15 лет назад 13 мая 2004 в 16:51 86

Еще пять-семь лет назад компьютерные технологии обработки звука были уделом узкой прослойки профессионалов. Специализированное цифровое оборудование стоило слишком дорого, бытовые же компьютеры того времени просто не годились для решения подобных задач. Нам с вами крупно повезло: на наших глазах в сфере компьютерной звукозаписи происходит революция.

ЧТО ВАМ НУЖНО
Сегодня профессиональную звуковую карту начального уровня с поддержкой режима 96 кГц @ 24 бита и ASIO-драйверами можно приобрести по цене современной игровой видеокарты – $150-200. Конечно, профессиональная карта – это еще не все, но совершенно определенно можно сказать, что уже сейчас домашний компьютер может помочь музыканту в его нелегком труде. Скажем, некоторые в прошлом дорогие (порядка $10 тыс.) ламповые и цифровые приборы эмулируются программно, да так, что разницу выявит в лучшем случае один из десяти слушателей. Цифровые звуковые технологии активно вытесняют более ранние, использующие аппаратные обработки звукового сигнала. Грань между профессиональным и домашним компьютером становится все менее различимой.

Что же можно сделать на домашнем компьютере сейчас и как должно выглядеть компьютеризированное рабочее место для занятий музыкой? Стандартный набор таков: компьютер, звуковая карта, MIDI-клавиатура, наушники, мониторы, микрофон. Да, но ведь и микшерный пульт не помешает, а еще компрессор для вокала, стойки, комбики… Стоп. Кончится весь этот разговор тем, что вы перетащите к себе в дом весь профессиональный студийный комплекс. Между тем вероятность того, что у вас под рукой уже имеется все необходимое для того, чтобы начать музыкальные эксперименты на дому, довольно велика. Но в этом случае возможны варианты.

– Вариант первый. “Я никогда не думал о том, что смогу что-то делать со звуком на компьютере, кроме копирования аудио-CD или перевода в MP3”. Если на вашем компьютере не тормозят Windows 2000/XP, вы уже можете работать с программами по редактированию звука. Так, в Cubase SX от фирмы Steinberg вся внутренняя обработка звука ведется в формате 32 бита (можно, естественно, и в 16 или 24), а звуковая карта вообще нужна только для непосредственной записи живых инструментов, вокала и воспроизведения результатов работы.

Даже если у вас нет студии, но есть записанные в студии дорожки, вы уже можете их редактировать. При этом если что-то и изменяется в качестве звучания, то никак не из-за того, что вы проделывали это дома, со слабой звуковой картой. Вы спросите: “А откуда взялись студийные аудиотреки, у нас же нет денег на студию?” Но эта ситуация кажется искусственной только на первый взгляд. Для человека, занимающегося изготовлением ремиксов на чужие песни, она типична. Попробуйте создать нон-стоп-попурри из любимых песен или, наоборот, порубить в куски и смонтировать задом наперед какой-нибудь надоевший за последнее время хит.

Если вы просто хотите избавить имеющуюся уникальную запись от шумов и щелчков, то ничего особенного вам и не требуется. Хотя наличие более или менее приличных наушников (те же Philips 890-900 за $50) вам в любом случае не помешает даже как рядовому слушателю.

Усложним задачу. Вам нужно перегнать в компьютер звук с редкой виниловой коллекции пластинок, используя вход вашей звуковой карты. Если 16-битный SoundBlaster вас не устраивает, то M-Audio AudioPhile2496 за $150 в состоянии обеспечить вас профессиональным качеством в режиме 96 кГц @ 24 бита. Проведя в компьютере ряд реставрационных мероприятий, вы сохраняете свои труды на CD, на DVD или оставляете в WAV – и спите спокойно, не боясь потерять свою музыкальную коллекцию.

– Вариант второй. “У меня есть компьютер. Я хочу заниматься музыкой. Что мне нужно докупить, чтобы он помог мне в этом?”
Многое зависит от того, на каком инструменте вы играете (или намерены играть). Если вы – клавишник, можно предположить, что у вас есть клавишный инструмент, и, следовательно, на покупке MIDI-клавиатуры можно сэкономить. Если вы все же не можете при этом подключить свои клавиши к компьютеру, то причин может быть несколько:

