11 лет назад 10 марта 2008 в 15:09 113

Великое противостояние

Порноиндустрия заслуживает почтения хотя бы потому, что двигает вперед визуальные технологии. Не исключено, что dvd-плейером мы обязаны состоятельным поклонникам порно. Но с развитием интернет-технологий, обернувшимся всплеском персонально-виртуального общения – с наступлением эпохи web 2.0, одним словом – порно переживает тяжелые времена.

Интернет-сообщество, захватившее власть в веб-пространстве нового поколения, живет за счет интерактивного и вместе с тем персонифицированного взаимодействия. Поскольку секс интерактивен, а “продукция для взрослых” ориентирована на индивидуальное потребление, казалось бы, на сайтах Web 2.0 ей самое место. Но за редким исключением поставщики “клубнички” чураются форматов, предполагающих свободное обращение пользователя с контентом: на проблему пиратства индустрия порно реагирует чуть ли не острее, чем звукозаписывающие лейблы.

А зря: возможности Web 2.0 – находка для веб-мастеров, специализирующихся на порно. Чем свободней пользователь в своих действиях, чем интенсивней его общение с другими пользователями, тем лучше осведомлен веб-мастер о его предпочтениях, склонностях, впечатлениях и неудовольствиях. По существу, к услугам веб-мастеров – целая команда добровольных помощников, способных успешно направлять развитие сайтов.

Впрочем, опасения профессионалов порно нетрудно понять. Интернет-сообщество ведь не только помогает – оно еще требует ежедневного неустанного контроля, без которого сайт рискует быть погребенным под наплывом спама или просто бесславно прекратить существование. Кроме того, пользователей на первых порах необходимо привлекать – зажечь их идеей нового социального ресурса.

Но технические и финансовые затраты, сопряженные с адаптацией порно к Web 2.0 – не главное препятствие на этом пути. Настоящая трудность лежит в правовой сфере. Сегодня наполнение контента почти любого жанра его же пользователями – явление, приобретающее невиданные масштабы: даже газеты и те взяли на вооружение практику публиковать заметки простых читателей. Но стоит порноресурсу последовать их примеру – оставить наполнение сайта на усмотрение пользователей – как о себе напомнят американские правовые нормы, предписывающие вести учет всей порнографической продукции. Нетрудно себе представить, какими хлопотами обернется такой учет в условиях Web 2.0-ресурса.

И все-таки приход Web 2.0 во все сферы неизбежен, потому что фактически он уже совершился. Сегодняшние люди желают участвовать в создании собственных развлечений. А если не участвовать, так хоть бы делиться ими, способствовать распространению приятных и, наоборот, пресекать скучные. Чем живет современный подросток? Ходит в школу, эсэмэсится, чатится, обменивается информацией, музыкой, новостями. Повзрослев, он пристрастится к взрослым удовольствиям, но будет требовать от них той же функциональности. А по-другому ему уже неинтересно.

ХОЛОДНЫЙ ДУШ ДЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

YouPorn – самый посещаемый в мире социальный сайт для взрослых, обогнавший по числу пользователей CNN и Weather.com вместе взятые. Однако в ближайшем будущем YouPorn и другие аналогичные ресурсы рискуют вообще оказаться не у дел – если США одобрят поправку к закону, предписывающему производителям порно вести учет своей видео- и фотопродукции. Это расширит действие закона на социальные сайты, обязав каждого, выставляющего в Сети свое или чужое смелое изображение, сообщать полное имя модели, дату рождения и прочую личную информацию. Сайты, в свою очередь, обяжут хранить данные до тех пор, пока существует само изображение, и предоставлять их в вышестоящие органы по первому требованию – с понедельника по пятницу, с 9 утра до 5 вечера.

Порностудии с трудом справляются с действующими требованиями. Что же ждет социальные ресурсы? Кто станет проверять данные, которые сообщил пользователь, и отвечать за ложную информацию? Откроют ли социальные сайты офисы по всей стране, с тем чтобы каждую модель зарегистрировать лично? Да сопутствует удача этому отважному предприятию!

Но не только технические трудности встанут на пути новых правовых норм. В отличие от порноиндустрии, члены социальных веб-сообществ не зарабатывают на секс-контенте. Для них он – предмет и способ взаимодействия, повод к дискуссии, критике, обмену впечатлениями. Законодательные ограничения, даже самые смехотворные, можно навязать бизнесу, но попробуй призвать к порядку миллионы индивидуумов, вовлеченных в невинную практику человеческого общения.

