10 лет назад 10 сентября 2008 в 18:51 125

Открытие навигации

Автор: Сергей Трошин

Несмотря на то что навигационных программ существует немало, однозначно рекомендовать к установке российскому пользователю можно лишь несколько явных лидеров, которые не только удобны в работе, но и полностью соответствуют нашим реалиям.

Nav N Go iGO 8

www.navngo.com

Эта венгерско-израильская программа для Windows Mobile широко распространилась по нашей стране благодаря многочисленным пиратским сборкам (порой весьма серьезно отличающимся друг от друга как внешне, так и функционально) – от минимальных до упакованных по самое не горюй. Несмотря на то что программа очень удобна и достаточно проста в работе, она во многом является еще и конструктором, от которого каждый в зависимости от своих способностей и потребностей может получить требуемый в каждом конкретном случае результат.

Одна из важнейших отличительных особенностей iGO 8 – ее интерфейс, позволяющий на всех этапах работы с программой обходиться без стилуса. Кнопки управления на экране выполнены максимально крупными, так что нажимать их можно просто пальцем, что особенно важно, если ваш КПК или навигатор закреплен в автомобиле и вы следуете заранее проложенным маршрутом.

Программа позволяет достаточно оперативно, прямо на ходу, вносить в базу данных какие-то значимые для вас точки – например, засады гаишников, камеры слежения или просто какие-то важные координаты и объекты. Кстати, уже готовые наборы POI для разных стран и городов без проблем скачиваются в интернете. Причем есть даже тематические подборки POI – например, с расположением банкоматов определенного банка, хот-спотов, аптек, станций метро, постов ДПС и даже родников Подмосковья (см. www.4pda.ru).

Еще одна важнейшая особенность программы – возможность сохранения и загрузки маршрутов. Действительно, если ваши пути повторяются с достаточной регулярностью, то что может быть проще – засейвить эти маршруты и вызывать их потом парой нажатий, не тратя время на полную прокладку?

Режимом 3D сегодня, пожалуй, никого не удивишь. Но iGO 8 и тут выделяется – помимо достаточно простой изометрии здесь можно подгружать реальные рельефы местности! В результате вы будете лицезреть свое движение по горам и долинам. А если вы проезжаете, скажем, мимо Кремля или – мало ли – Эйфелевой башни, то они отобразятся на экране в виде 3D-миниатюр с натянутыми текстурами. Похоже, что еще немного, и все карты для подобных программ будут полностью трехмерными, и навигация станет напоминать современные 3D-игры.

Теперь о скинах. Скины для iGO 8 – это не просто смена цвета экрана и формы кнопок. Поставив “правильный” скин (а выбрать есть из чего) можно, например, избавить экран от ненужных кнопок и параметров (а нужные – сделать прозрачными), отведя под карту больше места. Или сделать так, чтобы программа предупреждала приятным женским голосом о милицейской засаде. Чтобы получить примерное представление о том, что способны давать скины и как они расширяют конфигурабельность программы, поставьте для начала хотя бы iGO Plus Plus.

Кроме скинов замене в конструкторе подлежат голоса (русских – с полдюжины) и язык интерфейса, а еще в программу можно добавлять голоса для озвучки движка text-to-speech для проговаривания названий улиц.

iGO 8 устроена таким образом, что редактирование простых текстовых конфигурационных файлов способно изменить, например, озвучку (самое актуальное – убрать конкретно достающую фразу “перепроложить” во время изменения маршрута), добавить новые опции (например, чтобы на экране отображались текущие номера домов, которые вы проезжаете), устранить многие проблемы и даже заставить iGO 8 работать на вроде бы неподдерживаемом устройстве. Практически полную расшифровку конфигов iGO 8 вы найдете на форуме 4pda.ru. Так что если вы сами делаете подборку расширений для Firefox, копаетесь с Miranda, все еще патчите Siemens S75 и компилируете Linux, то iGO 8 с ее возможностями кастомизации – то, что вам надо.

