13 лет назад 9 сентября 2005 в 1:02 54

Любителей игры в преферанс и звукорежиссеров объединяет одно: каждый из них имеет представление о том, что значит запись в пуле. На этом, впрочем, их сходство заканчивается, так как игроки и музыканты вкладывают в это понятие абсолютно разный смысл.

ЗАПИСЬ В ПУЛЕ
Если пулей в карточной игре называют поле для записи бонусных очков, то запись в пуле (Pool) проекта аудиоредактора – это приблизительно то же, что и запись в реестре для операционной системы. В пуле хранится служебная информация аудиопроекта, некорректная работа с которой приводит к таким же катастрофическим последствиям, как и неумелая чистка реестра системы. С другой стороны, накапливающиеся изменения в ходе работы с аудиоредактором приводят к серьезным “тормозам” в процессе и потере физического пространства на диске (а его никогда не бывает много), поэтому разбираться с пулом так или иначе придется.

К счастью, в отличие от реестра пул устроен не в пример проще. Он выглядит как таблица, каждая строчка которой соответствует используемому сессией аудио- или видеофайлу. Вызывается он в Cubase SX из соответствующего пункта меню Project > Pool (клавиша F5). Большинство полей таблицы, такие как Info, Type, Date и Path, показывающие битность, стерео (моно), длину, тип (Wave), дату создания и путь файла, понятны без комментариев. Поле Origin Time отображает позицию (смещение) аудиофрагмента относительно начала сессии, Image – форму волны.

Если в ходе записи мы несколько раз сдублируем на треке один и тот же аудиофрагмент (сэмпл), то в пуле не добавится новая запись, зато изменится значение поля Used. Это поле показывает количество используемых копий аудиофрагмента. Это означает, что вместо физического копирования аудиофайла происходит более быстрая виртуальная запись изменений в пул. Ясно, что такой механизм работы более эффективен. В то же время удаление аудиофрагмента непосредственно в окне трека не приводит к физическому уничтожению файла с винчестера – запись в пуле об этом файле также останется (вдруг вы захотите сделать Undo).

Вот и получается, что через какое-то время и пул забит, и винт завален хламом. В одном из прошлых номеров мы писали, что чистка с помощью пункта контекстного меню Remove Unused Media позволяет отправить все неиспользуемые файлы в корзину пула Trash (не путать с корзиной Windows – к ней корзина Cubase не имеет никакого отношения, просто называется так же). Empty Trash > Erase завершит физическое уничтожение ненужных файлов. Однако безопасным этот способ, как и любое физическое удаление данных, можно назвать лишь отчасти. Особенно в тех случаях, когда вы неправильно используете несколько версий файла проекта с общими аудиоданными. Правильным способом является в этом случае применение внешних аудиофайлов, то есть вообще без копирования в рабочий каталог проекта. Ниже пойдет речь о том, как это нужно грамотно делать.

ВАЖНОЕ ПОЛЕ STATUS
Для подключения внешних аудиофайлов в ваш проект убедитесь, что в настройках главного меню File > Preferences > Audio > On Import Audio Files выставлена опция Open Options Dialog или выключен ключ Copy Files to Working Directory при активированной опции Use Settings. В первом случае при импорте аудиоданных Cubase спросит вас о необходимости копирования их в рабочий каталог, во втором – избавит вас от лишних вопросов и ничего не станет копировать. В пуле внешние (отсутствующие в рабочем каталоге) аудиофайлы отличаются от файлов рабочего каталога выставленным крестиком в поле Status.

Работа с внешними аудиофайлами может дать вам существенные преимущества. Например, вы хотите выбрать сэмпл с CD, но не уверены, какой из имеющихся кандидатов лучше “сядет” в вашу фонограмму. Используя описанную выше технику, вы можете загрузить их все в пул, не копируя физически на диск, до тех пор, пока не определитесь с выбором. После этого лишние ссылки безболезненно удаляются из пула (сами файлы вы физически не копировали), а контекстное меню Prepare Archive в любое время поможет вам перетащить выбранный внешний файл в рабочий каталог. Крестик из поля Status в этом случае безоговорочно исчезает.

Другой вариант применения внешних файлов пригодится, когда вы используете один и тот же набор сэмплов в разных проектах. Физически ваши сэмплы размещены на отдельном диске или в специальном каталоге. В пуле каждого из проектов будет информация о них как о внешних аудиоданных, а ваш винчестер не будет заполнен их физическими дубликатами.

Вам остается только не забыть о внешних файлах при переносе информации на другой компьютер, но для этого достаточно открыть пул и убедиться, что все в порядке. Так же, как в реестре есть битые ссылки, так и в пуле может зависнуть ошибочная информация. Поле Status в этом случае будет отображать вопросительный знак. Вы можете воспользоваться механизмом поиска Search главной панели или Find Missing Files контекстного меню, чтобы найти пропавший фрагмент, а можете просто удалить ошибочную запись, если знаете, откуда она взялась (или, наоборот, понятия о ней не имеете).

КОНТЕКСТНЫЕ РАДОСТИ ЖИЗНИ
Контекстное меню позволит вам конвертировать ваши аудиофайлы в другой формат, переименовывать, создавать папки подкаталогов для удобства сортировки ваших файлов (например, группируя по инструментам: Drums, Guitars и т. д.), экспортировать и импортировать данные пула и многое другое. Так, если вы знаете, что используете только маленький фрагмент аудиофайла, то можете физически сократить занимаемый конкретно этим файлом объем на винчестере, используя все то же контекстное меню мыши – команда Minimize File.

СПАСИ И CОХРАНИ!
Ну и напоследок несколько слов о глобальном аудиоменеджменте. Мы уже рассказывали на страницах UPS, что наиболее простым способом сохранения проекта является использование команды главного меню File > Save Project To New Folder.

Однако если вы не хотите плодить копии ваших сессий в других каталогах или у вас попросту нет лишнего свободного места на винчестере, то, суммируя ваши знания о том, как работать с пулом, вы можете воспользоваться другим, чуть более сложным и ответственным, но менее ресурсоемким способом. Просто вам предстоит руками сделать то, что вы обычно доверяете компьютеру. Данный метод сохранения сессии в своей “родной” папке-директории подразумевает последовательное и аккуратное выполнение следующих пяти шагов.

1. В уже знакомых настройках главного меню File > Preferences > Audio > On Import Audio Files выставить опцию Open Options Dialog.

2. Нажать на кнопку Import в шапке окна пула, выбрать все файлы из каталога Audio своей рабочей сессии. В окне Import Options выставить галочки напротив Copy Files to Working Directory и Do not Ask again. На последующие однотипные вопросы “Do you want to create a new version or use the existing?” отвечать “Reuse”.

3. Выделить все строчки пула, вызвать из контекстного меню Prepare Archive. В ответ вы должны получить сообщение Pool is ready for archive.

4. Remove Unused Media в Trash с последующей очисткой корзины, как об этом писалось выше: Empty Trash > Erase.

5. Выделить все строчки пула, вызвать из контекстного меню Minimize File. После минимизации Cubase сам предложит вам сохранить проект.

Осталось еще раз оговориться, что все предыдущие действия приведут вас к верному результату, если вы все делали как положено: правильно подключали общие для нескольких сессий файлы как внешние, перед архивацией случайно не удаляли из сессии ничего лишнего. В конце концов, ничто так не тренирует внимание, как собственный опыт. Так что тот, кто плохо играл в преферанс, получит не в пулю, а в гору; а тот, кто неправильно чистил Pool, получит возможность перечитать эти скорбные строки еще раз.