12 лет назад 21 сентября 2006 в 21:43 92

Нужно признать, что мультимедийные системы 2.1 являются наиболее универсальным вариантом компьютерной акустики: они музыкальны, компактны, обеспечивают приличное качество звука и не страдают от недостатка низких частот. Хочешь слушать музыку – немного “прибери” сабвуфер и наслаждайся, а если хочешь получить “удар в грудь” во время игры или просмотра фильма – наоборот, добавь, и все будет отлично. Мы собрали четыре комплекта акустики 2.1 стоимостью более 100 долларов, чтобы посмотреть, насколько они хороши.

КОМПРОМИСС X.1
Появлению акустических систем x.1 мы обязаны одной из особенностей человеческого восприятия, а именно тому, что человек не в состоянии локализовать источник низкочастотного звукового сигнала. Этому эффекту наверняка есть научное объяснение, в котором говорится что-нибудь о строении ушной раковины и длине звуковой волны, а может быть, и еще о чем-то, но все это не так важно. Важно другое: именно благодаря этой особенности стало возможным создание компактных акустических систем, способных поместиться на обычном компьютерном столе и при этом выдающих невероятно мощный бас.

У систем с сабвуфером есть как сторонники, так и ярые противники, и все потому, что это никакая не панацея, а всего лишь еще один компромисс, надстроенный над прочими компромиссами. Начнем с того, что с появлением отдельного низкочастотного канала возникла необходимость согласования его с широкополосными сателлитами. В некоторых случаях процедура эта может быть не очень сложной, но чудес не бывает, и состыковать каналы идеально и тем более раз и навсегда невозможно.

Чаще всего более-менее приличное согласование можно получить лишь для определенной громкости системы или некоторого диапазона громкостей в лучшем случае. К тому же согласовывать каналы нужно не только по мощности, но и по фазе, а последняя очень сильно зависит от размещения сабвуфера относительно сателлитов и особенностей конкретного помещения.

Во-вторых, нельзя не учитывать, что при сведении музыки низкочастотные сигналы не собираются в один общий источник, а сложным образом распределяются между двумя каналами. Мы же в системах x.1 получаем лишь один источник звукового сигнала, который воспроизводит все низкочастотные составляющие, отрезанные и замешанные самым грубым образом. И пусть мы не в состоянии локализовать низкие частоты, да и широкополосные динамики сателлитов иногда подсказывают нам, где находится тот или иной низкозвучащий инструмент, фонограмме, безусловно, наносится вред.

Насколько он значителен, конечно же, зависит от конкретной фонограммы, но тем не менее. С другой стороны (компромисс, так компромисс!), если кому-то, несмотря ни на что, очень захочется получить бас, пробивающий грудную клетку, – в системе с сабвуфером это сделать гораздо проще, чем в системах без него. Ну и если мы собираемся не только слушать музыку, но и смотреть кино и играть в игры, то получается, что именно системы x.1 оказываются наиболее удачным универсальным решением.

КАК МЫ ЭТО ДЕЛАЛИ
В качестве источника сигнала использовался CD-проигрыватель NAD C 542. Это Hi-Fi начального уровня, но нам показалось, что его вполне достаточно для теста систем, стоящих в разы дешевле. Акустические системы подключались непосредственно к линейному выходу проигрывателя. В качестве межкомпонентного шнура использовался комплектный, поставляемый с акустической системой.

Конечно, можно было бы взять один провод высокого качества для теста всех систем, но, во-первых, у некоторых систем этот шнур был несъемный или уникальный (например, JBL Encounter и Logitech Z3), а во-вторых, использоваться системы, скорее всего, будут именно с комплектным шнуром – вряд ли кто-то станет покупать для мультимедийной акустики межкомпонентный кабель стоимостью 100-200 долларов за метр. Так что нам показалось, что так будет честнее.

Для того чтобы предварительно настроить системы (выровнять тональный баланс, при необходимости подстроить частоту среза и громкость сабвуфера), в качестве эталона мы взяли акустические системы Dynaudio Audience 52 и усилитель NAD C 352. Для теста использовался диск с треками FSQ и приличный набор музыки разных направлений. Никаких точных измерительных приборов задействовано не было, так что ни графиков, ни сильно умных слов не будет.

MICROLAB H-200 ($142)
Эта система позиционируется как акустика для домашнего кинотеатра и выглядит почти “по-взрослому”. Самые большие по размерам и объему двухполосные сателлиты с фазоинверторным акустическим оформлением, приличный по объему сабвуфер, отделка под дерево с покрытием а-ля рояльный лак.

