15 лет назад 13 апреля 2004 в 17:21 76

Один из самых больших плюсов Cubase SX – возможность подключения плагинов через уникальный API-интерфейс, называемый VST (Virtual Studio Technology) для эффектов и VSTi для инструментов и работающий в реальном режиме времени. С одной стороны, многие из VST-инструментов могут работать как отдельные программы, с другой – некоторые программы могут подключаться к Cubase как VST-плагины.

PROPELLERHEAD REASON
Большой плюс этой программы-шедевра, сделанной в Швеции, заключается в том, что она поддерживает студийный способ организации работы музыкантов. Фундаментальная составляющая студийного процесса – ряд физических устройств, закрепленных вертикально (или под углом 45 градусов) в специальном каркасе (рэке) и соединенных между собой определенным образом. (Сетевым администраторам должно быть знакомо аналогичное расположение и коммутация сетевых хабов.) Вот именно этот принцип и реализован в Reason, причем реализован блестяще.

Взгляните на основное окно программы: тут вам и сэмплеры (целых два), и синтезаторы (тоже два), и ритм-машина с луп-плейером, и процессоры эффектов, и секвенсер, и настоящий микшерный пульт. Целая студия, причем расширяемая и наращиваемая. Выберите все, что вам нужно, в меню Create, и то, что вы выбрали, сразу появится в рэк-стойке. Останется лишь связать всю цепочку сигналов.

Наглядная коммутация (соединение) устройств – пожалуй, одно из самых впечатляющих достижений разработчиков, заслуживающее отдельного рассказа. Помимо фронт-панели существует возможность разворота ВСЕЙ виртуальной конструкции и подключения виртуальных кабелей по вашему усмотрению.

Та же наглядность и привычность для тех, кто имел дело со стандартным оборудованием: джеки, шнуры, IN, OUT, SEND и AUX, доступ к которым открывается включением функции Toggle Rack Front/Rear меню Options или клавишей Tab. Все управляющие элементы – ползунки, кнопки, переключатели на передней панели – выполнены так же, как и в физическом устройстве: их можно двигать, когда секвенсер запущен, причем эти изменения будут записаны в дорожки секвенсера.

В смысле ресурсов программа по-шведски экономна, но результат при этом выдавает замечательный – просто отменный, хотя и несколько облегченный звук. Так что смело включайте свои 9 сэмплеров и ничего не бойтесь.
Приглядимся к основным инструментам Reason.

Синтезатор SubTractor может синтезировать практически все. При этом у вас всегда есть возможность обратиться к заготовкам из банка звуков Factory, представленных на CD к программе. Они разбиты на категории и обеспечивают мощную поддержку всех модулей Reason. Для “трактора” в данном случае даны Bss, FX, Monosynths и Polysynths, Pads, Percussion.

Malstrom – тоже синтезатор, но с другим характером. Здесь применен совсем новый и необычный синтез, нареченный разработчиками Graintable (гранулярный). Он и создает особый характер звука. В основе этого типа синтеза лежит сочетание собственно Graintable и Wavetable. В гранулярном синтезе волновая форма претерпевает изменения – разрезается на множество коротких сегментов, “гранул” длиной 5-100 мс.

Обработке подвергаются как сами гранулы, так и их комбинации. Принцип синтеза Wavetable основан на таблице, в секторах которой хранятся разнообразные волновые формы длиной в один период, к которым последовательно обращается генератор, направляемый внешним контроллером (Modulation, Pitch и др.). Частота тона – это и есть частота, с которой гранулы сменяют друг друга. В Malstrom уже представлены (см. в левый верхний угол) более 60 таблиц в категориях: гитары, басы, эффекты и так далее.

NN-19 Sampler – это почти цифровой магнитофон. Самостоятельно генерировать звук он не может, зато может воспроизвести все, что записано в понятном ему цифровом формате – WAV, AIFF, SF2 и SMP. Сэмплер NN-19 хотя и прост, но, в принципе, располагает необходимым минимумом, а также большим количеством параметров, управляемых другими модулями. Минусом можно назвать разве что отсутствие возможности создавать многослойные инструменты.

