13 лет назад 4 августа 2005 в 1:17 67

Одним из основных требований, предъявляемых к фотографическим отпечаткам, является их стойкость к воздействию окружающей среды. Любые отпечатки со временем выцветают: за счет агрессивного воздействия воздуха и света часть красителей разрушается, и отпечаток теряет первоначальные цвета.

Производители различных систем фотопечати и расходных материалов часто указывают сроки выцветания отпечатков в десятки лет, а иногда и сто лет. Однако эти цифры актуальны для “тепличных” условий хранения фотографий: либо в альбомах в темном месте, либо под стеклом при слабом освещении. Зачастую условия хранения вообще никак не оговариваются, и пользователю остается лишь догадываться о том, что производитель имел в виду, заявляя, что “ваши отпечатки пролежат неизменными сто лет”. Целью настоящей статьи является исследование процесса выцветания фотоотпечатков со временем и сравнение стойкости, которую могут обеспечить различные технологии печати.

МЕТОДИКА ТЕСТИРОВАНИЯ
Как уже было сказано выше, фотоотпечатки выцветают по двум причинам. Влияние более слабой из них – атмосферного воздуха – исследовать за разумный период времени невозможно, слишком уж слабое воздействие он оказывает. А вот вторая причина выцветания – ультрафиолетовое излучение – вполне поддается изучению. Для того чтобы ускорить этот процесс и не ждать завершения эксперимента несколько лет, отпечатки одного и того же сюжета были вывешены на внутреннюю сторону окна. Таким образом, в течение полугода (с ноября 2004 года по май 2005 года) они приблизительно по два часа в день облучались прямыми солнечными лучами через три слоя оконного стекла в стандартном двухкамерном стеклопакете.

К сожалению, при такой методике скорость выцветания невозможно отобразить точными цифрами. Однако этот метод имеет и ряд преимуществ. Во-первых, все равно фраза “При мощности излучения ХХХ отпечатки выцветают на YY% в месяц” мало что скажет большинству читателей. Во-вторых, если искусственное старение отпечатков проводить под воздействием ультрафиолетовой лампы, результат будет слабо привязан к реальности, так как спектр излучения лампы отличается от солнечного.

Поэтому результаты, полученные нами, можно смело отнести к реальной ситуации, если у вас фотографии висят на стенке и по два часа в день подвергаются прямому воздействию солнечного света. Разумеется, если отпечатки висят за специальными стеклами, защищающими их от ультрафиолетового излучения, либо если они висят вне пределов досягаемости прямого солнечного света, их срок жизни значительно увеличится.

При тестировании было сделано по два одинаковых фотоотпечатка с использованием следующих технологий печати:

– струйная фотопечать растворимыми чернилами на примере двух струйных принтеров: Epson R200 с использованием чернил стороннего производителя WWM на бумаге Epson Premium Glossy и Canon 950 на оригинальных чернилах и бумаге Photo Paper Pro;

– струйная фотопечать пигментными чернилами на примере струйного принтера Epson R800 на оригинальных чернилах и бумаге Epson Premium Glossy;

– сублимационная фотопечать на примере термосублимационного принтера Mitsubishi 8000;
– фотопечать “мокрым” способом в минилабе на примере бумаги Kodak Professional (минилаб Noritsu 2901).

Из каждой пары отпечатков один был вывешен на окно, а второй убран в темное место. Через полгода отпечатки были отсканированы для сравнения. При сканировании использовался планшетный сканер Epson Perfection 3200, разрешение сканирования – 300 dpi. Кроме того, по завершении эксперимента было сделано еще по одному отпечатку, для того чтобы определить, насколько разрушительным оказалось воздействие воздуха.

РЕЗУЛЬТАТЫ
Обнаружить сколько-нибудь заметное выцветание отпечатков, находившихся в темноте, не удалось. Все фотографии были идентичны образцам, отпечатанным спустя полгода для сравнения. А вот выцветание под действием солнечного света оказалось очень заметным, причем все технологии печати показали различную стойкость.

Сканы отпечатков, лежащих в альбоме и провисевших на прямом освещении говорят сами за себя. Хотелось бы только добавить, что основное выцветание произошло за период с марта по май 2005 года, когда появилось достаточно яркое весеннее солнце. В зимний же период при пасмурной погоде отпечатки провисели, претерпев лишь незначительные изменения, разглядеть которые было довольно сложно. Итак, распределяем места в нашем хит-параде сопротивляемости солнечному свету.

Безоговорочными аутсайдерами стали струйные отпечатки, сделанные с использованием водорастворимых чернил. Как видно, отпечатки разных принтеров изменились по-разному, но в обоих случаях их цветопередача не имеет ничего общего с изначальной. На отпечатке, сделанном на принтере Epson R200 с использованием чернил WWM, наибольшие потери заметны в желтом красителе (обратите внимание, желтая катушка ниток практически полностью обесцветилась), а общий цветовой тон “ушел” в красно-синие оттенки. На отпечатке с принтера Canon больше всего пострадал пурпурный краситель, сместив цвет отпечатка в сине-зеленые тона. Кроме того, заметно выцвел черный краситель, превратив черные участки на фотографии в коричневые.

В хвосте оказался и сублимационный фотопринтер Mitsubishi 8000. На отпечатке больше всего пострадал голубой краситель, из-за чего фотография стала красно-желтой. Необходимо заметить, что термосублимационная технология печати подразумевает ламинацию отпечатка защитной пленкой. К сожалению, как оказалось, эта пленка не дает ощутимой защиты от ультрафиолетового излучения. Хотя, не исключено, что без нее отпечаток выцвел бы гораздо сильнее. Так или иначе, отпечаток так же, как и в случае струйных принтеров, полностью утратил первоначальный вид. Лидерами стали фотоотпечатки, сделанные “мокрым” способом и с использованием пигментных чернил. Как видно на сканах, достаточно длительное воздействие прямых солнечных лучей не вызвало в них заметных изменений.

Выводы очевидны. К рекламным заявлениям необходимо относиться с осторожностью. Если вы планируете хранить отпечатки в темном месте, то принципиальной разницы в светостойкости за сравнительно небольшой период времени нет. Однако если отпечатки планируется вывешивать на стену, да еще и в пределах досягаемости прямого солнечного света, то к выбору технологии печати придется подойти с большей основательностью. В данном случае в зависимости от предпочтений можно рекомендовать либо печать в минилабе, либо самостоятельную печать на струйном принтере, использующем пигментные чернила.