10 лет назад 10 октября 2008 в 1:39 53

Сила привычки

Автор: Олег Придюк

В истории полно примеров, когда лидеры рынка, в отличие от самоотверженных маленьких компаний, не могли предложить то, что было реально необходимо пользователям. подумайте только, как долго нас кормили (а впрочем, и продолжают кормить) qvga-дисплеями, пластиковыми корпусами и неудобными стилусами!

Всего через несколько месяцев после появления в продаже iPhone аналитики заметили, что традиционные лидеры рынка вдруг зашевелились и решили выпустить аналогичные устройства, занялись разработкой сенсорных интерфейсов, скорректировали концепции и бизнес-планы. Что же в итоге? Телефон с логотипом яблока уже более года торжественно шествует по миру, обучившись за это время премудростям навигации и работы в сетях третьего поколения. А конкуренты все еще усиленно трудятся над достойным соперником и периодически выпускают iPhone-киллеров. Мы увидели отряд Samsung с интерфейсом Crоix, LG Viewty и набор схожих телефонов, пребывающая в кризисе Motorola даже не напрягается, а безусловный лидер Nokia под давлением гневных упреков инвесторов наконец взялась за создание сенсорного интерфейса и соответствующей аппаратуры. Однако N98, финская вариация на тему iPhone, пока еще даже не анонсируется, и все, что мы имеем на сегодняшний день – это Symbian против iPhone.

SYMBIAN

История операционной системы уходит глубоко в эру умных калькуляторов и первых компьютеров. Британская компания Psion занималась органайзерами и прочими электронными штуковинами в стиле “умный калькулятор”. Платформа SIBO позволяла устанавливать поставляемый на дополнительных картриджах софт и запускать отдельные программы. В середине 90-х компания с нуля начала разрабатывать ОС EPOC, где применила концептуально иной подход и к построению базовых компонентов ОС, и к разработке интерфейса. В 1997 году появилось первое устройство с EPOC, а в 1998 году Nokia, Motorola и Ericsson заметили заслуги амбициозной Psion Software и совместно основали Symbian. Тогда про смартфоны никакой речи не шло, но основатели догадывались, что за этим будущее. Symbian разработала основные модули и сервисы ОС, а интерфейс и прикладное ПО было решено вынести на отдельный уровень еще при разработке EPOC. Каждая компания могла применить (и применяла) собственный подход к разработке интерфейса пользователя. Любителям древних ИТ-журналов известны такие магические слова, как Quartz, Crystal, Pearl, Ruby и Emerald. Первый превратился в UIQ, а Pearl стал Nokia Series 60.

В 2001 году вышли первые Symbian-девайсы: Nokia 9210 и Nokia 7650. Последний работал под управлением первой версии интерфейса Series 60, ныне известного как S60. За окном 2008 год, S60 претерпел смену трех этапов развития Symbian, binary brake (с переходом на S60 3rd Edition весь предыдущий софт оказался нерабочим), ребрендинг, невообразимое количество рестайлингов и редизайнов. Итого можно только догадываться, сколько человеко-часов было вложено в этот интерфейс.

В UIQ усилий вложено меньше, несмотря на то что его первый прототип появился даже раньше Pearl. Идеологию и интерфейс подхватили Sony Ericsson, BenQ, Arima – не самые крупные игроки рынка. Доработкой и развитием UIQ занялся центр разработки Ericsson в Роннебю. Первый UIQ-смартфон увидел свет в 2002 году, это был легендарный Sony Ericsson P800.

Экскурс в историю представлен не столько любопытства ради, сколько для понимания идеологии интерфейсов, обремененных наследием прошлого. И UIQ, и S60 всего пару раз за все время менялись концептуально, в том числе и в отношении паттернов управления, юзабилити (в первую очередь это касается UIQ), однако их нельзя назвать старомодными и тем более устаревшими. Инноваций в обоих интерфейсах хватает, каждый имеет свою уникальную сторону, свои преимущества и недостатки.