Впрочем, и без ковыряний в конфигах все работает отлично, да и других мелочей, к которым привыкаешь быстро и без которых потом уже не мыслишь навигационную программу, здесь просто навалом. Так, программа отображает направления движения по полосам на многополосных развязках и перекрестках, запреты на повороты перед перекрестками, предупреждает о превышении скорости (или близости милицейского радара), при въезде в тоннель автоматически переключается в ночной режим (на карту как бы спускается ночь, дабы экран КПК не слепил водителя в темноте). Имеется поиск POI вдоль маршрута, что помогает, например, не пропустить последнюю заправку, вовремя остановиться на ночлег, да и просто быть в курсе местных достопримечательностей. Маршрут, кстати, можно изначально проложить так, чтобы он проходил через заправку или магазин.

Полезная фича – режим привязки к дорогам. То есть даже если ваш GPS-приемник почему-то показывает, что вы едите по тротуару, программа скорректирует ошибку, и символизирующий ваш автомобиль курсор все равно будет двигаться там, где ему и положено – по шоссе. А если вы пешеход или велосипедист, то выберите соответствующий режим, и вы не будете “привязаны” к шоссе.

Статистика по пройденному маршруту – еще одна приятность. Можно полюбопытствовать насчет средней или максимальной скорости (эту фишку используют стритрейсеры), преодоленных километрах и тому подобных цифрах. Толковые же голосовые подсказки (чем выше скорость и, следовательно, шум в салоне, тем громче подсказки) и вывод на экран данных о ближайшем повороте (вернее, выводятся данные даже о двух ближайших событиях на маршруте) вовремя помогут перестроиться в нужный ряд. А несколько алгоритмов прокладки маршрута позволят либо выиграть время, либо сэкономить бензин, либо, например, сократить до минимума число поворотов, если вы только что получили права.

Задействование аппаратных кнопок КПК еще больше упрощает работу с программой. Наконец, такой нюанс, как возможность прокладывать маршрут из страны в страну. И так далее. Настроек и фич у iGO 8 так много, что даже для рассказа о самых важных моментах придется писать отдельный материал.

Карт для программы тоже очень много – так что если вы много путешествуете или просто собрались в отпуск, то скачать карту Крита или, скажем, Крыма – пара пустяков.

Но, к сожалению, придраться тут все же есть к чему. В форумах можно найти жалобы и на высокую требовательность к ресурсам (особенно на длинных маршрутах), и на недостаточную площадь экрана, отведенную непосредственно для карты (часть экрана занимает этакий виртуальный бортовой компьютер), и на не очень оперативное обновление карты Москвы. Многие сетуют, причем часто справедливо, на странности при прокладке маршрута, а также на то, что после прохождения точки назначения iGO не сбрасывает маршрут, а начинает просчитывать его заново, предлагая вернуться. Но это случается не так уж часто.

Некоторым не нравится, что в 3D-режиме не выводятся контуры домов (как в Автоспутнике), а в режиме 2D не вращается карта в соответствии с направлением движения. Пожалуй, это самые существенные неудобства. Иногда при пропуске нужного поворота программа ошибается и просит развернуться под запрещающим знаком. Но это проблема вообще достаточно типична для навигационных программ и постоянно изменяющихся московских дорог. Разработчики просто не могут угнаться с обновлением карт за нашими дорожными службами. Можно встретить жалобы на отсутствие горячих клавиш “Дом” и “Работа” (хотя меню “Избранное” позволяет переходить в самые важные точки буквально парой нажатий) и не очень удобный поиск по POI. Как видите, во многом недостатки субъективны – всем угодить невозможно.

