14 лет назад 24 декабря 2004 в 1:44 78

Бывает так, что возможности потратить сколько-нибудь приличную сумму денег на акустическую систему нет. Приходится тратить время и силы на поиск достойных вариантов за небольшие деньги – желательно за очень небольшие. Мы решили взять этот труд на себя и протестировать некоторое количество недорогих колонок. Вам останется лишь выбрать то, что устроит именно вас.

Итак, сначала мы попробуем найти что-то пристойное за совсем смешные деньги – не больше чем за $15-16. Что-нибудь звучащее вряд ли найдется, но колонки, пристойно выглядящие и способные озвучивать хотя бы сообщения системы, должны быть. После изучения колонок за четыре сольдо мы переместимся в чуть более дорогую группу и посмотрим, что водится там. Возможно, хотя бы за $20-30 нам удастся найти колонки, способные создавать тихий и ненавязчивый музыкальный фон. В качестве тестового материала, как всегда, будем использовать диск FSQ-Multimedia, в качестве звуковой карты будет задействована ESI Juli@. Итак, начинаем.

PLUS UPS SYSTEMS SPP-655 ($6)
Итак, халява начинается. Начальная цена – шесть долларов. Именно столько продавцы просят за колонки SPP-655 фирмы Plus Ups Systems. Чтобы добиться столь низкой цены, разработчики, похоже, экономили на всем – шнур питания еле дотянулся до розетки. Но на кнопку 3D деньги все же остались: при включении оной со звуком случается что-то вроде реверберации и одновременного усиления высоких частот.

Кроме доступа к третьему измерению звука разработчики, похоже, стремились снабдить систему акцентированным басом. В какой то степени им это удалось. При проигрывании сигнала частотой 50 Гц раздается некий низкий звук, состоящий в основном из относительно низкочастотных резонансов разных деталей системы, сопровождающихся более высокими резонансами-дребезгами и хрипами усилителя. Все это обилие звуков модулируется-таки низкой частотой, из-за чего возникает ощущение, что система “басит”, хотя и очень грязно.

Вообще, при воспроизведении практически любой отдельной частоты колонки дребезжат и устраивают на столе слалом. При воспроизведении музыки дребезги смешиваются и превращаются в постоянно присутствующий фон. В целом характер звучания этих колонок вызывает в памяти дешевые радиоприемники 70-80-х годов. Отсюда и рекомендация: эти колонки – отличный выбор для тех, кого мучает ностальгия по пионерско-комсомольским временам и зарядкам под музыкальное сопровождение пианиста Ларионова. А если кроме шуток, то использовать эти колонки не рекомендуется вообще: такое количество нелинейных искажений вредно для здоровья.

DEFENDER SPK 560 ($7)
Экземпляр номер следующий, почти за те же деньги. Система сделана более качественно: колонки изготовлены аккуратнее и не сыплют искажениями. Однако звука все равно нет. Получается, что кроме как оригинальным – даже экстремальным – дизайном, этим колонкам похвастаться решительно нечем.

Бас отсутствует: первая слышимая частота – 150 Гц, ниже – гробовая тишина, нарушаемая только тихим зловещим шипением. Детализации тоже нет, в тесте на микродинамику больше половины времени в колонках царит тишина. Частотная характеристика колонок, похоже, представляет собой череду пиков и провалов, поскольку тембры всех инструментов передаются слишком неправдоподобно. Говорить о динамичном звучании, понятно, тоже не приходится. Наконец, колонки накладывают на фонограммы что-то вроде реверберации – такой эффект получается из-за переотражений звука внутри корпусов этих систем.

Эти колонки не вносят в звук большого количества нелинейных искажений, не хрипят и не дребезжат. Если бы они при этом хоть как-то звучали, возможно, в их покупке был бы какой то смысл. А так их можно использовать только для воспроизведения тех примитивных звуков, которые издают операционная система и программы. И еще, вероятно, эти колонки порадуют людей, которые всем сердцем ненавидят музыку: установив эти “яйца” на своем столе, они смогут вдоволь наглумиться и над бессмертными классическими произведениями, и над лучшими рок-композициями.

