10 лет назад 10 января 2009 в 1:22 56

Что будет с социальными сетями

Автор: Иван Шадрин

Весь прошедший год социальные сети самых разных направленностей появлялись чуть ли не каждый день. кажется, не осталось области жизни человека, у которой нет собственной социальной сети. в интернете есть web 2.0-островок буквально для всех: от желающих поддерживать старые и заводить новые личные и профессиональные знакомства до любителей шопинга и домашних животных. однако 2009 год грозится провести жесткий естественный отбор, в результате которого одни социальные сети превратятся в мощные и популярные ресурсы, а другие так и умрут “перспективными” стартапами с приставкой beta. 

С УЧЕТОМ КРИЗИСА…

В рассуждениях практически на любую тему сейчас принято опираться на то, чем обернется грядущая большая засуха в мировых финансовых джунглях. В случае с социальными сетями оглядка на кризис более чем актуальна, поскольку львиная доля этих проектов финансируется с надеждами на долгосрочную окупаемость. Еще полгода назад из компаний, желающих проинвестировать очередной интернет-стартап можно было выстроить длиннющую очередь, причем не только на Западе, но и в России. Сейчас же, когда выясняется, что на самом деле денег в мире гораздо меньше, чем все привыкли думать, о венчурном инвестировании – самом распространенном методе финансирования социальных сетей – думают только непробиваемые оптимисты. Иными словами, следующий год вряд ли можно будет охарактеризовать как богатый на новые Web 2.0-проекты. С другой стороны, последствия кризиса способны сыграть на руку интернет-бизнесу. Сторонники подобных прогнозов аргументируют свою точку зрения тем, что затраты пользователя на интернет не настолько велики, чтобы отказываться от них в целях экономии личных средств. Стало быть, вынужденный экономить на более дорогих развлечениях пользователь будет больше времени проводить в интернете (читай: в социальных сетях), соответственно, увеличивая его привлекательность для рекламодателей. Так это или нет, мы узнаем, судя по потоку панических известий с финансовых рынков, уже очень скоро. Между тем, уже сейчас социальные сети демонстрируют ряд тенденций, которые, скорее всего, получат развитие в 2009 году.

ЗВОН МОНЕТ

Прописная истина: всякий стартап, будь он хоть трижды суперполезным для всей человеческой цивилизации, создается ради одной всеобъемлющей цели – извлечь прибыль. Однако идеология успешного Web 2.0-сервиса предполагает, что пользователь получает целый ряд возможностей совершенно бесплатно. В интернете, особенно в русском сегменте с его генетически заложенной любовью к халяве, очень быстро привыкли к тому, что всевозможные социальные сервисы не требуют от пользователя ничего, кроме прохождения регистрации. В ушедшем году ситуация стала заметно меняться, и, скорее всего, тенденция продолжится. Речь идет о начале активной монетизации социальных сетей.

До недавнего времени монетизация в популярных российских социальных сетях практически никак не затрагивала пользовательский кошелек, существуя в основном в виде баннерной рекламы, улучшенных аккаунтов в livejournal.com или всевозможных виртуальных подарков. Однако то ли время по бизнес-плану подошло, то ли кризис вынудил создателей некоторых социальных сетей продемонстрировать инвесторам их (сетей) способность зарабатывать деньги, но так или иначе время, когда простой пользователь должен выкладывать “живые” деньги за пользование сервисами, пришло. Почти одновременно запустили свои финансовые системы две главные и самые посещаемые российские социальные сети: “Одноклассники” и “Вконтакте”; еще раньше сервис знакомств “Мамба” успешно внедрил ряд платных услуг, а недавний стартап monamour.ru с самого начала действует на возмездной основе. На “Вконтакте” за деньги пока продаются только виртуальные подарки, которые потом можно дарить знакомым из контакт-листа, а вот пользоваться “Одноклассниками” без денежного взноса теперь практически невозможно: вновь зарегистрированные не могут ни загружать фотографии, ни обмениваться с друзьями сообщениями, ни заниматься прочими ранее привычными для “Одноклассников” вещами. Официальная позиция администрации сети сводится к тому, что введение платной регистрации – мера борьбы со спамом. Довод странный, ибо легко может быть трактован как “способ заработать на спаме”, ибо если он в “Одноклассниках” действительно эффективен, то спамеры просто будут платить членский взнос, чтобы продолжать заниматься своим черным делом.