– У вас отсутствует соединительный MIDI-кабель. (Горбушка, Митино, Савеловский или Автово (для жителей Санкт-Петербурга) ждут вас.)
– У вас не компьютер, а игровая приставка PlayStation. (Не смейтесь, не все музыканты пока знают разницу. На той же Горбушке вам продадут Upgrade Special №0 – там написано, как выбирать компьютер.)
– Вы не можете найти MIDI-вход на своей звуковой карте. (Возможно, на вашей звуковой карте его просто нет. Но это еще не значит, что она плохая. Дело в том, что в последнее время все чаще появляются профессиональные карты, лишенные MIDI. Если это именно ваш случай, то попробуйте приобрести переходник MIDI-USB и воспользоваться USB-разъемом непосредственно на системном блоке. Кстати, на упомянутой AudioPhile2496 MIDI-вход имеется. Если соотношение цена-качество вас устраивает, а вашу старую звуковую карту все равно нужно менять, то, возможно, этот вариант вас устроит больше, чем покупка переходника.)
– Вы не можете найти MIDI-выход со своего клавишного инструмента, потому что у вас рояль или пианино. (В этом случае сэкономить на покупке MIDI-клавиатуры вряд ли получится.)

Не путайте круглый пятиштырьковый MIDI-разъем с контактами разъемов MIDI RXD и MIDI TXD игрового GAME-порта. Это не MIDI-интерфейс, это трюк, с помощью которого продавцы пудрят пользователям мозги, утверждая, что данная звуковая карта имеет MIDI-порт. Для подключения звуковой карты через это якобы MIDI требуется переходной кабель-адаптер, содержащий оптронную развязку. Кабель этот будет стоить на рынке не меньше $20. Один упорный знакомый автора в конце концов подсоединил все это хозяйство.

Самое удивительное, что MIDI-сигнал даже стал каким-то образом попадать с клавиатуры в компьютер. Но ни одна нормальная программа не могла воспринять его как полноценное MIDI из-за того, что драйвер самой звуковой карты неправильно его интерпретировал. Писать свой собственный драйвер упорный знакомый не стал. Предположим, что профессиональных клавишных у вас нет. Тогда попытаемся оценить относительную значимость для вас покупки MIDI-клавиатуры, звуковой карты и микрофона в зависимости от стоящих перед вами задач.

Допустим, вы бард, и для вас актуальна запись лишь живой акустической гитары и голоса. В этом случае вместо MIDI-клавиатуры лучше купить к звуковой карте микрофон. Выбор микрофона опять-таки обусловлен тем, насколько узок или широк спектр его применения. Если у вас всего $200 и вам нужен вариант многофункционального микрофона с оптимальным соотношением студийных и концертных характеристик, прочитайте статью Майкла Моленды “Можно ли за $200 купить хороший универсальный микрофон?” (www.moline.ru/equip/studio/dynmics/mc200/mc200.php). Статья написана в 1995 году, но, как ни странно, многое из сказанного в ней (в частности, о концертном применении SM Shure 58) не утратило своей актуальности и в наши дни.

Если вы собираетесь писать только инструментальную музыку, в которой используются в основном электронные звуки клавиш и иногда электрогитары, то без MIDI-клавиатуры вам не обойтись, а вот покупка микрофона (во всяком случае, дорогого вокального) вряд ли себя оправдает.

Возможно, на первых порах одновременная покупка и MIDI-клавиатуры, и звуковой карты окажется для вас слишком дорогим удовольствием. В этом случае приценитесь к USB-клавиатуре: ее подключение к компьютеру вообще не требует звуковой карты. Если при этом на вашей системе в качестве звуковой карты установлена SBAudigy, ее акустических характеристик вам еще на какое-то время хватит, тем более что через нее вы будете в основном только воспроизводить звук.

Если у вас слаженный музыкальный коллектив и клавишник с профессиональным инструментом может в любое время скинуть вам MIDI-партию (которая фактически ничего не весит) по модему, то вполне можно обойтись и без MIDI-клавиатуры (автор так и поступает).

Пример из личного опыта: уже после сведения выяснилось, что в чистовой вариант песни “Пять лет” вошла демо-партия баса, записанная на SBAudigy, которая еще и синхронизировалась вручную с остальными дорожками. Послушав и взвесив все за и против, оставили все как есть. Вот тебе и игровая карта!

– Вариант третий. “У меня SoundBlaster Audigy. Ничего апгрейдить я в ближайшее время не собираюсь. Могу ли я изготовить в домашних условиях профессиональную демо-запись?”

Да! Зайдите на наш сайт www.filma.net/a.html. Вся фонограмма песни “От любви не уйти” (кроме вокала) записана через SBAudigy на компьютере с процессором Athlon. Партии гитар и баса записывались маленькими кусочками и выравнивались вручную, чтобы побороть задержку записываемого сигнала.