PLUS UPS SYSTEMS SPP-834 ($10)
Перед нами новые колонки “Плас Апс Системс”, цена которых на тридцать процентов выше, чем у предыдущих моделей. Похоже, что все деньги, которыми располагали разработчики, были вложены в дизайн. Корпуса колонок имеют сложную форму, усилитель вынесен в отдельный корпус. Никуда не делась и незабвенная странная реверберация, включающаяся кнопкой “3D”.

А что со звуком? По сравнению с первой моделью этой фирмы, все намного приличнее. Нелинейные искажения и дребезги отсутствуют, вместе со странным фирменным “басом” (даже на 150 Гц практически ничего не слышно). Звук, пожалуй, можно было бы назвать чистым и не раздражающим, если бы он был. Но, как и в предыдущих случаях, его нет. Воспроизводится только довольно узкий диапазон средних частот, и при этом система имеет очень небольшой динамический диапазон. Говорить о микродинамике, атаке, макродинамике и даже о звуковой панораме – просто бессмысленно. В общем, перед нами еще одни колонки для озвучивания системных сообщений.

DEFENDER SPK 330 ($13)
Чуть более дорогие колонки, все еще укладывающиеся в категорию “на сдачу”. Эта модель имеет принципиальное отличие от предыдущих – она подключается к компьютеру по интерфейсу USB, и определяется операционной системой как USB Audio Device (установка драйверов не требуется). Это означает, что в них установлен собственный цифро-аналоговый преобразователь. Поскольку кодек, не говоря уже об “обвеске”, стоит денег, а цена на колонки – мизерная, это наводит на размышления. Впрочем, на всем остальном разработчики сэкономили: регуляторов громкости у системы нет, нет даже кнопки включения и выключения системы. Все манипуляции со звуком производятся через программную панель регулировки громкости.

Качество звучания, как ни странно, относительно неплохое, хотя от предыдущих моделей эти колонки отличаются очень мало. Недостатков по-прежнему больше, чем достоинств, но вместе с тем заметен прогресс: присутствует большая часть звукового диапазона, и, что интересно, воспроизводится эта часть относительно неплохо. В остальном все так же, как у остальных: нелинейных искажений мало, дребезги и хрипы отсутствуют, но нет ни динамики, ни детализации. В общем, хотя этот комплект чуть лучше предыдущих, он все равно не подойдет даже для создания тихого музыкального фона во время работы.

PREDATOR PSP-0657 ($14)
Действие следующее, картина та же. И даже хуже предыдущей. Перед нами – типичные безымянные китайские колонки совершенно кошмарного дизайна, напоминающие мрачные надгробия в миниатюре. Управление принципиально антиэргономичное: микроскопическая кнопка включения питания и крайне неудобное колесо регулировки громкости находятся с тыльной стороны правой колонки
Звучание – типичное для китайских поделок, причем трехлетней давности.

Звуковой спектр испещрен многочисленными провалами АЧХ и покрыт огромным количеством нелинейных искажений. Из достоинств можно отметить только энергичную передачу звучания барабанов, и все. В остальном звучание колонок ниже всякой критики – дело обстоит хуже, чем у первой системы за $6. Сильно сомневаюсь, что находящийся в здравом уме человек, послушав эти колонки, или даже просто посмотрев на них, согласится расстаться даже с той ничтожной суммой, которую за них просят. На это может решиться только какой-нибудь мрачный глухой извращенец.

DIALOG W-203 ($16)
Деньги, выделенные на разработку этих колонок, вероятно, были потрачены на корпуса из MDF, декоративный шпон и красивый светодиод. Впрочем, проектирование акустических систем с упором на дизайн с последующей разработкой собственно звуковой части на остаток денег – тоже подход, имеющий право на существование. Ходят же люди с копеечными китайскими плейерами и ужасными наушниками, и ничего.

На лицевой панели расположены оба регулятора – громкости, поворотом которого включается усилитель, и Tone (самая примитивная реализация темброблока – баланс между высокими и низкими частотами, который, похоже, просто обрезает ВЧ). Соответственно, сильная сторона W-203 – дизайн: они напоминают не то колонки от неплохого музыкального центра, не то недорогие “полочники” фазоинверторного типа.

