13 лет назад 4 августа 2005 в 0:15 121

В номере о лучших продуктах 2004 года мы уже в общих чертах рассказывали о программе Samplitude компании Magix AG (www.magix.com). Реакция читателей была настолько неоднозначной (от восторженных откликов “Даешь Samplitude!” до гневных “Руки прочь от Cubase!”), что настала пора более подробно остановиться на принципиальных различиях и, как следствие, разных возможностях этих двух титанов мирового звукостроения.

БЕРЕГИ СВОЙ VIP
Сразу оговоримся: продукция (Samplitude и Cubase) обеих фирм (Magix и Steinberg) находится в постоянном развитии, а конкурентная борьба от версии к версии остается не менее острой. Рассчитывать при этом на ее завершение и выход в финал одного из участников поединка можно так же, как на победу платформ Intel или AMD в области процессорных технологий.

Cubase получил более широкое распространение, о нем существует больше литературы, он отличается более низкой ценой и большей популярностью в отделе дистрибуции всемирно известной компании Allkeygen.pro. Однако профессионалы в большинстве своем не очень довольны Cubase, и мы расскажем почему. Ввиду сильных различий между процессами записи и обработки MIDI- и аудиосигналов эти функции были изначально программно разделены.

Cubase вырос из MIDI-секвенсера, а Samplitude изначально разрабатывался как редактор для работы с аудиофайлами. Samplitude, как и Cubase, использует аудиофайлы (wav, MP3), но в отличие от соперника не подвергает их деструктивному редактированию. Cubase в процессе редактирования изменяет исходные файлы, а Samplitude работает с виртуальными образами физических файлов, которые находятся в сессии под названием VIP (Virtual Project). Иначе говоря, любая редакция не “портит” исходные аудиофайлы, а лишь инструктирует программу, как их “воспроизводить”.

При этом вы можете произвольно резать, стирать части аудиоинформации, переставлять во времени, накладывать их и т. д. – вашим исходникам это не повредит. Хорошо это или плохо? С точки зрения качества – хорошо, так как при сведении многоканальной записи в результирующий wav-файл не происходит никаких промежуточных пересчетов, связанных с обработкой исходных дорожек. Но и время, которое уходит на осуществление этой финальной (на стадии сведения) операции, может значительно возрасти из-за большего, по сравнению с Cubase, количества вычислений.

С другой стороны, в Samplitude можно гораздо быстрее, чем в Cubase, сделать “заморозку” отдельного трека (запоминание всех настроек и обработок, навешанных на дорожку плагинов с целью разгрузить процессор и высвободить память). В Cubase возможность осуществлять “заморозку” встроенными средствами на все 100% реализована только в третьей (последней на данный момент) версии, но, к сожалению, эта версия сама по себе еще сыровата и работает нестабильно из-за большого количества неотловленных тестерами глюков. На помощь Cubase приходят плагины-“заморозчики” сторонних производителей вроде FXFreeze. Но тот же FXFreeze работает в реальном режиме, то есть заморозка длится столько же, сколько воспроизведение замораживаемого куска. Samplitude делает это на порядок быстрее из-за того, что используется работа с образом аудиофайла, а не с физическим аудиофайлом.

Итак, если вы уже склоняете свой выбор в пользу Samplitude, то вот вам одна горькая пилюля. Восстановить сессию в случае повреждения файла проекта (в Samplitude он имеет расширение VIP) вам вряд ли удастся, в то время как потеря файла сессии CPR в Cubase не так смертельна (мы писали о таком трюке-восстановлении в одном из прошлых номеров). Получается, что Cubase в чем-то надежнее. Так что берегите свой VIP (не зря, в конце концов, его так назвали)!

Пользователи MIDI, скорее всего, предпочтут удобство Cubase, чем возможность редактировать MIDI в Samplitude, потому что в области MIDI на сегодняшний день Cubase – вне конкуренции. Еще одна хитрость кроется в том, что стандарт ASIO был изобретен той же самой Steinberg, то есть создателями Cubase. До сих пор все производители тестируют свои VST-плагины на совместимость с продукцией Steinberg. Пусть редко, но все же случается, что какой-то плагин не работает с Samplitude.