Разные версии Symbian

Понятие Symbian OS четко ассоциируется с россыпью несовместимых интерфейсов и Feature Pack. Все эти понятия следует четко разделить в сознании: сама операционная система предоставляет только базовые функции для выполнения задач, основные элементы интерфейса; а графический интерфейс установлен поверх нее, он предоставляет пользователю удобный способ управления устройством и набор фирменных программ (их еще называют middleware). Сейчас существует три интерфейса для Symbian: S60 (его используют Nokia, Samsung, LG), UIQ (смартфоны Sony Ericsson и Motorola) и MOAP(S) (японские телефоны для оператора NTT DoCoMo). Устройства с разными интерфейсами не имеют программной совместимости. Разработчики софта могут относительно легко адаптировать приложение для каждого интерфейса, но просто взять программу для UIQ и поставить ее на смарт Nokia не получится.

Понятие Feature Pack существует только для смартфонов с интерфейсом S60. Этим сочетанием слов Nokia именует обновления этого самого интерфейса S60. На прилавках уже можно найти устройства с новейшим S60v3 Feature Pack 2, но чаще встречаются устройства с Feature Pack 1 или так называемым Initial Release, первой версией S60 3rd Edition.

Основная масса программ для устройств с FP2 подойдет и для FP1, с Initial Release совместимость немного меньше, но есть. Смартфоны, основанные на восьмой или более младшей версии операционной системы Symbian, с девайсами на S60v3 программно не совместимы. Обновить операционную систему или поставить Feature Pack нельзя, новые версии ПО доступны только вместе с покупкой нового устройства.

IPHONE MAC OS

Apple утверждает, что iPhone работает под управлением Mac OS. При разработке первого телефона компания взяла за основу ядро своей ОС, разработала мобильный интерфейс пользователя и набор прикладных программ. Изначально функционал телефона был минимален, не хватало множества истинно телефонных функций, которые есть даже в базовых моделях производителей мобильников. Компания старательно исправляла ошибки и выпускала заплатки, оптимизируя работу ОС вместе с каждой новой прошивкой. Через год после представления iPhone ребята из Купертино официально представили iPhone 3G и новую прошивку iPhone 2.0. Последняя наделяет предыдущие модели функционалом новейшего гаджета и позволяет официально называть оба детища Apple смартфонами, но никак не недотелефонами, как их величают гордые владельцы “настоящих” смартфонов.

Компания, известная правильным подходом к дизайну и понятию юзабилити, сумела сразу предложить максимально простое и удобное решение, которое оказалось по вкусу большинству пользователей. Подход традиционен: все, что можно, вынести на самое видное место, а для реализации каждой функции предоставить единственный способ. У Apple прекрасно получается объяснять пользователю, что ему надо. И людям это нравится.

IPHONE VS SYMBIAN

Как можно сравнивать операционную систему и конкретное устройство? Мы согласны, под управлением Symbian выпущены сотни разнообразных устройств, у каждого свои особенности и качество работы. Однако давайте взглянем на мир глазами обыкновенного покупателя, который решил приобрести себе умный телефон и стоит перед россыпью осенней коллекции устройств разных производителей. Nokia – безусловный лидер смартфоностроения, да и рынка телефонов в принципе, ну а про то, что iPhone – это круто, знает даже неискушенный лох. В итоге выбор ограничен набором новейших Symbian-смартфонов Nokia и iPhone.

С последним все понятно: огромный сенсорный дисплей, не менее огромный корпус, быстрый интерфейс, минимум аппаратных клавиш, акселерометр, шикарные браузер и почтовый клиент, а на десерт – увлекательные приключения с jailbrake, pwnage, unlock и обновлениями прошивки.

С самой последней прошивкой телефон работает стабильно и быстро, сенсорный интерфейс получил еще больше возможностей и не потерял в удобстве. Владельцы по-прежнему пользуются пальцами для управления, набирают текст на вполне удобной сенсорной QWERTY-клавиатуре, радуются красивой анимации меню на дисплее шикарного качества и наслаждаются отличным звуком из наушников.