В комплекте акустические провода для сателлитов в двойной прозрачной оплетке солидного диаметра (диаметр жилы 1,5 мм), в сателлитах металлические закручивающиеся кабельные разъемы, съемные грили с тонкой синтетической тканью черного цвета и логотипом Microlab. Под грилями прячутся шелковые дюймовые твитеры и трехдюймовые среднечастотные динамики с белым диффузором. Фазоинвертор сателлитов расположен на задней панели, поэтому их нельзя вешать на стену или ставить близко к стене – расстояние от задней стенки до стены должно быть не меньше 20 сантиметров.

Несмотря на внушительный объем сабвуфера, в нем установлен низкочастотный драйвер диаметром всего 6,5″. Надо признать, что при максимальной громкости низкочастотного канала диффузор этого динамика совершает просто невероятные колебания, и иногда становится непонятно, как их выдерживает подвес.

Усилительная часть Microlab H-200 сделана весьма оригинально: она разделена на предварительный усилитель и блок усилителей мощности. Последний размещен в корпусе сабвуфера, а тракт предварительного усиления вместе с регуляторами громкости, баланса, мощности низкочастотного канала находится в отдельном внешнем блоке. Этот внешний модуль имеет свой собственный блок питания, что, конечно, хорошо. Плохо только, что для включения системы нужны две сетевые розетки. В этом же блоке размещен фильтр, необходимый для работы сабвуфера, в самом же сабвуфере находятся три усилителя мощности, без каких-либо фильтров.

Коммутация получается несколько усложненной: нужно включить сабвуфер и блок предварительного усилителя в розетки, соединить саб с предом тройным коаксиальным кабелем, подключить обычным кабелем к источнику и подключить сателлиты. Несмотря на некоторую сложность, такая система коммутации позволяет удобно разместить все компоненты системы. Кстати, комплектные межкомпонентные кабели имеют приличный внешний диаметр, ну а что у них внутри, мы, конечно же, не знаем – разрезать мы их не стали.

Из-за раздельного питания предварительного усилителя и блока усилителей мощности получается, что кнопка на блоке предварительного усиления отключает только предусилитель, и в итоге в момент выключения в сателлитах звук исчезает не мгновенно, а потом еще раздаются неприятные хрипы и щелчок в самом финале. В общем, целая симфония. Для того чтобы выключить усилители мощности, нужно щелкнуть выключателем на задней панели сабвуфера, и если он стоит, скажем, под столом, процедура эта вряд ли будет приятной.

Регуляторы баланса и усиления низкочастотного канала имеют фиксатор в центральном положении, и, очевидно, именно в центральном положении низкочастотный канал должен бы наилучшим образом стыковаться с сателлитами, но, увы, это не так. Мощность низкочастотного канала в этом положении регулятора оказывается явно избыточной. Приходится уводить его влево, уменьшая громкость сабвуфера. Более-менее приличное согласование получается, если ручка регулятора мощности сабвуфера оказывается ближе к левой четверти.

Все же, как бы мы ни старались точно “соединить” сателлиты и сабвуфер, получается это не очень хорошо. Скорее всего, потому, что нижняя середина и низкие частоты сателлитами воспроизводятся явно нелинейно, то же самое происходит и с сабвуфером в верхах низких частот. В итоге звук в целом оказывается окрашенным заметным всплеском в районе 120-140 Гц.

При приличных объеме сабвуфера и мощности низкочастотного канала нижняя часть низких частот (30-50 Гц) практически не воспроизводится. Макродинамику H-200 держит неплохо, а вот с микродинамикой дела обстоят заметно хуже – звуку не хватает детальности.

Немного поэкспериментировав, мы выяснили, что если закрыть фазоинверторы сателлитов (для этого обычно используются заглушки из поролона), то всплеск на частоте 120-140 Гц заметно уменьшается, хотя и не исчезает полностью, и окраска звучания становится не столь явной. При этом сабвуфер и сателлиты стыкуются лучше, но глубина звуковой сцены уменьшается, что не очень хорошо, поскольку у системы и без того характерное выдвинутое, слегка сплющенное звучание.

Вывод, к которому мы пришли в итоге нашего общения с Microlab H-200, прост: это отлично оформленная, мощная, хорошо укомплектованная акустическая система, которая, к сожалению, звучит чуть хуже, чем выглядит. Выглядит она действительно богато, и может вписаться даже в изысканный интерьер, а вот звучит как уверенный середнячок.

