15 лет назад 13 мая 2004 в 16:14 88

Итак, у вас родились мелодия и текст песни. Теперь вы хотите ее сыграть и записать на компьютере. С чего начать? Программа Cubase SX, о которой мне хочется рассказать, является достаточно мощным орудием звукозаписи, из которого, с одной стороны, не стоит стрелять по воробьям (например, использовать только для конвертации из mp3 в WAV), но с другой, эта программа может быть использована как гибкое и удобное средство решения задач, изначально более простых, чем многоканальная запись.

Cubase SX чем-то похож на красивую девушку, перед красотой которой трудно устоять. Аппетит приходит во время еды. Кто знает, может быть, попробовав сделать что-нибудь простое, вам захочется освоить новые горизонты. Не проще ли в этом случае знать, что все нужное у вас под рукой?

ВЫБОР ТЕМПА
Исходя из внутреннего ощущения, вам нужно выбрать оптимальный темп исполнения. Попробуйте спеть песню так, как вы поете ее обычно, а затем – быстрее или медленнее. Послушайте со стороны, лучше или хуже передается смысл и общее настроение.

Момент определения скорости исполнения является не таким уж и тривиальным, как может показаться на первый взгляд. Аранжировщик, как и сапер, ошибается один раз. Так, при записи нашей песни “Хорошо” ставилась конкретная задача: передать слушателю позитивное настроение простыми музыкальными средствами и в то же время не дать компьютерным технологиям убить это настроение.

К середине записи выяснилось, что песня звучит довольно апатично и вяло – что называется, не качает. Анализ записи живого концертного исполнения песни выявил, что ее темп в конце выше, чем в начале. В общем случае такое изменение темпа не должно положительно сказываться на восприятии песни, скорее наоборот. Но исключения только подтверждают правила.
После имитации живого исполнения на компьютере все стало на свои места. В ходе экспериментов темп песни в начале составлял 108, со второй половины гитарного соло поднялся до 109, а последний припев зазвучал уже на скорости 110 ударов в минуту.

В Cubase SX предусмотрена возможность изменения темпа – достаточно нажать Ctrl+M. При этом появляется окно Tempo Track. С левой стороны отображается число ударов в минуту, сверху – временная шкала. Для песни с постоянным темпом мы увидим график прямой. В нашем случае темп для песни выглядит как ломаная линия, со ступенечками на 54 и 71 тактах, то есть в местах повышения темпа.

Завершается этот этап созданием пилотного трека с приблизительным общим звучанием группы (это могут быть и несколько пилотных треков: пилотный вокал, пилотная гитара с басом). Пилот выполняет чисто вспомогательную функцию – позволяет составить представление о структуре песни (количество куплетов, проигрышей, припевов) и проверить правильность выбранного темпа. После записи всех остальных дорожек этот трек-черновик стирается.

ЗАПИСЬ БАРАБАНОВ
Запись живых барабанов в студии – один из самых сложных студийных технологических процессов. Без профессионального звукорежиссера тут никак не обойтись (впрочем, надо помнить, что и он не всесилен). Дело в том, что при записи ударной установки звук снимается одновременно с нескольких микрофонов, каждый из которых ловит не только свой барабан или тарелку, но и соседние. Надо ли говорить, что малейшее изменение положения микрофона меняет всю картину.
Существует несколько принципиально разных путей записи барабанов на компьютере.

– Путь первый предполагает наличие у музыканта многочисленных библиотек студийных сэмплов, сыгранных профессионалами. Вместо того, чтобы записывать барабаны для конкретной песни, нужно просто забить эти барабаны посредством MIDI-клавиатуры (можно использовать ритм-машину или нарисовать от руки в MIDI-редакторе; главное – представить ритм в виде MIDI-файла). Затем остается только с помощью виртуального сэмплера связать понравившиеся нам сэмплы с MIDI-файлом (подставить сэмплы).

