11 лет назад 10 октября 2007 в 19:18 47

Возьми все!

Автор: Андрей Воленко

Разгон, если посмотреть на него здраво, вещь полезная и иногда действительно нужная. С одной стороны, это способ получить большую производительность за меньшие деньги, с другой – целая религия и стиль жизни. Ко второму обычно приходят через первое.

Разгонять в компьютере, по большому счету, можно все. Но практически оправданно разгонять не все подсистемы компьютера, некоторые вещи лучше не трогать – например, шину, на которой работает контроллер жестких дисков или звуковая карта. Наиболее логично разгонять процессор, видеокарту, чипсет и оперативную память. Разгон системной шины смысла не лишен, но существенного прироста производительности не приносит. Разгонять нужно то, что может заметно повлиять на суммарную производительность компьютера. Очевидно, что производительность системы равна производительности самого медленного компонента. То есть если в компьютере установлено очень мало оперативной памяти, она медленная или же видеокарта не создана для игрового 3D, то разгон процессора даст очень мало, его масштабирование будет сдерживаться другими компонентами. Именно по этой причине разгонять стоит сбалансированную систему, более того, разгонять лучше сразу несколько компонентов.

ПОЧЕМУ ЖЕЛЕЗО РАЗГОНЯЕТСЯ?

Разгон, то есть функционирование железа в нештатных режимах, возможен благодаря тому, что производители, выпуская то или иное устройство, тестируют его в самых жестких условиях эксплуатации, и в каждую железку закладывается определенный запас прочности. К тому же на пригодность к работе в том или ином состоянии тестируются не все продукты, сходящие с конвейера, а лишь выборочные экземпляры. Поэтому в одной партии могут оказаться продукты, которые легко заработают на заметно больших частотах.

К тому же при поднятии напряжения (на процессор, память или чипсет) можно увеличить частотный потенциал разгоняемого компонента, хотя это и повлечет за собой другие негативные последствия.

НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РАЗГОНА

Первое и самое главное следствие разгона – это увеличение тепловыделения. Энергопотребление чипа рассчитывается как произведение некоторой уникальной для каждой микросхемы константы, частоты и квадрата напряжения. Поэтому при увеличении частоты рост тепловыделения линейный, а при увеличении напряжения – квадратичный. Это стоит иметь в виду при разгоне.

Если при разгоне система становится нестабильной, то нужно рассматривать не только возможный перегрев компонентов, но и недостаток питания. Разогнанная система требовательна к качеству и номинальной мощности блока питания. Причем независимо от того, разгоняем мы процессор, видеокарту или оперативную память.

Говорить о выходе какого-либо компонента из строя при грамотном разгоне не придется. А вот плохой блок питания способен выгореть, очень плохой БП может унести с собой материнскую плату, а в редких случаях еще и память или процессор. Такие блоки не стоит использовать вообще, так как даже в номинальном режиме их эксплуатация опасна.

Часто при сильном разгоне система просто зависает, отключается из-за перегрева или срабатывания защиты в БП при перегрузке. Основные проблемы при разгоне возникают по вине так называемых “кривых рук”, когда плохо установленный кулер, отвертка, замкнувшая не те контакты на материнской плате, или даже варварски выставленные опции в BIOS приводят один из компонентов в негодность. Впрочем, именно по этой причине в BIOS обычно используются безопасные диапазоны настроек, а все повреждения возникают от неправильных манипуляций с железом.

Очевидно, что ужесточение условий эксплуатации сокращает ресурс разгоняемого оборудования. Но, учитывая современные темпы морального устаревания железа, на это можно не обращать внимания. Даже при экстремальном разгоне процессор проживет достаточно, чтобы его цена успела упасть до стоимости банки колы.

ИНСТРУМЕНТЫ

Для разгона разных комплектующих используются разные инструменты. Так, процессор, шины, чипсет и оперативная память разгоняются из BIOS материнской платы.

Разгон процессора обычно происходит путем банального повышения опорной частоты, то есть частоты системной шины для современных процессоров Intel и частоты шины Hypertransport для процессоров AMD. Во всех чипсетах, кроме наборов логики NVIDIA для процессоров Intel, вместе с шиной поднимается частота работы памяти. В таком случае стоит понизить делитель памяти, который задается относительно шины.

В случае с процессорами AMD этот самый делитель указать, как правило, нельзя, да и устанавливается он относительно частоты процессора, а не шины. В BIOS при этом обычно присутствуют значения в виде: DDR-266, DDR-333, DDR-400 и так далее для процессоров с Socket 939; DDR-533, DDR-667, DDR-800 для процессоров в Socket AM2-упаковке. Указанные в опциях BIOS понижения – и есть, по сути, псевдоделители. Так, если штатная частота памяти равна 400 МГц, а выставлена частота 333 МГц, то память начинает тактоваться на частоте приблизительно в 0,83 раза ниже. Увеличивая частоту Hypertransport на 20%, для памяти мы вновь получим те же 400 МГц. Но так как в процессорах AMD используется встроенный контроллер памяти, то на практике частоты задаются делителем относительно частоты процессора. Поэтому не стоит удивляться, если реально полученная частота будет немного отличаться от рассчитанной.