Чего-то особенно несправедливого в процессе монетизации подобных ресурсов, конечно, нет. Рано или поздно это должно было произойти. К примеру, западный прародитель “Одноклассников” Classmates.com уже давно берет около $40 в год за возможность обмениваться сообщениями с одноклассниками и загружать фотографии, а платные, но необязательные опции и вовсе имеются чуть ли не в каждой социальной сети. Несмотря на это, социальные сервисы продолжают успешно существовать. В случае же с российским интернетом, надо полагать, что финансовый пример “Одноклассников” и других “монетизированных” подвигнет прочие популярные ресурсы на ввод платных услуг.

Между тем, монетизация способна принести выгоду не только создателям сервисов, но и их пользователям. Самый распространенный и уже традиционный способ заработка на собственном блоге в 2009 году будет стремиться к обретению цивилизованной формы и широкому распространению. Ранее рекламодатели в частном порядке обращались к владельцам популярных блогов с предложениями о возмездном продвижении рекламируемого продукта. Сегодняшний день демонстрирует тенденцию к постановке такой формы отношений на поток. В 2008 году появилось сразу два сервиса, служащих этой цели: Blogoda.ru и Blogun.ru. Оба они предлагают примерно одинаковую схему активации конкретного пользовательского блога в собственной системе с последующей возможностью заработка на показах или продвижении товаров в постах. Администрация в данном случае выступает посредником и модератором отношений между рекламодателем и блогером: рекламодатель размещает заказ на рекламу и объявляет бюджет, а администрация берется подыскать эффективного исполнителя заказа среди блогеров в обмен на определенную плату, взимаемую, как правило, с рекламодателя. По схожему принципу работает и становящаяся все более популярной сеть E-generator. Для того чтобы зарабатывать в ней, не нужно даже иметь собственного блога. Достаточно лишь зарегистрироваться в системе и выбрать интересный для себя заказ. Как правило, заказчики предлагают пользователям креативные задания, вроде разработки названия для торговых марок или компаний или написания сценариев для поздравительных открыток и флэш-роликов. Чья идея больше понравится заказчику, тот и получает денежку, которая зачисляется в рублях сначала на местный кошелек, а потом, по желанию пользователя, может быть перечислена на банковский счет. Надо думать, начавшиеся массовые сокращения породят заметное увеличение количества фрилансеров, и аудитория у вышеперечисленных ресурсов в ближайшем будущем увеличится.

Данный тренд существует в рамках тенденции более общей, возникшей в 2008 году и имеющей потенциальное будущее в 2009-м. Речь идет о возрастающей роли социальных сетей в деловой сфере.

ШУТКИ В СТОРОНУ

Одним из последствий финансового кризиса для интернета может стать существенное уменьшение количества развлекательных социальных сетей и увеличение деловых. В непростых экономических условиях интерес к интернет-проектам, направленным на решение бизнес-задач, выглядит вполне логичным.

Нишевые социальные сети появлялись и до кризиса, что было вполне закономерным процессом на фоне сильного перенасыщения социальных сетей “обо всем и для всех”. Сети для миллионеров и топ-менеджеров; инвалидов и нумизматов; животноводов и любителей составлять генеалогическое древо своей семьи – подобным проектам справедливо уделяется много внимания как со стороны соответствующих групп пользователей, так и со стороны рекламодателей. В этой ситуации появление социальных сетей, рассчитанных на деловых людей, было делом времени, и сейчас это время, похоже, наступило.