К сожалению, красивая на первый взгляд идея при ближайшем рассмотрении оказывается не такой уж безупречной. Дело в том, что барабанщик (как и любой другой музыкант) играет не совсем так, как это делает машина. Хороший барабанщик четко держит акценты на сильных долях, но при этом промежуточные четверти или восьмые не совсем совпадают с арифметически точно выверенными компьютерными.

Про такого барабанщика говорят, что он играет с оттягом или с грувом, причем грув у каждого свой. Музыканты, играющие годами в одной и той же команде, достигают некоего единого грува ценой сотен репетиций и концертов. В этом случае слушательское ухо не проведешь, и правильный компьютерный ритм, пусть даже из качественно записанных в студии сэмплов, будет восприниматься всего лишь как бездушное бряканье.

– Путь второй – еще одна попытка использования студийных библиотек, на этот раз лупов. Диски с лупами, как правило, содержат несколько вариантов одного и того же ритмического рисунка (как раз для того, чтобы в результате их комбинирования у слушателя возникало ощущение игры живого барабанщика) плюс всевозможные варианты синкоп, сбивок, ритмических перебивок-филов (от английского fill), заполняющих промежутки между фрагментами основного ритма. На этот раз все упирается только в то, подходит ли для вашей песни этот грув и этот темп.

Вот тут наступают будни морзиста-подводника. Если бы вы знали, сколько времени музыканты теряют в поисках нужного лупа! Через несколько часов сидения в наушниках и клацанья мышкой хочется просто написать новую музыку и слова под любой другой готовый ритм. Но и это еще не все. Даже если вы найдете в библиотеке какого-нибудь бешеного негра ваш ритм, окажется, что либо бочка сыграна не тем звуком, либо с тарелками перебор, либо все хорошо, но темп на 20 единиц выше.

Кстати говоря, темп до пяти единиц можно спокойно пересчитать либо в Cubase (целых три алгоритма), либо с помощью специализированных программ вроде Prosoniq TimeFactory (www.prosoniq.com) или Celemony Melodyne (www.celemony.com). Впрочем, любой пересчет – это лишняя оцифровка, еще один гвоздь в гроб живой музыки.

– Путь третий. Хитрые заграничные граждане, наступив на вышеозначенные грабли, смекнули, что так дело не пойдет, и создали программы-инструменты, подобные Steinberg Groove Agent и Spectrasonics STYLUS (Vinyl Groove Module).

Это, с одной стороны, и в MIDI (каждой ноте назначается в соответствие не удар, а целый ритмический рисунок), и вроде как живой луп. В Groove Agent, между прочим, есть забавные ручки для регуляции грува, типа “кураж” или “оживляж”. Зато STYLUS (дистрибутив которого идет на пяти дисках) предлагает больше вариантов ритмических рисунков.

– Путь четвертый. Наши отечественные разработчики компании MusicLab (www.musiclab.com) тоже кое-что придумали, например Slicy Drummer и Fill-in Drummer (модули для грува и для перебивок соответственно). Общая идея – дополняемая библиотека забитых с грувом MIDI-секвенций.

– Наконец, путь пятый. Есть люди, которые снимают нужный грув с живого ритма живого негра и переделывают его под себя. Но это, конечно, высший пилотаж. Тем же, кто не является асом в деле создания MIDI-секвенций на основе живого лупа, помогут программы вроде ReCycle от Propellerheads Software (www.propellerheads.se).

Разумеется, вы можете смело комбинировать указанные выше варианты и даже придумывать свои. В нашем случае (с песней “Хорошо” мы пошли по второму пути) удалось найти подходящий луп живых барабанов неизвестного происхождения. Дорожка так и называется: Main Loop. Обратите внимание на то, что у лупа есть несколько вариантов, для припева он сыгран с другими тарелками, имеются промежуточные сбивки.

