11 лет назад 10 января 2008 в 2:30 42

FIFA 08 vs Pro Evolution Soccer 2008

Автор: Олег Зандер

Коробки двух новейших футбольных симуляторов украшают портреты одних из самых сильных игроков мира на сегодняшний день – бразильца Рональдинью из “Барселоны” (ламерам от футбола он может быть знаком по рекламе грибных чипсов) и португальца Криштиану Роналду из “Манчестер Юнайтед” (ламерам от футбола он неизвестен вообще). Что это значит? Что битва предстоит серьезная, и кто знает заранее, какая из игр выйдет победителем – франчайз от мегакрутой корпорации Electronic Arts или дерзкий претендент от культового японского разработчика KONAMI. Внимание, свисток, матч начинается.

FIFA 08

Трудно представить, какой объем работы ежегодно проделывают специально обученные менеджеры EA, чтобы продлевать и получать новые лицензии на использование в игре тех или иных лиг и команд. В результате этого колоссального труда в новой “Фифе” мы сталкиваемся с 30 настоящими лигами, матчи которых проходят на 30 реальных стадионах. Количество футболистов – примерно 14 тысяч!

Анимация шагнула вперед еще в прошлом году (FIFA 07 приятно удивила гораздо более реалистичной графикой, “правильностью” движений футболистов и мяча). В версии 08 лица игроков прорисованы еще детальнее, их реакции еще живее, а действия все меньше напоминают игру футболистов омского “Газ-Мяса”.

Тем не менее (забегаю вперед), включая FIFA 08 после PES 2008, обнаруживаешь “компьютерность” (если так можно выразиться) действий команд на поле. По части живости и натуральности FIFA по-прежнему в большом долгу… Не слишком много человечности добавляют и распиаренные комментарии наших больших футбольных спецов – Соловьева и, главное, Уткина. Согласен, набор фраз, которые игра тасует по своему усмотрению в приблизительной зависимости от ситуации, стал богаче, чем в том году. Однако же я предпочитаю слушать бессмысленные комментарии на неродном языке – авось не пойму.

К позитивному. В этом году FIFA получила новый, весьма любопытный режим игры. На русский язык его перевели как “Профессионал”. Суть заключается в следующем: выбираем одного игрока (реального или вновь созданного – благо возможностей для этого очень много, рисуй – не хочу) и играем исключительно за него. То есть на поле ваша команда сама по себе, а вы уж, как умеете, за нее. Очень поучительный опыт, особенно для тех, кто привык критиковать отечественный футбол – попробуйте в каждый новый момент игры оказываться именно там, где нужно (так сказать, грамотно занимать позицию), при этом не забывая следить за общим ходом событий…

Что касается геймплея в матчах, то игра, по-моему, не очень далеко ушла от прошлогодней версии. Несколько улучшилась графика, движения игроков (особенно в моменты радости и печали, то есть вне игры) стали как-то поживее, эмоции читаются. Особенно на детально прорисованных лицах известных футболистов (типа того же Роналдинью). Из русских игроков на себя похож лишь Александр Кержаков, выступающий в игре (да и в жизни пока тоже) за “Севилью”. Вообще, составы команд действительны на середину августа 2007 года. Силы и способности футболистов распределены, по моему мнению, очень грамотно. К примеру, “Манчестер Юнайтед”, в игре рвущий всех на тряпки, и в жизни команда крутая, а середнячки какой-нибудь там Бундеслиги, они везде такие… середнячки.