В ближайшем будущем всем без исключения компаниям придется максимально туго затянуть пояса, чтобы остаться на плаву. Как известно, самый очевидный путь к этому – сокращение издержек. К вопросу массовых увольнений и того, как они влияют на развитие социальных сетей, мы вернемся чуть позже, а сейчас стоит затронуть другой путь к сокращению издержек – создание корпоративной социальной сети. То, что это реально удобный инструмент для ведения бизнеса, успешно доказала на собственном примере компания Cisco Systems. Проблема коммуникации для данной компании с ее широким географическим охватом в свое время стояла остро. Например, для того, чтобы обменяться конфиденциальной информацией, сотрудникам часто приходилось собираться на корпоративные конференции, которые хоть и были непродолжительными, но все же отнимали время и деньги. Создание внутренней корпоративной сети с возможностями ведения корпоративного блога, оперативного общения между сотрудниками, организации видеосвязи и публикации видео– и аудиообращений, а также с собственной энциклопедией и обучающими материалами разом решило практически все коммуникационные проблемы.

Безусловно, замена обычного корпоративного сайта на социальную сеть требует немалых финансовых вложений и большого труда, что, в общем-то, и мешает компаниям массово создавать собственный корпоративный Web 2.0. Впрочем, строить уникальный ресурс сегодня уже нет необходимости, поскольку можно воспользоваться услугами сторонних стартапов – таких, как, например, linkbook.ru. Эта социальная сеть является своеобразным виртуальным бизнес-инкубатором, предоставляющим компаниям целый набор инструментов для ведения бизнеса в Сети. В том числе и возможность создания собственной корпоративной социальной сети. Сегодня, как и десять лет назад, господствующим средством коммуникации любой корпорации является электронная почта, однако со стороны бизнеса было бы по меньшей мере странным отказаться от более удобного способа внутреннего взаимодействия сотрудников, коим является корпоративная социальная сеть, тем более если она способна существенно снизить издержки. Иными словами, в 2009 году велика вероятность перехода бизнеса к активному использованию социальных сетей в корпоративных целях.

Если дальше рассуждать о массовых сокращениях и влиянии этого процесса на развитие социальных сетей, можно отметить занятные тенденции, которые в последнее время демонстрируют рекрутинговые ресурсы. Во-первых, с началом финансового кризиса профессиональные и рекрутинговые социальные сети заметно оживились. Две главные западные сети LinkedIn и Xing регистрируют большой приток пользователей и обновления профилей. Сейчас там около 30 млн и 7 млн пользователей соответственно.

У нас похожая картина: заметно обновился и расцвел в плане количества пользователей, вакансий и профессиональных инструментов “Мой Круг”; собственными рекрутинговыми сервисами обзавелись те же “Одноклассники” (сервис “Работа Одноклассники”) и “В контакте” (сервис “В штате”). Причины возросшей активности подобных ресурсов ясны: уволенные всеми способами ищут работу, а еще не уволенные ищут “запасной аэродром”. Надо думать, что в 2009 году процесс этот будет только усиливаться, но интересно даже не это. А то, что рекрутинговые социальные сети все активнее берут на вооружение инструменты сетей рекомендательных и репутационных, которые, в свою очередь, помимо обычной области товаров и услуг, осваивают деловую аудиторию. Примером последней тенденции является сеть Reputacia.ru, в которой за счет голосования, мнений и рекомендаций коллег, партнеров, конкурентов и журналистов формируется деловая репутация конкретного человека. В перспективе предполагается, что рейтинг на этом проекте будет своеобразным виртуальной гарантией высокого уровня профессиональных качеств, наряду с дипломом о высшем образовании или о прохождении профессиональных курсов.