Помимо основного трека используются еще два вспомогательных – для тамбурина и перкуссии, а также две дорожки с эффектами: звук стиральной доски или какой-то этнической трещотки и колокольчик. Кроме того, используется один MIDI-трек для размашистого удара crash-тарелки. На примере этого MIDI-трека видно применение VST-инструмента Battery (путь первый в нашем изложении) от компании Native Instruments Software Synthesis (www.native-instruments.com). Этот инструмент позволяет присвоить той или иной ноте конкретный звук. В данном случае нотам ми и ля третьей октавы назначены звуки двух тарелок.

Как можно видеть, для расстановки акцентов этот путь не так уж плох. Но забивать по MIDI всю партию барабанов мы не стали, ведь живой луп, сыгранный с грувом, всегда предпочтительней, чем искусственно забитый ритмический рисунок. Итак, шесть дорожек, смонтированных дома на компьютере, заменили дорогостоящую студийную запись с живым барабанщиком.
Хотелось бы коснуться еще одного момента, связанного с изменением темпа.

Естественно, при изменении темпа мы должны пересчитать барабаны, которые начинают играть быстрее вначале с 54, а затем с 71 тактов. В Cubase SX это делается достаточно просто. Если нажать мышкой на кнопку с синим символом-стрелочкой Object Selection на верхней панели основного окна, появляется ниспадающее меню, в котором надо выбрать Sizing Applies Time Stretch. Теперь, потянув мышью за правый нижний край wav-фрагмента до тактовой черты (курсор мыши в этот момент меняет свою форму, и появляется надпись Stretch), мы без труда пересчитываем темп.

С MIDI-партиями дело обстоит еще проще. MIDI-последовательности привязаны непосредственно к тактовым долям, поэтому при изменении темпа MIDI-партия автоматически приходит в соответствие с новым темпом и ничего пересчитывать для MIDI вообще не надо.

КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАПИСЬ ГИТАР
– Способ первый. Забивка гитарной партии в MIDI. На наш взгляд, это сравнимо только с любовью к резиновой женщине. Так и быть, назовем одну программу – Steinberg Virtual Guitarist и скажем, где можно посмотреть примеры и почитать о ее использовании – www.moline.ru/equip/studio/softsynth/vg/steinbergvirtualguitarist.php. Но больше – ни слова.

– Способ второй. Другое дело, когда играет живой гитарист, а сигналы с его гитары с помощью датчиков переводятся в MIDI-формат, чтобы затем подставить не гитарные, а совершенно другие звуки. Этим активно пользовался Роберт Фрипп (King Crimson). А в одном из прошлых номеров Upgrade Special вы могли прочесть о том, что уже сейчас в массовом производстве появились гитары, изначально снабженные цифровым выходом, а значит, будущий музыкальный прорыв по всем прогнозам ожидает нас именно здесь.

– Способ третий. Гитарные сэмплы – вещь хорошая. Но автору лишь однажды удалось при помощи сэмпла заменить живого гитариста. Это произошло при записи последней версии песни “Заволоклом” (www.filma.net/a.html). Всего один аккорд, взятый неизвестным гением (интересно, как такое записывают?), придал песне привкус настроения, царящего в фильме Джармуша “Мертвец”.

– Способ четвертый. Традиционная живая запись. В студии при записи гитар и баса звук обычно снимают микрофоном с комбика (колонки). При этом звучание получается более естественным – колебания живой мембраны, снятые хорошим микрофоном, позволяют получить такую атаку сигнала, какую трудно услышать при записи в линию.

В виртуальной жизни существуют плагины типа AmpliTube (Physically Modeled Guitar Amp&Fx) (www.amplitube.com) от IK Multimedia, где можно имитировать использование настоящих студийных комбиков с различными параметрами. Более того, существуют целые библиотеки стандартных настроек – пресетов. Особенно примечательна библиотека VIP, где можно выбрать настройки, имитирующие гитарные звучания, характерные, скажем, для Red Hot Chili Peppers, U2, Aerosmith, Джими Хендрикса, Ленни Кравица, Стива Вэя и других VIP-персон.

