15 лет назад 10 марта 2004 в 16:00 108

Сделать однозначный вывод о качестве аудиосистемы, исходя только из технических измерений и не учитывая экспертную оценку, невозможно. Дело не столько в объективной сложности аудиоизмерений, сколько в последующей интерпретации полученных результатов. Для иллюстрации приведем простой пример: у ламповой техники коэффициент искажений куда больше, чем у транзисторной, тем не менее первая звучит приятнее.

СУРОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
У каждой мультимедийной системы есть свои достоинства и недостатки. Выбор конкретной модели зависит от того, какие именно достоинства для вас важны и с какими недостатками вы готовы мириться. Речь идет не о выборе “хороший звук или хороший внешний вид”, а скорее о выборе “четкий, но неглубокий бас и мутная середина или прозрачный звук и расплывчатый бас”. Естественностью передачи ни одна из представленных в данном тесте систем похвастаться не может, да и странно было бы ждать от не очень дорогих активных акустических систем того, с чем редко справляются куда более солидные экземпляры.

Еще одна особенность аудиосистем заключается в том, что они должны отвечать подчас противоречащим друг другу требованиям. Скажем, низкие частоты лучше воспроизводит более крупный динамик, но он из-за своей массы обладает большей инерцией. А масса динамика должна быть минимальной, иначе воспроизведение будет казаться сдавленным и вялым.

Различные типы громкоговорителей, фазоинверторы – у каждого решения есть свои плюсы и минусы, и разработчику акустических систем надо найти последовательность компромиссов, дающую наилучший результат. Так что разработка акустических систем – дело долгое и дорогое. А потому производители компьютерных мультимедийных систем, стремясь удешевить продукт, экономят всегда и на всем.

САБВУФЕРЫ
Для мультимедийных систем с сабвуфером нередко самая проблемная область – средние частоты, которые являются верхними для сабвуфера и нижними для сателлитов. Чтобы сделать эту проблемную полосу уже, можно применить фильтры большего порядка, но тогда резкий спад в АЧХ сильнее сказывается на звуке. Если полоса шире – на слух это воспринимается как мутность звука. Можно сделать шире промежуток между частотами, воспроизводимыми сабвуфером и сателлитами – тогда звук станет прозрачнее, но будет заметен серьезный провал в середине.

Другое традиционно больное место для таких систем – характеристика направленности. Нормальный звук можно услышать, только находясь на оси громкоговорителей. Стоит встать со своего места за компьютером и отойти в сторону, как стройная звуковая картинка разваливается на части. При тестировании этот момент сознательно не учитывался – все-таки компьютер персональный, и формально компьютерная аудиосистема играет лишь для одного человека. Впрочем, если вы все же хотите, чтобы музыка играла для всех, кто находится вместе с вами в одном помещении, тогда лучше обратить внимание на комплекты без сабвуфера.

Logitech Z3
Z3 – система с новым броским дизайном. Ручка громкости сабвуфера установлена на его корпусе. Для управления системой имеется пульт, на котором расположены большая удобная ручка громкости, кнопка включения системы и индикатор питания. На последний лучше не смотреть – слишком яркий. Провода впаяны в сателлиты и в пульт.

Верхние частоты преувеличены, хотя и не режут уши, что характерно для очень многих недорогих систем. Середина провалена так, что Led Zeppelin превращаются в оркестр маленьких гномиков, играющих на маленьких электрогитарках, а из-под сцены, где, видимо, сидит их папа – гигантский монстр, раздаются эпические басовые раскаты. Вообще бас довольно малоподвижен, и его то слишком много, то он исчезает вовсе (если уменьшить громкость саба). Золотую середину найти не удается – в среднем положении бас половину времени безмолвствует, время от времени напоминая о себе неожиданным уханьем.
Несмотря на перечисленные недостатки, звук у Z3 довольно прозрачный, не вызывающий раздражения. Эта система больше напоминает среднюю автомобильную акустику и может понравиться желающим получить у компьютера тот же звук, что и в машине.

Altec Lansing 221
Небольшой сабвуфер и пара маленьких квадратных саттелитов. Настоящий минимализм в управлении: из регуляторов – только ручка громкости, причем довольно хрупкая. Имеется выход на наушники. Провод, идущий к звуковой карте, и провод к колонкам впаяны намертво.

Система обладает чистым, приятным звуком, пусть и с изрядно проваленной серединой. Есть лишь один серьезный минус – переизбыток баса. Многие покупатели думают, что чем громче способен ухать сабвуфер, тем лучше, поэтому производители закладывают в свои изделия избыточный запас мощности сабвуфера. Но этот комплект Altec – единственный, который не позволяет управлять громкостью саба, включенного на максимум. Приходится программно уменьшать количество НЧ в сигнале, что не самым благотворным образом сказывается на звуке.

Систему можно порекомендовать тем, кто не брезгует программными эквалайзерами, либо тем, кто готов с помощью паяльника и потенциометра заняться улучшением этого комплекта.

