10 лет назад 10 июля 2008 в 0:10 60

Без очереди

Автор: Иван Шадрин

Готовиться к поездке за рубеж можно двумя способами: либо довериться туристическому агентству; либо распланировать и подготовить свое путешествие самостоятельно. Последнее большинству людей кажется слишком хлопотным – этим, собственно, и живут многочисленные турагентства. Однако распространение онлайн-бронирования сильно меняет ситуацию.

ЗЕМЛЯ-ВОЗДУХ

Пожалуй, сайтов, через которые можно забронировать билет на самолет или поезд, в Сети больше, чем каких-либо других web-booking-ресурсов. Обычно чтобы купить билет через традиционные кассы, нужно потратить много времени и порой нервов. Используя онлайн-бронирование, в очереди стоять не придется, но и здесь существуют свои нюансы.

Наиболее распространенная схема бронирования сегодня – заказ билета через онлайн-форму, в которой указывается дата, пункты вылета и назначения, количество человек и контактные данные. После этой процедуры события могут развиваться в трех направлениях. Либо оператор компании связывается с заказчиком и предлагает наиболее подходящие к запрошенным варианты; либо система бронирования сама, сразу после запроса, предлагает клиенту варианты вылета. Ему остается только выбрать и ждать курьера. Отечественные системы бронирования, как правило, осуществляют доставку в течение двух-трех дней после заказа. Например, reisy.ru по Москве билет доставят бесплатно, но не сразу. Если нужно в день заказа, придется доплатить около 300 рублей, если на следующий день – 200 рублей. На e-ticket.ru доставка в пределах МКАД также бесплатна и осуществляется на следующий день после заказа. На kupi-leti.ru весьма удобная система оформления заказа, но доставка платная – 100 рублей, если на следующий день после заказа, и 300 – в срочном формате. Кроме того, через эту систему билеты можно заказать в другой город – в этом случае доставка будет осуществляться по тарифам DHL. Также необходимо помнить, что компании, занимающиеся онлайн-бронированием, как правило, зарабатывают на сервисных сборах. Иногда дополнительные платежи включаются в общую стоимость билета, иногда указываются отдельно. Размер сервисного сбора обычно фиксированный, как, например, у aviatrans.ru, где он составляет 200 рублей на каждый билет, заказанный в Москву, и 100 рублей – если билеты заказываются в Санкт-Петербурге. Доставка будет стоить 200 – 150 и 200 – 100 рублей соответственно по этим двум городам. Однако бывает, что компании дифференцируют размер сервисного сбора в зависимости от класса билета. Например, ticketline.ru за эконом-класс берут 290 рублей, за бизнес-класс 340 рублей и 390 – за первый класс. В целом размер сервисных сборов варьируется в рамках от 200 до 500 рублей за билет. Примерно те же тарифы действуют и при оформлении через коммерческие агентства билетов на поезд.

Несмотря на широкую распространенность описанных выше схем бронирования, им есть еще более удобная альтернатива. Речь идет об электронных билетах. Во многих странах мира электронные билеты уже давно вовсю используются. В Китае, например, на них перешли все авиакомпании. На электронные билеты приходится 88% продаж в Европе и 96% – в США. Полный переход на них в России – дело ближайшего времени, поскольку это одно из принципиальных требований Международной ассоциации авиаперевозок (I.A.T.A.) к российским авиакомпаниям.