В песне “Хорошо” все гитары живые. Для гитарного соло в песне нам приглянулся VIP-звук, который носит название George 60’s II. Добавим, что в работе использован довольно распространенный прием, когда одна гитарная партия прописывается дважды на двух отдельных дорожках. У нас так записана акустическая гитара. При записи перебора электрогитары также используются два варианта, сыгранных в высокой и низкой тесситурах. В случае акустической гитары достигается большая плотность звука, а два перебора (высокий и низкий) электрогитары, разведенные по панораме в разные колонки, создают приятный психоакустический эффект.

Кстати, при записи демо к нашей песне “Назад детка” основной гитарный рифф был сыгран на бас-гитаре, а AmpliTube сделал из бас-гитары электрическую. Творчески используя имеющиеся средства, можно достичь поразительных результатов и даже открыть нечто новое. Smashing Pumpkins, например, при записи одного из альбомов специально сняли микрофоном звук царапающего по струнам медиатора, чтобы, подмешав его к основному электрическому, получить необычно острую гитару.

Несколько слов о самих инструментах. Качество гитары, конечно же, решает очень многое. Чем ваш инструмент лучше, тем лучше будет звучать его обработка на компьютере и тем легче будет добиться того, к чему вы стремитесь. Западные монстры при записи своих альбомов все-таки не просто из пафоса используют разные гитары (каждая из которых стоит не одну тысячу долларов) и дорогие аппаратные примочки.

Но, возможно, вы авангардист-экспериментатор или панк, и традиционный звук вам совсем ни к чему. Или, к примеру, вы делаете ставку на своеобразный звук или на уникальный драйв и живую энергетику. Наконец, не исключено, что в ваших песнях главное – слова, а гитара и ее звук – вопрос не принципиальный. В этих самых случаях, когда вы ведете себя не как слепой подражатель, а как самостоятельная творческая личность, компьютер – ваш друг и помощник. Помните: посудомойщик Beck за $300 записал песню “Loser”, которая разошлась по всему миру миллионными тиражами.

ЗАПИСЬ БАСА
Барабаны и бас, как известно, относят к ритм-секции. С другой стороны, бас является таким же струнным инструментом, как гитара. Эта двойственность приводит к тому, что для записи баса могут использоваться те же приемы, что и для перечисленных выше инструментов.

Обычно бас пишут либо одновременно с барабанами (правда, в домашних условиях это очень непросто), либо сразу после них.
Бас, забитый по MIDI, выглядит менее утопично, чем гитара. Когда человек аккомпанирует себе на рояле, он, как правило, ведет или обозначает басовую тему. Так что если мидийный бас забивается с клавишных, да еще и подзвучивается синтетическими электронными звуками, это не вызывает раздражения.

Электронный бас – это уже вопрос выбора стиля и манеры звучания. Виртуальные басовые инструменты, схожие со STYLUS для барабанов, существуют и вполне успешно применяются пользователями. Скажем, Spectrasonics, выпустившая STYLUS, предлагает в этом контексте TRILOGY (Total Bass Module) (www.spectrasonics.net/instruments/trilogy.html).

Если же вы играете живую гитарную музыку, вам больше подойдут в точности те же советы и приемы, что были описаны нами в разделе записи традиционных живых гитар, и за редким исключением те же плагины. В AmpliTube, например, есть набор некоторых басовых пресетов.

В работе над “Хорошо” мы практически не использовали никаких виртуальных обработок для баса, кроме легкой общей компрессии. Пятиструнный MusicMan StingRay5 и так звучит достаточно плотно. Но если в вашем случае качество инструмента оставляет желать лучшего, то без коррекции виртуальными приборами не обойтись.