Altec Lansing ATP3
Довольно крупный сабвуфер и пара небольших сателлитов сомнительной устойчивости – стоит их немного задеть, как они с готовностью падают на стол. Система, стало быть, для аккуратных людей. На правом сателлите общая регулировка громкости, а также отдельные ручки громкости сателлитов и саба.

Довольно упругий и четкий бас, что является редкостью для мультимедийных систем. К сожалению, в остальном звук оставляет желать лучшего. Он лишен прозрачности, середина неприятная – мутная и сильно окрашенная. Верх жесткий, щелкающий, и в целом от звука довольно быстро устаешь. На этот комплект стоит обратить внимание тем, для кого важнее всего хороший глубокий бас, остальным же лучше выбрать что-нибудь другое.

Microlab Solo 2
Многократный победитель всевозможных тестов и любимец публики. Эта система – одна из тех, которые советуют приобретать на различных профильных форумах. Выглядит исключительно солидно: две большие колонки (сабвуфера нет), которые поместятся не на каждом столе.

Все регуляторы расположены сзади: общая громкость, бас, ВЧ. Нас система разочаровала: звук довольно мутный, бас неглубокий, изрядно окрашенный и отчетливо резонирующий на некоторых нотах (что, впрочем, нормально для системы без саба), да и ВЧ оставляют желать лучшего.

Edifier R1800TII
Пара небольших колонок среднего размера, без сабвуфера. Странный внешний вид: дизайнеры решили скрестить “серебряное” покрытие центра колонок с отделкой “под дерево” по бокам. Регуляторы на задней панели правой колонки – уровень баса и общая громкость. Разумеется, сколько-нибудь глубокого баса эта небольшая система дать не может, но то, что есть, звучит довольно четко.

С ВЧ нелады. Если в песне записан хай-хэт, то он непременно вылезает на первый план. Если же он в записи громче обычного, то эта система подает его в таком преувеличенном виде, что от него просто некуда деться. Регулировка верхних частот здесь не предусмотрена, а программные эквалайзеры с этой задачей справляются с заметным трудом.

Вообще звучание достаточно зажатое. Еще одна странная особенность системы – похожие по тембру треки с одного альбома (“Wish” The Cure) воспроизводятся с заметно разной окраской. Больше ни на одной системе, участвующей в тесте, такого эффекта замечено не было.

TDK S150
У этой системы из двух небольших сателлитов и довольно компактного, но увесистого сабвуфера очень стильный дизайн. Сателлиты благодаря продуманным подставкам сложно уронить – приятно, что об этом подумали. Кнопка выключения расположена на сабвуфере, так что лучше установить аппарат не под столом, а на нем – благо вид устройства к этому располагает.

Регуляторы на правой колонке – общая громкость, громкость сабвуфера и ВЧ. Стоит отметить относительно мягкую работу эквалайзера – это редкость для мультимедиа, где чаще эквалайзеры ставятся просто “чтобы было” и малейшее отклонение от центрального положение безнадежно смазывает звук. Вот только сами регуляторы достаточно неудобны – приходится одной рукой держать сателлит, а другой регулировать звук.

Это самый приятный комплект во всем тесте. Да, все традиционные недостатки систем с сабом налицо – широкий и глубокий провал в середине, преувеличенные бас и ВЧ. Зато TDK S150 играет очень чисто, практически без грязи в звуке, прозрачно и легко, так что музыку не хочется выключать через непродолжительное время, а это дорогого стоит.

Тембропередача лишена естественности, что особенно заметно на записях академической музыки, но любителям этого жанра вообще не стоит смотреть в сторону мультимедиа.

TDK S80
На первый взгляд, система отличается от S150 только заявленной мощностью и ценой. Логично было бы предположить, что и звучит она так же, как старшая модель, только потише. К сожалению, в данном случае внешность обманчива.

От чистоты и прозрачности “старшей сестры” не осталось и следа. Звук стал более мутным, закрытым и сдавленным, лишившись большинства своих плюсов. И все же TDK S80 выше среднего уровня сегодняшних конкурсантов.

Кстати, предыдущие модели компьютерной акустики от TDK, как ни странно, были откровенно неудачными.

Creative T2900
Система привычного для Creative дизайна. Сабвуфер, два небольших сателлита и проводной пульт, на котором располагаются ручка общей громкости и громкости сабвуфера. Компания Creative, главный игрок на рынке бытовых аудиокарт, никак не может занять такую же позицию на рынке акустики.

Поэтому неудивительно, что у этой системы довольно обычный средний звук мультимедийной акустики. Середина заметно мутная, сильно окрашенная. ВЧ практически нет. У саба огромный запас мощности, но бас довольно гулкий и четкостью не отличается. Пожалуй, главным достоинством системы является ее цена – и это характерная черта акустики от Creative.

Defender Mercury 50
Система из пары крупных колонок без сабвуфера. Производители почему-то решили сэкономить на сетевом проводе, и он получился слишком коротким. На самом верху правой колонки общая ручка громкости, а также регуляторы ВЧ и НЧ. Немного странное решение: если система будет стоять на столе, то дотянуться до регуляторов, сидя за этим самым столом, вы не сможете ни за что.

