10 лет назад 10 января 2009 в 1:27 60

Что будет с навигацией

Авторы: Макс Еховский, Олег Зандер

Не волнуйтесь, мы не станем рассказывать о биотопливе, гибридных силовых установках, водородных двигателях, автомобилях на батарейках и прочей модной нынче “зеленой” лабуде. технологии, которые на самом деле пока ничего не экономят и окружающую среду, опять же пока, никак не берегут, но превращают автомобиль в телегу, которая никуда не едет, безусловно, интересны, но только потому, что у них есть шанс лет через десять превратиться во что-то стоящее. мы же хотим рассказать об идеях, которые становятся реальными и действительно полезными уже сейчас.

НАВИГАЦИОННЫЙ БУМ

Если вы еще не поняли, мы с вами переживаем настоящий навигационный бум. Портативные GPS-навигаторы продаются практически в любом магазине, приемники GPS встраивают в мобильные телефоны и коммуникаторы, и все больше покупателей заказывают автомобили со встроенными навигационными системами. Оказывается, в большом городе очень удобно иметь под рукой штуковину, которая в любой момент может провести тебя в любую точку, даже если ты понятия не имеешь, как туда ехать. И когда тебе по телефону начинают долго и подробно объяснять, как добраться до места, ты спокойно отвечаешь: “Спасибо, не надо, я найду – скажите мне только точный адрес”. А еще очень удобно и экономически выгодно знать, что вот в этом месте установлен стационарный радар, а вот здесь частенько устраивают засады сотрудники ДПС. И если вдруг оказалось, что бензина до твоей любимой заправки не хватит, можно попросить навигатор найти какую-нибудь подходящую поблизости. Или отыскать банкомат, чтобы срочно снять или, наоборот, положить деньги. Или просто найти место, где можно было бы пообедать. Да что угодно! Начинаешь пользоваться такой штуковиной и привыкаешь настолько, что не выключаешь, даже когда едешь по хорошо знакомой дороге.

Как без рук

Помните, мы когда-то жили без мобильных телефонов? Да что там, даже дома не у всех был телефон! А теперь постарайтесь вспомнить, как мы договаривались о встрече. Нельзя было просто сказать “Давай на Маяковке, в три”, нужно было точно описать, что, где и как, и еще в чем будешь и какая газета будет у тебя в руке, потому что нельзя выйти из метро на Маяковской и, позвонив с мобильного на мобильный, спросить: “Ну где ты?”. Через несколько лет так же будет и с GPS-навигацией – она обрастет множеством удобных функций, и мы привыкнем к ней настолько, что если вдруг окажемся в какой-то момент без навигатора, просто не будем знать, что делать.

По многим причинам в автомобиле гораздо удобнее использовать штатную навигационную систему. Например, не нужно клеить на ветровое стекло кронштейны, и ничто не перекрывает обзор, не нужно беспокоиться о зарядке обычно слабых литиевых аккумуляторов, встроенных в портативные навигаторы, и подключать их к прикуривателю шнуром, который вечно мешает. Управлять штатными системами можно с помощью кнопок на рулевом колесе, а некоторые поддерживают голосовое управление, и нет нужды тянуться к сенсорному экрану закрепленного на стекле портативного устройства. Да и просто логично, чтобы навигация была частью автомобиля, тем более что современное головное устройство – это на самом деле бортовой компьютер, который кроме множества прочих функций (воспроизведение аудио и видео, индикация состояния систем автомобиля, изменение пользовательских настроек) выполняет еще и задачи прокладки маршрута. Жаль только, что навигационный софт для штатных систем чаще всего не столь функционален, практически не поддается модификации со стороны пользователя и развивается гораздо медленнее, чем программы, используемые в персональных навигаторах. Но именно благодаря резко возросшей популярности GPS-навигаторов в ближайшее время стоит ожидать серьезных перемен в этой области.

А ЧТО ЖЕ ГЛОНАСС?