Если на этот пример смотреть отдельно, то в реальную эффективность данного сайта в обозримом будущем верится с трудом, однако в рамках общей тенденции то, что предлагает Reputacia.ru, не кажется таким уж фантастичным. А общий тренд такой: профессиональным социальным сетям оказывается все большее доверие со стороны деловой сферы, по крайней мере, ее кадровой части. Традиционный принцип поиска работы через интернет, заключающийся в размещении на рекрутинговом сайте собственного резюме и его рассылка на подходящие вакансии, уходит в прошлое. Лучше прочего говорят рекомендации тех, с кем ты работал раньше – эта мысль лежит в основе современных профессиональных сетей, помогающих искать работу. В частности, на возродившемся “Моем Круге” с относительно недавних пор появилась возможность запрашивать рекомендации у других пользователей, если среди них есть предыдущий работодатель или коллега; совсем молодой еще рекрутинговый сервис KeyWork также делает сильный акцент на наличие виртуальных рекомендаций. Надо думать, внимание к этой части электронного резюме как к ключевой будет усиливаться и впредь, поскольку в нелегкие кризисные времена работодатель особенно заинтересован в том, чтобы найти опытного сотрудника за минимальный срок. Профессиональные сети становятся главным инструментом как в руках работодателей, так и в руках соискателей. Иными словами, сейчас самое время завести или обновить профиль в одной из них. И запастись рекомендациями, конечно.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИГРИЩА

К счастью, социально-сетевой сегмент интернета демонстрирует не только связанные с кризисом тенденции. По крайней мере, в сфере развлечений.

Развлекательные социальные сети в своем традиционном виде в 2008 году испытали некое подобие кризиса перепроизводства – в интернете появилось слишком много ресурсов, предлагающих, по сути, одно и то же: вести собственный блог, размещать фотографии, видео, музыку и френдить других пользователей. В разных социальных сетях обычно делается упор на тот или иной вид занятий, но принцип остается неизменным, поэтому желающие эффективно инвестировать в развлекательные социальные сети столкнулись с необходимостью максимально дифференцировать свой стартап от прочих подобных. Видимо, поэтому в поле зрения разработчиков интернет-проектов попали онлайновые игры. Решение проблемы напросилось само собой: онлайн-игры самого разного рода пользуются бешеной популярностью среди пользователей, не меньшей популярностью пользуются и социальные сети, так почему бы их не объединить в одном проекте? В общем, так или примерно так появилось то, что теперь называется social MMO – новый виток развития развлекательных социальных сетей.

Проще говоря, социальные ММО – это игры с элементом социальных коммуникаций, однако простоты этой стоит избегать, поскольку в таком случае любую ММО-игру, где имеется встроенных месседжер или чат можно обозвать социальной, а стало быть, и тенденцию никак не назовешь новой. Однако это не так. Проекты Second Life, Red Light District или, скажем, World of Warcraft с большой натяжкой можно назвать социальными ММО, просто потому, что: во-первых, прежде всего это игры; во-вторых, все они требуют скачивания и инсталляции клиента на компьютер, что само по себе претит социальным сетям. Разница между ММО-играми и социальными ММО в том, что последние – это социальные сети со всеми описанными выше возможностями социальных сетей и игровым элементом в качестве своеобразной мотивационной фишки. Примером social MMO является проект Smallworlds.com. Зарегистрировавшийся здесь пользователь создает собственного персонажа, самостоятельно выбирая ему даже такие мелкие детали, как цвет глаз и форма подбородка, затем по желанию добавляет ему домашнее животное, обустраивает его жилище, устанавливая мебель и технику, и отправляет гулять по локациям: общаться, зарабатывать очки опыта и тратить их на покупку различных предметов. В такой вот игровой форме и происходит социальное взаимодействие между пользователями. Отличие от традиционных ММО-игр тут заключается, прежде всего, в отсутствии необходимости скачивания игрового клиента и обновлений, а также в целях социальных ММО. Если в ММО-играх геймплей стоит на первом месте, то в social MMO на первом месте стоит общение с другими пользователями.