ЗАПИСЬ КЛАВИШНЫХ
Что записывать раньше – клавиши или гитары? Все зависит от функций этих инструментов в контексте песни. Как правило, после барабанов и баса пишут самый фактурный инструмент, определяющий характер песни. Современные клавишные как нельзя более подходят для компьютерной записи, поскольку являются самым что ни на есть мидийным инструментом. С появлением компьютерных инструментов, виртуальных синтезаторов, MIDI-библиотек количество звуков, которые теперь могут извлечь клавишные, стало практически неограниченным. А появление мультимедийных клавиатур с поддержкой USB делает наличие звуковой карты с MIDI-входом для своего подключения вообще непринципиальным.

Во время работы с “Хорошо” поиск подходящего звука и музыкальной темы стал для группы “Конец фильма” самой большой творческой проблемой. Нужен был достаточно яркий тембр, подчеркивающий настроение песни, но не настолько крикливо-агрессивный, чтобы привлекать к себе все внимание. В итоге в качестве музыкальной темы была выбрана одна гитарная риффовая партия, первоначально сыгранная на акустической гитаре. (Когда писались гитары, эта партия оказалась лишней – слишком много было схожих тембров других гитар.)

Нужно было просто понять, звук какого негитарного инструмента ляжет в фонограмму. В конечном итоге все же был выбран тембр бандеона (маленького аккордеона). После того, как была записана партия бандеона, возникла идея добавить какой-нибудь беззаботный свист. Вместо свиста в библиотеке для VST-инструмента HALion от Steinberg Media Technologies нашелся более интересный звук окарины.

В инструментальной части во время гитарного соло использовался клавишный подклад (beluga tremolo pad 2), взятый из библиотеки Vampires and guitars.glo (Вампиры и гитары) для VST-инструмента Absynth от Native Instruments Software Synthesis (www.native-instruments.com/index.php?absynth2_us&ftu=b0631f17c0).

ЗАПИСЬ ВОКАЛА
После сказанного выше становится понятно, почему вокал пишут в самую последнюю очередь, когда уже все ясно с темпом, ритмом, когда выкристаллизовались партии всех инструментов. На хорошо сработанную, грамотно аранжированную фонограмму голос ляжет более естественно, чем если бы он писался в начале или в середине процесса записи других инструментов. Сравнение с пилотным вокалом (вокалом, звучащим с первоначального пилотного трека) практически всегда подтверждает этот факт.

Для записи вокала дома нужно иметь некоторое представление о том, как это происходит в студии и какие факторы записи оказываются существенными. На рисунках представлены два микрофона: слева студийный конденсаторный Neumann U87, стоящий дороже, чем средний компьютер (от $2000 и выше), и концертный Shure 58 (от $120).

Дороговизна первого легко объясняется использованием сплавов дорогих элементов для изготовления мембраны, второй же создавался как рабочий концертный инструмент вокалиста (хорошо передает динамику вокала, устойчив к ударам) и не рассчитывался на достоверную передачу всех диапазонов частот вокала.

Но если качество передачи вокала может быть действительно существенным, то устройство, призванное задерживать избыточную голосовую атаку (блокировать плевки, перешкаливание уровня записи на звуках “п” и “т”), в обоих случаях состоит из куска двойного капрона, натянутого на каркас. Дизайн устройства слева бесспорно выигрывает по сравнению с натянутыми на проволоку женскими чулками, зато разница в цене – до $150.

В конце концов, не сбрасывайте со счетов вариант записи вокала в студии. Плата за 1-2 часа студийного времени вас вряд ли разорит. (Запись живых барабанов обойдется вам значительно дороже – часа три уйдет только на отстройку их звука.)
Монтаж вокального трека (сборка голоса из нескольких дублей) вполне можно проводить в домашних условиях без ущерба для качества. Важно придерживаться нехитрых рекомендаций.