NN-XT Sampler во многих отношениях серьезнее. У него более сложная структура патча, 8 стереовыходов (против двух у NN-19) и возможность импорта файлов формата SF2. По умолчанию он предстает в “сложенном” виде. При открытии дисплея можно убедиться, что зоны действия сэмплов перемещаются и растягиваются. Сэмплы легко прослушать, щелкая по ним мышью или используя клавиатуру (с нажатой Alt). Можно создавать многослойные патчи, где разные слои реагируют на силу удара по клавишам, то есть чувствительны к Velocity.

Функция Alternate еще более оживит картину, запуская режим произвольного воспроизведения определенных зон. Это получится, если загрузить на одну ноту несколько похожих сэмплов и включить кнопку Alt под дисплеем. Сэмплы будут чередоваться! Параметры Velocity и Modulation на передней панели настраиваются для взаимодействия сэмплера со стандартными MIDI-контроллерами. На задней панели, как и у Malstrom, кроме аудиовыходов есть два управляющих входа для внешнего секвенсора (Matrix, Redrum), 7 входов для модуляции и два – для перезапуска генераторов огибающей.

Что касается пресетных звуков, то здесь мы будем иметь дело не только с папкой NN-XT на диске Factory, но и с целым CD оркестровых тембров, который входит в комплект. Скажем сразу: создание симфоний в электронном виде весьма обременительно, но обогащение звуковой палитры настоящими живыми инструментами во многих случаях бывает очень полезно.

Партии, сыгранные на сэмплере или на синтезаторе, могут быть записаны в отдельный модуль под названием Matrix Pattern Sequencer. Pattern – шаблон, в нашем случае музыкальный или просто ритмический. Создав паттерн, его можно размножить и, чередуя с другими шаблонами, вставить в текущую композицию. В Matrix поместится 4 банка по 8 паттернов, для управления которыми используют Automation-трек.

Dr.REX Loop Player – это проигрыватель лупов (звуковых петель). Петли разрезаны на отдельные участки, а потому успешно проигрываются с разными темпами без изменения высоты тона. Каждый отдельный участок (slice) петли поддается изменению по высоте тона, панораме, уровню и затуханию.

ReDrum – ритм-машина. По отзывам – одна из самых удобных в своем классе, видимо оттого, что философия TR-909 (популярный в каменном веке ритм-бокс) многим пришлась по вкусу. ReDrum имеет свой секвенсер, а паттерны дают разрешение до 64 шагов. Всего 10 каналов, и каждый канал имеет отдельный выход на задней панели.

И, наконец, несколько слов об интерфейсе Rewire. Rewire разработана как технология интеграции Reason с другими музыкально ориентированными программами, в основном сторонних производителей. Так, Reason может работать в связке с Cubase SX. Темпы композиций синхронизированы и могут управляться из обоих приложений. Команду “включить Rewire” в этом случае отдает Cubase в меню Devices. Если использовать Cubase как секвенсер, что, по нашему мнению, предпочтительнее, то востребованными окажутся отдельные модули Reason, которые с этого момента будут управляться с MIDI-треков Cubase. На выходе каждого трека обнаружится список всех устройств Reason, а дальше – дело техники и, в большей степени, творчества.

KOAN PRO
Программа Koan была создана в 1988 году братьями Тимом и Питом Коулами и Джоном Петтигрю. В 1990 году была основана компания Sseyo, которая четыре года спустя выпустила первую версию никому не известной программы Sseyo Koan Plus, впоследствии совершившей переворот в музыкальном сознании современников.

Идеология программы такова. Пользователь-композитор не просто записывает свою музыку, но задает определенные правила, позволяющие музыкальному произведению видоизменяться во время исполнения, каждый раз оказывая новое эмоциональное воздействие на слушателя. Такая музыка в дальнейшем получила название генеративной (то ли потому, что она сама себя генерировала, то ли разработчики посчитали, что вся остальная музыка – дегенеративная).

Немаловажен и тот факт, что к проекту проявил интерес Брайан Ино (один из отцов-основателей музыки эмбиент, музыкальный продюсер альбомов ряда известных исполнителей, в частности U2 и Дэвида Боуи), выступивший в качестве консультанта. В апреле 1996 года Sseyo даже выпустила на дискете (!) альбом Ино “Generative Music 1”. До сих пор остается загадкой, чья на нем музыка – Ино или программы Koan (кстати, само слово Koan взято из учения дзен и означает тайну, головоломку, не имеющую окончательного решения).

