12 лет назад 10 февраля 2007 в 2:40 65

Проект К3

Автор: Макс Еховский

Глядя на привезенный принтер Epson Stylus Photo R2400, я поначалу с большим трудом понимал, кому и зачем может понадобиться такой аппарат. Большой, ни экранов, ни кардридера. Автоматически выдвигающийся лоток в разложенном состоянии напоминает палубу авианосца. Четыре кнопки и два интерфейса. И что с этим делать? Формат A3+ – отлично! Но, в общем-то, я такой формат и в лаборатории напечатать могу. В чем фишка?

Фишка оказалась в чернилах Epson UltraChrome K3 и в восьмицветном способе печати, сильно изменившем мое отношение не только к привезенному принтеру, но и к печати в домашних условиях вообще.

КОГДА ЧЕРНОГО НЕ БЫВАЕТ МНОГО

В профессиональных принтерах Epson пигментные чернила начали применяться еще в 2000 году. Пигмент с технологией инкапсуляции был использован сначала в чернилах ColorFast, а затем и в чернилах UltraChrome, пришедших им на смену.

В наиболее полном варианте печати как чернилами ColorFast, так и чернилами UltraChrome подразумевалось одновременное использование семи картриджей: к привычной уже шестицветной печати был добавлен еще один цвет – серый (Light Black). Кроме того, для улучшения передачи теней на матовой бумаге в составе комплектов присутствовал еще один черный цвет – так называемый матовый черный (Matte Black), который использовался вместо универсального (Photo Black), когда это было необходимо. В результате схему печати чернилами ColorFast и UltraChrome обозначали как 7+1 – семь одновременно используемых цветов плюс сменяемый матовый черный.

В составе UltraChrome K3 на один черный стало больше. В наборе появился девятый картридж – Light-Light-Black. Он вошел в состав постоянно используемых, и схема приняла вид 8+1, где матовый черный так и остался сменным, а в печати одновременно используется три разных нейтральных цвета – Black, Light-Black и Light-Light-Black.

Зачем понадобилось использовать одновременно три черных цвета? Ответ на этот вопрос придется разбить на несколько частей, поскольку добавление дополнительных черных цветов к классической схеме печати повлияло сразу на несколько очень важных аспектов.

ЧИСТОТА И НЕЙТРАЛЬНОСТЬ

Дело в том, что в процессе печати CMYK (все это в равной степени относится и к шестицветной струйной печати) черный (K) необходим по большому счету лишь для того, чтобы смешанный из трех основных цветов черный сделать все-таки черным, а не грязно-коричневым. А все градации цветов, в том числе и нейтральных, воспроизводятся в основном за счет образующих красок – голубой (Cyan), пурпурной (Magenta) и желтой (Yellow). В итоге процесс получения нейтральных отпечатков, особенно в средних тонах и светах, то есть там, где черная краска уже не используется, оказывается невероятно сложной, почти неразрешимой задачей. Попробуйте-ка смешать три разные краски так, чтобы получился хоть какой-нибудь чистый нейтральный тон. Непросто? А здесь нужно получить нейтральную растяжку во всем диапазоне тонов – от самого темного до самого светлого.

Именно поэтому в составе чернил Epson сначала появился один дополнительный черный (Light-Black), который подмешивался к трем основным цветам не только в тенях, но и в средних тонах, стабилизируя их нейтральность. Добавленный позже черный (Light-Light Black) смешивается с основными цветами начиная с полутонов и заканчивая светами. Таким образом, в UltraChrome K3 три черных цвета полностью перекрыли весь тональный диапазон и сделались чем-то вроде формообразующего и стабилизирующего каркаса, позволяющего получить очень точную и тонкую цветопередачу. Более того, этот каркас можно наполнить тремя нейтральными красителями настолько детально, что получение черно-белого изображения теперь полностью возложено на черный и серые нейтральные красители. И только в том случае, если необходимо получить тонированную фотографию, к трем “K” подмешиваются основные цвета.

ЧЕРНЕЕ ЧЕРНОГО

Стабилизация нейтральных тонов и получение настоящих черно-белых отпечатков – это далеко не все бонусы от использования трех черных картриджей. С добавлением еще одного цвета удалось достичь невероятной оптической плотности – 2,3 единицы (для UltraChrome это значение не превышало 2,1), причем, как утверждают знающие люди, это не все, на что способны новые чернила. По заявлениям некоторых весьма авторитетных товарищей, значение D=2,3, в точности соответствующее максимальной плотности, достижимой на лучших фотобумагах, ограничено программным образом через драйвер принтера. На самом деле при печати чернилами Epson UltraChrome K3 на глянцевой бумаге можно получить оптическую плотность цвета до 2,45 единиц. Нужно признать, что такой плотности черного цвета не дает ни один другой способ печати, и черный на отпечатках получается действительно невероятно глубоким.

ДА У ВАС, БАТЕНЬКА, МЕТАМЕРИЗМ!

В чернилах с новым пигментом удалось сделать одну вещь, которая казалась почти невозможной – избавиться от метамеризма. Метамеризм – это эффект зависимости общего тона отпечатка от внешнего освещения, то есть когда при одном освещении вы видите, что лицо на фотографии отливает нездоровой желтизной, а при другом освещении на этом же снимке оказывается лицо с морозным румянцем. Таким эффектом страдают практически все существующие методы струйной печати.