Последние модели смартфонов Nokia c Feature Pack 1 или 2 по скорости работы интерфейса не уступают iPhone и даже обычным телефонам. В N82, E66, E71, 6210 Navigator, N96 и других новых моделях имеется 128 Мб ОЗУ, это оптимальный вариант для современных Symbian-смартфонов. Даже такие тяжелые встроенные приложения, как браузер или камера, запускаются моментально, а в памяти может висеть несколько ресурсоемких приложений без потери производительности. С таким же результатом можно запустить пару десятков программ. Однако надо признать, что многие новые модели Nokia тормозят при работе с тяжелыми сайтами, сайтами с flash-анимацией или когда много приложений одновременно и активно используют интернет.

Но кроме объективного сталкивания интерфейсов лоб в лоб существует еще и субъективная сторона вопроса. Человечек так устроен, что негативные стороны ощущает довольно сильно, а позитивные воспринимает как должное.

Так вот, при конструировании интерфейса iPhone OS инженеры Apple применили инновационный подход с идеями прямого воздействия. Тут нет дебрей с миллионом подменю и разного рода контекстными меню, вы напрямую взаимодействуете с объектами на экране. Нажатие на активный элемент вызывает наиболее логичное в данном случае действие.

В запущенных программах, как правило, всего две кнопки: в левом верхнем углу обычно расположена клавиша возврата в предыдущее меню, в правом — клавиша, функция которой наиболее естественна в конкретном случае (сохранить, подтвердить, редактировать, добавить и так далее). Другие факультативные команды совершаются с помощью контекстных клавиш в нижней части экрана.

Все списки прокручиваются естественным движением пальца. Все, что подразумевает масштабирование (к примеру, фотографии, страницы в браузере), осуществляется посредством оригинального маневра двумя пальцами. Кнопки и элементы управления достаточно большие, то есть по ним можно попасть даже при движении в транспорте. Ошибочные нажатия возникают крайне редко. Стилуса в комплекте нет, да и воспользоваться им не получится, экран просто не реагирует.

Как и во всех смартфонах, в iPhone поддерживается многозадачность, которая больше напоминает работу с первыми Windows-смартфонами, когда при запуске очередной программы первая сворачивается, а вторая ищется в меню. Для обратного переключения придется совершить противоположные действия. Кроме того, некоторые приложения не поддерживают многозадачность, то есть если запустить, например, календарь, выбрать определенное событие, потом выйти в меню и снова запустить календарь, на экране появится отображаемый по умолчанию список всех событий.

Собственно, из-за нетрадиционного подхода к дизайну управления iPhone и преследуется толпой закоренелых технофилов, гнобящих iPhone OS за неправильный подход к делу. На наш взгляд, это дело вкуса и привычки. Последний фактор для многих людей является самым важным и даже решающим. После запутанных списков меню Windows Mobile с ворохом мелких иконок и загроможденным меню “Пуск” iPhone OS и правда кажется чем-то из ряда вон выходящим.

Другие сенсорные интерфейсы

Сенсорный интерфейс UIQ3 многие пользователи считают слишком сложным в управлении. Он уже в базовой комплектации предоставляет примерно ту же базу инструментов и возможностей, которую многие любители Windows Mobile считают минимальной, а достигают ее с помощью целого пакета дополнительных программ. Интерфейс UIQ3 вряд ли можно назвать слишком сложным, но моментально в нем разобраться не получится, в отличие от той же iPhone OS. В UIQ3 часто оказывается два подменю, центральное действие и набор активных элементов программы. Стратегия действий концептуально отличается от UIQ2, S60 или Windows Mobile. Многие опытные пользователи любят UIQ3 за его возможности, которые через некоторое время начинают казаться удобными и незаменимыми.

У Windows Mobile тоже есть поклонники, и тоже немало. Гибкость системы и относительная легкость написания программ, богатый возможностями SDK – все это позволило сделать ОС Microsoft незаменимой для любителей подстраивать систему под себя. В Сети имеется невероятное количество надстроек над стандартным интерфейсом, разнообразных полезных программ, дополняющих встроенные системные утилиты. При достаточно сильном рвении интерфейс Windows Mobile можно вполне комфортно обустроить, адаптировать даже для неподготовленного пользователя, однако идеологию системы не изменить – все равно постоянно будут вылезать всплывающие окна ошибок и указаний, дебри подменю, и все время придется что-то где-то настраивать. HTC, Sony Ericsson и Samsung в последнем поколении Windows-коммуникаторов попытались это исправить, подложив свой собственный интерфейс, который почти на 100% заменяет наводящий страх и ужас стандартный вариант. В какой-то степени им это удалось: новые Windows-устройства стали ближе к пользователю и внешне, и внутренне. Однако действительно концептуальные перемены в лагере любителей Windows Mobile произойдут в начале следующего года, когда компания из Редмонда представит WM7 – новую версию ОС для портативных устройств. Эксперты-очевидцы утверждают, что это самое лучшее, что Microsoft сделала за все время существования. Что ж, попробуем в это поверить.