Непонятно и то, каким образом разработчики ухитрились сделать столь сложный полноценный продукт столь нетребовательным к системным ресурсам пользователя. Судите сами: профессиональная версия программы Sseyo Koan Pro со всеми примерами, шаблонами и обучающими демо занимает на жестком диске всего 4 Мб! Для работы подходит практически любая пользовательская звуковая карта, позволяющая генерировать звук. Любой SoundBlaster будет работать без проблем. Свои произведения можно хранить… в текстовом файле. Ваша музыкальная композиция может занимать несколько килобайт и при этом звучать с различными неповторимыми вариациями часами.

Помимо возможности воспроизведения звука посредством патчей MIDI собственной звуковой карты и MIDI внешних устройств, а также возможности использования сэмплов в формате WAV, MP3 и SoundFont (используемый в AWE-32 и 64 для загрузки внешних сэмплов во внутреннюю память компьютера) у программы имеется собственный синтезатор, работающий в режиме реального времени. Этот подлинный синтезатор (не тот, что работает на основе сэмплов, а на самом деле генерирующий звуки, которые впоследствии обрабатываются программно фильтрами и эффектами) обладает помимо всего прочего достаточно оригинальным звучанием.

Добавьте к этому поддержку раздельных 256 голосов шести различных типов: Ambient, Rhythmic, FixedPattern, Follows, RepeatBar, Listening Voice, возможность использования четырех различных музыкальных правил генерации: Scale, Harmony, Next Note, Rhythm,. возможность работы с дорийским, лидийским, миксолидийским, гиподорийским, ионийским музыкальными ладами и функцию экспорта всех результатов в WAV. Неплохо, правда?

В новой версии своей программы разработчики декларируют поддержку уникального звукового векторного формата V2 Koan Vector Audio (KVA). Звук в этом формате может быть сжат при помощи аудиовекторов до 10 байт! V2 KVA предусматривает как открытую форму сохранения Koan SKD, так и зашифрованную (Koan SKT или формат SKP), не говоря уж о TXT. Длина типичных звуков – около 150 байт (средняя длина одного SMS-сообщения). Типичный трек весит 0,5-3 кб. Улучшена версия движка Koan Synth (более чистое воспроизведение с модернизированным лимитером, поддержка новых эффектов, увеличенная в 2-4 раза скорость). Уделено внимание вопросам интеграции KAV с музыкальным оформлением веб-страниц и совместимости выводимых форматов для пользователей Macintosh.

Скорее всего, у вас уже появилось жгучее желание немедленно установить это чудо на свой компьютер. Охладить ваш пыл может лишь то обстоятельство, что программа эта, мягко говоря, не относится к разряду тех, которые можно освоить с одного щелчка мыши. Но, с другой стороны, Брайан-то Ино, не будучи компьютерным гением, благодаря своей творческой цельности и целеустремленности все же смог освоить этот пакет. А чем вы хуже? Да, и еще одно. Koan Pro не работает в качестве плагина к Cubase.

VST-ИНСТРУМЕНТ STEINBERG GROOVE AGENT
(www.steinberg.net/en/products/vst_instruments/groove_agent/index.php?sid=0)
Это настоящая скатерть-самобранка. Наверху музыкальные стили, расположенные на временной шкале. Нажимаем на черную кнопку RUN и, передвигая мышкой ползунок вдоль оси времени, перемещаемся из будущего в прошлое и наслаждаемся. Обратите внимание на то, что нажатие на верхнюю кнопку Link приводит к расщеплению ползунка и возможности прослушивать самбу 50-х со звуками барабанов, соответствующих стилю эмбиент 90-х, и наоборот. На этом месте временно прервемся и проделаем ряд следующих манипуляций.

Создадим MIDI-трек (Project > Add Track > MIDI), выберем слева в поле Out значение Groove Agent. Таким образом мы свяжем MIDI-трек с инструментом Groove Agent. Чтобы убедиться в этом, нажмем на символе со стрелочкой под полем Out (Edit VST Instrument). На экране должно возникнуть окно агента. Выберем на главной панели кнопочку с карандашом (Draw) и проведем по MIDI-треку, затем опять выберем стандартную стрелочку (Object Selection) и щелкнем дважды по появившейся области на MIDI-треке.