Главный же недостаток iGO – отсутствие каких-либо вариантов по индикации московских пробок. Как бы ни была хороша программа, но для того чтобы не “кипеть” в заторах, придется пользоваться другими сервисами, что не очень удобно. Хотя, с другой стороны, в час пик стоит вся Москва, и для того чтобы это узнать, ничего дополнительного не требуется…

Автоспутник

autosputnik.com

По сути, эта программа – третья версия популярнейшего в свое время PocketGPS Pro, и у нее два основных козыря: карты и пробки. Разработчики подчеркивают, что карта TeleAtlas Россия (на ее основе создаются также карты iGO и TomTom, но там обновления появляются заметно позже) с расширенной базой адресов от “Геоцентр-Консалтинг” адаптирована для условий эксплуатации в России, а технология адресного поиска учитывает специфику российской системы адресации, где существуют такие понятия, как “дом”, “корпус”, “строение”, не присущие зарубежным системам навигации. И действительно – подобной детализации строений в Москве (есть даже отрисовка зданий в промышленных зонах), нет, пожалуй, больше ни у кого. Впрочем, об этом мы уже писали в прошлом году.

А вот что тут действительно новое – как это поддержка ГЛОНАСС, точнее, того одного устройства, которое умеет ловить сигнал от отечественных спутников. Вообще, Автоспутник, “вмонтированный” в навигаторы типа PNA и PND, в отличие от других программ, использует возможности этих устройств на 100%, равно как и учитывает все особенности их конструкции – от разрешения экрана до частоты процессора и объема памяти. Разработчики Автоспутника всегда оптимизируют программу под каждое конкретное устройство, которое продается с программой. Именно поэтому не стоит ставить Автоспутник на устройства, не предназначенные для него – программа будет тормозить и криво отображать дорожную обстановку.

Хотя программа и совместима с картами многих разработчиков, на сегодня их не так много, как хотелось бы – два варианта России (можно выбрать еще карту от Мегаполис, у которой неплохое покрытие регионов), Украина и Армения. Заявлен еще и Казахстан, но пока скачать его нельзя. Ожидаются Азербайджан, Узбекистан, Белоруссия и Западная Европа.

Московские пробки (поддерживается еще область и Екатеринбург) – еще одна важная особенность Автоспутника. Причем это не просто данные о загруженности той или иной трассы. Эти данные учитываются при составлении маршрута, и программа по интеллектуальному алгоритму предлагает варианты объезда заторов. На данный момент информация по пробкам может поступать с периодичностью раз в несколько минут по трем каналам – Смилинк GPRS, ComOn и Смилинк УПИ (по пейджинговому радиоканалу). После каждого обновления система выполняет обработку данных и при необходимости оперативно перепрокладывает маршрут. При этом степень влияния информации о пробках на маршрут может регулироваться.

Здесь, так же как и в iGO, предусмотрена привязка вашего положения к дорогам – дабы отсеивать погрешности GPS-измерений, если это необходимо. И так же, как в iGO, возможно одновременное отображение реальной, неоткорректированной позиции, которую программа получает на входе от GPS-приемника. Присутствует и крайне полезный механизм “Избранное” (шесть типов объектов), а поиск объекта мало того что предикативный (очень удобно!), так и еще в случае, если обнаруживается несколько объектов с одинаковыми названиями, легко понять какой из них в какой области или районе находится – в iGO в этом плане сам черт ногу сломит. Или такая “мелочь” – как искать Третий Шарикоподшипниковский тупик? Вводить “3-й…” или “Третий…”? Да без разницы – программа понимает синонимы и достаточно легко разбирается и с более дурацкими названиями.