ВИРТУАЛЬНЫЙ СЕКС: ПОРНОГРАФИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Развитие технологий открывает новые грани нашей сексуальности. Сегодня, когда виртуальное пространство формируется самими пользователями, понятие “порно” утеряло свой когда-то прозрачный смысл – порнографического контента, производимого конкретными людьми с коммерческой целью.

Парочка, снимающая себя дома на видео и забавы ради выставляющая запись в Сети на всеобщее обозрение – порно ли это? Женатый человек, раз в неделю балующий себя интерактивной “клубничкой” – он что, виновен в виртуальном адюльтере? А его склонность объединять собственную спальню с виртуальным пространством чат-рума – выдает ли она в нем свингера? Ну а если маленькая слабость перерастает в привязанность или даже влюбленность – в нее, в него, в них – значит ли это, что он полигамен? И что напоминают такие отношения – подлинное чувство или легкий флирт? Или, может, съемочную площадку, где актер – одновременно и зритель?

Еще двусмысленней статус девушек, посредством веб-камеры транслирующих свои сексуальные забавы в интернет за деньги. В отличие от многочисленных завсегдатаев социальных сетей “для взрослых”, такие девушки не столько самовыражаются и получают удовольствие, сколько делают бизнес. Однако их деятельность слишком интерактивна, чтобы отвечать понятию “порно” в его традиционном понимании.

Пять лет назад всех этих вопросов не было и в помине. А теперь смешение порнографии и сексуального общения, вызванное напором технологий, обязывает нас выработать новые социокультурные представления. Мы вынуждены снова и снова осмысливать и приспосабливать свои убеждения, страхи, желания и клише к меняющимся технологическим условиям.

Виртуальные отношения, состоящие в дискуссиях, обмене картинками, комментариями и замечаниями, не являются порнографией в привычном смысле, но, может быть, стали ею в сегодняшнем мире? Или, по крайней мере, готовятся стать? Может, все наоборот, и вовсе не технологии меняют порно, а порно диктует веб-пространству путь развития? Amazon.com, к примеру, далекий от порнографии ресурс, который, однако ж, обзавелся всеми модными Web 2.0-причиндалами, продает секс-игрушки и порнофильмы.

Сегодня остались еще те, кто верит, что в их жизни нет порно – есть виртуальный секс. Но если неугомонные агрессивные технологии не притормозят, границы окончательно рухнут, а дискуссия о порно и сексе утратит всякое содержание.

ВИРТУАЛЬНЫЙ МИР СТАЛ РЕАЛЬНОСТЬЮ

Новые японские технологии позволят перемещаться по виртуальному пространству игр вроде Second Life, как по реальному – движением тела или даже мысли.

Исследовательская группа из Университета Токио разработала систему виртуальной навигации, использующую обычную веб-камеру и “волшебный” ковер: игрок с закрепленной на поясе камерой, объективом направленной вниз, перемещается по ковру, а его движения отображаются на настенном экране в трехмерной виртуальной реальности. Эффект обеспечивают внедренные в ковер цифровые коды изображений, меняющиеся в зависимости от наклона камеры и позволяющие вычислить параметры движения игрока. Изобретение недавно продемонстрировал один из его авторов, Катсунори Танака: исследователь шел по ковру, то поворачивался, то наклонялся к полу, а его компьютерный двойник безошибочно копировал все телодвижения. Когда Танака заглянул под виртуально припаркованный автомобиль, экранное изображение поменяло перспективу – отклонилось вниз, демонстрируя, что же послушно склонившийся виртуальный персонаж видит под машиной.

В другом токийском университете – Кейо – ученые обеспечили игроку совсем уж глубинное родство со своим двойником – мысленное. Система использует электроды, присоединяемые к голове игрока и фиксирующие активность мозговых отделов, отвечающих за движения. Технология действует благодаря тому, что у человека, в мыслях совершающего телодвижения, активизируются строго определенные участки мозга. Правда, система еще не доработана: трудность состоит в том, чтобы вовремя перестать думать, иначе экранная копия уйдет слишком далеко.

На пути к трехмерному интернету

Виртуальные миры, такие как Second Life, Active Worlds, Pimp My Ride и др., подобны обнесенным стеной садам – их трехмерные ландшафты существуют без всякой связи друг с другом. Группа из более чем 20 компаний, в том числе IBM, Linden Lab, Multiverse и Forterra Systems, выступила с инициативой по созданию виртуальной вселенной – системы взаимосвязей и общих стандартов для виртуальных миров. Главная цель проекта – позволить пользователям перемещаться между мирами с той же легкостью, с какой сегодня осуществляется навигация между веб-сайтами. При этом активы, накопленные в одном мире, должны сохраняться в неизменном виде при переходе в другой. Так, приобретя автомобиль в Pimp My Ride – виртуальном мире компании MTV – игрок получит возможность похвастаться им в Second Life.