Если вы все делали правильно, то на экране должна возникнуть картинка. Пощелкайте мышью по нарисованным слева клавишам рояля. Обратите внимание, как вместе со звуком будут меняться настройки на шкале Complexity в окне агента. Клавиша С4 воспроизводит основной ритм. Клавиши, расположенные выше C4, отвечают за всевозможные вариации с использованием ритмические связок-заполнений (fill). Клавиши, расположенные ниже, – за акценты (отдельные удары). С помощью карандаша (Draw) вы можете нарисовать горизонтальную черту на уровне С4, а также горизонтальные черточки для любых понравившихся вам связок или акцентов.

Теперь при воспроизведении этой дорожки Agent Groove будет выполнять переключения между различными ритмическими рисунками в соответствии с тем, что изобразил ваш карандаш.
Таким образом, мы произвели первую ручную редакцию MIDI-файла с подключенным к нему MIDI-инструментом. Осталось пояснить еще некоторые настройки, отвечающие за грув.

Вторая кнопка Link отвечает за синхронность ползунка на шкале Complexity, кнопка Snare (Sidestick) осуществляет переключения между рабочим барабаном и ободом. Ручка Ambient регулирует звук барабанов: делает его более сухим (или наоборот). Limiter делает звучание более или менее плотным. Humanize и Shuffle призваны оживить ритм, придать ему больший оттяг-грув (отсюда и название Groove Agent).

В программе есть кнопки памяти для сохранения и использования ритмических настроек, возможно отключать (Mute) отдельные элементы ритм-секции (например, бочку или тарелки). Одним словом, виртуальный инструмент позволяет использовать готовые ритмы и их вариации различной музыкальной стилистики и достаточно гибко подстраивать их под свои нужды, используя как MIDI-редактор, так и свои собственные функциональные возможности.

Как видите, мы получили удобную возможность при помощи MIDI работать с довольно сложными ритмическими рисунками барабанов, даже не используя при этом MIDI-клавиатуру как таковую.

STEINBERG HALION
Виртуальный сэмплер HALion (www.steinberg.net/en/products/vst_instruments/halion_2/index.php?sid=0) вполне заслуживает отдельной статьи: 256 голосов полифонии, поддержка файлов ЛЮБОЙ дискретизации и разрядности, помимо собственного формата данных fxp может читать форматы Akai, Emu, SF2, GIGA и REX, имеет 12 аудиовыходов и 5 типов фильтров.

Разработчики позаботились также о возможности автоматизации параметров через секвенсер по MIDI. Удобно то, что в Cubase можно подключать до 8 копий HALion как 8 разных VST-инструментов, когда количество используемых в работе патчей не умещается в одну копию HALion (обычно 16 патчей на один подключенный HALion).

Широта спектра применения ограничена только вашей фантазией и количеством библиотек – от ударных до оркестровых духовых, от голосов живой природы до индустриальных эффектов. Вы можете даже сами создать свою собственную библиотеку из понравившихся вам звуков.

Новичкам не следует опасаться трудностей в работе с сэмплером: у HALion вполне дружелюбный интерфейс. Единственное, о чем нелишне напомнить: настройки сэмплера лучше сохранять отдельно, а в некоторых случаях вместе с сэмплами. Делается это через контекстное меню Archive.

ПЛАГИН FX-FREEZE
Каждый плагин, каждый инструмент при работе “съедает” определенную часть ресурсов. В Cubase при помощи меню Devices/VST Performance можно получить информацию о загрузке процессора и дисков во время работы.

На рисунке ситуация терпима, процессор загружен на 45%, но бывают ситуации, когда процессор загружен под завязку, а необходимо еще что-то подключить. Вот тут-то и приходит на помощь плагин FX-Freeze www.fxfreeze.com. Этот плагин позволяет “заморозить” любой инструмент или плагин со всеми настройками. Что это значит? Это значит, что он запоминает все настройки ресурсоемкого плагина для выделенного вами участка трека (можете выделить весь трек) таким образом, что при воспроизведении этого фрагмента процессор уже не загружается.