(Кстати, владелец компьютера даже не использовал ASIO-драйверы. Не исключено, что, поставив нужный драйвер, вы не будете мучиться с задержкой и избежите ручной синхронизации.) Демо песен “Умирать молодым”, “Назад детка”, “Заволоклом” спеты в микрофон Shure 58 Sm и записаны у автора дома. При этом на обивку и звукоизоляцию помещения он не отвлекался. Более того, во время записи голоса даже пел под фонограмму, которая звучала из колонок, а не в наушниках. (Учтите, что на сайте выложены не сами демо, а их изуродованные и смазанные MP3-компрессией варианты.)

– Вариант четвертый. “У меня хороший слух. Сам я не записываюсь. Меня интересует звукорежиссура. Опционально есть опыт концертной отстройки звука”.

Хороший мониторинг не помешает ни музыканту, ни просто любителю музыки. У звукорежиссера же он должен быть обязательно. Здесь и колонки (лучше 2 пары – ближние и второго плана), и наушники (не за $50, а скорее за $200), и звуковая карта, и помещение, лишенное отражающих поверхностей, и, наконец, уши. Последние играют самую существенную роль, тем более что их не купишь. (Вспомним альбомы “Кино”, “Алисы”, БГ, сведенные легендарным Тропилло чуть ли не на коленке, – они переиздаются до сих пор.)

Вообще мониторы делятся на три типа: ближнего, среднего и дальнего плана. Чем дальше стоят мониторы, тем больше требований к акустике помещения, поэтому в неподготовленных комнатах дальний план не используют. Колонки устанавливают так, чтобы они и человек находились в вершинах равностороннего треугольника. Чем больше расстояние между мониторами, тем меньше резонанс по низкой частоте (это связано с длиной волны). Совет: не покупайте Yamaha NS10 для дома – это очень специфические колонки, требующие долгого привыкания. Они используются в дорогих западных студиях только с очень хорошими усилителями и только в дополнение к другим мониторам.

Итак, если вы всерьез нацелились на профессиональную звукорежиссуру, то, скорее всего, от вас потребуются значительные затраты, колоссальная энергия и изобретательность, а также гибкая ценовая политика, чтобы выдержать конкуренцию с профессиональными студиями.

Особенности конфигурации системы

Известно, что процессора никогда не бывает много (при желании можно и процессор с частотой 3,8 ГГц загрузить музыкальными плагинами): лучше Pentium IV или Athlon, чем Pentium III (работать будет, но…). Оперативной памяти желательно иметь не менее 512, а лучше – 768 или 1024 Мб.

А вот к видеокарте требования скромные: чтобы поддерживались расширения вашего монитора и чтобы Windows 2000/XP из-за видео не тормозили. Подойдет даже GeForce 2. Не приветствуются лишь большие шумные вентиляторы, присущие последним моделям видеокарт, да и высокие температуры вблизи аудиокарты (если она у вас встроенная) вряд ли отразятся на вашей работе положительно.

Очень эффективно сказывается на производительности наличие второго жесткого диска. На одном можно расположить Cubase SX с плагинами, а на другом – хранить сессии с аудиотреками (если есть третий диск, то его можно отвести под сэмплы и лупы).

ВЫБОР КОМПЛЕКТУЮЩИХ
Что касается требований к комплектующим виртуальной студии, то тут все зависит от серьезности ваших намерений и материальных ресурсов, которыми вы располагаете.

MIDI-клавиатура
MIDI-клавиатура должна быть достаточно универсальной. Лучше – не менее 4-5 октав, если вы не хотите ограничиваться только забивкой ритма и если место в квартире позволяет. Если вы не профессиональный клавишник, то определитесь, насколько вам нужна 6-я октава (за всю историю группы “Конец Фильма” ей лишь однажды удалось использовать все 5 октав в одной песне – это “Весна” с прошлого альбома.

Шестая пока не пригодилась), насколько важна полноразмерность клавиш и насколько актуальна реалистичность тактильных ощущений в сравнении с роялем. Наличие контроллеров и функции транспонирования MIDI-партий в другую тональность непосредственно с клавиатуры, несомненно, сделают вашу работу более комфортной. Бренды типа Roland себя любят и ценят дороже других – примерно так же, как любят себя в некоторых других сегментах рынка Sony и ASUS. Диапазон цен – $80-350.

Микрофон
Покупка микрофона, как было сказано выше, напрямую связана с вашими требованиями к его функциональности – хотите ли вы использовать его только в студии, или вам нужен еще и концертный вариант? Покупка профессионального конденсаторного Neumann (от $2000), применимого только в студии, ибо все конденсаторные микрофоны достаточно хрупки и непригодны для сцены, будет выглядеть скорее экстремальным шагом, нежели удачным решением для домашней студии, хотя его качество сомнений не вызывает.