РЕАЛЬНЫЙ ВИРТУАЛЬНЫЙ СЕКС

Очередной прорыв в сфере виртуальных технологий коснулся теледильдоники – передачи физических и эмоциональных ощущений, сопутствующих интимной близости, через программное обеспечение и специальные технические средства. Японская компания Segment представила новую разработку – плод сотрудничества компьютерщиков, дизайнеров и сексологов: систему из двух виртуально связанных устройств, передающих от одного партнера к другому видеоизображения и тактильные ощущения. Первое обеспечивается веб-камерой, второе – высокотехнологичной имитацией половых органов, оснащенной сенсорами и моторчиками: прикосновение к сенсорам одного устройства (которое называется Run) воспринимается и воспроизводится моторчиками другого (Takumi).

Новинка действует только “в одну сторону” и предназначена для виртуального ублажения мужчины. Разработчики позиционируют ее как незаменимый профессиональный инструмент для порномоделей, требующий, правда, массового приобретения мужчинами “ответной” части системы – воспринимающей виртуальные ласки. Однако перспективы у нового изобретения куда более впечатляющие – не ограниченные узким кругом профессионалов от порно. Вообще, объединение виртуального взаимодействия с физическим – естественный шаг на пути развития интернет-технологий, а секс – лучшая форма для реализации такого объединения.

ИНТЕРНЕТОМ ПО СЕКСУАЛЬНОМУ НЕВЕЖЕСТВУ

Производители порноиндустрии бьют тревогу: перед ними, мол, встала острая необходимость повысить качество своей продукции и совершенствовать пиар-стратегии, ибо информированность сегодняшних граждан в сфере секса и порно достигла небывалых масштабов. И главный ее источник – интернет: обилие в Сети специализированных образовательных и рекомендательных материалов.

Однако трудно согласиться с тем, что поголовной сексуальной подкованностью и раскованностью мы обязаны засилью специальной литературы: будь дело только в ней, результат дал бы о себе знать десятилетиями ранее. Скорее, современные посетители секс-шопов, даже самые робкие из них, почерпнули свои знания в мириадах блогов, чатов и прочих интерактивных ресурсов. Каждый, кто хоть раз переступал виртуальный порог подобного веб-пространства, внес свой вклад в борьбу с сексуальной застенчивостью.

Даже если вы сами не болтаете в чатах о сексе, наверняка кто-то из ваших знакомых этим грешит. Ну или в крайнем случае – крутит роман по электронной почте. Все эти ребята вносят в наши умы неведомую прежде свободу и открытость, а сами они уже раскрепостились необратимо – после полугода посещений социальных секс-сайтов пути назад нет. Спросите любого, кто производит, продает или пишет о секс-продукции: стоит кому-то узнать об их ремесле, как за секундным смущенным изумлением следует радостное волнение от возможности поделиться своими сексуальными впечатлениями.

А ДАННЫЕ ТЕКУТ…

Пользователи самого популярного в мире социального сайта MySpace, в том числе несовершеннолетние, больше не могут быть спокойны за конфиденциальность фотографий, размещенных на их профайлах. Доступ к персональным фотогалереям обеспечивается несложной хакерской процедурой: присоединением общедоступного идентификационного номера пользователя, так называемого “Friend ID”, к особому URL-адресу, циркулирующему в Сети с октября прошлого года. Примерно в то же время ряд коммерческих сайтов предложил свои услуги по автоматизации доступа к любым частным фотографиям на MySpace: желающим оставалось лишь ввести “Friend ID” нужного пользователя.

А началось все с того, что на одном из музыкальных форумов некто обратился к группе пользователей, открыто объявивших себя педофилами, с просьбой помочь в поиске фотографий 16-летней девушки, пленившей его сердце. Ответ не заставил себя ждать. “Я знаю, как их достать”, – ответил один из форумчан и обнародовал ссылки на 43 фотографии девушки с ее личной странички на MySpace. На следующий день по чьей-то просьбе он же опубликовал ссылки еще на 12 фотографий 15-летней девушки, чей профайл также был персональным.

Скандальная история получила огласку в неподходящее для MySpace время: руководство сайта как раз подписало соглашение с генеральными прокурорами 49 американских штатов об усилении мер безопасности, направленных против педофилов и других сексуальных преступников. Проведенное ранее расследование выявило сотни пользователей MySpace, в свое время осужденных за преступления на сексуальной почве.

Утечка персональных данных, существовавшая так долго и на виду у всех, подтверждает, что у владельцев MySpace впереди большая работа. Но вряд ли они одиноки в своих заботах: отныне безопасность пользователей социальных сетей под большим вопросом.