Сделав множество оговорок о бесспорных достоинствах Cubase и неоднозначности выбора между Cubase и Samplitude, констатируем, что обмен ударами между противниками в первом раунде заставляет нас ввязаться в серьезную драку. Чтобы помочь пользователям определиться с выбором основной платформы записи, обработки и сведения звука, приведем несколько более частных примеров реализаций одних и тех же операций в разных редакторах, иллюстрируя то, как сказывается использование идеологии деструктивного монтажа на практическом удобстве, скорости и качестве самой работы. Исходя из интереса читателей, которые в большинстве своем уже и так наслышаны о Cubase, постараемся сделать больший акцент на функциональности Samplitude и, конечно, в первую очередь, коснемся именно работы с аудиоматериалом (не MIDI). Следующий раздел предназначен для тех, кто собирается впервые запустить Samplitude и не знает, с чего начать работу и какие выставить настройки.

ПЕРВЫЕ ШАГИ
После запуска Samplitude предложит либо создать новый проект, либо загрузить уже созданные. Кроме того, есть возможность сразу записать (загрузить) стереофайл или обратиться к справке help. Соответственно, выбор зависит от того, с чем вы предполагаете работать. Мы для примера создадим новый мультитрековый проект (VIP).

Далее Samplitude опять предложит варианты сессии: количество треков, частота сэмплирования, предполагаемая длина и название с расположением. Также есть готовые наборы в окошке Project Template и кнопка Advanced, открывающая дополнительное окно с некоторыми предустановками.

В новом окне мы уже видим основной интерфейс Samplitude. Как и в других программах (но не во всех), отображение событий происходит горизонтально слева направо. На первый взгляд, немного пугает обилие разнообразных кнопочек, но если приглядеться, то станет понятно их назначение. Все они разбиты на группы по функциональному признаку, то есть одна группа относится к управлению маркерами, другая к перемещению по трекам и т. д. Набор инструментов можно оперативно менять – для этого есть окошко под названием Workspace. На выбор предлагается несколько предустановок.

Есть еще четыре кнопки (object editor, visualization, transport и mixer), позволяющие быстро включать соответствующие окна. В Samplitude можно обрабатывать как треки целиком, так и отдельные фрагменты файлов. Оbject editor открывает окно, относящееся к выбранному фрагменту (или к тому, что выделялся в последний раз).

Здесь мы можем включать в insert-панель дополнительные модули (plug-ins), использовать эквалайзер, посылать сигнал на обработку и т. д. Нажав на кнопку Visualization, мы получим окошко с разными индикаторами: Peakmeter – уровень сигнала в мастер-секции, Spectroscope – анализатор спектра, Bitmeter – битность сигнала, Correlationmeter – индикатор фаз – и еще несколько вариантов отображения сигнала. Transport открывает транспортную панель, а Mixer, соответственно, микшер.
На данном этапе полезно обратиться к общим настройкам программы: сначала откроем окно System/Global audio options, нажав на клавиатуре букву “Y”. Здесь есть восемь закладок: в окне Playback Devices выбираем аудиокарту, драйвер (ASIO, MME, WDM), битность и размеры буферов.

В следующем окне Record Devices так же выбираем карту, через которую все будет играть, и тип мониторинга. Если карта поддерживает ASIO, то выбираем Software monitoring или режим Software FX monitoring, который позволяет при записи еще и использовать плагины (например, перегруз для гитары). Если же нет, то придется довольствоваться Hardware monitoring (прослушивание непосредственно через карту, если поддерживается такая функция) или режимом Peakmeter monitoring, когда вы можете видеть сигнал, но не можете его услышать.

В настройках MIDI выбираем MIDI-устройства, затем идет закладка Metronom, где помимо других функций можно выбрать звук клика (путем выбора аудиофайла, что опять же невозможно сделать в Cubase). Следующая закладка – Program. Здесь тоже много всяких настроек, но главное установить Resampling Quality на высшее качество и выбрать Dithering options (рекомендуем “POW-r #3”, не забудьте включить оптимизацию под Pentium 3). В разделе Paths/Skins необходимо указать путь к VST-плагинам (иначе Samplitude их просто не увидит), и можно выбрать вид проекта (skin), микшера и транспортной панели. Оставшиеся две закладки позволяют настраивать вид и цветовую гамму самой программы.