Десктоп

В Nokia E71 появилась поддержка нескольких десктопов, каждый со своей темой, набором иконок, отображаемых элементов. В остальных смартфонах S60 подобной возможности нет. В iPhone нет даже подобия активного десктопа, куда можно вынести любимые программы, календарь, список дел. Это исправляется программами вроде Intelliscreen и Skrew Common. Они заменяют дежурное меню “Slide to unlock” рядом важных и нужных индикаторов и виджетов.

А вот что нельзя исправить, так это менеджер запущенных программ. В Symbian все программы можно распихать по папочкам, самое нужное вынести в корень меню или на десктоп. В iPhone можно распределить программы по экранам: первый – самые основные, второй – игры, третий – новые, только появившиеся, и так далее. На каждом экране можно обустроить папки с вложенными программами. Последнее осуществляется сторонними приложениями или на ПК.

Основные программы

То, что iPhone не поддерживает Java, MMS и профили Bluetooth, все уже знают. Сторонними программами компенсировать удалось все, кроме Bluetooth. Беспроводное стерео, использование iPhone в качестве модема, прием и передача файлов – все это до сих пор недоступно.

В Symbian работа с сообщениями происходит максимально удобно: все сообщения хранятся локально, актуальность e-mail-сообщений синхронизируется с сервером, нет ограничений по их количеству. Доступ к корреспонденции предоставляется из единой программы. В iPhone почта и SMS разнесены в разные части меню, в памяти умещается 1000 коротких сообщений, а почта хранится только на сервере.

Функционал записной книги, журнала звонков и прочих базовых телефонных приложений в Symbian явно богаче. Другое дело, что большинству пользователей более чем достаточно того, что предлагает iPhone. Всевозможные блокировки исходящих звонков, белые и черные списки и прочие подобные настройки в телефон Apple добавляются усилиями программистов.

Настройки

Телефон из Купертино хвалят за удобные настройки, агрегированные в одно небольшое и удобное меню. Все верно, но ведь и настраивать особо нечего, огромное количество скрытых функций и закрытых опций приходится редактировать с помощью сторонних программ.

В новых Nokia все обилие настроек собрано в одном меню, богатом опциями, и субменю. Тут вы найдете настройки экрана, звонков, тона клавиатуры, сети, соединений, некоторых встроенных программ, функциональных клавиш и все остальное. Было бы интересно взглянуть, как гении дизайна из Apple реализовали бы такое количество настроек, как в Symbian.

В UIQ-смартфонах ситуация отличается лишь тем, что в каждой программе есть отдельные настройки размеров шрифта, а в S60 они задаются для системы в целом.

Сторонние программы

Любой смартфон интересен именно возможностью установки дополнительных программ. У Symbian и Apple в данном случае подходы концептуально разные. Программы для первой выпускают софтверные компании и очень редко частные разработчики, а для iPhone софт разрабатывают в основном именно любители. С появлением App Store ситуация постепенно исправляется, однако факт остается фактом: в магазине программ для iPhone большая их часть глупые, бесполезные или глупые и бесполезные.

Для Symbian есть качественные системные утилиты, полноценный офисный пакет, разного рода бизнес-приложения, VPN и telnet-клиенты, приложения для шифрования контента. С Apple сложнее: официальный SDK имеет ряд серьезных ограничений, а неофициальный далеко не полнофункционален. В итоге профессиональных программ пока мало, да и стоят они недешево. Самые интересные разработки появятся ближе к концу года или вообще в следующем году. Приходится ждать и надеяться.