По состоянию на конец ноября уходящего года на своих орбитах находилось уже 17 спутников основной группировки ГЛОНАСС. Из них один был “временно выведен” для проведения регламентных работ. Таким образом, для покрытия территории России не хватает двух функционирующих сателлитов, для полноценной конкуренции с GPS понадобятся как минимум еще шесть. Но работа идет.

Год назад мы и сами с удовольствием писали о том, что на проект ГЛОНАСС выделяются огромные государственные средства, что позволяло наиболее оптимистично настроенным гражданам надеяться на быстрый и успешный запуск системы. На практике, конечно, темпы не те, и качество пока не конкурентное. Однако здесь ключевое слова “пока”. Естественно, говорить о том, что в 2009 году мы с вами увидим первые мобильные телефоны (хотя бы прототипы таковых) со встроенными приемниками ГЛОНАСС, было бы как минимум неаккуратно. Мы никак не относим себя к фанатикам-патриотам, источающим уверенность хотя бы в том, что система будет “сдана в эксплуатацию” досрочно и что доступных и, главное, современных устройств для частных пользователей станет хотя бы в три раза больше. Да и, судя по всему, на нас, простых юзеров, ГЛОНАСС никто не собирается ориентировать. В продаже по-прежнему имеется один-единственный девайс – GLOSPACE SGK-70. Штука дорогая (стоит как ваш iPhone), крупная – помещается, как верно подметили на одном тематическом сайте, в 8-дюймовый карман, без собственной батарейки. То есть для многих отечественных автолюбителей, у которых прикуриватель либо изначально не работал, либо накрылся через некоторое время после начала эксплуатации транспортного средства, совершенно не подходящее (варианты с прямым “магнитольным” подсоединением к аккумулятору лучше не предлагайте). Важнейшим преимуществом данного беспрецедентного устройства как бы российского производства (а за год продаж тут многие копнули и выяснили, что происхождение у аппарата смешанное – “ноги” растут из Кореи и Украины) является то, что оно работает и с сигналом ГЛОНАСС, и с GPS. Таким образом, и сумасшедшие, купившие устройство за адскую сумму (цена, кстати говоря, почти не завышена, ведь чип для приема “нашего” сигнала стоит чуть ли не в сто раз больше такового для GPS), и ответственные товарищи, получившие “глоспейсы” зачем-то в подарок, могут уже сегодня пользоваться навигационными свойствами девайса. Потому что GPS над Российской Федерацией пока что никто не отключил. И, хочется надеяться, в будущем году тоже не отключит.

А сегодня мы видим то, что нам показывают. Вот премьер-министр страны получает в подарок ошейник-навигатор ГЛОНАСС для своей собаки. Ошейник этот пока физически не может нормально работать (читай вступление), но работа, как было замечено, не стоит на месте. И контору “M2M Телематика” наградили медалью на последней выставке “Интерполитех” в рамках конкурса “Национальная безопасность – 2008”. За что? “За гарантию надежности и качества”. Конкретно за что? Да как раз за разработку этого самого знаменитого ошейника для самого известного в стране лабрадора. Ну и еще ряда военных штук на основе позиционирования ГЛОНАСС.

Военные в вопросе развития ГЛОНАСС и являются главной “целевой аудиторией”. Причем наши оптимисты и на экспорт нацелены (не все же с США дружат). Вот, говорят, даже Сирия (у которой, между прочим, израильские разведчики нашли нечто напоминающее ядерный реактор) в перспективе вроде как собирается пользоваться ГЛОНАСС. Все это замечательно и вызывает острые приступы гордости за наших технарей и ответственных чиновников, дающих им работу. И все же ни в ближайшем году, ни годами позже мы не будем поставлены перед таким фактом: последний (по плану) “ГЛОНАСС-М” выведен на орбиту, покрытие обеспечено, начинаем глушить GPS, всем рекомендуется сдать “вражеские” устройства в опорные пункты милиции и перейти на наше, родное, “более качественное и точное”. Несмотря на тенденции, такого не будет – вот наш прогноз. А будет вот как.