Отличие электронного от простого билета заключается в том, что взаимодействие авиакомпании с агентами по продаже переходят из бумажной в виртуальную плоскость. Раньше при продаже обычного билета агент заводил в бронь номер авиабилета, менял статус брони с “подтвержденного” на “подтвержденный и оплаченный”, после чего забивал паспортные данные и печатал сам билет, чтобы передать его в руки заказчика. В случае же с электронным билетом при получении заявки на бронь системой бронирования автоматически создается “маска авиабилета” – файл-прообраз конечного документа. Он формируется после автоматической проверки правил применения тарифов. То есть штат проверяющих авиакомпания может смело ликвидировать. Кроме того, номер уже не вводится в билет при печати, а также генерируется системой, что исключает всякие мошенничества с документом. После печати электронный билет автоматически приобретает статус проданного, и данные об этом передаются авиакомпании, так что ей не приходится ждать существующих сейчас ежедекадных отчетов от агентов. Вся финансовая информация поступает в реальном времени, и все довольны. Агенты – потому что эта система избавляет их от бумажной волокиты; авиакомпании – потому что она дает возможность избавиться от лишних издержек и контролировать финансовые вопросы ежесекундно; ну, а пассажиры – потому что у них меньше шансов получить поддельный билет, не нужно общаться с агентами и ждать доставки. Все что нужно от покупателя билета – это заполнить веб-форму бронирования и оплатить билет с помощью кредитки (использование WebMoney или “Яндекс.Деньги” признано авиаперевозчиками неэффективным, поскольку слишком мало еще граждан, имеющих электронный кошелек). После этого нужно просто приехать в аэропорт и забить в специальный автомат полученный в интернете код брони. Билет или посадочный талон печатается тут же. Причем в случае потери или порчи билет можно таким же способом напечатать снова, поскольку вся информация о нем сохранена на сервере системы электронного бронирования.

В России терминалами для печати электронных билетов снабжены аэропорты Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и нескольких других крупных городов. С электронными билетами у нас работают компании “Россия”, “Аэрофлот”, “S7 Airlines”, “Трансаэро” и несколько других региональных авиаперевозчиков, например, “Владивосток авиа”. Электронные билеты пока рассчитываются не на все рейсы, в основном на китайские и европейские направления, однако предполагается, что к концу текущего – началу следующего года такие билеты распространятся на все маршруты.

Что касается железнодорожных билетов, тут все еще проще. Так как на территории нашей страны действует фактически монополист – “РЖД”, и у него есть онлайн-служба заказа билетов, стоит отправиться туда. На сайте пассажиру предлагают пройти стандартную процедуру регистрации, а далее вы получаете доступ к заказу билетов. Причем в отличие от большинства авиасервисов здесь видно, сколько каких мест (плацкарт, купе, СВ) осталось на конкретный поезд и дату отправления. Три минуса сервиса “РЖД”: раздел бронирования периодически “падает”, оплата только кредитной картой (фишинг-параноикам вход заказан), с другой стороны, а как иначе? Третий минус – комиссия, составляющая 143 рубля на каждый билет. Есть и четвертый минус: в одном заказе можно купить не более четырех билетов одновременно и для каждого необходимо вбивать индивидуальные паспортные данные пассажира. Ну, практически как в обычных кассах. Электронный билет обращается в бумажный в терминалах, расположенных на всех вокзалах Москвы (и не только – полный список есть на сайте). Настоятельно рекомендуем обналичивать билет не в день поездки: “РЖД” – крупная корпорация с государственными корнями, а значит, терминал на вокзале запросто может оказаться в нужный момент сломанным или что-то в этом роде… Были случаи. В такой ситуации следует занимать очередь в кассу и диктовать номер своего заказа, нервно поглядывая на часы и табло отправления.

КОЙКО-МЕСТО

Если там, куда вы собираетесь, вас никто не ждет, а времени и желания искать частное жилье по прибытии нет, то хороший выход – бронирование отеля. Более того, бронь в отеле – гарантия, без которой ни одно уважающее себя государство не выдаст российскому туристу визу. Один из крупнейших ресурсов, с помощью которого можно забронировать номер в отеле – booking.com. На него, как, впрочем, и на любой другой, предоставляющий услуги бронирования, стоит заходить, когда на руках имеется пластиковая карта классического образца. То есть VISA Electron или Maestro не подойдут. Если все в порядке, то можно смело приступать к бронированию. Он на booking.com проходит на английском языке и не отличается сложностью. Параметры, доступные для выбора, там есть самые разные: от необходимых, вроде страны, города, района расположения отеля, до частностей, вроде питания, количества людей, которые будут жить в номере, и их отношения к курению. Для успешной брони нужно указать имя гостя (или гостей), адрес электронной почты, тип, номер и дату истечения срока действия кредитной карточки, с которой будет производиться оплата. После нажатия на кнопку “Proceed” нужно указать контактный телефон и еще раз подтвердить бронирование. Система выдаст два кода: защитный и код бронирования. В обмен на код бронирования в отеле дадут ключи от номера. Кроме того, этот же код позволяет менять условия бронирования на личной странице сайта, если в этом появится необходимость.

