13 лет назад 9 декабря 2005 в 18:05 57

У КАЖДОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ АКУСТИКИ В АРСЕНАЛЕ ЕСТЬ ХОТЯ БЫ ОДИН КОМПЛЕКТ 5.1 СО ВСТРОЕННЫМ DOLBY-ДЕКОДЕРОМ. МНОГИЕ СМОТРЯТ НА ТАКИЕ КОМПЛЕКТЫ С НЕДОУМЕНИЕМ – ЗАЧЕМ НУЖНЫ ЭТИ НЕ СЛИШКОМ ДЕШЕВЫЕ СИСТЕМЫ, ЕСЛИ СОВРЕМЕННЫЕ ЗВУКОВЫЕ КАРТЫ, ДАЖЕ УСТАНАВЛИВАЕМЫЕ НА МАТЕРИНСКИЕ ПЛАТЫ, НЕПЛОХО СПРАВЛЯЮТСЯ С ДЕКОДИРОВАНИЕМ И ВЫВОДОМ DOLBY-ЗВУКА. МЫ НЕ ТОЛЬКО НАШЛИ ИМ ПРИМЕНЕНИЕ, НО И ВНИМАТЕЛЬНО ПОСЛУШАЛИ, КАК ОНИ ЗВУЧАТ.

ЗАЧЕМ НУЖЕН ВСТРОЕННЫЙ ДЕКОДЕР
Во-первых, используя систему со встроенным декодером, можно получить объемный звук на недорогих DVD-плейерах или мультимедийных проигрывателях на основе жесткого диска без декодера внутри. Во-вторых, случается, что ноутбук является единственным компьютером в доме. Подключив его к телевизору, вы запросто сможете смотреть DVD, но вот чтобы получить объемный звук, вам опять понадобится акустическая система со встроенным декодером. Правда, тут еще важно, чтобы в ноутбуке был цифровой выход (благо сейчас это перестало быть диковинкой). Кроме этих двух основных ситуаций наверняка найдется еще пара-тройка частных случаев, когда акустическая система с собственным Dolby-декодером будет наиболее удачным вариантом, так что смысл в них все-таки есть.

Методика тестирования
Акустические системы оценивались в двух номинациях: музыкальный комплект и кинотеатр. Во время музыкального тестирования систем использовались композиции разных жанров для наиболее полного раскрытия особенностей звучания. Чтобы сберечь время и параллельно исключить ошибки, связанные с усталостью, прослушивались фрагменты мелодий и лишь несколько полных песен.

Фрагментирование не привело к существенной потере художественного содержания, а весь материал – исключительно качественные CD-диски. Продолжительность музыкального теста в результате не превышала 60 минут. Кинотеатральные возможности проверялись на достаточно высокой громкости при озвучивании спецэффектов. Тестовый стенд: DVD-плейер-рекордер Mustek DVD R580, CD-проигрыватели Pioneer PD-207, головные телефоны Sennheiser HD-555. (Класс систем достаточен для оценки качества звучания мультимедиаакустики.)

SVEN HT-485 ($178)
Первый распечатанный набор Sven HT-485, оснащенный однополосными сателлитами, самый дешевый из этой четверки, поэтому требования к его музыкальным способностям несколько ниже – важна возможность использования его в роли компактного домашнего кинотеатра в небольшом помещении. Способы расстановки и функциональность этого комплекта первостепенны. Пять сателлитов набора небольшие и очень симпатичные, центральный спикер – горизонтальный. Оценить их “естественную” красоту не удалось – декоративную сеточку, прикрывающую динамики, без отвертки удалить невозможно.

Надежно расположить колонки на горизонтальной поверхности не получается: у них нет резиновых ножек, поэтому они все время норовят соскочить с гладкого стола. Отсутствие ножек компенсируется наличием настенных креплений на тыльной стороне. Установка сабвуфера не столь проблематична. Настоящие шипы не дадут ящику двинуться даже на очень большой громкости, а чтобы не поцарапался пол, в комплекте есть резиновые колпачки. Защитной сетки у низкочастотного динамика, “смотрящего” в пол, нет, но она и не нужна.