Есть и возможность выбора стратегии прокладки маршрута (промежуточных точек может быть только две) – по основным магистралям, близко к оптимальному и кратчайший путь. Очень удобная мелочь – одной кнопкой разворачивать маршрут в обратную сторону. То есть маршрут “дом – работа” одновременно является и “работа – дом”. Полезен и режим автомасштабирования: чем быстрее вы едете, тем дальше показывает карта. Опция автосохранения маршрута позволяет не думать о том, пригодится вам этот путь когда-либо еще или нет. В наличии и прочие фичи, присущие современным навигационным программам – от POI и голосовых оповещений (чем выше скорость, тем раньше выдаются предупреждения) и до перепрокладки маршрута, если проскочил поворот, с автоматическим переключением цветовой схемы день/ночь. А настроек самой программы и ее поведения, пожалуй, даже больше, чем в iGO. И эти настройки сохраняемые – то есть в зависимости от начальных условий или того, кто в данный момент за рулем, вы можете использовать наиболее подходящий профиль.

Очень радует высокая совместимость программы с конкурентами – например, закладки можно экспортировать/импортировать в форматах Google *.kml, OziExplorer *.wpt, текст *.csv, PocketGPS Pro.

И хотя при входе в настройки вы получаете просто огромные кнопки, которые можно нажимать не то что пальцем, а ближайшей сарделькой, в целом интерфейс, на наш взгляд, не столь удобен, как в iGO. Основной экран почти целиком отдан под карту и, пожалуй, не столь информативен – циклически переключаемая панель датчиков наводит тоску, а элементы управления на нем (если включить их отображение) слишком мелкие – не то что нажать, рассмотреть трудно. Спасает ситуацию хитрая фича: если ткнуть пальцем в центр экрана, он весь покрывается полупрозрачными кнопками с наиболее востребованными функциями. И вот с этими-то кнопками справиться уже легко. Если привыкнуть, то такой вариант может оказаться даже самым удобным. Тем более что состав и расположение прозрачных кнопок полностью настраиваемые.

Ну а проблемы у пользователей, выбравших эту программу, все те же. В первую очередь удручает требовательность к ресурсам КПК. Но от этого, видимо, никуда не деться – если хочешь быстрой работы навигационного приложения с серьезной картой, думай о железе. “Тормоза” в данной ситуации недопустимы, иначе будете получать сообщения о подготовке к маневру уже после того, как пролетели нужный поворот. Периодически кто-то получает абсурдные маршруты (например, подъезжаешь к дому не со стороны двора, а со стороны глухого забора, подъезд к домам – отдельная больная тема для карт TeleAtlas), находит ошибки в картах (был случай, когда часть Сергиева Посада скрывалась под водой), да и вообще глюки самого разного типа – как и в любой другой программе. И как и в любой другой программе, глюки эти постепенно устраняются. Пробки от Смилинк тоже многие недолюбливают, а отсутствие предупреждений перед радарами просто угнетает. В целом же мнения о программе очень противоречивые, так что перед покупкой настоятельно советуем изыскать способы попробовать ее в деле хотя бы несколько дней. Ну и, конечно же, не стоит забывать, что это уже не конструктор. Что дали разработчики – то и имеем. Ничего “левого” (кроме, разве что, радаров, которые все же можно присобачить, да и то криво, через импорт закладок) прикрутить не удастся. Но разве это плохо, если напильник не требуется?

TomTom Navigator 7

www.tomtom.com

Сразу надо сказать, что официальной версии этой программы, да еще и для России, вы на данный момент не найдете ни на сайте www.tomtom.com, ни в наших магазинах (хотя версию для PocketPC и обещают выпустить). Так что если хотите поэкспериментировать с TT7, будьте готовы стать пиратом и рыскать по всей Сети в поисках самопальных сборок, выдернутых из устройств, поставляющихся в комплекте с TomTom 7 (к слову, поставить взломанный TomTom на произвольный КПК и активировать карты – тот еще геморрой). Второй важный момент: так как отсутствует официальная русская версия, то и русского языка в интерфейсе вы не получите (хотя голосовые подсказки на русском уже сделали), впрочем, не исключено, что кто-нибудь все-таки и сумеет сделать русификатор.