В этом контексте нельзя не упомянуть отечественных производителей “Октава” (микрофоны серии KLM) и “Неватон” (МК 51 и МК 416). Их ценовой диапазон – $300-500. О микрофонах МК 51 и МК 416 некогда ходили слухи, будто одна американская компания скупала их за бесценок в России и разбирала ради использования мембраны, но уже под торговой маркой Neumann. В любом случае, выбирая микрофон, будь то Neumann, AKG или “Неватон”, следует проверить, подходит ли он к вашему голосу.
Однажды во время концерта автору довелось петь в какой-то волшебный микрофон с необычайно глубоким и чистым тембром. В какой-то момент автор даже нарочно сбился, чтобы убедиться, что поет именно он. Чудо называлось Dynacord, было сделано в 1975 году в ФРГ и куплено в свое время за 150 рублей.

Звуковая карта
При покупке звуковой карты нужно обратить внимание на значение задержки (Latency) и наличие у карты ASIO-драйверов. Топовая игровая карта, несмотря на неплохие акустические характеристики, не может обеспечить синхронность записи аудиодорожек именно из-за больших значений задержки и отсутствия поддержки ASIO (эта карта и создавалась для других целей).

Отсутствие синхронности при записи приведет, например, к тому, что ваш голос, записанный через вход этой карты, будет разъезжаться с инструментальной фонограммой, под которую он писался (причем разъезжаться неравномерно). Профессиональные карты тем, собственно, и отличаются, что на порядок лучше решают проблему синхронизации. А еще они должны обеспечивать как минимум поддержку 96 кГц @ 24 бит (а лучше 32 бита).

Кроме того, вам нужно учесть необходимость присутствия на карте MIDI-разъема, количество входов и выходов. Если, скажем, для вас принципиальна одновременная запись двух (или более) аудиотреков (например, одновременная запись в линию гитары, а в микрофон – голоса), то AudioPhile вам уже не подходит – нужна более дорогая модель для одновременной многоканальной записи. Наличие у карты внешнего корпуса, с одной стороны, экранирует ее от помех и улучшает качество записи, а также делает более удобным ее переподключение к другому компьютеру (если используется интерфейс USB, как у Digidesign MBox). Но с другой – повышает себестоимость изготовления и (что особенно печально) конечную цену.

Наличие в карте разъемов под использование профессиональных “толстых” джеков предпочтительнее бытовых mini.
На цену карты может повлиять и наличие специального микрофонного предусилителя. (Это тоже может оказаться полезным (или бесполезным) дополнением в зависимости от необходимости использования микрофона, наличия у вас мини-микшера с имеющимся микрофонным предусилителем и т. д.) Из этих слагаемых и складывается оптимальная для вас карта с не всегда оптимальной ценой.

Цены на карты

– Низшее профессиональное звено – $150-200 (например, M-Audio AudioPhile2496, вполне честная рабочая лошадка с минимальным набором самых необходимых функций).
– Среднее – $400-500 (например, Aardwark LX: можно писать одновременно два канала, внешний, хорошо экранированный корпус, более качественная оцифровка, профессиональные джеки).
– Фирма RME – от $800 – поможет вам подняться до серьезного студийного уровня, если вы точно знаете, зачем вам это нужно, и если деньги для вас – не проблема.

Наушники и мониторы
В одном и том же ценовом диапазоне модели раскрученных брендов слабо отличаются друг от друга. Исключения составляют те случаи, когда происходит предрождественский или рекламный демпинг с целью занять нишу конкурента, или, наоборот, начинаются какие-то невероятные маркетинговые ужимки вроде самого суперплоского экрана, самого 3D (или 3,5D++) звука, и как следствие – подорожание залежавшейся на складе модели.

Кто-то больше верит в японское трудолюбие, кто-то – в немецкое качество. Спорить на эту тему бессмысленно.
Скажем лишь, что не последнюю роль в этом деле играет привычка. Автор, например, никогда не мог оценить качество записи или сведения на чужих мониторах. Все так или иначе приходится проверять дома на своей тоскующей по помойке “Айве”. Как ни странно, на этой развалине сразу слышно, чего именно не хватает, а чего слишком много в записи. Просто ухо за годы адаптировалось и приспособилось делать определенные поправки в том или ином спектре частот.

Верьте своим ушам. Возьмите свой любимый диск, который, по вашему мнению, наиболее полно иллюстрирует диапазон необходимых для воспроизведения частот, и проверяйте его звучание на всех возможных акустических кандидатах (в отличие от ситуации с выбором микрофона или звуковой карты качество почти всегда дают оценить на месте). В этом случае вы точно не будете ни на кого в обиде.

И еще один совет. Не спешите выбрасывать свой старый бумбокс. Кто знает, может, он вас еще выручит, когда вы будете тщетно искать ошибки сведения на хорошей, сглаживающей изъяны аппаратуре.