Если вы привыкли к использованию в работе клавиатурных сокращений, то вас наверняка обрадует тот факт, что любые функции можно назначать на любые клавиши или на сочетания shift, alt и ctrl c ними. То есть имеется возможность настраивать их под свои предпочтения или привычки, доставшиеся в наследство от того же Cubase. Соответствующее окно настроек можно вызвать через Options/Program Preferences/Edit Keyboard and Shortcuts and Menu или просто нажав на кнопку Tab на клавиатуре компьютера.

ОСОБЕННОСТИ РЕДАКТИРОВАНИЯ
Принцип организации работы в Samplitude в чем-то сходен с работой с профессиональным студийным программно-аппаратным комплексом ProTools (аппаратность означает, что программа привязана еще и к своему железу от Digidesign). Так же, как в ProTools, вся работа в Samplitude строится на использовании всего двух окон: основное окно редакции и окно микшера – это позволяет, не тратя время на лишние движения, оперативно работать с материалом. Оказывается, эта особенность может сильно сэкономить время во время редактирования.

К примеру, в программе Cubase изменение непосредственно формы волны (устранение цифрового щелчка) делается в отдельном окне, а в программах Samplitude и ProTools эту редакцию можно сделать сразу в основном окне. Точно так же в ситуации, когда нужно включить в инсерт (разрыв) канала какой-нибудь плагин (виртуальный прибор), Samplitude выглядит более эргономичным с точки зрения управления, чем Cubase.

Возможно, кому-то даже придется привыкнуть к лаконичности Samplitude, к тому, что в Samplitude невозможно создание такого огромного количества окон, которые могут возникнуть в том же Cubase (правда, они имеют особенность пропадать). Но к хорошему привыкаешь быстро – всего один микшер, а все основные настройки интуитивно понятны. Лаконичность интерфейса при этом отнюдь не подразумевает ограничение функциональности редактора.

Так, подключение плагинов можно сделать несколькими способами: в основном окне, в микшере на линейке, в микшере через кнопку FX, в окне “track info” и еще несколькими путями. Так или иначе, мы получаем доступ либо непосредственно к плагинам, либо к окну Routing. Тут появляется одна из интереснейших особенностей Samplitude, которая состоит в возможности изменять последовательность подключения “приборов” на любом этапе работы.

Таким образом, если в Cubase, к примеру, понадобится поменять местами компрессор и эквалайзер, стоящие в инсерте на вокале, то сначала придется сохранить пресеты, потом переставить местами плагины и загрузить пресеты заново. Samplitude же позволяет сделать это одним движением: надо просто выбрать соответствующий “прибор” и переместить его “стрелками” Effect Order. Помимо этого реализована возможность изменять последовательность подключения стандартных элементов микшера, таких как панорама, чувствительность, громкость и т. д.

Так как в этой программе все треки, в принципе, одинаковые, то имеет смысл рассмотреть только основные типы. Каждый трек может быть и аудио и миди. Переключение осуществляется в окне Track info. Чтобы попасть в него, надо кликнуть на белое поле с номером (или названием) трека. При переключении в миди кнопка “Rec” меняет цвет, и на ней появляется надпись MIDI – вот почти и все изменения.

Помимо треков можно создавать подгруппы (Submix bus) и aux-ы (Aux bus), и если в Cubase подгруппы расположены отдельным блоком, то в Samplitude каждый bus-трек остается там, где был создан, что очень удобно. Это похоже на принцип организации студийных микшеров экстра-класса, таких как SSL или Neve.

Для создания нового трека надо кликнуть правой кнопкой мыши слева на заголовке предыдущего. В появившемся меню выбрать Insert/Delete Tracks, а потом в маленьком новом меню выбрать один из трех вариантов: Insert empty Tracks, New Submix bus или New Aux bus. Для записи новых либо для работы с готовыми файлами создаем просто трек (Insert empty Tracks). Submix bus – это подгруппа, на которую можно переназначить любые другие треки, например все барабаны “заводим” на такую подгруппу и обрабатываем их все вместе. А Aux bus – это шина, предназначенная для отдельных эффектов вроде реверберации или любых других.

