15 лет назад 14 мая 2004 в 18:20 59

Итак, вы обзавелись цифровой камерой, желанием постигнуть азы фотоискусства и обладаете некоторым количеством свободного времени. Самое время рассказать о некоторых ошибках новичков и методов борьбы с ними (не с новичками, конечно, а их ошибками).

ПОДГОТОВКА К СЪЕМКЕ
Перед тем как приступить к делу, стоит упомянуть о вещах, которые непосредственного отношения к процессу съемки не имеют, но обеспечивают человеку, эти съемки проводящему, положительные эмоции.

Во-первых, обязательно обзаведитесь чехлом, футляром или сумкой, если таковых не оказалось в комплекте. Эти аксессуары, как правило стоящие не более $10, не только обеспечат вашей камере надлежащий внешний вид, но и предохранят ее объектив и жидкокристаллический экран от повреждений при случайных ударах.

Во-вторых, купите карту памяти достаточного объема. Дело в том, что объем карты памяти, входящей в комплект вашей камеры, не превышает 16 Мб. При съемке в двухмегапиксельном разрешении (1660х1200 точек), минимальном для получения отпечатков размером 10х15 см, такая карта способна вместить не более 25 кадров. В настоящее время наиболее распространены карты памяти объемом в 64, 128 и 256 Мб. Меньше 128 Мб не берите: карты памяти – устройство, не поддающееся апгрейду, а аппетиты ваши вырастут весьма скоро.

В-третьих, позаботьтесь о запасном комплекте аккумуляторов. Лучше всего, конечно, использовать именно аккумуляторы, а не батарейки, поскольку стоимость их всего в 3-5 раз дороже, а перезарядку можно будет делать, по утверждению производителей, до 1000 раз. В идеале запасных комплектов должно быть не меньше трех: один непосредственно в камере, другой – в запасе, а третий – на зарядке. Само собой разумеется, что чем большей емкости аккумуляторы вы используете, тем реже вам придется их перезаряжать.

Следует также помнить, что наиболее прожорливыми в плане потребления энергии в цифровых камерах являются вспышка и жидкокристаллический экран. Поэтому для экономии заряда батареек или аккумуляторов следует выключать экран, когда он не используется (такой функцией снабжены даже самые дешевые аппараты), и по возможности реже пользоваться встроенной вспышкой. Если следовать этим нехитрым рекомендациям, одного комплекта аккумуляторов емкостью 1800 мА/ч вполне хватит на 200-250 снимков.

Наконец, имеет смысл приобрести устройство, которое приведет ваши аккумуляторы в “состояние боевой готовности” в течение часа или двух. В противном случае может случиться так, что ждать полной зарядки вам придется часов 18, в чем, согласитесь, приятного мало.

СЪЕМКА
Итак, вы приступаете к съемке… и совершаете по меньшей мере 10 ошибок.

– Ошибка №1. Одна из наиболее часто встречающихся у начинающих любителей ошибок связана не с композицией кадра, правильным выбором места или освещенности. Очень часто бывает, что, нажимая на кнопку, начинающий фотограф нажимает и на весь фотоаппарат. В лучшем случае (при небольшой выдержке) в кадр попадает не совсем то, что хотел снять автор. В худшем – весь кадр смазывается. Так что нажимайте на спуск нежно.

– Ошибка №2 связана с плохим или неправильным наведением на резкость. В первом случае весь кадр становится слегка (или совсем) размытым, во втором – резкими выходят вовсе не те объекты, которые подразумевал начинающий фотограф. Например, при четком заднем фоне основной снимаемый объект, находящийся гораздо ближе, получается размытым.

Это особенно актуально именно для цифровых камер. Новички чаще всего начинают снимать, используя автоматические настройки, в том числе и автофокусировку. Для автоматического наведения на резкость сначала следует нажать на клавишу спуска примерно на половину хода – тогда автомат настроит резкость по объекту, находящемуся в центре кадра (в более дорогих камерах точку или точки фокусировки можно настраивать), – а затем уже нажать до конца.

Вот в этом-то и кроется главная опасность. Не следует после наведения автомата на резкость двигать камеру или перемещаться самому. Другой вариант решения проблемы – наводить резкость вручную, но, к сожалению, далеко не все камеры даже среднего ценового диапазона обладают такой возможностью, да и справиться новичку с этим бывает порою нелегко.

Сдвигать камеру после наведения на резкость стоит лишь в том случае, если вы хотите снять, например, своего товарища на фоне какого-то объекта, находящегося далеко позади, но чтобы при этом товарищ находился не по центру кадра, а несколько сбоку, например справа.