Но зато эта программа считается едва ли ни самой крутой в части навигации (по крайней мере, за пределами России). Вообще говоря, именно она задает моду – современные 3D-интерфейсы у конкурентов сделаны во многом именно под TomTom.

Есть у программы и собственные фирменные “штучки”, например, возможность подгружать обновленные карты с сервиса MapShare (для центров крупных городов выводятся контуры домов), отображение прогноза погоды и пробок (в “русской народной” взломанной версии все это, а также распознавание голосового набора адреса может и не заработать). Умеет TT7 работать и с растровыми картами, хотя то, что на данный момент предлагается для него в этом плане, и рядом не лежало с генштабовскими для OZI Explorer. Можно использовать юзерские исправления карт, сохраняющиеся в виде файлов. Полностью поддерживаются VGA-экраны. Для радаров можно установить, за сколько секунд вы хотите получать предупреждение, и в зависимости от вашей скорости программа будет выдавать голосовые сообщения. Навигация возможна не только по обычным координатам, но и по контактам из адресной книги коммуникатора – если там есть адреса. Есть несколько режимов отображения POI: возле вас, возле дома, в точке назначения, вдоль маршрута. Пользователю разрешается выбирать, какую информацию выводить на статусную панель программы, а какую скрыть (оставшееся время, скорость и так далее). Маршрут может рассчитываться не только для автомобилистов, но и для пешеходов и велосипедистов – то есть не по шоссе (вообще, TomTom славится любовью к партизанским тропам). Вместо курсора-дельтаплана можно подобрать по своему вкусу изображение автомобильчика.

Повороты на карте отображаются очень наглядно – крупными, отчетливыми, выделяющимися ярким цветом стрелками, что для небольших экранов коммуникаторов очень важно. Отлично показаны развязки и многоуровневые дороги. Вообще, индикация здесь выше всяких похвал, да и голосовые подсказки практически идеальны (в TomTom Go при использовании движка text-to-speech даже говорится не просто “через столько-то метров поворот налево”, а указывается еще и название улицы, на которую надо свернуть, но для КПК такой фичи пока нет).

Из недостатков можно выделить, пожалуй, непрозрачность фона индикаторов на экране, да и информации единовременно тот же iGO выводит на дисплей, наверное, побольше. Некоторые пользователи жалуются на то, что TT7 слишком любит прокладывать маршруты по хайвеям, хотя дорогами классом ниже получилось бы быстрее и ближе (в качестве решения проблемы можно извратиться и рассчитать маршрут с ограничением скорости, после чего выбрать оптимальный вариант). Кстати, если вы думаете, что на “тормознутость” TT7 никто не жалуется, то тут вы ошибаетесь – и эту программу обвиняют в завышенности системных требований. Если и у вас будет такая проблема, то перед апгрейдом коммуникатора попробуйте сначала поставить TT7 не на карту памяти, а в память устройства, а также отключить вывод POI – говорят, помогает.

В общем и целом же, если вы ощущаете себя пока чайником по части GPS-софта и его взлома, то оставьте пока TomTom 7 до лучших времен. Наберитесь опыта с российскими программами, а там, глядишь, появится и официальная русская версия TomTom 7 для Windows Mobile, которую можно будет просто купить и не париться с кряками и активацией.

OZI Explorer

www.oziexplorer.com

OZI Explorer – это еще одна программа, которая в обязательном порядке должна быть установлена на вашем КПК. Конкурентом предыдущим продуктам она не является, поскольку работает не с векторными картами, а с растровыми – а этого добра для территории бывшего СССР нынче в интернете навалом.

Народ постарался и отсканировал некогда секретные генштабовские карты (правда, конца 80-х годов). Впрочем, если и другие варианты – например, свежайшие карты, созданные из космических снимков Google Maps, которые, пожалуй, будут для многих регионов (той же Москвы и области) гораздо более подробными.