GPS-устройств станет еще больше. Несмотря на кризис, производители, поставщики и продавцы таких девайсов возлагают огромные надежды на наш рынок. Ведь только за последний год объемы реализованных навигационных консьюмерских “железок” возросли как минимум вдвое, при этом цены на устройства упали в среднем на 30%. И это не предел, на рынке ОЕМ уже сегодня цена чипа для GPS-приемника колеблется у отметки $3-5. И вряд ли завтра кто-нибудь удивится, если какие-нибудь SirfSTAR начнут встраивать в каждый MP3-плейер, не говоря уж о телефонах.

Что касается пользовательских устройств ГЛОНАСС, то есть в планах появление новых, более компактных и недорогих вещиц. К примеру, совсем недавно одна отечественная компания заявила о скором релизе чипа Duostar-2000, который будет ловить ГЛОНАСС и GPS. Он на 25% компактнее и, по слухам, несколько дешевле существующих аналогов. А будет что встраивать – найдется и куда. Хотя в первую очередь, конечно, дело коснется “космических, транспортных средств, а также средств, предназначенных для выполнения геодезических и кадастровых работ” (цитата из постановления правительства РФ). То есть именно навигаторами ГЛОНАСС собираются уже к 2010 году оснастить весь (заметьте: весь!) российской государственный транспорт, в том числе гражданские корабли и поезда.

ЛУЧШЕ ЕХАТЬ НА МЕТРО

Как бы там ни было, совершенно немыслимый рост продаж ожидает навигационные системы, когда они научаться адекватно отображать и учитывать при прокладке маршрута ситуацию на дорогах крупных городов. Можно даже примерно посчитать, сколько будет продано устройств с контрактами на годовое обслуживание – просто возьмите хотя бы количество автовладельцев в Москве и Санкт-Петербурге вместе с их областями, вычтите из них тех, чьи машины уже просто не могут выехать из двора, и вы примерно получите искомое число. Для большей точности можно, конечно, еще найти несколько правильных коэффициентов, но “пробковый” навигатор абсолютно точно будет самым желанным приобретением для жителей двух российских столиц.

В настоящий момент на пути к идеальному навигатору есть две серьезные проблемы: во-первых, нет сервиса который предоставлял бы достоверную информацию о трафике, во-вторых, нет единого удобного способа доставки этой информации пользователям GPS-навигаторов. Очевидно, что на решение этих двух проблем понадобится какое-то время (может быть, пару лет?), но то, что они будут решаться, абсолютно точно. И поможет их решить… мобильный интернет.

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ

Ну это уж точно никого не должно удивлять. Сеть 3G у нас уже есть (пусть пока только в северной столице), WiMAX запущен в тестовую эксплуатацию, в конце концов, и GPRS вполне можно пользоваться, пока остальные подтянутся. Так или иначе, в ближайшие несколько лет в столицах и, возможно, в нескольких других крупных городах будут строиться и развиваться сети новых поколений. А это значит, что пора нам всерьез подумать о том, чтобы подключить наши автомобили к Сети. Вы спросите зачем? Ну, во-первых, таким образом информация о пробках сможет без проблем попасть в бортовой компьютер, который, как вы помните, кроме всего прочего занимается прокладкой оптимального маршрута. Во-вторых, окажутся доступными не… сколько там радиостанций у вас в городе? Так вот – забудьте! Теперь можно будет выбирать станцию не из пяти и даже не из 10-20 доступных, а из десятка тысяч: интернет-радио – вот что будет наполнять музыкой салон вашего автомобиля! Не любите радио, предпочитаете собственные подборки? Нетрудно организовать сервис, который будет подключать вас к собственной аудиобиблиотеке, и не нужно будет таскать с собой плейер, который вы все равно кроме как в машине нигде не слушаете. То же самое с фильмами, да и телевидение со временем уже не нужно будет ловить эфирной антенной. Но и это еще не все. Готовы предложить кое-что на десерт – видеотелефонию, причем, что важно, не по расценкам сотовых операторов.