Управление все то же, что было, к примеру, в FIFA 98 – привычно и удобно. На мой взгляд, здорово, что разработчики вернулись к “классической” регулируемой силе пасов/ударов (в зависимости от времени удержания клавиш, со шкалой силы) – процесс снова становится наглядным и разнообразным. По крайней мере, в FIFA 08 я снова знаю, что есть шанс не добить до ворот или перенавесить мяч с углового через толпу своих же футболистов в чужой штрафной, а значит, отношусь к процессу куда внимательнее. Радикальное и полезное нововведение – переключение (“шифтом”) на вратаря в мануальном режиме. Теперь действия голкипера могут зависеть не только от “мнения автора”. Мне этот фокус понравился, однако же пока в “автомате” вратарь ведет себя посолиднее. Но это временно, обещаю. Возвращаясь к полевым игрокам, особо новых финтов я обнаружить не успел, да, в общем-то, и не искал – тут бы гол забить… В принципе, для этого (все так же, как и в прошлом) достаточно “нащупать” несколько точек на поле, с которых мяч влетает в ворота соперника, и тогда, играя командой любой силы, можно побеждать даже явных фаворитов. Тем не менее точки эти в “восьмой Фифе” обнаружить куда сложнее, чем в прошлых версиях. К примеру, я за первые десять матчей, играя (чисто между нами) за чукотско-лондонский Chelsea, смог “закатить” в чужую рамку лишь пару мячей: один с пенальти, другой вообще автогол (забит защитником одной из команд-лузеров английского чемпионата). Короче говоря, играть даже в режиме “новичок” чрезвычайно непросто, надо пообтереться в игре сезон-другой, а там, глядишь, и в зону УЕФА пробьешься с клубом. Если, конечно, тебя до этого момента не уволят, что весьма вероятно – условия, в которые поставлены менеджеры (то есть тренеры, то есть мы, играющие по эту сторону экрана), чрезвычайно жестоки: совет директоров крупного клуба не терпит поражений и даже к ничьим относится с явным пренебрежением. Меня вот выперли после десятого поражения подряд без выходного пособия. Не желая ни продолжать работать в какой-нибудь второй австралийской лиге, ни начинать новую пятнадцатисезонную “карьеру”, я расстроился и вставил другой диск…

Плюсы

– невероятное количество реальных команд и футболистов

– новые возможности

– интересная аркада

Минусы

– не самый реалистичный геймплей

– стереотипные голы

PES 2008

Во-первых, игра на английском языке. Русификацию она не проходила – это, конечно, малоприятно, однако мы избавлены от необходимости терпеть ляпы скороспелого перевода (кстати, к FIFA 08 это замечание практически не относится). Во-вторых, денег (или желания) KONAMI хватило всего на восемь лицензионных лиг, из которых реальный интерес представляет, наверное, только итальянская серия А. Для меня, простого русского игрока, отрадным фактом стало наличие таких грандов отечественного футбола, как московские “Спартак” и “Локомотив”. Разработчики заботливо перенесли в игру названия, эмблемы и формы клубов, но с игроками вышел напряг – за вице-чемпионов России в PES 2008 выступают такие монстры игры, как Xinqao, Oscaruiz, Mendqwerta, Babio и вратарь Izvarov. Короче, полный караул. Такая же ситуация с абсолютным большинством команд в игре. Приятные исключения составляют некоторые клубы из реальных лиг, а также авторитетные европейские сборные. В частности, пресловутая сборная Англии представлена на уровне FIFA 08. Все игроки настоящие, похожие на себя и внешностью, и, что даже важнее, поведением на поле. А в-третьих уже все остальное…

Pro Evolution Soccer (при внимательном изучении) серьезно отличается от той же FIFA, прежде всего, идеологически. Налицо полное отсутствие признаков аркадности: никаких трансферов, контрактов и спонсоров – просто матчи в разных режимах (лига, суперлига, кубки), перед которыми мы исключительно работаем над подготовкой к предстоящей игре, не отвлекаясь на менеджерские функции. А уж подготовка команды проработана в PES отменно. Совершенно шикарно организованы тренировочные режимы – впервые я почувствовал их небесполезность! Реально прорабатываются стандартные моменты и, что очень важно, поведение конкретных игроков конкретной команды в конкретной ситуации. От угловых, до выходов “два в два” или “один на один” и т. д. Что касается непосредственно тактики, то помимо массы стандартных схем (типа 3-5-2, защита в линию, два вингера, два опорника, один инсайд, два крайних форварда – то есть как у Хиддинка в известной сборной) тренеру позволено уточнять позицию любого игрока на поле. Берем, скажем, центрального защитника (какого-нибудь Игнашевича, к примеру) и двигаем его ближе к штрафной, а его братьев-помощников заставляем работать плотнее. В то же время выдвигаем левого полузащитника ближе к атаке. Схема не поменялась, а суть игры – кардинально! Теперь команда действует осмысленнее, и вы знаете, чего от кого ждать. Еще один плюс – возможность менять схему прямо по ходу матча – команда честно выполняет.