Microlab H-200
Основные характеристики
Выходная мощность (RMS) – 144 Вт
Диапазон частот – 30 – 20000 Гц
Материал корпуса – МДФ (сабвуфер и сателлиты)
Чувствительность – 300 мВ
Отношение сигнал/шум – 92 дБ
Разделение каналов – 50 дБ
Диаметр динамиков
– твитеры – 1″
– широкополосные – 3″
– сабвуфер – 6,5″
Защита – магнитное экранирование динамиков
Размеры
– сабвуфер – 265x288x300 мм
– сателлит – 122x182x220 мм
– предварительный усилитель – 72x212x201 мм
Сайт производителя – www.microlab-speaker.ru

LOGITECH Z3 ($124)
Компактная и внешне очень привлекательная система. Небольшой кубик сабвуфера с серебристой решеткой и самым большим по размеру восьмидюймовым низкочастотным драйвером выполнен из МДФ по схеме “закрытый ящик”. Небольшие сателлиты с алюминиевой накладкой на передней панели, симпатичными съемными грилями и очень понтовыми широкополосными динамиками диаметром два дюйма имеют фазоинвертор и устанавливаются на металлические подставки. Динамики в них действительно клевые, но твитеров, к сожалению, нет, поэтому нельзя сказать, что с верхними частотами у системы полный порядок – не полный (как это часто бывает с однополосными колонками, им недостает самого верха).

Управляется система с проводного пульта, который ни за что в жизни не расстанется со своими шнурами – они просто вделаны в него. Даже межкомпонентный провод “вделан”, и заменить его нельзя, разве что если очень приспичит заняться перепайкой-переделкой. На пульте кнопка включения, большая ручка регулятора громкости и выход на наушники. Сателлиты и пульт подключаются к сабвуферу одним хитрым разъемом, который, к сожалению, фиксируется не слишком надежно, и имеет склонность при неаккуратном обращении выпадать из гнезда.

На задней панели сабвуфера есть регулятор мощности низкочастотного канала, но стоит сделать уровень чуть больше минимального, как тут же становится понятно, что сабвуфера слишком много, поэтому его приходится оставлять в крайнем левом положении. Зато низкочастотный канал действительно воспроизводит частоты от 30-35 Гц.

Несмотря на то что сабвуфер выполнен по закрытой акустической схеме и, казалось бы, должен обеспечивать не слишком яркий, но ровный звук, у него легко получается срываться в бубнеж, куда бы в комнате его ни ставили. Сложно объяснить этот феномен, возможно, это какие-то особенности комнаты, в которой проводилось тестирование, удивительно только, что проявились они исключительно с этой акустикой.

Широкополосные динамики сателлитов не отличаются детальностью, и подробности фонограммы легко прячутся за мощными тональными сигналами. К тому же у Logitech Z3 далеко не идеальный тембральный баланс – у системы свой звук, который, впрочем, кому-то наверняка придется по душе, но одно совершенно очевидно – он заметно окрашен. При подключении к стандартному универсальному выходу в положении регулятора громкости между серединой и последней четвертью становятся отчетливо слышны гармонические искажения. В итоге запаса неискаженной мощности оказывается достаточно для озвучки некоторого пространства около компьютера, но не комнаты.

Logitech Z-3
Основные характеристики

Диапазон воспроизводимых частот – 35 – 20000 Гц
Выходная мощность
– сабвуфер – 23 Вт
– сателлиты – 8,5 Вт на канал
Отношение сигнал/шум – не менее 92 дБ
Комплект поставки – два сателлита, сабвуфер, проводной пульт ДУ, руководство пользователя
Габариты
– сабвуфер – 230х230х240 мм
– сателлит (без подставки) – 70х170х40 мм
Вес – 6 кг
Сайт производителя – www.logitech.com

JETBALANCE JB-465 ($116)
Пластиковые корпуса сателлитов Jetbalance JB-465 графитового цвета с черными металлическими грилями в сочетании с графитовым параллелепипедом сабвуфера выглядят очень стильно. Акустическое оформление сабвуфера – фазоинверторное, но фазоинвертор, как и драйвер, выведен на нижнюю панель, что позволило несколько выровнять частотную характеристику и приблизить звучание низкочастотного канала к сабвуферам закрытого типа. Правда, ставить его в угол не рекомендуется, иначе вы рискуете получить низкочастотный гул вместо хорошо проработанного баса. Корпус выполнен из МДФ, покрыт ламинатом и установлен на достаточно высокие ножки из плотной резины.

В комплекте кроме дистанционного пульта с проводом полутораметровой длины идут еще неплохие для системы такого класса акустические и межкомпонентные кабели. Установка системы проста и не может вызвать затруднений, разве что придется подумать, где разместить проводной пульт.
Jetbalance JB-465 не перегружена управлением. С проводного пульта ДУ можно включить систему или перевести ее в Standby-режим, изменить общую громкость, мощность сабвуфера и включить расширение стереобазы (кнопка “3D”).

