High Normal High Overall SM 2.0 SM 3.0 Overall SM 2.0 SM 3.0 Min Avg Max Min Avg Max Normal High
X1900XTX 18667 8115 11412 7662 5867 2306 2570 3997 1636 1469 59 130 317 28 52 129 130,7 79,3
X1900 Crossfire 30356 12722 14016 12079 8883 3990 4378 6602 2998 2664 72 165 454 27 70 230 137,0 112,2
Прирост, % +62,6 +56,8 +22,8 +57,6 +51,4 +73,0 +70,4 +65,2 +83,3 +81,3 +22,0 +26,9 +43,2 0 +34,6 +78,3 +48,2 +41,5
Примечание: Normal – в 3DMark настройки по умолчанию, в F.E.A.R. и Quake 4 – 1280×1024, самые высокие параметры качества графики; High – 1600×1200, 4x AA, 16x AF, в F.E.A.R. – включение Soft Shadows.

ТЕСТИРОВАНИЕ
Производительность даже одиночной карты оказалась высочайшей. Sapphire Radeon X1900XTX в паре с Athlon FX-60 выдали 11 000 баллов в 3DMark05. Если вспомнить производительность GeForce 7800GTX, то канадский флагман получился ровно на 50% быстрее в данном тесте. Производительность в F.E.A.R. тоже оказалась непревзойденной, частота кадров в Normal не падала ниже 59 кадров в секунду, среднее же значение – 130 кадров в секунду. При переходе в High минимальное значение частоты кадров упало до 28, среднее – до 52, но геймплей остался приемлемым, картинка обновлялась плавно. Менее требовательный к аппаратным ресурсам Quake 4 буквально расцвел в режиме High: высокодетализированная графика перерисовывалась со средней скоростью 79 кадров в секунду.

Тем более интересно нам было узнать, как масштабируется система при увеличении числа вычислительных блоков и что нам дает вторая ревущая карта, установленная в систему. Результат оказался вполне прогнозируемым: налицо была явная процессорная недостаточность. Топовый двухъядерный процессор AMD Athlon 64 FX-60 не смог загрузить обе карты в легких режимах. Процессорозависимость была больше всего заметна в 3Dmark05 Normal, когда итоговый рейтинг вырос всего на 23%. В остальных режимах 3DMark03/05 видно приблизительно 60-процентное увеличение скорости. Программисты Futuremark логично увеличили разрешение по умолчанию в 3DMark06 во избежание лишней процессорозависимости теста, в итоге – 70% разницы в скорости между одиночной картой и тандемом. Переход в High увеличил разницу до 80%.

В игровых тестах снова узким местом оказывается процессор и, вероятно, подсистема памяти. Так, в F.E.A.R. минимальная частота кадров в Normal возросла всего на 22%, средняя – на 27%, максимальная – на 43%. Тем не менее рост осязаем. Каково было наше удивление, когда в High средняя частота кадров выросла уже на 34%, максимальная – на 78%, а минимальная не изменилась. В данной игре вторая карта не прибавляет комфорта, так как разницы между 129 кадрами в секунду и 230 нормальный игрок не заметит, в то время как прибавка 5-10 кадров к минимальным 28 существенно улучшила бы геймплей. Quake 4 реагирует на вторую карту одинаково равнодушно, прибавляя чуть больше 40% в скорости. Напомним, что X1900XTX имеет более высокие частоты при работе в одиночном режиме, поэтому выигрыш при переходе от одиночной X1900XT к Crossfire будет заметнее.

БЕЗОГОВОРОЧНЫЙ ТОП
Radeon X1900XTX даже одна способна обеспечить великолепную скорость в любом режиме в современных игровых приложениях. Упряжка из двух X1900 создана для очень тяжелых режимов, поскольку в остальных ей не хватает процессорной производительности. Целесообразность установки двух карт общей стоимостью более 1200 долларов призрачная: реальный выигрыш в скорости не будет заметен пользователю, а вот возросший шум, необходимость приобретения дорогой Crossfire материнской платы и мощного блока питания очевидны. X1900 Crossfire – выбор амбициозных геймеров, ценящих все самое быстрое и, как следствие, самое дорогое. Вот только с шумом турбин что-то нужно делать…

Технические характеристики видеокарт Sapphire Radeon X1900XTX/X1900 Crossfire
Видеочип – R580
Количество пиксельных конвейеров – 48
Количество вершинных конвейеров – 8
Частота ядра – 650/625 МГц
Объем видеопамяти – 512 Мб
Частота памяти – 1,55/1,45 ГГц
Шина памяти – 256 бит
Цена – $610
Сайт производителя – www.ati.com