Внешне заморозка выглядит как нажатие на символ снежинки в окне замораживаемого плагина. Заморозка может быть как полной, так и частичной (большая и маленькая снежинки соответственно). При частичной заморозке плагин не расходует ресурсы процессора. При использовании ультразаморозки помимо ресурсов процессора экономится еще и оперативная память. Правда, если вам понадобится что-то редактировать, плагин придется опять разморозить. Но эти издержки – ничто по сравнению с перспективами использования виртуальных ресурсов, чуть ли не вдвое превышающих физические. Авторы дают 15 дней на пробу продукта.

БЕСПЛАТНЫЕ ПЛАГИНЫ

SIR
SIR v.1.005 (Impulse Response Processor) – импульсный ревербератор, имитирующий акустику реальных помещений. Автор, Кристиан Кнуфинке (www.knufinke.de/sir), денег за него не просит и предупреждает, что используете вы его на свой страх и риск. Мы уже рискнули – ничего страшного. Программа, конечно, может стать причиной зависания системы (использует 15%-25% CPU), если ваша сессия перегружена другими плагинами.

Впрочем, использование описанной выше FX-фрезы позволит избежать появления подобной ситуации. Принцип функционирования подобных импульсных акустических обработок заключается в том, что для воссоздания акустики используется запись реальной реверберации конкретного помещения. Нужен вам собор Святого Петра – нет проблем: качаем из сети его IR-эквивалент (Impulse Response) и просто загружаем.

Скачать два примера акустик (театр и собор) вы можете по ссылке home.t-online.de/home/520073787260-0001/imp.zip . На сайте автора периодически появляются линки на подобные IR-коллекции.

После загрузки возможна гибкая регулировка следующих настроек:
– Predelay – задержка между сигналом и первыми отражениями;
– Attack/Time – эти параметры изменяют ранние отражения;
– Length – сокращение длины импульс-ответа;
– Stretch – изменение протяженности;
– Stereo IN – стереобаза анализируемого входящего сигнала;
– Stereo IR – стереобаза импульс-ответа;
– FFT EQ – регулировка спектра частоты для импульс-ответа (регулировка левой и правой кнопками мыши – соответственно добавление и удаление точек);
– Auto Gain – автоматическая компенсация уровня сигнала;
– Dynamic CPU Consumption – использование только той мощности процессора, которая необходима для достижения цели.

Взгляните на стоимость аналогичного платного импульсного ревербератора Parametric Convolution Reverb IR-1 от Waves (www.waves.com). Возможно, бесплатный SIR в этом контексте станет для вас гораздо соблазнительнее.

ПАКЕТ ПЛАГИНОВ FISH FILLETS
(www.digitalfishphones.com)
Второго автора-альтруиста зовут Саша Эверсмайер. В состав рыбного набора от Саши входят: компрессор BlockFish, деэссер SpitFish и экспандер-шумодав FloorFish. Универсальный компрессор BlockFish, как уверяет автор, таит в себе неисчерпаемые аудиовозможности и отличается от других цифровых компрессоров наличием “души”. Компрессор имеет две панели, на второй возможно добиться от звука неслыханной “чистоты, прозрачности, громкости, ударности, тонкости, жирности и даже шелковистости”. Но все это должно обладать еще и уникальным звуковым характером.

Деэссер, как водится, отсекает резкие свистящие звуки и “смертельно прост” в употреблении. Работа экспандера-шумодава также не вызывает нареканий. Последний изначально рассчитан на живые барабаны, но может быть использован для устранения “кровоточащих” вокальных шумов. Продукт действительно выполнен с душой, годится не только в рыбный день и хорош не только бесплатностью.

AMBIENCE
Плагин Ambience компании Smartelectronix (www.smartelectronix/~magnus) не является бесплатным, но обладает вполне рабочей демо-версией (правда, изредка докучающей призывами к регистрации). По своему назначению является ревербератором широкого профиля. Если импульсный SIR кажется вам слишком ресурсоемким, а IR1 слишком дорогим, то, возможно, Ambience станет им разумной альтернативой. По крайней мере, по качеству программного моделирования этот плагин не уступает ни SIR, ни IR1.

Спасибо Юрию Данилину и (заочное) Нику Худякову (msk.nestor.minsk.by/kg/1998/kg9806/kg82026.htm) за помощь в работе.