Разгон памяти также производится из BIOS. Механизм идентичен тому, что был описан для процессорных шин и понижения частоты памяти. Только сейчас делители нужно увеличивать. Однако память стоит разгонять вместе с процессором, поэтому такой метод отдельно практикуется редко. Чаще используется изменение таймингов (задержек) памяти. “Играя” таймингами, можно получить заметно большую прибавку в производительности, чем при простом разгоне. К изменению таймингов более чувствительны системы на базе процессоров AMD. Особо критичны при этом два тайминга – CAS Latency и Command Rate. Первый отвечает за задержку до начала чтения данных из памяти после их получения, второй – это задержка между обработкой команд. Command Rate может быть выставлен в значение 1T (1 такт) и 2T (2 такта). Производительность AMD-систем при этом будет заметно различаться: с 1T память оказывается быстрее приблизительно на 25%, при записи преимущество 1T становится еще больше. Примечательно, что на Intel-платформах таких различий нет.

CAS Latency оказывает приблизительно одинаковое влияние на производительность подсистемы памяти на обеих платформах. Уменьшение CAS Latency обязательно сказывается приростом скорости. Стабильность от таких манипуляций, естественно, может пострадать. Поэтому при разгоне памяти стоит выбирать золотую середину между частотой памяти и таймингами. Можно даже проверить прирост производительности синтетическими тестами и реальными приложениями.

Прочие тайминги описывать в рамках краткого материала бессмысленно. Манипуляции всеми задержками памяти – это удел фанатичных оверклокеров. Впрочем, очевидно, что чем тайминги ниже, тем выше скорость, но заметить это будет сложно, оставшиеся задержки менее значимы для производительности. Вообще, чтобы прочувствовать значение каждого тайминга на практике, нужно поэкспериментировать с каждым параметром в отдельности, замеряя изменение скорости в паре-тройке разнотипных приложений. Только, по правде сказать, займет это не одну бессонную ночь.

Видеокарты разгоняются программно. У производителей были мысли сделать для видеокарт нечто похожее на своеобразный BIOS, были даже выпущены серийные модели подобных решений, которые, например, достаточно давно предлагала компания Leadtek. Но общественность не приняла это усовершенствование, разгонять оказалось удобнее из операционной системы, проверяя параметры сразу после применения новых частот.

Для разгона написан не один десяток утилит, но наиболее популярными сейчас являются ATI Tool и продукт нашего соотечественника Riva Tuner. Каждая из утилит способна работать как с картами ATI, так и NVIDIA. ATI Tool хороша тем, что имеет встроенный модуль проверки стабильности разгона и возможность автоматического разгона чипа и памяти. Для прогрева видеокарты используется так называемый “мохнатый кубик”, который действительно очень сильно нагружает видеокарту. Программа способна автоматически отыскивать артефакты в этом кубике при разгоне. Авторазгон работает не идеально, но позволяет без лишних хлопот определить приблизительные разгонные возможности карты. Riva Tuner, напротив, сделана для любителей тонкой настройки. Программа изобилует настраиваемыми параметрами, скрытыми от пользователя в драйверах. Также Riva Tuner имеет отменные возможности для мониторинга состояния видеокарты. Именно поэтому есть смысл использовать на раннем этапе разгона ATI Tool, а уже дальше Riva Tuner.

Магия FSB Strap

С разгоном процессоров Intel стоит учитывать один нюанс – FSB Strap. Это такое значение частоты, после которой чипсет автоматически переводится в более щадящий режим, то есть задержки на выполнение его функций увеличиваются. Это позволяет сохранить стабильность при разгоне.

Материнские платы ASUS и Gigabyte на чипсетах семейства 965 хорошо изучены, для них FSB Strap равен 400 и 300 МГц соответственно. Для плат на последующем чипсете P35 FSB Strap обычно отодвинут дальше, иногда этот порог даже можно указать, хотя при сильном разгоне плата автоматически может еще раз увеличить задержки чипсета.

FSB Strap означает, что, к примеру, система на базе платы ASUS будет быстрее на частоте шины 390 МГц, чем 410 МГц. При этом в диапазоне от 300 до 400 МГц ASUS окажется быстрее Gigabyte, после скорости сравняются. Порог FSB Strap заметно уменьшает производительность чипсета и подсистемы памяти, хотя при дальнейшем увеличении частоты производительность расти не перестанет.

КАК ПРОВЕРЯТЬ СТАБИЛЬНОСТЬ

Для тестирования стабильности разогнанной системы существует несколько специально разработанных приложений. Так, если нужно проверить стабильность разгона процессора, чипсета или памяти, то стоит использовать S&M или OCCT Perestroika. Обе утилиты очень сильно нагружают систему, выявляя огрехи в разгоне. OCCT Perestroika появилась относительно недавно, но стала очень популярна в оверклокерских кругах за короткий срок, удобство использования и качественная и быстрая оптимизация прогревающего кода под новые процессоры сделали свое дело.