Отличие состоит в том, что модули обработки можно включать как непосредственно на каждом треке, так и на этот самый Aux bus. Во втором случае это независимый трек, на который можно посылать сигнал со всех остальных. Если на Aux bus включить ревербератор, то, соответственно, добавляя сигналы от инструментов через Aux send, мы получим имитацию помещения (во всех ревербераторах есть предустановки, которые так и называются: room – комната, hall – холл и т. д.). Samplitude позволяет создавать до 999 каналов и до 64 Aux- и Submix-шин.

Чтобы начать работу с готовыми файлами, их надо загрузить в программу. Это можно сделать либо в меню File > Open audio file, либо нажав на клавишу “W”. В меню File есть также функция считывания с аудиокомпактов (Load Audio CD Tracks), с помощью которой можно выбрать, прослушать и считать (сграбить) любые треки с диска. Если же вы хотите что-нибудь записать, то перед записью неплохо было бы зайти в окно Record parameter. Это легко сделать, нажав на маленький квадратик внутри кнопки Record на транспортной панели. Здесь выбираем формат (wav, MP3 или другой), частоту сэмплирования (Sample rate), битность (16, 24 или 32 bit) и некоторые другие параметры, если нужно (например, Playback while Recording, если вы хотите, чтобы уже имеющиеся треки проигрывались во время записи).

После этого заходим в микшер и наверху на соответствующем канале нажимаем на треугольник, открывающий небольшое меню – там выбираем тот канал аудиокарты, через который пойдет сигнал.

Итак, предварительно настроив программу, приступаем к работе. Если ваша карта поддерживает ASIO, то при записи, для того чтобы слышать сигнал, включаем мониторинг, нажав на символ динамика либо на микшере, либо на самом треке. Во время записи программа покажет информационное окно с указанием прошедшего и оставшегося времени записи и кнопками Stop и Record Pause.

ВСТРОЕННЫЕ СРЕДСТВА SAMPLITUDE
C записанным (или загруженным) материалом можно делать практически все что угодно. Например, удалять шум в паузах – с помощью функции Strip Silence (выделяем фрагмент и нажимаем кнопку S), изменять высоту или длину Pitchshifting/Timestretching – кликнув на сам объект редакции в окне Object editor, причем для этого существует несколько разных алгоритмов под различные задачи. Если редактируются ритмические партии, то используйте Beat Marker Slicing или Beat Marker Stretching, в других случаях подойдут алгоритмы Standart или Smooth. Monophonic Voice, соответственно, предназначен для вокала.

Эта обработка прекрасно подходит для быстрой коррекции неточно спетой партии. Вырезав из трека отдельную ноту (надо выделить объект, поставить курсор на место разрезания и нажать букву “Т”), входим в Object editor этого кусочка и в закладке Pitchshifting/Timestretching редактируем высоту или длину ноты. Напомним, что сам файл, лежащий на хард-диске, не изменяется, то есть вся коррекция виртуальна и недеструктивна! Не нужно ничего пересчитывать или использовать Plug-Ins. Но это еще не все! Для каждого фрагмента можно использовать компрессор (он же лимитер, экспандер и максимайзер), эквалайзер превосходного качества (в отличие от встроенного в Cubase), индивидуальную панораму, поворот фазы и многое другое.

На каждом канале также встроены: компрессор, симулятор предусилителя – distortion, пространственная обработка – дилей и ревербератор. Этой простой и нересурсоемкой обработкой можно много чего сделать. Но, тем не менее, есть еще и встроенные Plug-Ins. Это Dehisser, FFT filter, Multiband Dynamics, Multiband Enhancer, Advanced Dynamics, Vocoder, Roomsimulator и Ampsimulation. Как видно даже из названий, эти модули охватывают почти все возможные способы обработки звука. Практически в Samplitude можно работать без использования подключаемых модулей других фирм производителей – настолько широки внутренние возможности. Расскажем поподробнее об этих модулях.