Понятно, что звука по-прежнему нет. Воспроизводятся только отдельные части звукового диапазона, причем на очень небольшой громкости. Соответственно, нет ни динамики, ни детализации, ни более-менее правдоподобной передачи тембров инструментов. Явных резонансов и искажений тоже нет, система не раздражает, но и не звучит. Можно описать особенности, отличающие ее от других никчемных систем, но, честно говоря, мы не видим в этом никакого смысла. Так что наш вердикт – приятные на вид колонки, которые можно использовать для озвучивания ICQ.

A4TECH DS-606 ($16)
Последний комплект из нижней бюджетной ценовой категории. Дизайн системы сложно назвать привлекательным. Элементы управления сделаны удобно и вынесены на переднюю панель. Всего их четыре: кнопка включения питания, регулятор Tone, регулятор громкости и, конечно, включающая реверберацию кнопка “Три Дэ” – куда ж без нее.

Примитивный дизайн вселил надежду на то, что деньги были вложены в качество звука. Но если это и было так, то у разработчиков ничего не получилось. Недостатков у системы значительно больше, чем достоинств. Перегрузок не наблюдается, но максимальная громкость очень невелика: работавший на минимальной громкости в трех метрах от тестового стенда редакционный телевизор сильно заглушал звук, и для того чтобы хоть как-то услышать эти колонок, пришлось и телевизор выключить, и дверь захлопнуть. Частотный диапазон, по-видимому, не без многочисленных провалов: ни один инструмент не звучит натурально. Динамика тоже отсутствует, что, впрочем, обусловлено невысокой громкостью системы.

Плюс у DS-606 только один – система не утомляет и не раздражает. В этом она похожа на некоторые предыдущие дешевые системы: она не хрипит и не имеет прочих выраженных дефектов, но и не звучит. В общем, совершенно ничего интересного – ни звука, ни дизайна.

Подведем промежуточный итог. Найти среди истинно халявных колонок что-нибудь, что могло бы хотя бы тихонько проигрывать музыку, создавая приятный фон, нам не удалось. Максимум, на который способна акустика за четыре сольдо, – воспроизведение звуков Windows и декоративное оформление рабочего стола. В таком качестве можно использовать Dialog W-203, Plus Ups Systems SPP-834, или Defender SPK 330. Хотя нам даже внешне не понравились ни одни колонки.

Если же у вас нет даже тридцати долларов, чтобы продолжить с нами путь к более дорогим системам, то – увы. Тогда остается только погрузиться в медитацию и проникнуться мыслью, что тишина содержит в себе все, что мы вообще можем услышать. Как в пустоте скрывается все множество вещей, так в пустоте скрывается и все многообразие звука. Пусть лучше в квартире будет натуральная, приятная слуху тишина, чем ужасная, исковерканная дешевыми колонками музыка.

DIALOG W-202 ($25)
Собственно, с этой системы начинаются колонки, требующие более-менее серьезных вложений. Для истинного любителя халявы $25 – это сумма, на которую можно при удачном стечении обстоятельств купить целый процессор. Что же предлагает за такую серьезную сумму компания Dialog?
Двухполосные колонки более-менее солидных габаритов с полноценным темброблоком – уровни высоких и низких частот наконец-то можно корректировать. Четырехлитровые корпуса, сделанные из MDF, позволяют надеяться на наличие если не баса, то по крайней мере мидбаса, а значит – на воспроизведение всего спектра звучания ударной установки и бас-гитары.

Звук – под стать внешнему виду, после предыдущего безобразия просто бальзам на уши. Все треки теста FSQ звучат не без огрехов, но вполне прилично. Из явных плюсов можно отметить очень неплохую передачу мелких деталей, и хорошую динамику – колонки четко прорисовывают все уровни громкости звучания оркестра, от пиано пианиссимо до форте фортиссимо. Не каждая акустическая система за полсотни долларов может похвастаться такими достоинствами.

