10 лет назад 10 июня 2009 в 22:41 80

Система объемного отображения NVIDIA GeForce 3D Vision

Павел Морозов

За годы агрессивного исследования трехмерной графики мы научились строить потрясающе реалистичные сцены с соблюдением перспективы, особенностей освещения и прочих тонкостей. Но каким бы великолепным ни был результат, он не в состоянии раскрыть всей своей красоты, разбиваясь о плоские экраны мониторов. Так уж устроено наше зрение, что реальный объем определяется мгновенно и без каких-либо усилий, и даже в детально выстроенной картинке с подробными и реалистичными фактурами нам не достает сущего пустяка – настоящего объемного восприятия.

Ни для кого не секрет, что для того чтобы мы увидели объем, нужно построить пару картинок с развернутой на несколько градусов относительно центра сцены камерой и показать каждому глазу свой кадр. Первая часть задачи не вызывает особых трудностей, разве что увеличивает (фактически удваивает) нагрузку на графическую подсистему. Но основным остается вопрос доставки: как сделать так, чтобы каждый глаз увидел только предназначенное для него изображение? И тут перепробовано немало способов, но до последнего времени ни один не был доведен до состояния, когда можно было бы говорить о возможности его массового распространения. Похоже, система объемного отображения NVIDIA GeForce 3D Vision станет первой.

Представьте себе, что на экран поочередно (через кадр) выводятся две картинки – одна для левого глаза, другая для правого, а на носу у вас очки, в которых не обычные стекла, а жидкокристаллические затворы, закрывающиеся и открывающиеся по очереди синхронно со сменой кадров. Если частота смены кадров будет достаточно высокой, то глаза не заметят, что их поочередно закрывают, каждый будет видеть только свою картинку, и перед нами появится настоящее трехмерное изображение.

Набор GeForce 3D Vision, состоящий из элегантных беспроводных ЖК-очков затворного типа и ИК-синхронизатора с интерфейсом USB, работает по описанной выше схеме и делает это с изяществом. Если не считать устройства отображения (о котором чуть позже), никаких других специальных устройств не требуется. Технология совместима с любым дискретным графическим ускорителем NVIDIA начиная с GeForce 8800 GT/9600 GT, достаточно лишь установить стереодрайверы 3D Vision. На официальном сайте компании в разделе “Игровая поддержка GeForce 3D Vision” указано, что без каких-либо специальных патчей на данный момент поддерживается более 350 игр, и даже есть длинный их список с рейтингом совместимости.

В качестве устройства отображения пока предлагаются лишь два ЖК-монитора – Samsung SyncMaster 2233RZ и ViewSonic FuHzion VX2265wm, которые отличаются от прочих частотой кадровой развертки – 120 Гц, именно такая скорость вывода кадров необходима для получения результирующего трехмерного изображения с частотой 60 Гц. Можно с большой степенью уверенности предположить, что в ближайшие месяцы список совместимого оборудования существенно расширится — и в этом и заключается одна из сильных сторон технологии GeForce 3D Vision.

Для проверки 3D Vision в действии мы попросили на тестирование игровую систему у компании Meijin. Узнав, что именно мы собираемся тестировать, нам привезли компьютер серии Meijin Extreme следующей конфигурации: четырехъядерный процессор Intel Core i7 Extreme 965 3,2 ГГц с объемом кэш-памяти третьего уровня 8 Мб, материнская плата Gigabyte GA-EX58-Etreme с нативной поддержкой SLI, 12 Гб памяти DDR3 PC10600 и два графических адаптера XFX GX-285N-ZDFF, построенных на основе процессора GeForce GTX 285 с 1 Гб графической памяти на каждом. Собрана система в корпусе SilverStone Temjin TJ09B и питается от блока Thermaltake W0171 PFC мощностью 1500 Вт!

Первое удивление от “массивности” привезенного игрового монстра прошел, как только начались тесты. Crysis 1.21 при разрешении 1680×1050, настройках качества VeryHigh и включенных анизотропной фильтрации и сглаживании (4AA/16AF) в обычном режиме выдавал в среднем 42 кадра в секунду, а в режиме стереоскопического изображения, когда системе приходилось строить сразу две картинки, производительность упала до 20 fps. Теперь понятно, почему спецы из Meijin сожалели о том, что GeForce 3D Vision пока не поддерживает 3Way- и Quad-SLI: с развитием трехмерного видео даже экстремальная, казалось бы, графическая производительность становится востребованной.

Надо сказать, что новая технология производит впечатление. В некоторых играх особенно. Например, Left 4 Dead и Far Cry 2 поразили реальным ощущением пространства, реальностью персонажей и зданий. В Test Drive Unlimited возникает полное ощущение, что ты действительно находишься в кабине автомобиля, а пространство за его пределами обретает глубину. В Call of Duty оружейные прицелы выглядят просто отлично.

Если не считать некоторых нюансов в играх, которые со временем наверняка будут поправлены с учетом возможности включения стереоскопического режима, единственный недостаток GeForce 3D Vision – снижение яркости изображения, связанное с самим принципом работы затворных очков (часть времени ЖК-линзы перекрывают изображение). Но по сравнению с недостатками всех предыдущих трехмерных технологий это совершенный пустяк, так что у 3D Vision есть серьезный шанс изменить этот мир!

GeForce 3D Vision Основные характеристики
Технология Затворные LCD-очки
Синхронизация Беспроводная в ИК-диапазоне
Дальность действия От 0,5 до 4,5 м
Интерфейс трансмиттера USB 2.0
Питание Литиевый аккумулятор, до 40 часов в режиме 3D
Вес 50 г
Meijin Extreme Core i7 Основные характеристики
Процессор Intel Core i7 Extreme 965 3,2 ГГц
Материнская плата Gigabyte GA-EX58-Extreme
Память 6 x 2 Гб DDR3 PC10600
Видеоадаптер 2 x XFX GX-285N-ZDFF 1024 Мб
Жесткий диск 1 Тб, Western Digital WD1001FALS
Оптический привод Blu-ray BD-RW Lite-On DH-4B1S
Звуковой адаптер Creative X-Fi Titanium
Корпус SilverStone Temjin TJ09B
Блок питания Thermaltake W0171 PFC 1500 Вт
Операционная система Windows Vista Ultimate SP1 64-bit
Сайт производителя ПК www.meijin.ru