Развитие социальных сетей в этом направлении основывается на двух трендах: популярности ММО-игр в принципе и растущая популярность браузерных игр, подробнее о которых сказано в статье о тенденциях игровой индустрии, напечатанной где-то неподалеку. Social MMO – это то, чем будут жить развлекательные социальные сети в 2009 году, по крайней мере, судя по анонсам и новостям.

К примеру, в стадии закрытого бета-тестирования находится новая бесплатная социальная MMO 7million, действие которой разворачивается в гламурном городке Paradise City, полном воров, шпионов и представителей других авантюрных профессий. Пользователь может выбрать себе любую из них, снабдить персонажа модным гардеробом и отправиться на выполнение соответствующих заданий: от решения головоломок до опасных шпионских миссий.

На первую половину 2009 года намечен старт альфа-тестирования другого интересного social-MOO-проекта – Nexon Star, в котором пользователь получает звезду, где нужно развивать собственную цивилизацию: строить дома, выращивать растения и взаимодействовать с другими звездами.

О серьезности, с которой инвесторы смотрят в сторону социальных ММО, говорят и объемы денежных средств, выделяемых на их разработку. В частности, молодая компания Conduit Labs получила $5,5 млн на создание новой social MMO. Название проекта пока держится в тайне, но уже известно, что это будет нечто среднее между весьма популярным социальным проектом Club Penguin и World of Warcraft. О серьезности намерений создать уникальный продукт говорят не только объемы инвестиций, но и статус людей, которые будут им заниматься. Во главе новой команды стоит Нейбил Хаятт, заработавший себя имя успешной деятельностью в компании по производству гаджетов Ambient Devices, а под его началом трудятся Майкл Шэйдоу, Дэниел О’Брайан и Дэн Оглс, ранее работавшие над Lord of the Rings Online, Guitar Hero и несколькими другими известными игровыми проектами.

В российском сегменте популярность социальных ММО пока не так велика, как на Западе, однако аналитики говорят о постоянном росте интереса к этому виду развлечений. Надо думать, 2009 год может стать годом обретения популярности social MMO на российских интернет-просторах. По крайней мере, первый звоночек в пользу этой тенденции уже прозвучал: знаменитая игродельческая компания Nival организовала целое подразделение, которое будет заниматься разработкой социальных сетей.

ТУМАННЫЙ WEB 2.0

В судьбе же концепции Web 2.0 в целом, частью которой являются и социальные сети, сегодня, пожалуй, еще меньше определенности, чем было, когда явление только зарождалось. С началом финансового кризиса снова стали подавать голос скептики, прогнозирующие Web 2.0 то же, что случилось однажды с доткомами. Web 2.0-ресурсы сегодня все чаще сравнивают с мыльными пузырями, чей жизненный цикл хорошо известен: появляясь как весьма перспективные, они тем не менее не приносят большой прибыли, а только требуют новых финансовых вливаний, поскольку им нужно время, чтобы окрепнуть – это первая стадия; на второй стадии становится понятно, что на большую прибыль компания не способна, но еще может просуществовать несколько лет, дабы принести хоть какие-то деньги; на третьей стадии мыльный пузырь лопается, но все продолжают в него верить, воспринимая крах как временный шаг назад; четвертая стадия – это всеобщее признание факта провала. По мнению некоторых экспертов, большинство проектов Web 2.0 сейчас находятся во второй стадии. Впрочем, вопреки мрачным прогнозам существует и ряд весьма успешных социальных сетей – таких, как FaceBook, MySpace, YouTube и других, генерирующих внушительный трафик и приносящих заметные рекламные деньги.

Вывод прост: как и в любом другом бизнесе, на плаву останутся только самые востребованные аудиторией продукты – сервисы и социальные сети в данном конкретном случае. Учитывая напряженную финансовую обстановку, складывающуюся в мире, и уже довольно продолжительное время существования Web 2.0-проектов, то, как разрешится эта драма Web 2.0, мы узнаем уже очень скоро.