Ручку ВЧ лучше сразу оставить в центральном положении, а вот ручку НЧ стоит выкрутить на минимум – тогда будет казатся, что звук исходит из колонок куда меньшего размера. Если же попытаться прибавить низких, то все поглотит пучина исключительно мутного баса. Мало того, в этом случае низ потянет за собой и нижнюю середину (динамик-то один), которая заметно испортится.

Звук достаточно непрозрачный, закрытый и довольно неприятный. Стереокартина смазана, что простительно в случае систем с сабом, но странно для настольных колонок.
Конечно, это не самая худшая система теста, но за такую цену мы вправе ожидать большего.

Defender Mercury 40A
Две колонки среднего размера, отделанные под дерево. На передней панели правой колонки три ручки – громкость, ВЧ и НЧ – и индикатор питания. Mercury 40а заметно выигрывает у модели 50. Общее звучание куда более чистое и четкое, хотя проблемы с басом, характерные для модели 50, в полной мере касаются и 40а. Относительно чистый, незажатый звук. Помимо баса у колонок есть еще один весьма заметный недостаток – довольно утомляющий верх, – так что их трудно слушать продолжительное время. Если бы не это обстоятельство, колонки могли бы претендовать на победу в нашем забеге.

И все же при выборе активной акустики лучше один раз услышать, чем прочитать сотню статей. Многие компьютерные салоны дают клиентам возможность прослушать мультимедийные системы, и хотя цены в таких местах могут быть на 10-20 долларов выше средних, лучше не пренебрегать возможностью выбора. При прослушивании лучше не пытаться уловить достоинства и недостатки системы, а прислушаться к внутреннему голосу – нравится или нет. Когда вы сделаете выбор, то попросите снова включить понравившуюся систему и послушайте несколько минут только ее. Затем спросите себя, хочется вам выключить ее или нет. Если нет – это то, что вам нужно!

“Дома моя система звучит иначе, чем в салоне!”

Итак, вы долго и придирчиво выбирали в салоне аудиосистему, а когда принесли покупку домой, обнаружили, что она звучит иначе. Заметно изменился тембр и окрас звука. Что это – психологический эффект?

Нет, звучание аудиосистемы действительно очень сильно зависит от помещения, в котором она находится (и расположения в этом помещении как колонок, так и слушателя). Сам же звук колонок вы можете услышать либо в специальном акустически обработанном помещении, либо на поляне, покрытой травой.

Помещение же можно рассматривать как второй внешний корпус аудиосистемы – вам ведь не кажется странным, что при смене корпуса звук может радикально измениться? Самая проблемная часть акустики небольших помещений – низ и нижняя середина. И если комната резонирует в ответ на некоторые ноты в партии баса, то велика вероятность, что эту проблему не удастся решить малыми силами.
Конец врезки

Позитивные тенденции!
Еще два-три года назад во многих компьютерных аудиосистемах был режим “объемного звука”, который также мог называться “3D” (в советской звукотехнике – “расширение стереобазы”). При включении соответствующей кнопки менялись фазовые характеристики звука, из-за чего он действительно как бы окружал слушателя. Дело в том, что человеческий мозг при определении местоположения источника звука использует в том числе и фазовые параметры сигнала.

Подобные фазовращатели обманывают мозг, и тот не может определить местоположение источника звука, словно размытого в окружающем пространстве. Первый минус такого эффекта – быстрое утомление при прослушивании. Второй – фазовращатели непредсказуемо меняют баланс звука. Особенно сильно может расползаться сигнал, принятый с FM-радио, а также фонограмма, при сведении или мастеринге которой использовались подобные фазовые эффекты с целью сделать произведение “интереснее” (такое, увы, случается).

Приятно, что ныне здравый подход возобладал, и ни у одной из аудиосистем, протестированных нами, такого режима не было.

Десяток герц
“В спецификации одного комплекта указан частотный диапазон 50-20 000 Гц, а другого – 40-20 000 Гц. Надо брать второй?”

При решении о покупке лучше вообще не обращать внимания на этот параметр, особенно если он указан производителем. Во-первых, результаты измерения очень сильно зависят от методики, а потому желаемый результат получить несложно. Во-вторых (и это главное), ни одна мультимедийная система не способна корректно вопроизводить низкие частоты.

Технические характеристики акустических систем

Диапазон частот, Гц Мощность сателлитов (RMS), Вт Мощность сабвуфера (RMS), Вт Цена, $
Altec Lansing 221 35-18000 2×5 10 70
Altec Lansing ATP3 45-18000 2×6 15 115
Creative Inspire T2900 30-20000 2×6 17 65
Defender Mercury 40A 55-20000 2×20 – 60
Defender Mercury 50 50-20000 2×25 – 80
Edifer R1800TII данные отсутствуют 2×18 – 65
Logitech Z3 35-20000 2×8,5 23 130
Microlab Solo-2 20-20000 2×28 – 65
TDK XS-iV S80 60-20000 2×7,5 20 80
TDK XS-iV S150 50-20000 2×16,5 42 (2×21) 105