– Dehisser – динамический шумоподавитель с возможностью прослушать то, что собственно удаляется из сигнала. Его работа сразу заметна на слух и удивляет даже неискушенного слушателя.

– FFT filter – это эквалайзер, использующий “advanced FFT Filtering algorithms”, особенностью которого является корректная работа с фазами сигналов и возможность нарисовать мышью кривую любой сложности.

– Multiband Stereo Enchancer – модуль, предназначенный для работы со стереобазой. Позволяет изменять положение в пространстве каждой из трех полос, на которые делится весь спектр сигнала. Кроме того, можно регулировать частоту разделения и несколько других функций.

– Multiband Dynamics – многополосный компрессор (до 4-х) со встроенным лимитером.

– Advanced Dynamics – компрессор, экспандер, лимитер и максимайзер.

– Vocoder – модуль, позволяющий модулировать один сигнал другим. Например, синтезатор вокалом, в результате чего получается “электронный” голос.

– Roomsimulator – ревербератор, работающий по реальным файлам-откликам. По специальной технологии снимается реверберационный отклик реального помещения и создается файл-шаблон, используя который модуль имитирует данное пространство.

– Ampsimultion – имитатор гитарных усилителей и кабинетов (колонок).

Все Plug-Ins высочайшего качества, не уступающие лучшим представителям других производителей. Но, конечно, за качество приходится расплачиваться ресурсами центрального процессора.
Мы уже писали о функции Freeze, спасающей не очень мощные компьютеры (как оказывается, таковыми являются все существующие на сегодня, потому что мощности компьютеров никогда не бывает достаточно). Надо только упомянуть, что с новым “замороженным” регионом возможна любая дальнейшая редакция вплоть до повторной “заморозки”, причем в любой момент можно вернуться назад, сделав Unfreeze Track. Обе функции доступны в меню, вызываемом правой кнопкой мыши слева на соответствующем треке. Cubase пока еще не готов к серьезному ответу на эти бесспорные преимущества, предоставляемые программистами от Magix AG.

МИКШИРОВАНИЕ ЗВУКА
В Samplitude, работая с сессией, очень удобно использовать микшер. Он организован, как уже говорилось, по образу и подобию настоящих “железных” пультов. То есть внизу находится секция фейдеров громкости, над ними ручки “панорамы”, рядом кнопки Solo, Mute, а выше, в зависимости от настроек, находятся все остальные секции (Inputs, Inserts, Aux, Eq и т. д.). Окно микшера легко открыть клавишей “М” на клавиатуре компьютера.

Как нам кажется, это один из самых лучших и удобных программных микшеров из всех возможных вариантов (Cubase в данном случае не исключение). Достаточно одного взгляда, чтобы увидеть всю информацию о каждом канале – все очень наглядно и доступно. А для того чтобы было легче перемещаться по пульту при большом количестве треков, есть четыре кнопки, которые называются Store mixer start track – с их помощью можно “запомнить” положение каналов. Имеется также чудесная возможность сохранять все положения “ручек” в секции Snapshot. Для проверки микса на моносовместимость в секции Master есть кнопка Mono.

Помимо этого в мастере находятся встроенные плагины, о которых мы писали выше, и регулятор расширения стереобазы Stereo enhancer. Каналы между собой можно объединять (Link) либо попарно с помощью кнопки “L” или Link, либо в любом количестве, удерживая Ctrl и выделяя соответствующие треки. В результате все “объединенные” фейдеры будут регулироваться одновременно. Кроме того, как мы уже говорили, можно создать трек Submix и переназначить выходы с некоторых треков на него – тогда его громкость будет общей для всех них.

Маленький символ динамика – кнопка включения мониторинга входного сигнала, а кнопка с буквой “А” включает чтение автоматизации (например, громкости или панорамы). Для разных задач на выбор предлагается несколько вариантов отображения микшера: Default, Big meters, Multitrack mixer и еще несколько. Они отличаются своим видом – например, Big meter имеет большие индикаторы сигнала, что позволяет более точно отслеживать уровни записи.