К недостаткам можно отнести небольшой уровень максимальной неискаженной громкости (уже на половине громкости нелинейные искажения начинают резать слух) и плохую передачу панорамы (звуковая сцена вообще отсутствует как таковая). Но эти дефекты не создают ощущение дискомфорта при прослушивании. Самый значительным недостаток – сильно выраженные искажения на высоких частотах, которые усиливают шипящие звуки и призвуки, украшают звук тарелок странными шорохами и добавляют эффект, который называют “песком”.

Но надо сказать, что эти недостатки встречаются и у многих стереосистем за $40-50, а мы говорим о более дешевых колонках. В общем, свои деньги W-203, пожалуй, отрабатывает.

DEFENDER N2.1 ($28)
На тестировании, которое проводилось более двух лет назад еженедельным Upgrade, эта система выступила очень хорошо. С тех пор было выпущено много новых комплектов, которые звучат лучше N2.1, и если бы сегодня эта система стоила столько же, сколько она стоила раньше, она была бы неконкурентоспособна. Но цена упала (возможно, окупились затраты на запуск системы в производство), и теперь N2.1 переместилась в нижний ценовой диапазон – сегодня она стоит меньше $30.

По характеру звучания N2.1 – полная противоположность W-202. Сильными сторонами предыдущей системы были хорошие динамичность и детальность звучания, слабыми – большое количество нелинейных искажений и очень плохое позиционирование источников звука. Здесь все наоборот: динамика и детализация у этой системы слабоваты, но ее конек – чистое звучание, в котором мало нелинейных искажений, хороший запас по уровню неискаженной громкости и хорошая передача звуковой панорамы

Еще одна особенность – специфический рабочий диапазон системы. N2.1 воспроизводит ограниченную часть звукового диапазона, урезанный и в области баса (глубокого баса нет, нижняя граница звучания – около 70 Гц), и в области высоких частот. Однако оставшаяся часть воспроизводится качественно – резких выпадений каких-либо частей спектра нет, все инструменты звучат относительно правдоподобно. Недостатком можно считать небольшую нехватку нижних средних частот, что легко исправить с помощью эквалайзера.

В общем, неплохая система. Конечно, бодаться с хорошими трифониками из ценовой категории от 50 до 100 долларов у нее не получится, более того, многие хорошие мультимедийные стереоколонки, стоящие около полтинника, превзойдут N2.1 по глубине баса. Тем не менее этот комплект вкупе с хорошим интегрированным в материнскую плату кодеком или с недорогой звуковой картой сможет обеспечить очень неплохое воспроизведение музыки. Можно будет даже смотреть фильмы и резаться в компьютерные игры, ибо для этого почти все есть – система хорошо позиционирует источник звука, а “пиротехнические” спецэффекты звучат очень энергично, хотя низкочастотной составляющей все же не хватает.

A4TECH DS-609 ($30)
Первая система, упирающаяся в заданный нами ценовой потолок, – двухполосные колонки от A4Tech. Корпуса сделаны из модного нынче MDF, объем солидный – около четырех литров, и довольно приличный вес. Свою лепту в утяжеление колонок вносят металлические решетки.
Панель управления организована просто и без всяких глупостей – есть только регуляторы уровней баса, высоких частот и общей громкости системы. Выключатель вынесен на заднюю стенку правой колонки, что не очень удобно, но вполне терпимо, и характерно для многих колонок.

Качеством и характером звучания эта система похожа на N2.1. Плюсы – небольшое количество нелинейных искажений, хороший (заметно больший, чем у трифоника от Defender и тем более у W-203) запас по уровню неискаженной громкости и очень неплохая передача панорамы – и в горизонтальной, и в вертикальной плоскости, и в глубину. Особенно приятно, что система нетребовательна к расстановке – существует большое количество вариантов расположения колонок, при которых панорама прорисовывается качественно. Наконец, последний, удивительный для дешевой и малогабаритной системы плюс: рабочий диапазон простирается вверх до упора, а вниз до 50 Гц. На сложных композициях системе не хватает сил басить как следует, но на относительно простых композициях проблем не наблюдается. Скажем, записи в стиле рагга с глубоким синтетическим басом звучат замечательно.

