10 лет назад 10 января 2009 в 17:27 50

OpenOffice.org 3.0

Автор: Сергей Яремчук

Свободный офисный пакет OpenOffice.org, впервые представленный публике в 2001 году, в свое время наделал очень много шума и был хорошо принят сообществом, даже несмотря на некоторые недостатки. Ровно через семь лет вышла в свет новая, уже третья его версия, работы над которой длились без малого три года.

Пакет OpenOffice.org (ОО), наверное, один из немногих свободных FOSS (Free and open source software) продуктов, заслуживших большую популярность среди пользователей не в последнюю очередь благодаря своим возможностям и качеству. Задача этого проекта проста – дать пользователю реальную альтернативу коммерческому Microsoft Office. Учитывая большую популярность последнего, в ОО изначально была заложена поддержка всех возможных стандартов.

Но разработчики не только все время догоняли продукт от Microsoft, но в некоторых вопросах были и впереди. Например, в отличие от конкурента OO является кроссплатформенным приложением. Версия 3.0 реализована для Windows, GNU/Linux, Solaris, FreeBSD, Mac OS X и некоторых других систем. Имеется специальный релиз, предназначенный для работы с USB-устройства. Некоторые мелочи вроде предпросмотра шрифтов, экспорт в PDF также появились сначала в OO.

Русскоязычные пользователи могут загрузить OpenOffice.org 3.0 с локального зеркала, расположенного по адресу ru.openoffice.org. Статистика, показанная разработчиками, говорит, что еще за неделю до релиза количество закачек превысило три миллиона копий, а во время релиза спрос был настолько велик, что сайт проекта некоторое время не отвечал на запросы.

ЧТО НОВОГО В OO3?

Дистрибутив программы стал толще на 50% по сравнению с предыдущей версией 2.4. Если в системе уже был установлен ОО, то его настройки будут импортированы во время инсталляции. Одно из изменений, которое сразу бросается в глаза при запуске Start Center (soffice) – вместо пустого окна теперь пользователю предлагают создать или открыть документ, установить или загрузить шаблон. Специальных замеров не производилось, но загружается третья версия субъективно быстрее предыдущей, хотя и не намного. Очевидно, предел оптимизации достигнут, и связан он не с самим офисным пакетом, а с тем, что вначале требуется загрузить среду Java. Если же при установке отметить пункт “Средство быстрого запуска”, то ОО будет загружаться практически мгновенно. Интересно, что некоторые документы открываются в ОО даже быстрее чем в Microsoft Office, в котором они набраны.

Внешне компоненты, входящие в состав пакета, изменились мало. Пункты меню находятся на том же месте, и каких-либо сюрпризов при смене версий быть не должно. Только некоторые мелочи вроде обновленных значков выдают, что перед нами уже третий релиз.

Так, текстовый процессор Writer получил возможность вывода сразу нескольких страниц на экран. Это позволяет видеть, как влияют изменения, произведенные в текущей странице, на соседние, чтобы затем при печати не было сюрпризов. К сожалению, функции одновременного редактирования двух частей одного и того же документа, как это сделано в MS Word, не предусмотрено.

Масштаб изменяется при помощи кнопки на панели или с использованием ползунка изменения масштаба и переключателя количества страниц, расположенных в правом нижнем углу. Новый элемент управления масштабированием поддерживает работу и на нескольких мониторах. Хотя его возможности могут полностью оценить и те, кто работает за мониторами с большими экранами.

В меню “Вид” находим только два варианта отображения страницы: веб и разметка печати. В каждом из этих режимов инструмент масштабирования будет вести себя по-разному. Например, при установленном режиме веб-страницы текст занимает все окно, а при изменении масштаба текст выводится другим шрифтом.

В предыдущих версиях комментарии к тексту, выводимые на желтом фоне, было не совсем приятно читать, особенно учитывая, что они частично закрывали и сам текст. Теперь они выводятся в стороне, а комментарии, сделанные разными пользователями, подсвечиваются другим цветом. Заметно удобнее стало создавать перекрестные ссылки – вместо выделения и присвоения имени можно указать параграф, стиль, закладку или список.