После бронирования на кредитке, возможно, будет заблокирована сумма, которой хватит на оплату одного дня проживания в гостинице. Блокировка будет действовать в течение примерно месяца, после чего деньги снова станут доступны для пользования. Часто блокируется чисто символическая сумма – 1 цент или евро. Это делается для того, чтобы проверить подлинность и платежеспособность карты.

Другая крупная западная сеть бронирования – all-hotels.com. База ресурса содержит более 60 тысяч отелей по всему миру, а также весьма выгодные предложения по бронированию. Размеры скидок иногда достигают 65%, а для бронирования даже не нужен номер кредитки – страховой взнос можно сделать через банк или уполномоченное турагентство. Приятный момент: в случае аннулирования брони взнос не взимается.

В России также есть довольно крупные базы бронирования отелей. В частности, с помощью тезки сайта, описанного выше, all-hotels.ru можно узнать всю необходимую информацию и забронировать номера в гостиницах более 500 городов. Правда, сайт в основном специализируется на России, странах Балтии и бывшего СНГ.

Информацию о крупнейших отелях России, Европы, Африки и Азии, а также о возможности их бронирования можно найти на портале 100dorog.ru. Еще более широкий выбор отелей по всему миру можно обнаружить на pososhok.ru. Эта система бронирования примечательна тем, что оплачивать номера, забронированные через Pososhok, можно по прибытии.

Общий признак практически всех систем брони гостиниц – время ее подтверждения. Чаще всего оно составляет сутки, однако в некоторых случаях может пройти всего несколько часов или даже минут, прежде чем бронь подтвердится отелем. В туристические сезоны может наблюдаться обратная ситуация – подтверждение получается в течение двух-трех дней.

Цены в системах бронирования указываются, как правило, с уже включенными сервисными услугами и госпошлинами. Хотя в некоторых случаях цифры могут оказаться меньше реальных, без учета какого-нибудь налога. Например, во Франции действует налог, собирающийся с проживающих во французских отелях туристов. Он составляет около 1 евро с человека за день проживания и не всегда указывается в интернете.

КОЛЕСА

Разобравшись с вопросами жилья, неплохо бы подумать о средстве передвижения по незнакомой стране. Если выбираться за пределы города вы не собираетесь, то вполне хватит местного общественного транспорта. Но если хочется увидеть как можно больше и исследовать все самому, то машина напрокат – вещь просто необходимая.

Маленькие компании предоставляют машины порой в два раза дешевле, чем всемирно известные монстры проката, но гарантии, что арендатору выдадут нормальную машину, не облапошат при расчете и т. д., очень призрачные. Конечно же, существуют и надежные маленькие агентства, которые предоставляют нормальные автомобили по приемлемой цене, но найти такую – большая удача. Поэтому гораздо проще воспользоваться услугами Hertz, Europcar, Avis или Sixt.

Заблаговременное бронирование в случае с авто напрокат – вещь практически обязательная, поскольку в противном случае вы рискуете либо получить автомобиль по гиперцене, либо вообще остаться без машины. В целом для аренды тачки за рубежом необходимо всего два документа: водительское удостоверение и кредитная карта. Кроме того, арендатор должен иметь определенный водительский стаж (от 1 до 3 лет в разных странах) и быть не моложе определенного возраста (20-25 лет).

Онлайн-бронирование через сайты международных прокатных компаний происходит по следующей схеме. Выбирается место и время получения и возврата автомобиля, вносятся контактные данные, включая телефон и номер банковской карты. После этого распечатывается страница с бланком брони, и можно забирать машину в определенное время в оговоренном пункте проката. После бронирования прокатная контора заморозит на вашей карточке определенную залоговую сумму, которая будет разморожена сразу после возвращения машины в срок, в целости и сохранности. В зависимости от цены автомобиля, эта сумма составит от $200 до $1000. Кстати, при аренде дорогого автомобиля помимо прав прокатчикам нужно предоставить не одну, а две карты. Причем одна из них по статусу должна быть не ниже VISA GOLD.

