10 лет назад 10 декабря 2008 в 22:19 86

Права геймеров.

Арсений Мирный

Поводом для данной статьи стала публикация независимой игростроительной компанией Stardock “Билля о правах геймеров”, текст которого вы легко найдете в интернете. Он примечателен тем, что заставляет по-иному взглянуть на ситуацию с лицензионным игровым контентом. Дело в том, что общественное мнение по поводу затянувшегося спора между владельцами прав на контент и его потребителями сегодня выглядит примерно следующим образом: правообладатели голодают, потому что пользователи-воры качают игры бесплатно. Однако мало у кого возникают мысли о том, что нелегальный контент качают не только потому, что за него не нужно платить.

Консоли победили – это факт. Достаточно взглянуть, игры какого масштаба выходили в последнее время на PS3 и Xbox 360 и не появлялись вовсе или с большим запозданием на PC. В GTA IV еще весной поиграли все, у кого есть одна из этих двух консолей, а PC-геймеры, даст бог, увидят ее в конце осени. PC-судьба продолжения исконно компьютерного Crysis под вопросом, как и выход на PC продолжения Gears of War.

Почему же геймеры постепенно переходят на сторону консолей? Массированная рекламная атака и заманчивые эксклюзивные анонсы? Безусловно, это причина, но что еще? Может быть, покупая консольную игру, геймер думает только о том, какое удовольствие он от нее получит, а не о том, запустится она на его компьютере и в каком качестве? Может быть, он не думает о том, сколько еще нужно будет выкачать из интернета, чтобы наслаждаться игровым процессом, а просто идет и играет?

Консоли в абсолютном большинстве случаев гарантируют, по крайней мере, техническую исправность продукта и соответствие визуального и звукового ряда игры тому, что геймер видел в рекламных роликах до похода в магазин. Ну, а что же на PC?

На PC царит свобода, граничащая с анархией. Сегодня, покупая даже лицензионную копию, пользователь не застрахован от того, что на минимальной конфигурации, указанной на коробке, игра не будет выглядеть как слайд-шоу. Нет никаких гарантий, что игра вообще запустится и будет работать корректно – пример недавнего S.T.A.L.K.E.R. Clear Sky, попавшего на прилавки в виде лицензионной бета-версии, в этом смысле более чем красноречив. И это не единичный случай: патчи, исправляющие ошибки в коде разной степени критичности, сегодня выходят практически к каждой игре. И их, хоть и бесплатно, нужно качать через интернет, тратя свой трафик и время. Лично я что-то не припомню, чтобы кинопроизводители сначала выпускали фильм в прокат, а потом говорили: “Зрители, мы там в финальной версии кое-чего забыли добавить, буквально сценку и пару спецэффектов, так что, будьте добры, забегите после работы на пару минут в кинотеатр и досмотрите”. Абсурд, конечно, с одной стороны, но с другой – бюджеты современных компьютерных игр вполне сопоставимы с киношными, а разница, что называется, на лицо.

Другой произвол со стороны разработчиков – дополнительный контент, который принуждают скачать за отдельную плату либо бесплатно, потому что без него игра не запустится. Однако это характерно не только для PC-рынка. В частности, для консольного Battlefield: Bad Company, вышедшего в этом году, EA планировала продавать дополнительный (читай: вырезанный из финальной версии) контент.

С мегабайтами данных, которые производитель принуждает пользователя скачать, или необходимостью иметь соединение с интернетом даже в режиме single player другая история. Система Steam от компании Valve хороша своим удобством как для продавцов, так и для покупателей. Правда, только для тех, у кого есть широкополосный доступ в Сеть. Все остальные, даже если они честно купили лицензионную копию, остаются не у дел, поскольку если для этой игры вышло обновление, она не запустится, пока обновление не будет скачано. Помнится, в прошлом году ко мне в руки попала лицензионная копия Half-Life 2: Episode 2, издававшаяся у нас “Букой”. В то время у меня был только “односторонний” спутниковый интернет. Установившись, игра потребовала скачать 80 Мб обновлений с сервера Steam. Возможности качать информацию через proxy на Steam нет, а закачивать такие объемы через GPRS-соединение – сами понимаете: и долго, и дорого. Какой в данном случае выход? Правильно – пиратская копия.

Ну и последнее, что стоит отметить в разговоре на данную тему – реклама в играх. Когда пару-тройку лет назад эта тема была новой и животрепещущей, производители громогласно заявляли, что использование рекламы в играх принесет пользу не только им, но и геймерам. Произойти это должно было за счет снижения стоимости разработки игры и, соответственно, цены за копию. Сегодня реклама в прямой или product-placement форме в играх – обычное дело, а обвала цен на игры что-то не наблюдается. Скорее, напротив. Кроме того, производители используют совсем уж некорректные методы. Взять хотя бы сетевой шутер Battlefield 2142, в который встроена система сбора конфиденциальной информации о пользователях и передачи их в базы данных. Издатель об этом, конечно, предупредил, положив красочный листочек в коробку с игрой, но что это дало геймеру, кроме знания, что за ним наблюдают?

В общем, за массированной охотой на ведьм, устроенной всевозможными организациями по охране прав на контент, как-то затерялся тот факт, что у последних-то рыльце в пушку еще больше, чем у пользователей, жадных до халявы. Издатели на все претензии в свой адрес, конечно, могут сказать: “Не хотите – не покупайте, у нас свободный рынок”. Да только соль в том, что пользователи следуют этому совету: не покупают, а качают все, что нужно, из интернета. И будут это делать, пока их не перестанут держать за быдло.

Билль о правах геймеров.

1. Геймеры должны иметь право вернуть игру, если она не работает на их ПК.

2. Геймеры должны иметь право требовать выпуска полноценного завершенного продукта.

3. Геймеры должны иметь право получать бесплатные обновления купленных ранее игр.

4. Геймеры должны иметь право требовать, чтобы для запуска игры не нужно было скачивать дополнительный контент.

5. Игра должна работать адекватно и стабильно на любом ПК, соответствующем указанным минимальным системным требованиям.

6. Игра не должна устанавливать скрытые драйверы или потенциально опасный софт без ведома пользователя.

7. Геймеры должны иметь право по новой загружать игры, которые были куплены ими ранее.

8. Разработчики или издатели не должны воспринимать геймеров как потенциальных пиратов.

9. Однопользовательская игра не должна требовать для загрузки и работы соединения с интернетом.

10. Игры, проинсталлированные на жесткий диск, не должны для запуска требовать CD/DVD.