– Ошибка №3. Зачастую оказывается так, что кадр снят, а основного снимаемого объекта в нем уже нет. Происходит это потому, что все цифровые камеры страдают запаздыванием затвора. Строго говоря, это характерно и для аналоговых камер, но в них величина запаздывания затвора столь мала, что ею вполне можно пренебречь. В цифровых же камерах запаздывание может достигать весьма значительных для фотодела величин (на некоторых бюджетных аппаратах – более полусекунды).

В общем случае справедлива простая формула: чем дороже аппарат, тем меньше запаздывание. Однако строго линейной эту закономерность назвать нельзя, поскольку и среди недорогих камер попадаются модели с очень небольшим временем запаздывания затвора.

Чтобы решить эту проблему, можно заранее навести на резкость, прижав кнопку спуска примерно наполовину, и ждать появления интересного момента. Но даже в этом случае некоторое запаздывание все-таки будет, поэтому правильнее нажать на спуск на долю секунды раньше. Определить, насколько именно раньше, вам поможет приобретенный со временем опыт.

Если же вы заранее знаете, где появится объект, но не знаете когда, вам пригодится режим быстрой съемки, позволяющий в течение секунды сделать несколько снимков, из которых потом можно отобрать наиболее удачный. Поэтому до приобретения аппарата решите для себя, насколько вам важно наличие такой функции, как быстрая съемка, и если да, то поинтересуйтесь, есть ли она у выбранной модели и сколько кадров в секунду она способна запечатлеть.

– Ошибка №4. Еще одна весьма распространенная ошибка новичков – дрожание рук. В принципе, это свойственно абсолютно всем людям. Другое дело, что фотолюбители со стажем знают, как с этим бороться. Больше всего дрожание рук сказывается при съемке с большим увеличением (например, если объект находится достаточно далеко). Проблема решается съемкой со штатива, но если его нет, попробуйте выступить в роли биатлониста, ищущего наиболее удачную точку упора и момент, когда дрожание рук минимально (например, на выдохе). Еще лучше, если удастся найти для рук некоторую точку опоры.

– Ошибка №5. При съемке движущихся объектов, например спортсменов, неправильно выставляется выдержка (слишком длинная), вследствие чего все движение получается смазанным. Чтобы этого избежать, нужно выставить максимально короткую выдержку для данной освещенности. Если же вы еще не умеете этого делать, необходимо принудительно использовать вспышку в автоматическом режиме, даже если освещенности вполне хватает. В таком случае камера выставляет небольшую выдержку, и, несколько теряя в проработке деталей, кадр все-таки получается резким.

Ошибка №6. Неровно, не горизонтально или не вертикально, поставлена камера, вследствие чего снимок выглядит слегка наклоненным. Это легко поправить непосредственно во время съемки, просто пересняв кадр заново – благо цифровые камеры, в отличие от традиционных аналоговых, позволяют просмотреть кадр сразу после съемки. Вообще, на первых порах начинающему фотолюбителю следует чаще просматривать только что отснятые кадры. Зачастую это простое действие помогает увидеть ошибки съемки и исправить дело.

Если же кадр нужно сохранить и возможности переснять его нет, на помощь придет любой растровый графический редактор, например Photoshop, в котором достаточно повернуть снимок на нужный угол и обрезать лишние края.

– Ошибка №7. Слишком близко расположенная камера при съемке со вспышкой может стать причиной паразитных бликов или слишком мертвенного цвета лица. Если вспышка внешняя, то лучше всего направить ее не прямо на объект съемки, а вверх или вбок. При использовании встроенной вспышки можно увеличить расстояние до объекта съемки и использовать оптическое масштабирование (zoom). Еще один вариант – снимать не “в лоб”, а под небольшим углом.

Ошибка №8. Одна из самых распространенных ошибок новичков, использующих цифровые камеры, – неправильно выставленный баланс белого. В таком случае снимки могут получиться резкими, с грамотно подобранной композицией и интересным сюжетом, но с неправильным воспроизведением цветов. Бороться с этим непосредственно при съемке можно только единственно возможным способом – правильным выставлением баланса белого.

У многих цифровых камер имеется автоматическая предустановка баланса белого. Новичкам стоит в первую очередь грамотно научиться пользоваться ими. В случае же, когда автоматически баланс белого выставить не удается, необходимо найти лист белой бумаги, поместить его примерно в то место, которое вы хотите снять, и выставить баланс вручную. Как это сделать в конкретной цифровой камере, вы узнаете из руководства к ней. В противном случае опять придется прибегать к помощи графического редактора.

– Ошибка №9. Эффект красных глаз – одна из наиболее трудно решаемых проблем как в цифровой, так и в аналоговой фотографии. Есть несколько способов избежать вампирского блеска в глазах. Если вспышка не встроенная, а внешняя, стоит повернуть ее немного в сторону или вверх, а не направлять прямо на объект съемки. Поскольку со встроенной вспышкой такой фокус не пройдет, можно попробовать не пользоваться ею вовсе (разумеется, при более или менее нормальной освещенности).