За счет использования трех нейтральных красителей во всем тональном диапазоне метамеризм удалось резко снизить. А последний гвоздь в крышку его гроба забили новый тип пурпурного пигмента и технология High-gloss Microcrystal Encapsulation. Прежде всего она была нужна для получения нормального глянца, но и в борьбе с метамеризмом сыграла далеко не последнюю роль, поскольку заметно выровняла и уплотнила пигментный слой, нанесенный на бумагу. Итог – напечатанный с помощью UltraChrome K3 снимок выглядит практически одинаково и при солнечном свете, и при свете ламп накаливания.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Фотографы, использующие принтеры Epson с чернилами UltraChrome, обожали их за невероятную детальность и широчайший воспроизводимый диапазон, но активно критиковали за две вещи – эффект матирования, возникавший на глянцевой бумаге, и металлический или бронзовый оттенок, появлявшийся в местах с повышенной плотностью цвета и получивший название “бронзинг” (Bronzing). Доходило даже до того, что некоторые предпочитали печатать свои работы на матовой бумаге вместо глянцевой – пусть менее выигрышно, но без неприятных эффектов.

Благодаря технологии High-gloss Microcrystal Encapsulation (по сути, это измененная, более плотная упаковка пигментного слоя, нанесенного на бумагу в полимер) и использованию трех нейтральных тонов (в особенности серых) К3-версия чернил UltraChrome в значительной степени избавилась от эффекта матирования. Кроме того, разница между глянцем на участках изображения с разной плотностью цвета стала практически незаметной.

Значительно уменьшить эффект “бронзинга” удалось благодаря использованию нового пигмента и новых алгоритмов формирования цвета, которые с вводом в процесс еще одного красителя просто необходимо было создать.

Появление дополнительного нейтрального красителя, использование нового пигмента и новых алгоритмов формирования изображения в итоге привели к качественному изменению структуры изображения. Как следствие – изображение стало гораздо более пластичным и подробным.

НОВЫЙ ПИГМЕНТ И НОВЫЙ ДИАПАЗОН

В UltraChrоme K3 глубоким стал не только черный цвет. Использование нового пигмента позволило расширить динамический диапазон, воспроизводимый чернилами. Наибольшее расширение пришлось на область пурпурных и красных тонов, что позволяет получить более насыщенные и яркие красные цвета.

ФОТО НА ВЕКА

О том, что пигментные чернила, упакованные в полимер, оказываются отлично защищены от механических воздействий и воздействий окружающей среды, мы уже писали, рассказывая о чернилах Epson DuraBrite. С чернилами UltraChrome K3 ситуация выглядит похожим образом. По результатам оценки экспертной лаборатории Wilhelm Imaging Research, черно-белые снимки, полученные с помощью UltraChrome K3, могут храниться под покровным стеклом в течение от 76 до более чем 200 лет. А при использовании специального защитного спрея до 300 лет. Хотите увековечить свои снимки? Чернила K3 вам точно подходят.

СОБСТВЕННО R2400

Все сказанное выше я узнал уже после того, как сделал на Epson Stylus Photo несколько тестовых отпечатков формата A4 и A3, на которых меня поначалу поразили отлично проработанные глубокие тени и детальные сочные тона. Я просто не ожидал, что отпечатки получатся настолько эффектными. Следующей неожиданностью стал тот факт, что поправлять цвет снимка, чтобы получить верный тон на отпечатке, не пришлось. Потом какое-то время ушло на перемещения между балконом и комнатой с только что напечатанными снимками в руках – я пытался поверить своим глазам, которые уже давно все увидели: и при дневном освещении, и при освещении лампами накаливания отпечатки практически не меняли тональности. И только потом началось подробное изучение вопроса, поскольку вопрос оказался интересным.

Рассказывая подробно о чернилах UltraChrome K3, я фактически рассказал об основных возможностях Epson Stylus Photo R2400, осталось только упомянуть о некоторых особенностях.

Во-первых, у принтера есть очень нужная функция – горячая замена картриджей. Если во время печати в одном из картриджей закончились чернила, нужно просто заменить его, и принтер продолжит печать ровно с того места, на котором остановился, причем позже вы этого места не найдете – проверено.

Во-вторых, если вы хотите использовать не только универсальный фотографический черный картридж (Photo Black), но и оптимизированный для матовой бумаги Matte Black, не забудьте о том, что при смене картриджа будет выполнена процедура прочистки головки, и на это израсходуется часть чернил. Поэтому постарайтесь оптимизировать работу и не меняйте картриджи слишком часто.

В-третьих, если вы не очень осторожно сунули бумагу в принтер и она перекосилась, скорее всего, принтер просто не начнет печать – у него на этот счет есть особые инструкции.

Ну и в-четвертых, Epson Stylus Photo R2400 словно создан для экспериментов: он умеет печатать на различных типах матовой и глянцевой бумаги, холстах и носителях толщиной до 1,3 мм – например, на плотном картоне.