– Когда вы монтируете вокальный трек (как, впрочем, и любой другой) прослушайте его сольно на наличие щелчков на стыках. На рисунке слева показано, как надо правильно монтировать стык. На рисунке справа трек смонтирован неверно – будет слышен щелчок.

– Как правило, есть один или два дубля, которые в целом лучше других, – их и берите за основу.
– Не увлекайтесь расчленением цельных фраз – теряются человеческие интонации.

Плагины для обработок вокала
– Компрессоры. Это семейство плагинов повышает плотность голоса, скрадывает дефекты дикции и технические погрешности записи, когда вокалист слишком сильно вертит головой у микрофона, и так далее.
– Реверы (пространственно-акустические, панорамные обработки вокала, имитирующие звучание в том или ином помещении, концертном зале, каньоне). Это задержки (delays), холлы, эффекты эха и прочие имитаторы более сложных акустик.
– Тюнеры, выправляющие криво спетые ноты или даже меняющие тональность всей вокальной партии. С их помощью ваш голос зазвучит как голос птицы-говорун или Шер в песне “Believe”, а может, как у Кидиса из Red Hot Chili Peppers (смотря кто и как будет отстраивать звук).
– Вокодеры, искажающие реальный тембр. Есть люди, которым кажется модным, когда голос звучит как перегретая бормашина. Для них подходят всевозможные металайзеры, гитарные флэнжеры, дисторшны и прочие технические изыски. Вспомним группу Garbage или припев Земфириной “Я искала тебя”, чтобы понять, о чем идет речь.

Так, в записи основного вокала нашей песни использовались компрессоры Waves Renaissance DeEsser и Waves Renaissance Compressor из мощного пакета плагинов Waves Diamond Bundle v4.05 американо-израильских разработчиков Waves, Inc. (USA), Waves Audio Ltd. (Israel) (www.waves.com), компрессор PSPTreble v1.7 разработчиков Professional Sound Project (www.pspaudioware.com).

На сведении подпевок пригодились тюнеры VoiceDesigner 1.03 от Steinberg Spectral Design и Antares Auto-Tune 3. Первый из них использовался для изменения голосовых формант (тембровой окраски голосов), второй – для легкой подстройки подпевок относительно друг друга.

ШУМОВЫЕ ЭФФЕКТЫ
Самое большое удовольствие при создании записи доставляют эксперименты, связанные с использованием всякого рода шумов. В интернете полно звуков – от мычания коров и треска костра до воя сирен и треска пулеметных очередей. Тут можно дать волю своей творческой фантазии, по-разному комбинируя эти звуки между собой.

Звуки веселой компании в конце песни “Хорошо” создавались комбинацией двух mp3-шумов BarWalla, GroupLaugh голливудского набора киношных эффектов с фрагментами голосов Евгения Феклистова и радиоведущего Константина Михайлова из прямого эфира группы “Конец Фильма” на радио “Онлайн”.

Полезные советы
– Позаботьтесь о том, чтобы у вас был звукорежиссер (хотя бы условный: человек который отслеживает уровень записи и контролирует ее запуск и остановку).
– Не записывайтесь с мороза, с бодуна, в плохом настроении – за исключением тех случаев, когда вы хотите поделиться своими ощущениями со слушателями.
– Постарайтесь полностью отдаться процессу. Вы должны быть сконцентрированы, но не судорожно напряжены.
– Не стоит делать больше 7-10 вариантов записи: интонации начнут повторяться, а голос устанет.
– Не всем легко петь в наушниках, с непривычки многие начинают фальшивить. (В этом нет ничего постыдного. Известно, например, что Боно из U2 не очень-то любит стандартный студийный мониторинг и предпочитает писать голос вместе с живой группой.) Чтобы лучше себя слышать, вы можете приспустить одно ухо наушника и попробовать спеть таким образом.