В случае с прогревом видеокарт целесообразно использовать тот самый “мохнатый кубик” из ATI Tool на начальном этапе, 3DMark06 и реальные игры в самых тяжелых режимах – на последующих. При этом стоит оценить не только сам факт запуска и прохождения теста, но и вообще понаблюдать за выводимым изображением, так как при переразгоне могут теряться текстуры, выпадать отдельные полигоны в сценах, искажаться цвета, появляться другие артефакты, хотя система все еще останется “стабильной”. Сверх того, на чипах NVIDIA стоит также измерять производительность, так как в продуктах седьмого поколения была проблема с фризами, когда картинка могла просто замирать на мгновение, хотя стабильность при этом не страдала. Производительность и играбельность с фризами, естественно, низкие. Это стоит учитывать, и при их возникновении откатываться на более низкие значения.

ЧТО РАЗГОНЯЕТСЯ?

Если говорить о способности разгоняться как свойстве железа, то очевидно, что разгоняется все. Другое дело, что потенциал у каждой аппаратной линейки разный, и этот потенциал очень сильно зависит от экземпляра. При известных средних значениях разгона того или иного оборудования дисперсия может быть очень высокой, то есть могут встречаться как “неудачные” – плохо разгоняющиеся экземпляры, так и оверклокерские варианты с неожиданно высоким потенциалом. Однако отработанность технологий производства микросхем и печатных плат позволяет с большой степенью вероятности предсказать разгон того или иного решения, основываясь на имеющейся статистике.

Так, процессоры AMD Athlon X2 для разъема Socket AM2 обычно разгоняются до 2,7-2,9 ГГц. Эта цифра практически не связана с номинальной частотой процессора. При везении и наличии хороших кулера, материнской платы, памяти и БП можно достичь планки в 3 ГГц и даже ее перешагнуть.

Решения Intel более легки на подъем, практически независимо от номинала они стабильно переступают рубеж 3 ГГц. Обычно это достигается даже без поднятия напряжения. При увеличении напряжения с добротным прочим железом можно получить 3,3-3,5 ГГц и выше. Примечательно, что самые доступные двухъядерные процессоры Intel – Pentium серии E обладают чуть меньшим потенциалом для разгона. В среднем они разгоняются на 100-200 МГц хуже старших двух– и четырехмегабайтных моделей. Впрочем, даже младшие двухъядерники при равных частотах оказываются производительнее решений AMD, и поэтому любые процессоры Intel с архитектурой Core 2 Duo рекомендованы к разгону. Стоит учесть только одно – множитель процессоров. Нужно выбирать модели с множителем от 8х и выше, чтобы меньше зависеть от возможностей материнской платы. Тогда уже на шине 400 МГц можно будет получить солидные 3,2 ГГц.

Не стоит забывать о том, что технологии производства чипов совершенствуются постоянно, обновляются степпинги ядер, что обычно положительно сказывается на разгонном потенциале процессоров.

Как и процессоры, видеокарты разгоняются все, но оверклокерских хитов сейчас нет. Практически любая карта способна приблизительно на 20-процентный разгон как по памяти, так и по чипу. Это правило работает и для старших, и для младших моделей. Только лишь карты производства Palit (серия Sonic) могут похвастать большим разгонным потенциалом. На эти карты устанавливается быстрая видеопамять, иногда PCB имеет уникальный дизайн, способствующий разгону. Быстрые карты предлагают многие другие компании, но они по умолчанию тактуются на более высоких частотах, стоят дороже и очень выгодным приобретением обычно не оказываются.

Среди чипсетов для платформы Intel наиболее подходящими для разгона оказываются nForce 650i/680i, Intel 965P и P35. Первые хороши своей “заточкой” под разгон – хорошим потенциалом и богатым набором опций для разгона. Вторые чуть менее разгоняемые, но тоже способны выжать максимум из процессоров с Core-архитектурой. Уже считающийся старым чипсет 965 привлекателен низкой ценой, новый P35 – пониженным тепловыделением и более высоким частотным потенциалом, а также официальной поддержкой шины 1333 МГц.

Для процессоров AMD нужно просто выбрать плату на чипах NVIDIA или ATI. Чипсеты для Socket AM2 проверены временем и достаточно хорошо разгоняются.

Из производителей продуктов можно порекомендовать платы ASUS, DFI, старшие модели Gigabyte и MSI. Очевидно, что не рекомендуется приобретать встроенные решения для разгона. Интегрированное видеоядро будет заметно сдерживать разгон.

Разгон – это несложный и интересный метод бесплатного повышения производительности. Разгоняя компьютер, можно не только сэкономить, но и получить систему с производительностью еще не выпущенных решений. Каждый, кто пытался что-либо разогнать, замечал, какой спортивный интерес появляется при разгоне, как хочется получить еще парочку мегагерц. Разгонять стоит, но не переступая грань разумного, в соответствии с возможностями оверклокера и железа.