У многих камер имеется функция подавления эффекта красных глаз, которую полезно включать при съемке людей в помещениях и вообще в условиях плохой освещенности. Но даже все эти методы могут не дать нужного эффекта. В таком случае вам снова поможет графический редактор.
Ошибка №10. Часть объектива или вспышки закрыта пальцем. Результат – снимки нерезкого пальца на фоне основного объекта или же кадры с участками разной освещенности. Следите за положением рук, чтобы пальцы не закрывали ни объектив, ни видоискатель, ни вспышку.

Напоследок хотелось бы дать еще несколько советов, которые помогут сберечь немало интересных снимков, а главное – нервов. Во-первых, снимать лучше всего с качеством, несколько превышающим минимально необходимое. Иначе говоря, если вы не хотите печатать снимки на бумаге или же планируете распечатывать фотографии размером не более 10х15 см, достаточно ограничиться двухмегапиксельным разрешением (1600х1200 точек). Если же вам нужны кадры большего размера, такого разрешения будет уже недостаточно и стоит использовать 3 или даже больше мегапикселей. Естественно, все вышесказанное подразумевает, что цифровая камера физически способна снимать в таком разрешении.

Во-вторых, при первой же возможности перепишите все отснятое на компьютер (ноутбук). Иначе может возникнуть ситуация, когда карта памяти будет уже не способна вместить нужное количество кадров и вы встанете перед выбором: упустить интересные сюжеты или безвозвратно стереть хотя бы часть ранее отснятого. И, в-третьих, не забывайте, что мастерство приходит с опытом.

СОВЕТЫ ПРОФЕССИОНАЛОВ
После того как вы немного освоитесь с управлением камерой, стоит уделить внимание и художественной стороне вопроса. За советами по фотосъемке мы обратились к профессиональным фотографам, имеющим опыт работы как с аналоговой, так и с цифровой съемкой.

Композиция
Композиция – доведение фотографии до логического конца, когда в фотографии есть все – и смысл, и хорошая картинка. Существует множество способов подчеркнуть композицию. Можно, например, выделить главный объект, сделав его более резким, а второстепенные объекты, наоборот, размыть.

Другой способ – использование линий. Линии эмоционально воздействуют на зрителя – изогнутые успокаивают, ломаные действуют как раздражитель, вертикальные создают ощущение величия, горизонтальные – спокойствия и безмятежности, а диагональные – динамичности. Попробуйте поснимать любой объект, скажем, диагонально, и вы поймете, о чем идет речь.

Для построения гармоничных композиций профессионалы пользуются понятием “золотого сечения”. “Золотое сечение” – это условное разделение кадра на две части так, что отношение разделенных частей составляет примерно 5 к 8. Расположив объект съемки между двумя этими частями, можно с уверенностью сказать, что человеческий глаз будет притягиваться именно к этой точке.

Существует также правило “одной трети” – пытайтесь избегать деления кадра на симметричные части. Лучше зрительно разбить кадр на три части и, например, поместить небо в верхнюю треть, а все остальное – в нижние две трети.

Сезонная съемка
То, что на улице плохая погода, вовсе не означает, что камера должна лежать дома. Напротив, именно в плохую погоду можно сделать самые выразительные снимки. К примеру, снимки, сделанные во время дождя, выглядят более интересными за счет того, что мокрые поверхности более насыщенны цветом, чем сухие. Особенно это заметно при съемке весенних пейзажей или города после дождя. Кстати, чтобы передать движение воды, лучше всего снимать с выдержкой длиннее 1/60 с.

При съемке в пасмурный туманный день, когда все цвета блеклые и имеют серые оттенки, а контуры становятся мягкими и малоконтрастными, живость снимку придаст насыщенный цветом объект, помещенный на переднем плане, – например, ярко-красная или желтая деталь одежды.
Эффектные снимки получаются перед грозой, когда большая часть неба закрыта черными тучами, а ландшафт освещается еще не закрытым тучами солнцем.

Зимой резко падает эффективность источников питания, в холодную погоду более эффективны никель-кадмиевые (Ni-Cd) источники питания. Чтобы сохранить возможность съемки в любой мороз, держите батарейки в кармане близко к телу, чтобы они оставались теплыми, и вставляйте их в камеру непосредственно перед съемкой.

При съемке в плохую погоду обязательно используйте нейтральный или ультрафиолетовый светофильтр (если ваша камера позволяет накручивать насадки на объектив). Значительно легче чистить светофильтр, чем объектив, а на качество изображения хорошие защитные светофильтры практически не влияют.

Помните также о том, что фотокамера, которую принесли с мороза, должна не менее двух часов пролежать в сухом и теплом месте. Если вы снимали в снегопад, то, вернувшись домой, очистите корпус камеры мягкой тряпкой.