Внимание! Сейчас рассказываю про явные минусы PES 2008. Управление совсем не такое, какого я ждал. По сравнению с “Фифой” куда менее удобное. Вообще, похоже, что в KONAMI ориентировались в основном на “приставочников”, привыкших сжимать в ладошках промокший геймпад. О простых парнях, делающих все при помощи клавиатуры, подумали плохо. Задействованные в процессе клавиши (шесть штук) выбраны без души, хорошо хоть в одной части клавиатуры расположили, спасибо. Скажете: “Чего делов-то, поменять раскладку в меню?”. Отвечу: не выходит. Или же не предусмотрено вовсе, или я такой тупой…

Ну вот, управление поругано, продолжаю хвалить. Начинаем матч и глубоко вздыхаем от волны позитивных эмоций. Именно так в 21 веке должен выглядеть футбольный симулятор. Движения игроков по-настоящему реалистичные, борьба, падения, нарушения правил, подкаты, остановки мяча, удары с лета, игра головой, да просто передвижение по полю – все уже почти как у людей. Особенно это становится заметно на близких планах (скажем, во время повторов голов). Даже далекие от компьютерных игр (но смыслящие в спорте) специально опрошенные люди признали: действительно, похоже на настоящий футбол. Короче говоря, после PES с таким (!) геймплеем включать FIFA уже как-то не хочется. Хотя, повторюсь, управление в игре от KONAMI еле-еле выдерживает критику.

Последнее. Если вы думаете, что забить гол в такой навороченной игре, как PES 2008, сложнее, чем в новой “Фифе”, то вы сильно ошибаетесь. При выставленных режимах “сложнее среднего” забить в обеих играх и правда весьма нелегко. А вот в “Новичке” (Beginner в PES) FIFA 08 не дает расслабляться – ради гола приходится попотеть. Просто в наши ворота мячи почти не летят, а вот защита тупить не желает. В PES все проще: более-менее приличная команда (конечно, не та, у которой в воротах Izvarov) рвет даже самых звездных грандов на куски. В общем, поиграв часок в “новичках” смело переходите на новую ступень, все самое интересное здесь.

Кунштюк

Зайдя по ссылке fifa.gameguru.ru/download/100.html можно скачать полезный патчик для русской PES 2008. Утилитка добавляет в игру две новые российские команды в актуальных составах – “Зенит” и “ЦСКА”. Кроме того, облагораживает топорные лица футболистов нашей замечательной сборной, делая их более натуральными. Правда, чтобы воспользоваться патчем, предварительно необходимо установить на игровую машину Game Graphic Studio. Но для настоящих фанов это не должно стать препятствием.

Плюсы

– неподражаемый геймплей с высочайшей реалистичностью

Минусы

– мало лицензий

– неудобное управление с клавиатуры

ПОСЛЕ МАТЧА В РАЗДЕВАЛКЕ

Обе игры заслуживают очень высоких оценок (если бы я их только собирался выставлять). Обе прекрасно поддерживаются производителями. В обе я собираюсь играть весь будущий год. И если без обиняков, то PES 2008 – лучший в истории симулятор игры в футбол, ну а FIFA 08 – шикарная игра, умная, в меру сложная, разнообразная, увлекательная, захватывающая спортивная аркада. Конечно, и собственно матчам EA уделила просто гигантское внимание. Все эти команды, игроки, стадионы – все действительно круто и правдоподобно. Но игра, то есть футбол, в PES все-таки поживее, пореалистичнее и, что самое главное, непредсказуемее. EA в этом сезоне закрепила и немного развила успех удачной прошлогодней “Фифы”. И сегодня мы, наверное, видим, чем будет эта игра в ближайшем будущем. А в каком направлении ей стоит подразвиться понять тоже очень просто. Достаточно поиграть в виртуальный футбол PES 2008.