Тут даже есть утилита, которая автоматом выкачивает снимки и сама же адаптирует их для работы в OZI: GoogleMV (silber2004.narod.ru/travel.htm). И утилита MapBuilder (mapbuilder.by.ru), которая работает еще и с “Яндексом”. Главное же, при поиске нужной карты скачать не просто картинки, а уже подготовленный именно для OZI комплект, в который помимо отсканированных карт входят еще и сопутствующие файлы с привязкой этих картинок к координатам GPS (чтобы работал поиск по растровой карте, нужен еще и файл поиска, но он встречается нечасто). В любом случае, найти в интернете (например, в тематических форумах) уже готовую карту для OZI гораздо проще, нежели конвертировать программой img2oz отсканированные собственноручно карты, а потом еще и морочиться с их привязкой (это вообще отдельная тема).

Интерфейс программы может показаться неказистым, а управление после iGO 8 – жутким, но тем не менее это бесспорно лучшая программа для работы с растровыми картами. Собственно, и карты-то делаются в основном под нее. А без растровых карт не обойтись за городом, на охоте или рыбалке, в горах, в турпоходах, на даче, да и просто на отдыхе где-нибудь в Крыму. То есть – на бездорожье. Но, разумеется, надо понимать, что по растровой карте вы не сможете столь же легко проложить маршрут, как это делается в случае с векторными – вы просто получите возможность ориентироваться на местности (разве что можно расставить путевые точки и проложить маршрут между ними) и возвращаться обратно по уже пройденному пути. Да и объем файлов качественных растровых карт несравнимо больше, нежели векторных – если захотите объехать с OZI весь Крым, подумайте о емкой флэшке. Кстати, карты OZI подгружает кусками, так что на флэшке можно хранить их сколько угодно много – в память они будут подгружаться только по мере необходимости.

К сожалению, для начинающего пользователя GPS OZI может показаться поначалу сложноватым. Очень много настроек (порой не вполне понятных), очень много информации может выводиться на дисплей. Например, программа умеет строить график изменения вашей скорости, график изменения высоты на протяжении пути, показывает кучу статистики – вплоть до данных по ускорениям во время движения. Тем не менее разобраться с ней можно и без инструкции (хотя прочитать ее в данном случае все же крайне желательно), особенно если использовать ее русифицированный вариант. Говорить же о том, что здесь сделано удобно, а что – не очень, пожалуй, бессмысленно, поскольку альтернативы OZI нет (но при большом желании в его интерфейсе можно кое-что поправить – читайте ветку про OZI на том же 4pda.ru). К нему надо просто привыкнуть, разобраться и принять таким, какой он есть.

Альтернативные пробки

Если вас не устраивает, как решена проблема отображения пробок на московских дорогах в вашей штатной программе автонавигации, либо она там вообще никак не решена, то выход один – использовать один из двух наиболее актуальных на сегодня альтернативных вариантов получения данных о пробках прямо в автомобиле.

Первый вариант – программа “Яндекс Пробки 2.0” (mobile.yandex.ru/maps/probki2.xml), дальнейшее развитие хорошо известной версии “Мобильные Яндекс.Карты”, основанной в свою очередь на онлайн-проекте “Яндекс.Карты”. Поддерживает эта программа не только Москву, но и еще 19 городов России, а также Татарстан и Крым. А работает на самых разных типах мобильных устройств – и под Symbian S60/UIQ, и под Windows Mobile, и даже под JAVA на обычных мобильниках. Причем если GPS-приемника у вас нет, то примерное местоположение программа способна определить с помощью базовых станций сотовых операторов. Программа полностью бесплатна и даже не просит какой-либо ежемесячной абонентской платы за пользование сервисом – в этом ее неоспоримое преимущество, поскольку почти все другие варианты требуют материальных вложений, и порой существенных. А если заранее скачать и положить в мобильник карту Москвы (готовые карты можно найти и для других городов), то и плата за GPRS-трафик будет минимальна.