Необходимое пояснение
Вся запись, за исключением вокала, осуществлялась на Pentium IV с частотой 1600 с 768 Мб оперативной памяти на борту. Компьютер оснащен двумя винчестерами Barracuda IV, RAID не использовался. Звуковая карта Audiophile 2496. Голос записывался в профессиональной студии. Сведение происходило на компьютере Pentium IV 2,4 с 1024 Мб оперативной памяти, звуковой платой Aardvark 2020 (снятая с производства плата, на сегодняшний день ей соответствует более современная модификация Aardvark LX), мониторами JBL25 (профессиональные мониторы начального уровня, то есть далеко не самые крутые). Таким образом, очевидно, что в профессиональных условиях был записан только вокал.

DirectX, VST, ASIO и Latency
Работа аудиокарты с приложениями происходит через драйверы, которые в свою очередь могут быть написаны под разные API. Первоначальный мультимедийный интерфейс от Microsoft, который назывался MME (MultiMedia Extensions), был актуальным очень недолго. На смену ему пришло новое детище от Microsoft под названием DirectX. Благодаря этому интерфейсу удается на программном уровне обеспечить использование быстрых преобразований графики и звука.

Но использование универсальных алгоритмов почти всегда идет в разрез с оптимизацией решения более узкой конкретной задачи. Компания Steinberg разработала свой открытый интерфейс ASIO (Audio Stream In/Out). Как явствует из названия, производителями ставилась конкретная задача оптимизировать ввод-вывод аудиопотока: никаких компромиссов, максимальная эффективность взаимодействия именно звуковых драйверов исключительно со звуковыми программами. В результате удалось добиться рекордно малых значений задержки (latency) при записи звука через звуковую карту. Это привело к тому, что профессиональные требования к скорости работы звукового железа стали приемлемыми для целого ряда устройств лишь за счет использования новых драйверов.

Проблемы с сэмплами
При использовании дисков с фирменными сэмплами (прежде всего это относится к очень популярным сэмплам от AKAI) вы можете столкнуться с тем, что Windows не сможет их прочитать. Дело в том, что эти диски записаны в другом формате. Не забывайте о том, что когда-то были только аппаратные сэмплеры и о компьютерной совместимости форматов никто сильно не задумывался. Извлечь нужную информацию вам поможет программа CDXTRACT (www.cdxtract.com) – универсальный сэмплерный конвертер. Кроме формата AKAI им поддерживаются форматы дисков Roland, EMU, Kurzwell и MPC.
Кстати, некоторые из таких дисков читает VST-инструмент HALion (во всяком случае, с AKAI проблем не возникает).

Полезные советы
– Не начинайте запись с первого такта. В ходе работы могут возникнуть изменения в структуре песни, появятся новые идеи относительно вступления. Место в начале в этом случае может пригодиться, и вам не придется двигать целую кучу дорожек, освобождая пространство для новых идей.
– Чтобы вам было удобнее работать, организуйте запись так, чтобы дорожки были распределены по группам. В Cubase SX есть возможность создавать папки для дорожек. Создайте отдельные папки для барабанов, для вокальных треков, для гитар, раскрасьте дорожки соответственно группам. Открыв сессию через полгода, вы без особого труда сориентируетесь и легко найдете ту или иную партию инструмента. К тому же это сэкономит нервы тому человеку, который будет заниматься сведением.
– Находясь в открытой сессии Cubase (или другой аналогичной программы), не архивируйте, не копируйте, не перемещайте, а тем более не удаляйте файлы, связанные с вашей сессией, внешними программами. Поверьте на слово, на этом деле погорело достаточно народу. Будете собирать свои дорожки по всему винчестеру, что-то непременно перестанет читаться, что-то пропадет. Лучше используйте функцию сохранения сессии в другой папке самой программы. В этом случае перенесутся только необходимые для работы файлы. Не забудьте только, что вам надо будет отдельно сохранить настройки и используемые библиотеки VST-инструментов (за плагины не переживайте, их настройки сохранятся).

евгений феклистов ef@filma.net, группа “Конец фильма”