Теперь о недостатках. Первый – воспроизведение сложных фонограмм. Если в записи принимало участие инструментов десять, превосходная панорама DS-609 рушится и превращается в кашу, которую не расхлебать. Кроме того, на подобных фонограммах запас по неискаженной громкости системы оказывается заметно ниже, чем на простых. Второй минус – нездоровая любовь системы к медным инструментам, ударным и духовым, а также выпячивание всевозможных “металлических” и шипящих составляющих звуков. Это, конечно, не нелинейные искажения верхней части спектра, которые выражаются в виде “песка” и цыканья, но все равно неприятная особенность.

В общем, DS-609 может подойти не только для создания рабочего фона, но и для прослушивания музыки. Простые и скомпрессированные композиции звучат хорошо, и слушать их можно с удовольствием. Для сложных фонограмм эта система не подойдет, а для игр и фильмов лучше взять N2.1 – спецэффекты в ее исполнении звучат убедительнее.

Jetbalance JB-331($30)
Последние в тестировании колонки, упирающиеся ценой в заданную нами планку. Корпуса этой двухполосной системы очень небольшие, диаметр фазоинвертора невелик, что в совокупности с наличием кнопки “3D” наводит на мысли о несерьезности и декоративности системы. Но первое впечатление оказалось обманчивым – система звучит очень прилично. Многие плюсы, которые были замечены у DS-609, присутствуют и у этой системы: нелинейных искажений очень немного, есть хороший запас по неискаженной громкости, панорама при правильной расстановке системы получается очень качественной.

Примерно так же обстоят дела и с динамичностью звучания: некоторый запас по динамике есть, но его недостаточно для воспроизведения как сложных фонограмм с большим количеством инструментов, так и для композиций с широким динамическим диапазоном. Теперь об отличиях. DS-609 очень требовательна к расстановке: если колонки направлены не “в лоб” слушателя, а смотрят прямо вперед, панорама получается нечеткой посередине и наблюдается недостаток высоких частот.

Другое отличие – бас: JB-331 реально играет примерно от 70 Гц, так что на глубокий низ можно не рассчитывать даже в самых простых фонограммах. Есть и отличие в лучшую сторону – очень хорошая, сбалансированная передача тембров инструментов, как и баланса между разными инструментами. Это очень редкое достоинство для системы такого класса: нам не первый год приходится тестировать мультимедийную акустику, и первый раз попадается бюджетная система с действительно сбалансированным звучанием.

В общем, итог тот же: система очень неплохо воспроизводит музыку, и ее можно использовать не только для создания тихого и ненавязчивого музыкального фона, но и для прослушивания музыки в свое удовольствие – правда, со сложными фонограммами система не справится. Для игр и фильмов эта система не подойдет – для этой цели лучше использовать приличную систему с сабвуфером.

Как ни странно, сегодня нам не попалось ни одной отвратительной системы ценой около тридцати долларов. Это не закономерность, а уникальное везение: можем точно сказать, что хлама в этой ценовой категории больше чем достаточно. Но вернемся к участникам нашего тестирования.
Если акустика нужна вам главным образом для воспроизведения музыки, имеет смысл взять JB-331 или DS-609. Какую именно – решать вам, это зависит от предпочтений.

Если вы хотите большую отдачу в области нижних частот и лучшую передачу панорамы, останавливайтесь на DS-609. Если вы хотите достоверной передачи звучания инструментов и музыкального баланса произведений, лучше присмотреться к JB-331. Dialog W-203 тоже очень неплохая система, однако две других модели превосходят ее по ряду параметров – главным образом, по уровню нелинейных искажений. Но если у вас нет возможности разжиться одной из двух систем-лидеров, возьмите Dialog W-203 –очень достойная система.

Если вы планируете использовать околокомпьютерную акустику главным образом для озвучивания игр и фильмов, есть смысл остановиться на трифонике Defender N2.1. По качеству воспроизведения музыки эта система уступает лучшим из рассмотренных в статье стереоколонок, но зато у нее есть очень неплохой сабвуфер, который может довольно убедительно и чисто громыхать, а хорошая передача панорамы этой системой поможет ориентироваться в виртуальном киберпространстве.