В целом для Symbian программ больше, чем для iPhone, очень много бесплатного или условно бесплатного софта.

Игры

Сейчас тема игр актуальна для обеих платформ. Nokia всеми силами пропагандирует N-Gage, а Apple активно дорабатывает часть SDK, отвечающую за 3D-модели. У программистов из Купертино, к слову, получается значительно лучше. Когда имеется всего одно устройство с фиксированным разрешением дисплея и известными аппаратными характеристиками, для него гораздо легче и быстрее разработать и 3D-окружение, и сами игры. Акселерометр и большой сенсорный дисплей при мощных аппаратных характеристиках делают iPhone крайне мощной игровой платформой. Основатель id Software Джон Кармак, постоянно критикующий Apple за нежелание поддержать разработчиков игр, в свое время восхищался возможностями iPhone и обещал выпустить реально крутые игры с шикарной графикой. Его инициативу поддержали ведущие гейм-девелоперы, а в Сети появились проморолики и скриншоты, впечатляющие даже тех, кто забыл про игры еще во времена Dandy.

Жаль, но пока ощутимо дальше примитивных игр про шарики, кроссворды судоку и портированного Doom дела не ушли. Шутеры и экшены с использованием OpenGL появятся лишь к 2009 году. Сейчас в этом плане привлекательнее выглядит N-Gage, которая не обещает звезд с неба, а просто предлагает качественные игры с неплохой графикой и мультиплейер через интернет. Подобная игровая экосистема для гаджета Apple если и появится, то очень не скоро.

По общему списку характеристик и возможностей iPhone или проигрывает, или находится на равных с Symbian. Но если сравнивать iPhone с реальными Symbian-устройствами, то первый сразу уходит далеко вперед (если не учитывать фактор компактности). Однако под маркетингом и красивой оболочкой скрываются нюансы, и именно они являются главной составляющей таких понятий, как юзабилити и удобство. В базовой комплектации телефон Apple прекрасно справляется с функциями плейера и браузера; если без придирок, то органайзер и телефон тоже реализованы хорошо. Но для многих других элементарных функций придется устанавливать какие-то программы, искать решения вопросов на форумах.

Вывод прост: вам нравится дизайн, устраивают габариты, вы готовы отказаться от стереотипов ради Apple LifeStyle, а самое главное, у вас есть в кармане лишняя пара тысяч долларов (именно столько сейчас стоит последняя модель на черном рынке)? Тогда прочь сомнения – покупайте! Те, кто не хочет менять привычки, кто любит, чтобы все работало сразу и без необходимости изучения форумов, отказываются от сверкающего iPhone и следуют во флагманский магазин Nokia.

Андроид и экосистемы

Воодушевившись пресс-релизами от Google, аналитики разнообразных компаний решили, что к 2013 году Linux займет 20% рынка hi-end-телефонов. А начнется шествие телефонов Google уже в конце года, если HTC вовремя справится с заказом. Сначала появится первый и единственный девайс, а на январских шоу будут продемонстрированы новые коллекции телефонов Android.

На чем основаны эти утверждения? Google концептуально подошла к созданию собственной мобильной операционной системы, учла опыт и ошибки конкурентов. В итоге Android – экосистема, а не просто ОС, Apple пришла к этой мысли сразу, а, скажем, Nokia принципы экосистемы только внедряет, пусть и достаточно активно. Мы имеем в виду инициативу Ovi, набор социальных и прочих сервисов, с которыми могут работать телефоны и смартфоны компании.

Android оптимизирована именно под сервисы, операционная система изначально создавалась для работы с Сетью, а голосовые сервисы и разного рода дополнительные услуги вроде SIP предложено реализовать нуждающимся в них операторам. На базе Google Android могут появиться очень интересные и нестандартные устройства от небольших производителей. Можно даже ожидать какой-то революции, абсолютно нового пользовательского опыта.

По существу, это первая более-менее зрелая открытая платформа для мобильных устройств. Производитель позаботился о качественном инструментарии для разработчика, обширной документации и поддержке со стороны производителей устройств, операторов и разработчиков ПО. Вкупе с громким именем Google Android наверняка сумеет отвоевать ощутимую долю рынка.