11 лет назад 10 января 2008 в 2:39 41


Автор: Арсений Мирный

Уходящий год стал для игровой индустрии годом консолей, громких скандалов и долгожданных релизов.

Первый такой релиз состоялся в самом начале года – свет наконец увидела операционная система Windows Vista. На ее разработку Microsoft потратила более шести лет и около пяти миллиардов долларов. Для игрового рынка выход ОС позиционировался как пришествие спасительницы рынка PC-игр, в свете старта next-gen-консолей несколько отошедшего в тень. Таким статусом она обязана новейшей встроенной библиотеке DirectX 10, которая необходима для запуска таких визуальных шедевров, как Crysis, Flight Simulator X, Age of Conan: Hyborian Adventures и др. Однако разработчики игр для PC не особенно вдохновились поддержкой новой операционки по двум основным причинам: во-первых, релизная версия Vista, по старой майкрософтовской традиции, оказалась не совсем доделанной (говорят, разработка первого сервис-пака началась уже через неделю после старта); кроме того, “спасительница PC-игр” Vista поначалу не поддерживала некоторые проекты, написанные по XP, о чем свидетельствовал патч, выпущенный на следующий день после официального релиза. Во-вторых, не дожидаясь помощи со стороны могучих корпораций, разработчики PC-игр сами нашли лазейку для себя, сконцентрировавшись на MMO-проектах.

Главной весенней игровой новостью стал долгожданный европейский старт PlayStation 3. В Европе в первые дни продаж PS3 показала отличные результаты, несколько сдерживаемые, впрочем, заметным дефицитом консолей – не хватило Blu-ray-элементов на сборочных фабриках Sony. Тем не менее в одной Великобритании в первые сутки удалось реализовать 165 тысяч устройств, что для страны стало абсолютным рекордом продаж “первого дня”. Помимо этого март ознаменовался релизом долгостроя, в выход которого уже перестали верить. За пять дней до европейского релиза PS3, 18 марта, наконец-то вышла S.T.A.L.K.E.R Shadow of Chernobyl, игра, находившаяся в разработке примерно столько же, сколько Windows Vista. Дата релиза проекта постоянно переносилась аж с 2005 года, но волевым усилием менеджеров из издательской компании THQ и разработчиков из GSC Game World игру, наконец, удалось выпустить, причем на удивление качественную и играбельную.

В мае случилось еще одно ожидаемое событие – “долгостройный” юбилей – десять лет исполнилось с момента анонса игры-мифа Duke Nukem Forever. А в конце месяца состоялась первая E3 в новом формате. Как и ожидалось, выставка из шумного и красочного игрового мероприятия с кучей посетителей превратилась в серию тихих бизнес-семинаров. Громким отечественным событием мая 2007 года стало заключение соглашения компании 1С и западного издателя Atari. По условиям контракта Atari взяла на себя функции локализации и дополнительного тестирования российских игр, которые будут распространяться в США. Их по условиям соглашения было около десятка.

Лето оказалось жарким на два громких судебных разбирательства. В очередной раз пострадало издательство Take Two, которое еще толком не сумело оправиться от скандала, связанного с модом Hot Coffee для игры GTA San Andreas. На это раз активисты общественной организации Campaign for a Commercial-Free Childhood (CCFC), ряд британских политиков и правозащитников попытались добиться запрета игры Manhunt 2, разрабатываемой студией Rockstar, родительницей которой является Take Two. На Manhunt 2 проблемы издателя не закончились – германская организация Unterhaltungssoftware Selbstkontrolle (USK), занимающаяся раздачей рейтингов компьютерным играм, потребовала, чтобы в немецкую версию игры The Darkness внесли изменения: убрали из роликов сцены с вырыванием сердца и прочие жестокости, заменив их туманом, символизирующим похищение души.

Скандал не обошел стороной и PS3, а вернее, один из флагманских тайтлов приставки – экшена The Resistance: Fall of Men. Представители Англиканской церкви потребовали, чтобы из игры убрали локации, где действие происходит на развалинах храма, объяснив это тем, что они оскорбляют религиозные чувства верующих. В ответ Sony сначала призвала клириков послушать здравый смысл и понять, что весь контент в игре – вымышленный, но затем, когда за церковников вступился Тони Блэр, японской компании пришлось извиниться. Правда, храм из игры так и не убрали.

В России обошлось без скандалов – лето принесло радостное, знаковое событие. Первым из издателей мирового масштаба свое официальное представительство открыла компания Electronic Arts. Российское представительство в сотрудничестве с “Софтклаб” самостоятельно локализует и продает игры, выходящие в издательстве.

Осень традиционно оказалась порой громких релизов. Прежде всего, свет увидел еще один долгострой – Bioshock. Игра оправдала все чаяния геймеров, о чем свидетельствовал многомиллионный тираж проекта, и стала одним из главных претендентов на звание игры года. Без скандала и тут не обошлось – виной тому система двойной активации, которой снабжались копии игры. Она не позволяла устанавливать дистрибутив Bioshock более двух раз и вызвала настолько мощную бурю негодования со стороны пользователей, что разработчикам пришлось выпускать патч, отменяющий это ограничение. Другим громким и долгожданным релизом осени стал выход Half-Life 2: Episode 2. Вторая часть “послесловия” Half Life 2 наметила приближение концовки, но, как всегда, оставила кучу вопросов, ответы на которые можно будет получить только в следующем году с выходом третьего эпизода. Кроме того, вместе со вторым эпизодом миру явился уникальный экспериментальный игровой проект Portal, который, существуя как будто отдельно от Half-Life, сумел неслабо закрутить интригу относительно третьего эпизода.

В Российской игровой индустрии официально состоялся запуск консоли Xbox 360, ранее продававшейся у нас в порядке маркетингового эксперимента, а также релиз главного Xbox-тайтла – Halo 3.

Кроме того, осень порадовала продолжением интеграции игрового мира в киноиндустрию. В сентябре на широкие экраны вышла третья часть Resident Evil, а в конце ноября появилась долгожданная киноверсия “Хитмэн”, вместе с релизом которой компания Fox объявила о запуске производства киноверсии игры Max Payne. Главную роль в фильме предположительно будет играть Марк Уолберг.

Сейчас, когда новогодние праздники буквально на носу, наступает самое горячее время для игровой индустрии – никто из вендоров не позволит себе сидеть сложа руки во время новогодней подарочной лихорадки. А это значит, что главные события еще впереди.