Арендовать автомобиль конкретной марки не получится – в прокатных агентствах практикуется бронирование по классу. Компания может гарантировать только объем двигателя, кузов, коробку передач, но не конкретную марку и модель. Еще одно преимущество заблаговременного бронирования: если к вашему прибытию в пункте проката не окажется машины заказанного вами класса, прокатчик выдаст авто на класс выше, не взимая дополнительной платы – такой подход практикуется во всех крупных компаниях. Кроме того, у них можно брать машину в одном городе, а сдавать в другом, если это необходимо. Правда, это отдельно оплачиваемая услуга. Впрочем, вы можете об этом договориться и с мелкой конторой, и она вполне может не взять с вас никакой дополнительной платы (см. врезку).

С другой стороны, сотрудничество с именитыми прокатчиками ощутимо для кошелька. В зависимости от страны, времени года и класса автомобиля, цена за день проката будет варьироваться от 30 до 100 и выше евро. В то же время чем больше срок аренды, тем меньше арендатор платит за каждый день проката. Кроме того, чем раньше производится бронирование машины, тем в меньшую сумму обойдется ее прокат. Так, например, если в стране, в которую вы собираетесь в отпуск, курортный сезон начинается в июле, то имеет смысл позаботиться о бронировании автомобиля в апреле-мае – тогда вы будете платить за пользование авто по некурортным ценам.

А теперь о неприятном. Перед тем как принять машину, обязательно нужно поработать с Check-list. Это документ, куда заносятся все царапины и вмятины, оставленные предыдущими арендаторами. Пропустите что-нибудь – и при возвращении машины прокатчик обязательно вменит это “что-нибудь” вам.

Все машины выдаются застрахованными. Детали страховки обсуждаются с клиентом отдельно, и тут легко напороться на подвох. Страховка прокатного автомобиля слагается из трех частей: Theft Waiver, или THW – страховка от угона; традиционное страхование гражданской ответственности – Collision Damage Waiver, или CDW. Сумму последней многие прокатчики очень часто указывают с учетом франшизы – того самого замороженного залога с вашей карточки. В случае повреждения автомобиля (даже незначительной царапины) ремонт будет производиться за счет арендатора. Поэтому страховку с франшизой лучше не брать. Вместо нее нужно воспользоваться вариантом Super CDW (там, где он предлагается). Он на 4-8 евро в день дороже, зато снимает с клиента практически всякую ответственность. Единственное, чего не покрывает Super CDW – прокол шин. Соответственно, лысая резина или нет у выдаваемой вам машины – вопрос принципиальный.

Еще один подвох со стороны прокатчиков – километраж. В некоторых недорогих с виду тарифах установлен лимит на “километродни” (как правило, 200-300 километров в сутки). Его превышение чревато штрафными санкциями. Штрафуют также и за недозаправленный бак. В большинстве крупных прокатных агентств машины выдаются с полным баком бензина. В таком же виде их ждут обратно. Если бензина недостаточно, то принятую от вас машину дозаправят прямо в пункте проката. На те самые “замороженные” деньги арендатора и по ценам гораздо более высоким, чем рыночные. Третий “штрафной” пункт – опоздание. Прокатчики допускают опоздание на час, но стоит задержаться на час и одну минуту – снимут с карточки сумму за еще одни сутки проката. Впрочем, если быть внимательным и аккуратным, проблем возникнуть не должно. Главное – ничего не упустить. А еще главнее то, что ничего не упустить можно не просто в момент получения машины, а гораздо раньше, на стадии бронирования. Когда есть время посидеть перед монитором, помедитировать над тарифными таблицами и хорошенько все обдумать.

Именно возможность обдумать и распланировать детали предстоящего путешествия дают системы онлайн-бронирования. И хотя большинству туристов просто лень делать это самостоятельно, становится все больше людей, желающих сделать свое путешествие “от и до” уникальным, интересным и экономически выгодным. И лучшего инструмента для этого, чем системы онлайн-бронирования, пока, пожалуй, не существует.