Но главная ценность программы – именно в проекте “Пробки 2.0” (вернее, пока в его бета-версии). Этот активно развивающийся и с каждым днем совершенствующийся сервис не просто поставляет вам данные о загруженности того или иного участка пути, он обладает обратной связью. То есть информацию о пробках на центральный сервер поставляют сами пользователи проекта. Проехали вы, например, по дороге со скоростью 60 км/ч – программа, установленная в вашем коммуникаторе, отправила на сервер сообщение, что этот участок шоссе свободен. Тыркались перед светофором со скоростью пешехода – все другие пользователи в течение нескольких минут узнали, что сюда лучше не соваться. Алгоритм таков, что если водитель остановился, чтобы просто купить сигарет – это не будет расценено сервером, как стояние в заторе, система дождется подтверждения от других участников проекта, в том числе и от того же Смилинк, который теперь является собственностью “Яндекса”. Сбои происходят разве что в тех случаях, когда какой-нибудь “ездун” решит объехать пробку по встречке или обочине – в этом случае система не отметит затор. Таким образом, чем больше народу подключаются к проекту, тем более полная, достоверная и оперативная картина дорожной обстановки складывается. Соответственно, у всех, у кого стоит эта программа, одни улицы на карте окрашиваются в зеленый цвет, другие в желтый, и совсем тяжелый случай – если в красный. К сожалению, на данный момент создателями информационного потока выступают лишь 10% пользователей, остальные 90% – только потребители, но уже сейчас система работает неплохо. К тому же разработчики обещают внедрить функцию прокладки маршрутов, тогда все станет совсем хорошо. Карты пока растровые, POI не поддерживаются.

Второй вариант – полноценная программа навигации City Guide (www.probki.net/Programs). Здесь уже присутствует функция прокладки маршрута с учетом пробок и скорости движения на трассах, имеются голосовые и визуальные подсказки, 3D-режим отображения карты – словом, практически все, что и в более популярных iGO, TomTom и Автоспутник. Поддерживает программа достаточно полную номенклатуру мобильных устройств (начиная с PocketPC и заканчивая Symbian), а идея, заложенная в ее основу, все та же – данные о пробках поставляют сами пользователи City Guide.

Но и тут есть одно но. Поскольку это серьезная навигационная программа, то она платная, и существенно платная – версия для КПК стоит 1999 р., а для Symbian – 2400. Бесплатно можно получить только дистрибутив для ПК, который мобильным назвать сложно.

Таким образом, на сегодняшний день существует несколько независимых источников данных о пробках: City Guide, Смилинк (применяется в разных программах), “Пробковорот” (используется в PocketGIS) и “Яндекс.Пробки 2.0”. Какой сервис лучше – сказать сложно. Наиболее адекватным именно по части пробок многие называют “Пробковорот”. Функционально самый продвинутый и удобный – City Guide. Больше всего негативных отзывов о сервисе от Смилинк. А самый доступный (и, на наш взгляд, наиболее перспективный) – бесплатный “Яндекс.Пробки 2.0”.

Прочие полезные GPS-программы

– DeltaArea PRO (www.drregener.com) – программа для записи треков и GPS-координат, а также измерения площадей территорий сложной формы.

– Franson GpsGate (franson.com/gpsgate) – GPS-сплиттер, позволяющий разделять один GPS-приемник на несколько программ одновременно.

– Port Splitter (classic.pocketgear.com/software_detail.asp?id=22697&associateid=9) – еще один сплиттер, позволяющий использовать несколько GPS-программ одновременно.

– Navio (www.tinystocks.com/gps.html) – простой и в то же время мощный компас со множеством дополнительных полезных функций.

– GPS2Blue (users.skynet.be/hofinger/GPS2Blue.html) – программа, которая превращает коммуникатор с GPS-приемником во внешний GPS-приемник для ноутбука или PC, подключаемый по Bluetooth. Кроме того, позволяет отправлять/принимать GPS-данные по протоколу TCP/PC.