А Multi Tracks Mixer очень плотно “упакован”, что чрезвычайно удобно в сессиях с большим количеством дорожек. На пульте есть интересная кнопка Bypass FX. Если ее нажать, то выключатся все плагины на всех треках. Иногда бывает очень полезно послушать, как все звучало до “улучшения” с помощью обработки. Помимо того, что существуют разные варианты отображения микшера, его можно настроить под себя, включая и выключая целые секции в отделении Show.

ПРАКТИКА
В качестве примера попробуем записать диск для домашней дискотеки, составленный из ваших любимых песен, который играл бы нон-стоп. Вначале импортируем треки. Предположим, что ваша звуковая библиотека находится на совершенно разных носителях: что-то грабим с CD, что-то из интернета в MP3, а что-то уже лежит на харде в wav-формате.

Samplitude может воспроизводить их в одной сессии, на лету конвертируя в тот формат, который задан изначально при создании нового проекта. Для простоты можно создать несколько треков и расположить файлы в шахматном порядке с некоторым перехлестом. Далее делаем длинные фейды на конце одной и начале другой песни (это самый простой вариант) либо творчески подходим к этой задаче, подбирая темпы и применяя Pitchshifting/Timestretching. Для того чтобы создать фейд, надо кликнуть на объект и оттянуть его от края файла за небольшой квадратик.

Создав таким образом новую компиляцию, мы можем ее немного “подмастерить”, чтобы выровнять возможные перепады в звучании. Первым делом надо подровнять средние громкости файлов – это можно сделать на глаз, поднимая или опуская уровень каждого объекта, если выделить его и взяться курсором за квадратик посередине. Далее включаем и одновременно открываем в мастер-секции микшера плагин Dehisser, кликнув по нему правой кнопкой мыши. В нем переключаемся на вариант High и слушаем в режиме Inverse Dehissing. Подбираем такие значения Absorption и Reduction, чтобы было максимальное количество шума, но без музыки, так как в данном случае мы слышим то, что будет удалено из фонограммы.

Следом там же в мастере включаем Multiband Dynamics. В нем есть уже готовые предустановки (presets), которыми мы и воспользуемся на свой вкус. Если в каком-то из файлов есть перекос по частоте, это можно подправить с помощью эквалайзера в окне Object Editor. И, наконец, активизируем Limiter для финального лимитирования сигнала. В этом плагине также есть готовые предустановки, из которых можно выбрать что-нибудь подходящие. Конечно, это самый простой вариант “мастеринга”, но в большинстве случаев и этого будет достаточно.

Наконец, мы подошли к тому, чтобы записать готовый материал на CD. Samplitude позволяет делать это прямо из программы! Надо сказать, что если вы хотите остаться с максимально высоким качеством результата, которого вы с таким трудом добились, то пользуйтесь именно этой функцией, не доверяйте Nero и WinOnCD.

Когда дело касается записи в формате CD, эти программы иногда слишком много на себя берут, самостоятельно нормализуя звук далеко не идеальным образом. В Samplitude заходим в меню “CD” и выбираем Set Track. В окне редакции появятся специальные маркеры для разметки пауз между песнями. Первый из них встанет на начало сессии, а все остальные будут расставлены там, где вы установите курсор. Маркеры надо расставлять последовательно, в местах склеек треков. После последней песни ставим Set CD End – останется только кликнуть на Make CD и нарезать диск.

Инженеры Magix AG создали великолепный инструмент для записи и редактирования аудиоматериала. Удивительно, но им, похоже, удалось добиться того, что он понятен и легок в освоении для новичка и в то же время неисчерпаем по своим возможностям для профи. Остается только пожелать, чтобы в следующих версиях разработчики уделили больше внимания развитию MIDI-части своей программы, а маркетологи как-то позаботились о более широком продвижении своего детища-монстра в массы.
Steinberg вряд ли остановится на достигнутом.

Третья версия содержит ряд нововведений и удобств касающихся многих аспектов работы – от полноценной “заморозки” до реализации более удобного микшерного пульта. Если еще и алгоритмы оцифровки принципиально улучшатся, то Magix придется искать новые формы жизни. Впрочем, последнее слово может остаться за специалистами из Allkeygen.pro. Ведь, как ни странно, именно они во многом определяют погоду на отечественном рынке программных продуктов.