Для подключения системы к ПК можно использовать аналоговый или цифровой вход. Во втором случае это может быть электрическое (коаксиальный разъем) или оптическое подключение. Аналоговый вход только стереофонический, и это несколько сужает функциональность комплекта. Найти в коробке провода для цифрового подключения не удалось, пришлось использовать кабели конкурентов. Управление системой полностью возложено на пульт ДУ, а на сабвуфере расположено несколько светодиодных индикаторов и информационный экран.

Звучание комплекта не утомляет, сателлиты играют довольно собранно, но в районе 15-20 кГц заметен спад – сказывается однополосность. К примеру, чтобы услышать шорох морского прибоя, приходится напрягать слух. Середина приятная, но акустическая гитара всего лишь бренчит – нет прозрачности и ширины динамического диапазона, свойственного этому инструменту. Если голос исполнителя на фоне оркестра слышен довольно отчетливо, то хор превращается в “кашу”. Сабвуфер не разочаровал, но и не сильно обрадовал – честно отыгрывал вплоть до 50-55 Гц.

Ощущения музыкального низкочастотного динамика не появилось, но и назвать гулкой игру нижнего регистра язык не поворачивается. Правда, с нарастанием громкости искажения увеличиваются, игра низкочастотной головки становится расплывчатой и гулкой, озвучить комнату даже средних размеров комплекту будет непросто. Кинотеатральные и музыкальные качества системы не идут в разрез с ценой: сколько комплект стоит, на ту же сумму и играет. Отсутствие резиновых ножек у сателлитов и аналоговых входов 5.1 в усилителе – единственные минусы продукта (учитывая его стоимость).

GENIUS GHT-511D ($374)
Комплект вдвое дороже предыдущего. Внешний вид фронтальных и тыловых напольных стоек Genius GHT-511D, несомненно, привлечет к себе внимание. Собраны они очень качественно. Вес напольной фронтальной стойки с тремя динамиками невелик, и когда поднимаешь ее в первый раз, сильно удивляешься – как это может играть? Все дело в новой технологии производства диффузора СЧ-головки, но обо всем по порядку.

Напольная конструкция колонок себя оправдывает: фронтальные сателлиты не съедают рабочее место (их можно расположить по бокам стола), а для тыловых не нужно искать стойки или крепить к стене. Колонки имеют круглые подставки и даже при небольшом диаметре опоры стоят достаточно устойчиво. Под декоративной сеткой расположен необычный СЧ-динамик. Его магнитная система привычна всем, но конструкция диффузора нестандартна: он выполнен в виде плоской прямоугольной панели, а для повышения его жесткости используется композитный материал (карбон).

Именно благодаря такой конструктивной особенности посадочная глубина СЧ-динамика небольшая, колонка занимает мало места и привлекательно выглядит без декоративной сетки. Сабвуфер, будто в противовес сателлитам, массивен. Во избежание повреждений низкочастотник прикрыт защитной сеткой и установлен на высокие резиновые ножки. В верхней части передней стенки сабвуфера находится круглый информационный экран и наиболее важные кнопки.

Аналоговое подключение, как и в предыдущем случае, возможно только в стереофоническом режиме, и так же, как и в Sven HT-485, цифру можно подключить электрически или оптически. Комплектация полная, и при подключении остальных систем теста не раз использовались кабели GHT-511D. Кнопки небольшого аккуратного пульта ДУ нажимаются очень четко. Поначалу обрадовало наличие “пищалок”, но потом оказалось, что ВЧ-динамики играют довольно уверенно до 16 кГц, только прозрачности и деталей вы не услышите, да и звук резковат.