Еще одним удобным нововведением в Writer является возможность изменения языка документа или абзаца, а также некоторых других параметров (шрифт, оформление) одним щелчком мышки в тулбаре. Это заметно упрощает работу с многоязыковым документом.

Также просто выглядит вставка изображения или звука в документ из имеющейся галереи. Количество объектов в галерее изначально невелико, но достаточно нажать кнопку “Создать тему”, перейти в появившемся окне во вкладку “Файлы” и, нажав кнопку “Добавить”, подключить графические файлы, расположенные на жестком диске. Если такой необходимости нет, можно просто перетащить рисунок в окно Writer.

Таблицы и диаграммы, встроенные в документ, выглядят более красиво и уже не режут глаз. Об этом мало вспоминают, но Writer неплохо справляется с созданием HTML-документов. Единственное, отсутствие чего огорчило и что очень хотелось бы увидеть в новом ОО, так это возможность свободного построения таблиц, как в MS Word. Но нет. Таблицы, как и прежде, создаются только по стандарту. Чтобы затем научиться безошибочно вставлять дополнительный столбец или строку в уже созданную таблицу, придется потренироваться.

Еще одно отличие – редко используемые пункты меню в ОО не сворачиваются. Хорошо это или плохо, сказать тяжело, новички в Word обычно долго ищут нужный пункт, а в Write все на виду. Кстати, в третьей версии порядок пунктов меню и их содержимое очень похожи на MS Office 2003. Вероятно, это будет плюсом для тех пользователей, которые захотят сменить офис от MS без переучивания. Хотя некоторые пункты размещены здесь более логично, чем в коммерческом решении. Например, пункты для работы со сносками и колонтитулами находятся в меню “Вставка”, а не “Вид”. Как и в MS Office 2003, панели инструментов можно располагать не только горизонтально, но и вертикально, что позволяет рационально использовать рабочее пространство.

В табличном процессоре Calc также немало нового. Так, предыдущая версия поддерживала только 256 столбцов на одной странице, чего обычно хватало, теперь же их число увеличилось вчетверо – до 1024. Список доступных формул и видов графиков стал еще больше. Активировав совместное использование документа (“Сервис” – “Совместно использовать документ”), можно допустить других пользователей к редактированию таблицы, а затем одобрить результат.

При помощи редактора векторной графики Draw теперь можно создавать плакаты на порядок большего размера чем экран монитора (до 3 кв. м).

До третьей версии в программе подготовки презентаций Impress было возможно использовать таблицы, но они были доступны только как вложенные объекты Calc. Это создавало определенные неудобства в работе, к тому же больше нагружало систему при подготовке и проведении презентации. Теперь Impress полностью поддерживает таблицы внутри презентаций.

Раннее изменение размеров изображения в Draw было не совсем интуитивным, теперь же Crop выполняется привычным движением мышки, достаточно лишь захватить и потянуть за край.