Портретная съемка
При съемке портрета очень важно передать характер и чувства человека. Поэтому желательно установить с ним доверительный контакт и снимать с небольшого расстояния. Необходимо сделать несколько снимков, пытаясь поймать момент, когда выражение лица наиболее полно раскрывает характер человека.

Для увеличения художественного эффекта часто применяются смягчающие или размывающие фильтры. У многих цифровых камер такой фильтр есть в предустановках. Камера необязательно должна находиться на уровне глаз. Можно попробовать изменять ее высоту и угол съемки, но только не в очень больших пределах, иначе портрет может получиться карикатурным. Небольшое снижение точки съемки делает изображение модели немного стройнее.

Особое внимание уделите заднему плану. Он не должен включать детали, отвлекающие от основной фигуры. Лучше всего вывести его из зоны резкости, приоткрыв диафрагму. На заднем плане не должно быть случайных или выпадающих из общей композиции кадра предметов. Как правило, лучший результат получается при плоском заднем фоне.

Портрет выглядит лучше при вертикальном расположении кадра. При этом уровень глаз желательно расположить на расстоянии одной трети от низа или верха кадра, чтобы привлечь большее внимание.
Первая ошибка новичка – портрет с использованием вспышки на полную мощность. Как следствие – пересвеченное (то есть практически белое) лицо фотографируемого. Чтобы этого избежать, старайтесь снимать портреты с небольшим углом и уменьшите мощность вспышки (например, прислонив к вспышке белый лист бумаги).

Пейзажная съемка
Пейзажная фотография любит четкость, поэтому необходимо пользоваться штативом, даже в условиях хорошей освещенности. Старайтесь снимать при боковом или заднебоковом освещении, когда тени хорошо подчеркивают структуру ландшафта. В полдень, при высоко стоящем солнце, ландшафт выглядит плоским. Хорошие снимки получаются перед заходом или после восхода солнца.

Если вы хотите снять какое-то определенное место, попробуйте сделать это в разное время и при разной погоде. Часто эффектные снимки получаются незадолго до или сразу после резкой смены погоды. Если вы хотите создать иллюзию глубины, трехмерности пейзажа, вам может помочь небольшое размытие заднего плана или включение в фотографию переднего (елочки, березы), среднего (река) и заднего плана.

Ночная съемка
При ночной съемке вам придется забыть про вспышку – здесь нужен штатив. С его помощью можно надежно закрепить камеру и делать снимки с малой выдержкой. Попытайтесь снять движущийся транспорт на короткой выдержке – эффект вас удивит. И не забудьте, что при ночной съемке цифровые камеры довольно сильно “шумят”.

ХРАНЕНИЕ ОРИГИНАЛОВ
Полученные вам кадры – мгновения, которые точно никогда не повторятся, поэтому стоит подумать о том, как их сохранить.

Правило 1. Каталогизируйте снимки. После того, как вы перенесли изображения с цифровой камеры на компьютер, обязательно разложите их по нескольким каталогам, каждый из которых должен иметь не только свое уникальное имя, но и назван так, чтобы по прошествии многих лет, только взглянув на него, вы могли бы понять, какие именно фотографии там собраны.

Правило 2. Никогда не правьте оригинальный файл. Этого не стоит делать по нескольким причинам. Во-первых, в случае возможной неудачи вы потеряете оригинал уже безвозвратно. Во-вторых, цифровые камеры в так называемых Exif-полях файла-снимка записывают технические данные (посмотреть эти данные можно с помощью различных программ, например, с помощью ShowExif).

В этих полях находится весьма важная информация. В частности, название камеры, которой производилась съемка; точное время и дата; экспозиция; выдержка; фокусное расстояние; использовалась ли при съемке вспышка и т. д. – всего более 40 параметров. Даже если сейчас вам эта информация кажется ненужной, впоследствии она может очень пригодиться.

Например, при сравнении качества снимков, сделанных различными камерами или же одной камерой, но с различными параметрами. Так вот, в зависимости от того, как именно вы будете в дальнейшем оперировать с файлом-оригиналом, эта информация может быть утеряна. Поэтому обязательно сохраняйте оригинальный файл.

Правило 3. Обязательно делайте копии отснятого материала на внешних носителях. Например, на записываемых (CD-R) или перезаписываемых (CD-RW) компакт-дисках (как вариант – на записываемых или перезаписываемых DVD). Жесткие диски хоть и достаточно надежны, но, как и все в нашем мире, не вечны. И если ваш винчестер в самый неподходящий момент вдруг “прикажет долго жить”, вероятность того, что находящиеся на нем данные можно будет спасти, не слишком велика. Не говоря уже о том, что удовольствие это отнюдь не из дешевых.