Отсутствие натуральности тембра – заслуга высокотехнологичных СЧ-головок. Композиция Стинга “Why Should I Cry For You” чувствительна к тембральному балансу тракта и качеству ВЧ. Уловить настроение данной мелодии не получается, а тембр голоса исполнителя получается и вовсе далеким от реального. В композиции Pink Floyd “The Great Gig In The Sky” женский вокал резок – голос просто кричит. Шквал эмоций, который должен бы передаваться музыкальным фрагментом, теряется. Зато с кинотеатральными задачами комплект справился заметно лучше. Сабвуфер неплохо отрабатывал звуковые эффекты. Спад его АЧХ начинается в районе 40 Гц, так что нижний регистр получил зачет. Что ж, музыка для Genius GHT-511D практически противопоказана, но с ролью домашнего кинотеатра он справляется неплохо, да и наверняка дизайн придется кому-то по вкусу.

LOGITECH Z-5500 ($385)
Большую часть пространства в объемной упаковке съел 10-дюймовый сабвуфер. Такого гигантского низкочастотного динамика в мультимедийных системах нам встречать не приходилось. Вкупе с защитной металлической решеткой и пластиковым кантом размеры его довольно устрашающие. Если звуковое давление и глубина баса соответствуют размерам низкочастотника, то скучать во время просмотра спецэффектов не придется.

Кроме гигантского сабвуфера из коробки достали пять небольших сателлитов, которые на его фоне показались игрушечными. Все пять имеют по одному широкополосному динамику с центральной “пулей”. Мембрана выполнена из алюминия, ее гибкий подвес довольно жесткий – скорее всего, небольшой громкоговоритель подвергается значительным нагрузкам. Справится ли? Посмотрим. Благодаря поворотным основаниям колонки можно крепить на стене и устанавливать на стол. Центральный канал можно разместить на стене, над монитором или под ним.

Проблемой может стать кабель, ведущий к усилителю. Он встроен в спикер, и в случае обрыва у пользователя возникнет масса проблем. Правда, благодаря такой компоновке инсталляция набора самая простая из всей четверки – нужно лишь втыкать “тюльпаны” в соответствующие им по цвету разъемы на сабвуфере. Декодер, удобный регулятор громкости, информационный дисплей, кнопки управления, входы (цифровые и аналоговые) и выходы на наушники вынесены в отдельный блок, называемый Control Center. Этот модуль подключается к сабвуферу довольно коротким кабелем, так что поэкспериментировать с его установкой не получится. Если поставить центр управления у монитора (что логично), сабвуфер будет находиться где-то под ногами.

Исполнение динамичных мелодий удается комплекту очень хорошо, но когда система была настроена по умолчанию, сабвуфер навязывал игру сателлитам и откровенно выделялся на их фоне: глубокий бас (явно от 30-35 Гц) просто глушит слушателя. Пришлось выставить громкость низкочастотного канала на минимум. Музыкальность сателлитов средняя, сказывается использование одной единственной широкополосной головки. Тональный дисбаланс заметен на высоких частотах (от 16 кГц), но выражен не ярко.

Натуральность тембра голоса неплохая, а вот скрипкам чего-то не хватает. В хоре слышны все голоса, инструменты их не заглушают. Сабвуфер, несмотря на размеры, отлично отыгрывает атаку. В композиции Жака Лусьера “Gavotte in D Major ” от игры контрабаса захватывает дух, ударные динамичны! Порой от звуков барабана на фоне хора вздрагиваешь – динамика и глубина саба поражают. В роли кинотеатра данная система еще интересней. Даже при полной нагрузке на сателлиты, когда громкость выкручена до максимума и звук приобретает кричащий оттенок, низкочастотник не раздражает искажениями и размытостью, он по-прежнему динамично и глубоко отыгрывает сцены. Звучание набора универсально. Он подойдет и для современных музыкальных композиций, и для динамичных кинотеатральных сцен, насыщенных взрывами. Комплектацию можно назвать средней, но в плане удобства инсталляции и управления системе нет равных.