ПОДДЕРЖКА ФОРМАТОВ

Новая версия OpenOffice.org поддерживает еще не принятую версию открытого формата документов для офисных приложений ODF 1.2 (OpenDocument Format), который является альтернативой закрытым стандартам вроде DOC, XLS, Open XML и так далее. Многие приложения (в большинстве распространяемые под свободной лицензией) уже понимают этот стандарт, а значит, возможен обмен данными между ними. К сожалению, Microsoft Office даже последней версии 2007 изначально не понимает ODF. Чтобы работать в Office в этом формате, необходимо установить дополнительный плагин – ODF Plugin 1.2 for Microsoft Office (www.sun.com/software/star/odf_plugin) или использовать конвертер ODF Converter (odf-converter.sourceforge.net). Впрочем, они тоже не гарантируют полной совместимости. Дополнительно к импорту старых форматов MS Office (DOC, XLS, PPT) новая версия поддерживает импорт и из новых, доступных в Microsoft Office 2007 и Office 2008 for Mac OS X (DOCX, XLSX, PPTX), но только в режиме для чтения. Сохранить такой документ можно в любом другом поддерживаемом формате (ODF, любой формат Microsoft Office до 2007, StarOffice и некоторые другие). Плюс в комплекте представлено несколько дополнительных фильтров для импорта и экспорта в другие форматы. Таким образом, пользователи смогут без проблем обмениваться документами, не обращая внимания на используемый офисный пакет. Правда, не всегда документы в OO показываются так, как они выглядят в Word или Excel, часто нарушается форматирование. Но не всегда и не везде встроенные формулы, например, выводятся правильно. При двойном щелчке появляется редактор формул и, что удивительно, если установлен MS Office, то это, возможно, будет Microsoft Equation. Справедливости ради стоит сказать, что в новой версии документы импортируются гораздо лучше, чем в предыдущей, а результат во многом зависит от сложности документа. Тем более что более ранние версии Office с пакетом обеспечения совместимости (FileFormatConverters.exe) также не всегда корректно выводят данные из файлов в новых форматах, а формулы, набранные в одной сборке офиса, некорректно выводились в другой сборке, не говоря уже о версии. Большинство VBA (Visual Basic for Applications) макросов работают в OO без модификации.

Как и раньше, поддерживается экспорт документа в PDF, для этого достаточно нажать всего одну кнопку на панели инструментов. Если во время установки активирован компонент “Фильтры для мобильных устройств”, возможен экспорт в документы стандарта PDF/A, предназначенный для просмотра текстов и электронных таблиц в Palm и PocketPC.

Полный список поддерживаемых форматов Calc еще больше впечатляет.

Начиная с версии 3.0 Base, наконец, научили работать с базами данных Microsoft Access.

РАСШИРЕНИЯ

Как и предыдущая версия, OpenOffice.org 3.0 поддерживает расширения (файлы в формате OXT). После инсталляции пакета в меню управления расширениями находим только языковые модули. Установка нового модуля проста: скачиваем нужное расширение и нажимаем “Добавить” в окне “Управление расширениями”.

Большое количество расширений доступно на специальном ресурсе extensions.services.openoffice.org, где они разделены по рейтингу и приложениям, что позволяет быстро найти то, что нужно. Среди большого списка есть несколько особо полезных решений. Например, Sun Presentation Minimizer позволяет уменьшить размер созданной презентации за счет сжатия и удаления не используемых компонентов (скрытых слайдов и примечаний). При оптимизации предлагается один из трех режимов: для проектора, печати и экрана. Например, презентация, сохраненная в режиме для проектора, вместо 3,5 Мб стала чуть больше 500 кб при полном сохранении внешнего вида. Еще одно расширение Presenter Console позволяет выводить примечание к презентации на экране второго монитора, подключенного к компьютеру. Это дает возможность при проведении презентации обойтись совсем без бумаги. Используя Report Builder Extension и Report Runner, можно создать отчет на основании информации, взятой из базы данных.

КОМПОНЕНТЫ OPENOFFICE.ORG

Офисный пакет OpenOffice.org 3.0 состоит из шести основных компонентов:

Writer — текстовый процессор и редактор HTML

Calc — табличный процессор

Draw — редактор векторной графики

Impress — программа для подготовки и проведения презентаций

Math — редактор формул

Base — механизм подключения к внешним СУБД, поставляется со встроенной СУБД HSQLDB (hsqldb.org).

Офисный пакет OpenOffice.org изначально построен на коде StarOffice 5.2, разрабатываемом немецкой компанией StarDivision, которая была выкуплена Sun, а исходный код был выложен в свободный доступ. Первоначально разработки велись под двумя лицензиями LGPL и SISSL. Начиная с сентября 2005 года OpenOffice.org выходит только под LGPL.