Еще один весьма важный элемент управления – регулятор фазы низкочастотного канала на задней панели сабвуфера. Он необходим для точного согласования сателлитов с низкочастотным каналом после установки системы в конкретном помещении. Для согласования фазы не нужно перемещать сабвуфер – достаточно воспользоваться регулятором. Нельзя сказать, что процедура эта очень проста (установщики Hi-Fi обычно пользуются специальными приборами), но в домашних условиях ее вполне можно выполнить на слух, например по набору риперных частот и барабанному соло с диска FSQ.

Jetbalance JB-465 – система с очень мощным, энергичным и достаточно честным звучанием. Небольшие подъемы в области мид-баса и в высоких частотах создают ощущение более динамичного звука и вместе с тем прячут невысокую разрешающую способность системы в области средних частот. Мы ни в коем случае не станем винить производителя за такое решение – более того, скажем, что для мультимедийной акустики это, пожалуй, единственно верный подход.

Именно среднечастотная область является самой дорогостоящей, и, стремясь получить идеальное звучание в этом диапазоне, люди отдают тысячи и десятки тысяч долларов за элитную Hi-Fi-акустику. Кроме энергичного и честного звучания у JB-465 отличные по сравнению с остальными участниками теста ширина и глубина звуковой сцены и высокий запас неискаженной мощности – даже на большой громкости система звучит ровно.

Jetbalance JB-465
Основные характеристики

Выходная мощность (RMS)
– общая – 60 Вт
– сабвуфер – 30 Вт
– сателлиты – 2х15 Вт
Диапазон воспроизводимых частот – 30 – 20000 Гц
Управление – проводной пульт
Экранирование корпуса – магнитное
Вес – 11,5 кг
Сайт производителя – www.jetbalance.ru

JBL ENCOUNTER ($198)
У этой системы, выполненной в виде парочки инопланетян, высадившихся из своего летательного аппарата, потрясающе ровное и сбалансированное звучание, но после мощной и динамичной системы Jetbalance оно кажется не таким выразительным – не хватает низа и самых верхних частот. Последнее связано с тем, что в сателлитах нет твитеров – в них установлены две широкополосные динамические головки.

Сабвуфер с весьма оригинальным акустическим оформлением (драйвер направлен в пол, а выход фазоинвертора смотрит в потолок) начинает воспроизводить частоты от 40 Гц и делает это очень ровно и мягко. Ставить его лучше на голый пол, а не на ковер или подобное покрытие, тогда бас будет собранней и динамичней. К сожалению, система сделана прежде всего для использования с компьютером и размещения на столе, и с озвучкой некоторого пространство вокруг сидящего за столом она справляется отлично, но вот комнату озвучить ею будет сложно – элементарно не хватит мощности неискаженного сигнала.

Исходя из компактного настольного размещения сделано и управление системой. Регулятор громкости – это две сенсорные кнопки на основании правого сателлита. На корпусе сабвуфера расположены кнопка включения и регуляторы низких и высоких частот. Ручки регуляторов вместе с разъемами сателлитов и блока питания имеют уникальную форму и образуют своеобразный пояс на фюзеляже “ракеты”. Кстати, питается система от внешнего блока внушительного размера.

Оригинальный дизайн, ровное звучание, неплохая микро– и макродинамика, но довольно низкая мощность и высокая цена. К тому же переиграть JB-465 этой системе все-таки не удается. Зато она отлично будет смотреться рядом с Mac mini или MacBook, дополняя их фирменный стиль.

JBL Encounter
Основные характеристики

Диапазон частот – 40 – 20000 Гц
Выходная мощность (RMS)
– сабвуфер – 34 Вт
– сателлиты – 13 Вт на канал
Входное сопротивление – более 5 кОм
Отношение сигнал шум – более 80 дБ
Сайт производителя – www.jbl.com

NUMBER ONE
Стремясь получить максимально объективную оценку, мы по несколько раз детально прослушивали тестовые треки на Jetbalance JB-465, сравнивали с эталонным звучанием и с остальными тестируемыми системами, и по всему получалось, что JB-465 – лучшая доступная на данный момент мультимедийная акустическая система 2.1, без каких-либо оговорок. Ну а если еще учесть очень демократичную стоимость комплекта, просто не остается вариантов – система получает значок “Выбор редакции”.

Что касается остальных участников теста, то наименее удачным оказался комплект Logitech Z3 с большим набором особенностей и невысокой неискаженной мощностью. Microlab H-200 звучит заметно лучше и выглядит дорого, но обладает достаточно сложным характером – с ней нужно учиться дружить. Ну а JBL Encounter был бы просто великолепен для использования с Macintosh да и любым другим компьютером, если бы не самая высокая цена.