– Symarctic ExtGPS (www.symarctic.com/beta/static.php?page=extgps_download) – еще одна программа, превращающая смартфон с GPS во внешний GPS-приемник для КПК или PC.

– GPSTacho (www.pocketnavigation.de/article/view_527__GPSTacho/4.3.8.html) – безумно красивый GPS-спидометр.

– GPS Performance (www.jfmstudios.com) – удобная утилитка для стритрейсеров. Регистрирует различные параметры движения: время разгона до определенной скорости, время прохождения дистанции, лучшее время прохождения дистанции, ускорение, строит различные графики.

– Run.GPS Trainer (www.rungps.net) – программа для спортсменов и любителей активного отдыха. Есть даже режим для водных видов спорта, когда КПК достать нельзя.

– SmartRunner (www.smartrunner.de) – еще одна утилита для спортсменов. Отслеживает трек, скорость, продолжительность тренировки, сожженные калории.

– GPSbySMS (gpsbysms.chat.ru) – отправка GPS-данных через SMS. Имеется режим охраны: если объект сместился от начальной позиции более чем на 100 метров, то выдается тревожное сообщение с текущими координатами.

– GPS Reminder (gpsreminder.freesitespace.net/ru/download) – напоминалка, срабатывающая в зависимости от того, где вы находитесь. Например, если вы проходите мимо магазина, то выдает список покупок, а если возле банкомата – то напоминает о необходимости снять деньги с карточки.

– Where I Am (bartwell.ru/whereiam) – утилита, которая на основе вашего местоположения генерирует ссылку Google Maps, которую можно послать друзьям.

– AutoDetectGPS (www.hpc.ru/soft/software.phtml?id=15570) – программа, которая автоматически находит подключенные GPS-устройства и определяет конфигурацию портов.

Тяжелый выбор

В зависимости от ситуации оптимальными оказываются разные программы. Например, в Москве ежедневно удобнее пользоваться iGO 8, а Автоспутник загружать для поиска неизвестного адреса (благодаря самым актуальным картам строений). На трассах типа “Москва – Нижний Новгород” рулит Навител Навигатор (самые качественные карты автодорог России и карты от народных умельцев). В том же Нижнем Новгороде – GIS Russa. В лесу и в поле – Ozi Explorer (подробные растровые карты чего угодно). В Московской области опять Автоспутник, но с альтернативной картой России.

Советует форум 4pda.ru

Для того чтобы в iGO 8 получить ориентацию карты по ходу движения в режиме 2D нужно включить режим 3D, затем для одной из кнопок на экране (которыми задают угол наклона и масштаб) задать угол наклона такой же, как в режиме 2D, и долгим тапом зафиксировать эту кнопку.

Безлошадным

Если вы пользуетесь общественным транспортом, вам не обойтись без сервиса прокладки маршрутов msk.rusavtobus.ru – с его помощью вы узнаете, как проехать из одной точки Москвы в другую на автобусе, трамвае, метро, маршрутке, электричке, троллейбусе. Аналогичный проект есть и у Google: www.google.ru/transit

О мозгах

Включая GPS – не отключай мозги! Это вы должны помнить всегда и везде. Сплошь и рядом встречаются ситуации, когда водитель, доверившись программе, ошибочно выезжает на дорогу с односторонним движением или поворачивает там, где стоит запрещающий знак. Помните, ситуация на дорогах нашей страны изменяется гораздо быстрее, нежели карты в навигационных программах! Наличие навигатора – еще не повод не обращать внимания на дорожные знаки.

Пробки

Онлайн-пробки можно бесплатно увидеть на сайтах:

77.ru

probki.rambler.ru

maps.yandex.ru/moscow_traffic

maps.probki.net/Maps2/default.asp?

www.moskva.com/map/traffic

А узнать, как лучше всего объехать самые типичные заторы, можно на сайте probkinet.ru.