Технические характеристики систем по данным производителя
Диапазон частот, Гц Мощность сателлитов (RMS), Вт Мощность сабвуфера (RMS), Вт
Sven HT-485 20-20000 5х10 40
Genius GHT-511D 20-20000 5х20 100
Logitech Z-5500 33-20000 4х62 + 69 188
Microlab A-H500D 25-20000 5х45 95

MICROLAB A-H500D ($257)
Вынимая сателлит из транспортировочной упаковки, понимаешь: это – вещь! Систему не стыдно расположить в помещении с дорогим классическим дизайном. Даже в паре с большим телевизором на стойках вы ни разу не вспомните о том, что Microlab A-H500D – мультимедийная система Глаз радуют прочные округлые корпуса, покрытые рояльным лаком. Все пять колонок абсолютно одинаковы, под их декоративной сеткой уместились два динамика.

Купольная шелковая (!) “пищалка” должна облагородить ВЧ-диапазон, а среднечастотник с бумажным диффузором постарается от нее не отстать. Набор комплектуется достаточно качественным ненарезанным 30-метровым проводом. С одной стороны, это позволяет расположить систему по вашему желанию, с другой – увеличивает время инсталляции. Нужно учесть, что для подключения под пружинные зажимы кабель лучше опаять. Сабвуфер выполнен в общем стиле, он большой, но после 10-дюймового динамика от Logitech не удивляет своими размерами и немалым весом. В комплекте есть шипы и резиновые “тапочки” для установки на паркет или линолеум.

Внешний блок с декодером оборудован полным набором входов: аналоговым 5.1, аналоговым стерео, коаксиальным и оптическим. Информационный экран и удобный круглый регулятор громкости не дадут ему затеряться на общем фоне. Коммутация сабвуфера и внешнего блока кабелями среднего качества в данном случае кажется спорным решением. Комплектация приятно удивила наличием всех проводов, в том числе и цифровых.

Звучание набора Microlab A-H500D достаточно хорошее и сбалансированное. Предыдущие комплекты не идут с ним ни в какое сравнение, и это притом, что стоит он заметно меньше двух последних. Наличие шелкового ВЧ-динамика исключительно положительно сказывается на качестве воспроизведения. В высокочастотной области не наблюдается спада, динамики играют без искажений и в меру прозрачно. Мелодии не утомляют кричащим оттенком. Звучание СЧ несколько “прибито”, но мы же понимаем, что имеем дело с мультимедийной системой.

На средней громкости сабвуфер выдает упругий, интересный бас. Поначалу бас показался навязчивым, но уменьшение уровня сигнала низкочастотного канала исправило картину. С повышением громкости все меняется: вместо упругой собранной игры динамик начинает “ухать”, хочется сделать потише. Во время воспроизведения записи Стинга “Why Should I Cry For You” слышна хрипотца в голосе исполнителя – это хорошо, высокие и средние частоты отыграны заметно лучше предыдущих комплектов. Насыщенная нюансами запись группы Yello “Squeeze Please” вызывает положительные эмоции. Хор заглушается инструментами, уходит на второй план, но “каши” нет. Как это ни удивительно, спецэффекты при просмотре фильмов не произвели ожидаемого впечатления – очевидно, после такого качества воспроизведения музыки мы ожидали большего.

В наших руках оказались четыре бесконечно разные системы, так что подводить итоги очень просто. Sven HT-485 предоставляет отличную возможность за небольшие деньги получить объемный звук в составе бюджетного домашнего кинотеатра. Logitech Z-5500 сложно назвать бюджетным комплектом, но когда вы будете смотреть какой-нибудь боевик, его сабвуфер “даст жизни” не только вам, но и вашим соседям. В общем, “удар в грудь” гарантирован, да и динамичную музыку послушать можно.
Microlab A-H500D оказался самым музыкальным комплектом и при этом не самым дорогим. И, возможно, его сабвуферу на большой громкости недостает собранности, но это самый универсальный комплект акустики с прекрасным внешним видом и лучшим музыкальным звучанием.

Genius GHT-511D за свои очень немалые деньги, увы, не может всерьез сравниться с остальными участниками теста. Поэтому если вам необходим комплект со встроенным Dolby-декодером, настоятельно рекомендуем присмотреться к первым трем. На наш взгляд, наиболее удачным приобретением будет Microlab A-H500D.
Благодарность: